Сделай Сам Свою Работу на 5

ИЗУЧЕНИЕ СТАНДАРТНЫХ ФОРМ





 

Вследствие различий в индивидуальных стилях в тайцзи-цюане образовались три главных течения – Чэнь, Ян и У:

 

Поскольку тайцзи-цюань основан на «текучих» движениях, для начинающего очень важно изучение правильного пути перехода из позиции в позицию. Эти переходы, являющиеся частью континуума, слишком сложны, чтобы их можно было четко описать. Вот почему особенно трудно изучать тайцзи-цюань по книге. Вместе с тем книга по тайцзи, снабженная фотографиями, является ценным пособием для того, кто уже освоил сольные упражнения тайцзи в непосредственном контакте с учителем. Соответственно и приведенные выше иллюстрации демонстрируют важнейшие характеристики трех основных течений тайцзи-цюаня. Эта иллюстрации вместе с полными списками позиций дадут опытному ученику базу для сравнения разных стилей. Но ясно, что без учителя-мастера эти иллюстрации бесполезны для изучения тайцзи. Конечно, в смысле инструктивности фильмы гораздо лучше статичных фотографий, и автор намерен в будущем сделать такие фильмы.

Применения трех форм четко связаны с их индивидуальной историей. Чэнь -исходная форма и ее завершенность, полнота -следствие этого. Форма Чэнь не имеет равных в боевых и лечебных искусствах, а также в спорте. В ее движениях ясно видны и чанъсы-цзинъ, и дыхание, и другие тонкосги искусства.



Семья Ян многое сделала для популяризации секретной ранее дисциплины, принеся ее в Пекин и обучив ей императорскую семью и двор династии Цин. Они же, Яны, начали обучать и недворян. Эти факторы надо принимать во внимание, изучая форму. Дворяне считали для себя делом чести вести «легкую» жизнь. Им бы не пришлись по вкусу суровости школы Чэнь. К тому же маньчжуры, стоявшие у власти, были расовым меньшинством; расовая ситуация напоминала нынешнюю ситуацию в Южной Африке. Поэтому распространение формы, явно относящейся к высокому боевому искусству, могло вызвать беспокойство и страх у властей.

Результат всего этого -изящная и спокойная форма Ян, которая и сейчас гораздо более популярна, чем Чэнь и У. Главная польза от формы Ян – в укреплении здоровья. Вместе с тем применение каждой из позиций в качестве приема самообороны дает возможность ощутить и ее бовые аспекты. Многие годы эти боевые применения скрывались от изучающих тайцзи.



Ян Чжаоцин (1883-1936), которого также называют Чэнфу, составил форму Ян-тайцзи, популярную сегодня. Однако Чэнфу не вскрыл высокоэффективных боевых потенций этого искусства, его семья предпочитала практику мягких, комфортабельных позиций Ян.

Легенда рассказывает, что Чэнфу хранил секреты спарринга формы Ян запертыми в выдвижном ящике. И однажды Чэнь Яньлинь (род. 1906), который воспитывал детей Чэнфу, обнаружил ящик незапертым и узнал применение формы Ян. В 20-х годах Чэнь Яньлинь написал книгу «Тайцзи-цюань», в которой раскрыл применение тайцзи, или систему спарринга (санъшоу), завещанную семьей Ян.

В 1980 я встречался с Чэнь Яньлинем в Шанхае, и он сказал мне, что, вопреки легенде, он узнал боевое применение тайцзи, или спарринг, от дяди Чэнфу по имени Ян Ю.

Применение формы Ян одновременно красиво и смертоносно. Текучие движения партнеров с их точным расчетом времени и координацией выглядят почти как танец. Но в то же время каждое движение предназначено для самозащиты и, будучи правильно применено, гарантирует перелом конечности, а то и смерть противника.

Боевое применение требует большого практического опыта. Сначала надо изучить две различные последовательности из 44 позиций каждая, расписанных для партнеров А и В. Порядок позиций подобран так, что каждая позиция А может быть отражена позицией В. Когда последовательность изучена, два партнера могут начинать текучий спарринг тайцзи. Действие А вызывает ответ В, а то – новое действие А и т. д., пока не будут пройдены все 44 позиции каждого из партнеров. Спарринг (тайцзи-саньшоу) из 88 позиций настолько изощрен и эффективен, что остается только преклоняться перед интеллектом его создателей из рода Ян.



Что касается средств точного выбора времени и совершенного исполнения движений в поединке, то прикладное тайцзи учит, как нужно нейтрализовать (хуа) силу партнера, контролировать (на) и атаковать (да). Изучать Ян-тайцзи без изучения прикладных аспектов тайцзи, или спарринга, – это все равно что пойти в обувной магазин за парой туфель и вернуться домой с пустой обувной коробкой. Практика прикладного тайцзи дает возможность обрести уверенность и повысить эффективность при практиковании позиций стиля Ян.

Ученик, который мечтает о больших достижениях, будь то в боевых искусствах или лечебных, должен после основательной работы над Чэнь и Ян обратиться к форме У. В ней оформленные внешне движения в своих крайних точках переходят вдруг в бесформенные. Они могут выглядеть как обычные движения, но сопряжены с очень интенсивной внутренней практикой, что уравнивает их в значимости с основными движениями. Вот почему У называется еще сяоцзя (малый стиль). Три главные ветви тайцзи-цюаня различаются стилистически, но сохраняют общий каркас – базовые принципы теории тайцзи и И-Цзина. Очень важно не изменять эти основные стили тайцзи-цюаня, потому что они являются сложными и тщательно сбалансированными системами. Величайший талант, практическое и теоретическое мастерство основателей, а затем – многие поколения последователей потребовались для того, чтобы создать эти три стиля, не совершая насилия над фундаментальными принципами.

Некоторые думают, что модифицировать тайцзи-цюань очень просто, и пытаются это делать. Но поскольку тайцзи-цюань – это настоящее искусство, это все равно что редактировать симфонию Бетховена. Пренебрежение же любой частью любого из трех стилей тайцзи-цюаня можно сравнить с вычеркиванием слов из стихотворения: нарушается размер, рифма и смысл. Тот, кто не посвятил многие годы изучению этого искусства, должен воздерживаться от введения своих личных вариаций, особенно если он обучает новичков. Это как в обучении детей письму: в какую бы школу ребенок ни пошел, везде стандарт написания букв алфавита будет один и тот же. Так и у нас есть свой алфавит тайцзи-цюаня – это позиции стандартных стилей Чэнь, Ян и У. Обязанность учителя тайцзи – научить одной из этих стандартