Сделай Сам Свою Работу на 5

Будьте естественны, спокойны и расслабленны.





Соотношение между активностью и расслаблением отображается в Инь и Ян Диаграммы Тайцзи. Нельзя быть полностью расслабленным, если вы хоть частично активны. Релаксация требует успокоения и тела, и сознания. Надо научиться расслаблять тело и вводить сознание в состояние расслабленной бдительности. В тайцзи-цигун жизненный дух, или шэнь, также должен быть успокоен. Так вы избежите усталости, достигнете чувства удовлетворенности и сохраните свою энергию.

2. Сочетайте волю и ци.

Ци высвобождается через сочетание пренатальной и постнатальной ци; этот результат достигается благодаря визуализации и постоянной практике. Контролю над ци способствует также практика перемещения ци усилием воли и разума. Когда внутреннее и внешнее дыхание станут полностью целостным процессом, тогда дыхание будет медленным, мягким и глубоким.

Добейтесь прочности нижней части туловища и ног.

«Опустошая сердца и умы людей и наполняя их желудки, вы ослабляете их амбиции». Это изречение Лао-цзы применимо к эффекту, оказываемому пренатальным дыханием на тело и дух. Пренатальная ци -источник всей жизнедеятельности. Ей принадлежит важная роль в креативных процессах дыхания и роста и в деструктивных процессах старения, болезни и смерти.



У новорожденного ребенка нижняя часть тела более плотная, или полная, чем верхняя. К наступлению половой зрелости эта плотность перемещается в верхнюю часть туловища и руки. Многие старики нетвердо держатся на ногах, шатаются и т. п. Это как раз пример того, как сравнительно более плотная верхняя часть тела покоится на непрочных, пустых ногах. Практика тайцзи-цигун приостанавливает этот процесс, а то и поворачивает его вспять, делая нижнюю часть тела более прочной и устойчивой и сохраняя больше ци в Даньтяне.

Двигайтесь медленно и культивируйте устойчивость.

Все движения в тайцзи-цигун должны быть сознательными, ровными, медленными и уравновешенными. Это позволит дыханию стать длиннее, мягче и глубже. Научитесь вдыхать и выдыхать без усилия со стороны сознания. Во время занятий разум движет конечностями с минимальным напряжением, как внешне видимым, так и внутренним.



Занимайтесь усердно и регулярно.

Мысленное сосредоточение на физических движениях необходимо в продолжение всего упражнения. Надо исключить все посторонние мысли.

Соблюдайте умеренность в упражнениях.

Например, при наклоне вперед не опускайте руки ниже, чем вам кажется удобным и естественным. Постоянная практика без перенапряжения и так поможет вам со временем доставать руками пола. Не старайтесь соперничать с кем-то, ведь разница в индивидуальном уровне развития всегда неизбежна. Надо просто упорно стремиться к мастерству.

ДВИЖЕНИЯ ТАЙЦЗИ-ЦИГУН

Поза 1

 

VЦЗИ ТАЙЦЗИ

1. Ноги на ширине плеч, колени естественно-прямые, руки по бокам тела. Тело расслаблено. Голову и спину держите прямо. Дышите ровно и сосредоточьтесь на Даньтяне.

 

 

Поза 2

1. Произнося звук Хэн, медленно поднимите руки, ладони смотрят вниз, кисти расслаблены и висят пальцами вниз. Когда руки движутся вверх, вы вдыхаете постнатальную ци через нос. Пренатальная ци движется вверх из Даньтяня к диафрагме, и низ живота сжимается (2а).

 

2. Произнося звук Хаах, выдохните через рот, выпрямляя руки в кистях, пальцы направляя в стороны, ладони – вниз. Пренатальная ци опускается в Даньтянь, низ живота расслабляется и расширяется до естественной степени (2Ь).

ПозаЗ

1. Произнося звук Хэн, вы чувствуете, как низ живота сжимается. Постепенно поднимайте руки перед собой и остановите их в горизонтальном положении, перебросив правое запястье через левое. Вдохните постнатальную ци через нос. В это время пренатальная ци поднимается из Даньтяня к диафрагме (За).



2. Произнося звук Хаах, дайте кистям расслабленно свеситься ладонями к вам. Выдыхайте постнатальную ци через рот, пренатальная ци опускается в Даньтянь, и низ живота расширяется (ЗЬ).

 

Поза 4

1. Произнося звук Хэн и сжимая низ живота, чуть опустите руки и поверните их к себе, сохраняя запястья перекрещивающимися (4а). Одновременно согните колени, как будто садясь, но держите спину прямо. Дышите естественно. Разводя руки к бокам, постепенно выпрямляйте ноги в коленях (4Ь). В то же время вдыхайте постнатальную ци через нос. 2. Произнося звук Хаах, чуть присядьте и поднимите руки перед собой ладонями вверх. Выдыхайте постнатальную ци через нос. Пренатальная ци опускается в Даньтянь, низ живота расширяется (4с).

 

Поза 5

1. Произнося звук Хэн, вдыхайте и разводите руки в стороны, ладонями вверх,ноги прямые (5а).

2. Произнося звук Хаах, выдыхайте через рот. Одновременно вытяните руки,

откройте ладони полностью и вытяните пальцы насколько возможно, ладони вверх (5Ь).

 

Поза 6

1. Произнося звук Хэн и сжимая низ живота, согните колени, спина прямая. Вдыхайте через нос. Свободно сжатые кулаки подведите к голове, причем ладони сначала направляются к ушам, а потом постепенно разворачиваются вперед (6а).

2. Произнося звук Хаах, делайте выдох через рот. Выпрямите ноги и опустите руки в стороны на уровень плеч, разжимая кулаки и вытягивая пальцы, ладони смотрят вниз (6Ь).

 

Поза 7

1. Произнося звук Хэн, повторите все как в позе 6а, только во время вдоха поднесите кулаки сначала к ушам, а затем поднимите прямо над головой (7а).

2. Произнося звук Хаах, разожмите кулаки, выпрямите ноги, встав на цыпочки и подняв руки вверх. Перекрестите руки над головой, ладони вперед (7Ь). Выдох через рот и т. д.

 

Поза 8

1. Оставаясь на цыпочках и произнося звук Хэн, постепенно опускайте руки,

описывая ими круг, к нижней части живота, тыльная часть левой руки лежит на правой ладони, большие пальцы соприкасаются (8а). Одновременно вдыхайте через нос постнатальную ци и сжимайте низ живота.

2. Подержите эту позицию, а затем, произнося Хаах, опуститесь на пятки (8Ь).

 

Поза 9

1. Произнося звук Хэн, поверните голову влево и смотрите через плечо на левую пятку. Вдох (9а).

2. Произнося звук Хаах, выдыхайте. Поверните голову вперед (9Ь).

3. Повторите то же в правую сторону. Это будет одно повторение.

4. Таких повторений можно сделать от 3 до 5, всегда заканчивая в правую сторону.

 

Поза 10

1. Произнося звук Хэн и сокращая низ живота, оставайтесь в исходном положении. Вдыхая через нос, поднимите соединенные руки к груди (10а, 10Ь).

2. Произнося звук Хаах, выдыхайте через рот с наклоном вперед. Ладони направлены к полу, колени прямые, но без фиксации сустава (10с).

3. Таких наклонов можно сделать 3-5. В идеале, во время последнего наклона ладони должны коснуться пола.

 

Поза 11

1. Произнося звук Хэн, сжимайте живот. С выдохом через нос разгибайтесь,согните колени и перекрестите руки напротив груди (правая сверху левой), ладони смотрят на вас (11а).

2. Произнося звук Хаах, выдыхайте через рот. Выпрямите ноги. Поднимите левую (внутреннюю) ладонь к небу, а правую (наружную) толкните к земле (11Ь).

3. Повторите все, начиная с позы (11а), но в зеркальном порядке, т. е. в конце правая рука поднимается к небу, а левая опускается к земле.

4. Таких комбинаций сделайте три, так, чтобы в конце у вас правая рука смотрела в небо.

 

Поза 12

1. Тело остается неподвижным, когда вы произносите Хэн и втягиваете живот.

На вдохе через нос опустите правую руку и поднимите левую так, чтобы они оказались разведены в стороны, с опущенными кистями (12а).

2. Произнося звук Хаах, выдыхайте через рот. Выпрямите пальцы и кисти рук, ладони вниз (12Ь).

 

Поза 13

1. Произнесите звук Хэн и вдохните через нос. Постепенно сдвигайте руки перед грудью и скрестите их (правое запястье на левом, ладони вниз, 13а).

2. Произнося звук Хаях, выдохните через рот, опустите кисти, чтобы ладони смотрели на вас (13Ь).

 

Поза 14

1. Произнося звук Хэн, втяните нижнюю часть живота. Вдыхая через нос, опустите и присогните руки, одновременно сгибая ноги в коленях (спина прямая). После того как руки опустились к бедрам, левая ладонь ложится на правую, большие пальцы соприкасаются (14а, то же, что и 8а). Выпрямляя ноги, постепенно подведите соединенные ладони к груди (14Ь, см. 10а).

2. Произнося звук Хаах и выдыхая через рот, поверните соединенные ладони вниз. Разъедините их и опустите руки по бокам (14с).

3. Постойте так пару минут и прочувствуйте, как все тело успокаивается. Это – переход из Тайцзи в Уцзи.

 

3-3. МЕДИТАЦИЯ ТАЙЦЗИ

 

Главная цель медитации тайцзи, или цзинцзо, и цигун – это «культивировать ци», а точнее, пренатальную ци, в Даньтяне. У человека, который имеет упорство заниматься медитацией и цигун 2-3 раза в день, пренатальная ци переполняет живот. Его ци начинает вздыматься и оседать при дыхании подобно волнам, накатывающим на берег. Поэтому даосы называют низ живота «морем ци», или цихай.

По достижении этого уровня живот становится гибким и упругим, как мяч. Человек приобретает огромную жизнеспособность. Иногда медитацией занимаются после освоения цигун и накопления достаточного количества ци. В медитации учатся управлять циркуляцией пренатальной ци по всему телу. Но можно заниматься цигун и медитацией параллельно, и тогда они дополняют друг друга. Как и в тайцзи-цюане, в медитации играет роль не только понимание основных теоретических принципов, но, что гораздо более важно, наличие энергетической практики. Ваше тело является лабораторией для изучения медитации. Цель -развитие физических и ментальных способностей медитативными методами. Результатом будет приток пренатальной ци ко всем частям тела, вызывающий улучшение здоровья и жизнеощущения.

Более того, медитация, как и тайцзи-цюань, может привести человека в мир четвертого измерения и предельного просветления. Начиная медитировать на низшем уровне, надо не упускать из виду эту конечную цель.

Есть различные направления медитации со своими особенными практическими методами. Поскольку тайцзи-цюань – плод даосизма, в этой главе мы обсудим простейшие методы даосской медитации, такие, как «стоячие» и «сидячие». Стоячая медитация называется по-китайски чжань-чжуан, что означает дословно «стоять (чжань) как столб (чжуан)». Применяя больше сознание, чем физическое усилие, надо добиться плотного контакта подошв с землей. Представьте себе, что под действием вашего веса ноги уходят в землю и достигают центра земли. Стойте так по 20-30 минут за один раз каждый день.

В хунъюань-гуну или «Начальной позе» тайцзи-цюаня, станьте прямо, ноги на ширине плеч, ступни параллельны. Не допускайте ни малейшего напряжения. Полностью расслабьте плечи и шею. Голову держите так, словно она подвешена на нити. Грудь не втягивайте и не выпячивайте. То же касается и живота. Руки расслабленно висят, локти не сгибайте, ладони смотрят вниз. Ноги прямые, колени гибкие. Короче говоря, не напрягайте ни один сустав (см. рис.З-За.)

 

Дышите естественно глубоко через нос, губы и зубы слегка сожмите. Кончик языка касается нёба за зубами. Глаза смотрят вперед и спокойно и уверенно концентрируются на чем-то зеленом – дереве или холме, например. Чтобы избежать мыслей о посторонних проблемах, думайте о том, как твердо вы стоите на ногах. После долгого периода практики вы постепенно почувствуете, как начнет течь пренатальная ци. Приобретение этого опыта – развития неделания (Уцзи) в делание (Тайцзи) – является целью стоячей медитации хунъюань-гун.

Поза «Одиночный кнут» называется иначе кайчжан-гун, или «работа расширения». Ее практикование может «расширить» суставы всего тела и позволить пренатальной ци течь в конечности. В правильно выполненной позе 80% веса тела приходится на левую ногу, ее колено не выдвигается дальше пальцев ноги. Взгляд направлен на левую руку, а правая рука отведена назад. Это правая форма позы; левая форма является зеркальным отображением правой. Следует практиковать обе формы (см. рис. 3-Зб).

 

Для стоячей медитации употребима и поза «Поднять кисти рук». В бою это поза человека, готового встретить атаку. Поэтому в тайцзи-цюане ей придается важное значение. Перенесите весь вес на левую ногу, правая же нога только касается земли пяткой перед вами. Правая рука должна соответствовать правой стопе, локоть – колену, плечо – бедру. Эти соответствия называются вай сань хэ, или «Три внешние координации». Кроме того, ваше знание должно быть скоординировано с вашим намерением, намерение с вашей ци,а ци – с вашим активным использованием энергии. Это «Три внутренние координации», или нэй сань хэ. «Поднять кисти рук» также следует практиковать в правой и левой формах (см. рис. З-Зс).

 

Практикование позы «Держание кувшина», или бао ган, развивает ваше ощущение неподвижности внутри движения. В этой позе, как и в предыдущей, вес переносится на левую ногу. Плечи сдвинуты вперед, руки выставлены вперед так, словно вы обхватили ими очень большой кувшин. Двигайтесь вперед очень медленно до тех пор, пока примерно 80% веса тела не упадет на переднюю (правую) ногу. Левую ступню не отрывайте от пола. Затем вернитесь в исходную позицию, также медленно. Эту последовательность повторяйте тоже в правой и левой форме по 5 минут (см. рис. 3-3d).

 

Сидячая форма медитации, которая обычно и подразумевается под словом «медитация», проводится в трех позах:

1. Саньпанъ -расслабленная поза со скрещенными ногами, при которой пятки помещаются под середину бедер. Правая голень может помещаться сверху левой и наоборот. В медитации тело держится прямо, плечи расслаблены, локти опущены естественно вниз, ладони лежат на коленях (см. рис. З-Зе).

 

2. Даньпань - «полулотос». Левая нога лежит на правой. Во избежание онемения можно менять ноги местами. Руки должны быть сложены в замок, который называется «узел Тайцзи», и помещены на ноги у живота (см. рис. З-Зf).

 

Узел Тайцзи делается так:

а) Прижмите кончик большого пальца левой руки ко второму сегменту левого безымянного пальца; согните пальцы левой руки так, чтобы образовался пустой внутри кулак.

б) Вставьте большой палец правой руки в пустой левый кулак так,чтобы большие пальцы касались друг друга подушечками.

в) Наложите пальцы правой руки на одноименные пальцы левой руки (сверху и вдоль).

 

3. Шуанпань - «лотос». Пятки лежат на противоположных им коленях, подошвы ног смотрят вверх. Затем правая ладонь кладется тыльной стороной на левую (обе ладони направлены вверх) так, чтобы большие пальцы рук соприкасались. Соединенные таким образом ладони кладутся на ноги у живота (см. рис. 3-3g) В этой позе пять центров (у синъ), т. е. центры ладоней, подошв и кончик языка, который касается нёба, направлены вверх. Это так и называется по-китайски: «пять центров глядят в небо» (у синь чжао тянъ).

Многие сейчас знают, как нужно управлять автомобилем: трогаться с места плавно, ехать на постоянной скорости и не останавливаться резко. Этот способ вождения изнашивает машину не так быстро и не заставляет пассажиров бояться за свою жизнь. Так и в медитации. Она требует «трех устойчивостей» (сань вэнъ).

Начало и конец медитации должны быть медленными и устойчивыми. До начала медитации надо изгнать все мысли. Если это затруднительно, погуляйте немного в спокойном месте (в парке, на берегу моря, на заднем дворе), пока не почувствуете пустоту в своем сознании и не достигнете состояния Уцзи. Тогда входите в комнату и медитируйте. Выдохните пару раз через рот плавно и непрерывно для разминки. Ближе к концу выдоха наклоняйте корпус слегка вперед, чтобы как бы «выдавить» из себя весь воздух. Разминочные выдохи можно выполнять сидя со скрещенными ногами и сжимая низ живота руками либо стоя со свободно опущенными руками. В последнем случае надо встряхнуть руки, очень быстро, затем расслабить плечи и с мысленной концентрацией как можно прочнее встать на ногах. Нужно представить себе, что центр тяжести тела опускается в ступни.

Затем садитесь в санъпанъ, данъпанъ или шуанпанъ, как вам удобнее. Если вы садитесь на открытом воздухе, то укройте плечи и колени полотенцем, так как эти места наиболее чувствительны к холоду.

Если у вас нет специального сиденья для медитации, чтобы ваши ягодицы на три дюйма возвышались над полом, в то время как икры ног касаются пола, можно использовать тонкую диванную подушку. Спину держите прямо. Кончик носа и пупок должны находиться на строго вертикальной линии. Это предохраняет нервную систему от излишнего давления и напряжения. Рот должен быть закрыт, язык – слегка касаться нёба. Дышать через нос. Дыхание постепенно будет становиться медленнее, глубже и легче.

В медитации не имеет значения, открыты глаза или закрыты. Полезно иметь перед глазами на стене Диаграмму Тайцзи. С открытыми глазами можно смотреть на нее и уяснять, как гармонично смешиваются Инь и Ян. С закрытыми глазами можно концентрироваться на образе Диаграммы Тайцзи в Даньтяне. (Женщины в период менструации должны вместо Даньтяня концентрироваться на точке между грудей.) Воскурение благовоний во время медитации может способствовать очищению ума.

Не советую заниматься медитацией, когда вы устали. Лучшее время -раннее утро, когда вы хорошо выспались, или вечер, перед сном. Но если это вам не подходит, то можно и днем. Как долго вы медитируете -15 минут, полчаса или больше часа -не имеет значения.

Чудесное, хотя и трудноописуемое, переживание – достижение состояния сознания, известного как жудин. В голове ощущается пустота, все тело как бы погружено в вакуум, дыхание почти прекращается. Телу очень удобно и снаружи, и внутри. В этом состоянии немного Ян находится внутри Инь. Человек не спит, но почти не осознает себя. Что-то похожее бывает, когда вы «погружаетесь с головой» в чтение увлекательной книги и забываете обо всем внешнем мире.

Еще до жудин во рту начинает выделяться слюна в большем, чем обычно, количестве и более сладкая. Даосы чувствуют появление этой слюны, называемой «сладкая роса», и объясняют ее сочетанием воды, или энергии, и огня, или знания. Это явление, которое называется Цзи-цзи («вода и огонь уже присутствуют»), символизируется в И-Цзине одноименной гексаграммой. Гексаграмма Цзи-цзи состоит из триграмм воды (вверху) и огня (внизу) (см. рис.З-Зh).

 

И-Цзин дает следующее пояснение: «Цзи-цзи указывает на прогресс и успех в мелочах. Лучше быть прочным и точным. В начале хорошая судьба, но в конце может быть непорядок».

Цзи-цзи подразумевает следующее: достигнув определенного уровня, невозможно оставаться на нем всегда. Огонь превращает воду в пар. Так и медитирующий переходит в новое состояние -жудин. Переходит постепенно, хотя сам он субъективно воспринимает приход жудин как внезапное осознание чего-то. Этот опыт – большой шаг к вратам медитации, сохраняющий пренатальную ци в Даньтяне и дающий новую внутреннюю энергию. Все это крайне важно для тайцзи-цюаня. Но если ограничить себя этим состоянием, то в конце концов случится непорядок, как это предсказывается в И-Цзине, поскольку вода (энергия) испарится полностью.

Следующий шаг – научиться направлять, или канализировать, пренатальную ци и сохранять ее в Даньтяне. В энергетическом пути, который называется «Малый Небесный Круг» (сяо чжоу тянь), выделяются десять точек. Поскольку эти точки имеют труднопередаваемые китайские названия, мы заменим последние номерами (см. рис.3-31).

 

Советую при изучении этого шага обратиться к опытному учителю, так как управление ци - слишком сложное дело, чтобы объяснить его на словах. Кроме того, возможны различные неблагоприятные побочные реакции.

Вообще говоря, каждый может достичь определенного уровня совершенства при помощи базовой формы тайцзи-цюаня, но чтобы осуществлять Сюй-Цзин (см. Рис. 3-31.главу 5)- необходима медитация. Выработав чистое знание, т. е. знание без мысли, в состоянии Сюй-Цзин, можно в итоге прийти к пониманию четырехмерного мира.

Важно также соблюдать определенные правила после завершения медитации:

1. Медленно встаньте, избегая любых резких проявлений физической или ментальной жизнедеятельности сразу после медитации.

2. Разотрите руки до ощущения жара, прикройте ими глаза и осторожно откройте глаза.

3. Встряхнитесь всем телом, постучите зубами и разотрите и помассируйте затекшие или дергающиеся части тела, такие, как ступни.

4. Поскольку медитация улучшает циркуляцию крови и ци, температура тела может повыситься, возможно выделение пота. В этих случаях расслабьтесь и подождите, пока не придете в нормальное состояние.

5. После медитации, в качестве ее продолжения, рекомендуем делать тайцзи-цюань.

Если этими правилами пренебречь, могут возникнуть обратные реакции, которые затруднят вам следующие медитации.

У начинающих обычно во время медитации легко немеют ноги и появляются блуждающие мысли. Это неизбежно. Только практика делает человека совершенным. У даосов есть много методов медитации и сопутствующих техник, но они уже выходят за рамки настоящей книги. Я описал их в отдельной работе, целиком посвященной медитации и называющейся «Дао медитации: путь к просветлению».

 

3-4. ЧАНЬСЫ-ЦЗИНЬ

 

Из всех трех школ тайцзи-цюаня только школа Чэнь занимается вопросами применения чанъсы-цзинъ, или цзинь шелкового кокона. Чэнь Син (1849-1929 гг.) описал базовые принципы чанъсы-цзинъ в своей великолепной книге «Теория и рисунки тайцзи-цюаня стиля Чэнъ». К этой книге мы будем далее неоднократно возвращаться.

Одна из классических теорий тайцзи-цюаня (см. разд. 4-3) утверждает, что манипулирование цзинъ, или потоком внутренней энергии, подобно движению шелковой нити, вытягиваемой из кокона. Движения этой нити можно рассматривать с двух позиций: как поступательные и как вращательные (см. также разд. 3-7). Очень похожим образом тайцзи-цюань стремится объединить прямое и изогнутое как две противоположности. Чанъсы-цзинъ действует, образуя спиральную линию в пространстве – синтез прямой и окружности.

Характеристика «поток движения», относящаяся к чанъсы-цзинъ, применима и ко всему тайцзи-цюаню. Чжэн Маньцин (1901-1975 гг.), пожалуй, величайший из известных Западу мастеров тайцзи-цюаня, всегда напоминал своим ученикам, что их руки и головы должны двигаться как части тела, а не сами по себе.

Он иногда специально подчеркивал: «Если ваши руки не следуют за телом, вы просто делаете упражнения, а не выполняете тайцзи-цюань». Следует понимать это, и более того: если ваши руки даже и движутся как часть тела, но без вращения ими, переноса тяжести то на одну, то на другую ногу и спиральных движений пяток, лодыжек, коленей и всех суставов ног это все равно будет «делание упражнений», а не тайцзи-цюань.

Чанъсы-цзинъ работает как веретено, преобразующее любую силу, приложенную к нити, в силу вращательного движения. Эта трансформация позволяет мастеру чанъсы-цзинъ нейтрализовать силу, воздействующую извне.

В 500 г. до н. э. Сунь-цзы провозгласил в своей книге «Искусство войны»: «Сражаться с противником и побеждать его -не высшее достижение. Высшее достижение – сломить сопротивление врага, не вступая в сражение». В тайцзи-цюане действует тот же принцип, т. е. пробить оборону врага, не применяя силы, остроумием и мастерством. Чанъсы-цзинъ учит нас, как это делать. Существует два главных вида чанъсы-цзинъ: шунъ-чань, или правовращательная (по часовой стрелке) чанъсы-цзинъ, и ни-чанъ - левовращательная (против часовой стрелки) чанъсы-цзинъ.

Шунъ-чань связана с рукой следующим образом: начинаясь в Даньтяне, шунъ-чань поднимается к плечу, обвивается вокруг руки по часовой стрелке, огибая при этом правое плечо от наружной стороны к внутренней, проходит локоть и передается в пальцы при ладони, развернутой наружу. Для левой руки и стороны тела движение шунъ-чанъ происходит против часовой стрелки и дополняет движение для правой стороны. Шунъ-чанъ, используемая для атаки, есть вид «энергии отражения», называемой Пэн-цзинъ.

Ни-чанъ, противоположность шунъ-чанъ, начинается в пальцах руки, спирально обвивается вокруг руки, проходит над локтем, поднимается к плечу и возвращается в Даньтянь. Ни-чанъ, используемая для нейтрализации, есть вид Люй-цзинь, или «энергии отката» (см. главу 6).

Если говорить о ногах, то цзинъ, начинаясь опять-таки в Даньтяне, приходит в точку 6 (см. рис. 3.3і), движется по бедрам к внутренней их стороне, огибает колени, икры, лодыжки, пятки, центры стоп и кончается в больших пальцах ног. Весь этот процесс называется «шунъ-чанъ ног». Обратный процесс (т. е. от больших пальцев ног к Даньтяню) – это ни-чанъ.

В целом, ни-чанъ ассоциируется с отступлением, а шунъ-чанъ - с наступлением. Вкручивание винта, например, это шунъ-чанъ, а выкручивание – ни-чанъ. Зная вращательный эффект цзинъ, мы следуем правилу: чтобы вращать ладонью, надо вращать всей рукой. Чтобы вращать ступней, должны вращаться лодыжка и бедро. Чтобы вращать корпусом, движение должно исходить из Даньтяня. Когда все три вращательных процесса включаются одновременно, движение становится спиральным (см. рис. 3-4а).

 

Согласно «Теории тайцзи-цюаня» (см. разд. 4.1), «Цзинъ коренится в ступнях, взрывается в ногах, управляется в пояснице и действует через пальцы рук. Из ступней – в ноги, из ног – в поясницу; все это делается как одно действие».

Очевидно, что этому принципу нельзя обучить новичка, пока он не знает базы тайцзи-цюаня и не имеет метода практики. Только с пониманием и правильной практикой чанъсы-цзинъ приходит вышеупомянутое единство.

 

3-5. ПРАКТИКА ЧАНЬСЫ-ЦЗИНЬ

 

Х отя книга Чэня о тайцзи-цюане объясняет основные принципы чанъсы-цзинъ, в ней все же не раскрыта до конца связь между Чань-сы цзинь и Диаграммой Тайцзи, иначе говоря, связь между вращением ладони и переменами Инь-Ян в Диаграмме Тайцзи.

 

На рис. 3-5а показаны взаимоотношения Земли и Солнца. В китайской терминологии день -это Ян, а ночь – Инь. Теплое время года -Ян, холодное – Инь. Смена этих Инь и Ян происходит благодаря вращению Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. В практике чанъсы-цзинъ Солнце представлено Диаграммой Тайцзи. Черная часть представляет Инь, белая – Ян. Рука представляет Землю, и ее ладонь – Инь, а тыльная сторона – Ян. Подобно тому, как Земля движется вокруг Солнца, кисть руки движется, описывая Диаграмму Тайцзи. Ладонь расположена по касательной к Диаграмме Тайцзи. Для начинающих, с целью помочь им понять смену Инь на Ян и наоборот, разработан учебный план, состоящий из трех разделов.

/. Тренировка рук в положении стоя

1. Встаньте лицом к стене, на которой на уровне вашей груди висит Диаграмма Тайцзи. Стойте прямо, голову держите прямо, плечи слегка вперед. Ступни на ширине плеч, параллельны. Локти слегка при согнуты, ладони повернуты вниз, пальцы приподняты, но расслаблены. Вы должны чувствовать себя удобно, не напрягаться, но быть уверенным и восприимчивым.

2. Правая рука вращается против часовой стрелки, пока ладонь не поворачивается вверх. Указательный палец направлен в точку А (рис. 3-5Ь). Как правая рука, так и Диаграмма Тайцзи находятся сейчас в крайней Инь-позиции. При вращении руки по часовой стрелке в шунь-чанъ, указательный палец описывает дугу А – В – С.

 

Как видно из рисунка, перемены Инь-Ян руки соответствуют таковым в Диаграмме Тайцзи. Когда указательный палец достигает С, рука и Диаграмма Тайцзи находятся в крайней Ян-позиции. 3. Продолжайте вращение правой руки по часовой стрелке в шунъ-чанъ, указательный палец движется по дуге С – В. Ладонь, не изменившая Ян на Инь, смотрит влево перед достижением точки Б. От Б до А идет нижняя, ничаньская часть изгиба. На дуге Б -А рука вращается уже против часовой стрелки. В точке А ладонь снова смотрит вверх. Итак, V - точка перегиба (рис. 3-5с).

 

4. Продолжайте вращение руки против часовой стрелки, указательный палец движется но полному кругу: А – Е – С – В – А. Ладонь смотрит вниз, когда рука достигает крайнего Ян в точке С, и смотрит вверх, когда рука доходит до конечной точки А. Ладонь и предплечье перекручены против часовой стрелки. Весь этот процесс является ни-чанъ, как видно из рисунка 3-5d.

 

5. Повторим все вместе. Начинайте в точке А, предварительно повернув правую руку против часовой стрелки на 180 градусов (т. е. до разворота вверх) и направив указательный палец в эту точку. Поворачивайте руку по часовой стрелке так, чтобы указательный палец описывал кривую А – В – С – Б. Ладонь разворачивается вниз в точке С, влево в точке О, двигаясь в режиме шунъ-чанъ. Затем в точке V разверните руку по часовой стрелке на 180 градусов и ведите указательный палец медленно по дугеи затем по кругу А – Е – С – В – А. Ладонь смотрит вверх в точке А в первый раз (когда достигает ее из точки Б). Ладонь смотрит вниз в точке С и вверх – в конечной точке А, но теперь уже рука скручена против часовой стрелки. Все это составляет один цикл (см. рис 3-5е). Повторяйте его раз за разом.

 

6. При выполнении чанъсы-цзинъ левой рукой используется вышеописанный метод, но в зеркальном отображении. Начинайте в точке А (левая ладонь смотрит вверх). Вращайте рукой против часовой стрелки в шунъ-чанъ, чтобы указательный палец описывал дугу А – В – С (ладонь вниз) – Б (точка перелома, ладонь смотрит вправо). Затем поверните руку на 180 градусов и ведите ее вниз по часовой стрелке в ни-чанъ, указательный палец описывает кривую Б – А (рука перекручена и ладонь смотрит вверх) – Е – С (ладонь вниз) – В – А (ладонь вверх). Повторяйте эту последовательность.

7. Диаграмма Тайцзи имеет две формы: правовращательную (по часовой стрелке) и левовращательную (против часовой стрелки) (см. рис 3-5г).

 

Обводя левовращательную Диаграмму Тайцзи, рука описывает зеркально противоположную траекторию по отношению к траектории для правовращательной Диаграммы Тайцзи. В целом, наблюдается три главных различия:

а) Правая рука начинает движение в простой позиции «ладонь вверх», левая рука – также с ладонью вверх, но рука перекручена.

б) Указательный палец обводит Диаграмму Тайцзи, сначала двигаясь вправо, так как рука вращается против часовой стрелки.

в) Шунъ-чанъ становится ни-чанъ и наоборот. Рис. 3-5д объясняет, как должен двигаться палец.

 

8. Наиболее важный момент в практике этого упражнения: оно так обманчиво просто, что вы можете совершить ошибку, не уделив ему должного количества времени и энергии. Практика стоячего упражнения требует не менее месяца ежедневных занятий. За это время Диаграмма Тайцзи отпечатается у вас в голове. Со временем ваша рука будет изображать перемены Инь-Ян плавно и правильно. Сначала палец должен обводить как можно большую Диаграмму Тайцзи. Постепенно ее можно будет уменьшать. В этом месте вы придете к пониманию шунъ-чанъ как вращения правостороннего винта. Когда вы вращаете винт по часовой стрелке, он движется вперед. С правовращательным движением в чанъсы-цзинъ вы «вкручиваетесь» вперед, на противника, т. е. атакуете.

И наоборот, ни-чанъ напоминает выкручивание винта. Движение по ни-чань (против часовой стрелки) – это отступление.

Вы также будете видеть, что эти движения сродни движению винта еще в одном смысле. При вращении ходового винта в одну сторону моторное судно идет вперед, при обратном вращении – дает задний ход. Правильно выполненное обведение Диаграммы Тайцзи сочетает оба вращения в одном законченном движении. Благодаря этому сочетанию вам станет понятна важность центральной, или поворотной точки Диаграммы Тайцзи, в которой ладонь и предплечье меняют шунъ-чанъ на ни-чанъ и наоборот. После месяца ежедневной тренировки вы достигнете стадии, в которой можно переходить к обведению Диаграммы Тайцзи ногой.

//. Тренировка ног в положении стоя

1. Встаньте в ту же исходную позицию, только руки соедините за спиной, предплечье к предплечью. Каждая рука держит противоположную руку чуть ниже локтя.

2. Начните с правовращательной Диаграммы Тайцзи. Стоя на левой ноге, обводите Диаграмму горизонтально, подняв правую ногу на несколько дюймов от пола. Перемены Инь-Ян в ступне те же самые, что в ладони при тренировке рук. Повторяйте упражнение до усталости, затем смените ногу и обводите ту же самую правовращательную Диаграмму Тайцзи (рис.3-5Ь).

 

3. Теперь обводите левовращательную Диаграмму Тайцзи сначала правой, потом левой ногой.

4. Затем измените расположение Диаграммы Тайцзи на вертикальное, т. е. повесьте Диаграмму Тайцзи перед собой. Этот метод показан на рис. 3-5i.

5. Месячная практика тренировки ног по чанъсы-цзинъ научит вас одной важной вещи. Это упражнение содержит в себе все возможные удары ногой (прямой, боковой, косой). Занимаясь им длительное время, вы сможете бить в любом направлении без труда.

 

///. Практика в движении: шаг

Повесьте изображение правосторонней Диаграммы Тайцзи на стене перед собой. Из положения «ноги на ширине плеч» сделайте шаг вперед правой ногой,

 

изогнув колено подобно луку. На эту ногу приходится 70% веса, колено не выдается над большим пальцем. Левая нога прямая, как стрела. Это так называемый «шаг лука и стрелы» (гунцзянь-бу). В этой позиции правая рука вытягивается и перекручивается против часовой стрелки. Указательным пальцем обведите траекторию А – В – С – О - А-Е – С – А. Движутся не только ладонь и рука, как в тренировке рук, но включается и туловище. Вес переносится с одной ноги на другую по мере движения пальца руки. Поясница и ноги работают как одно целое. Все время держите корпус и голову прямо.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.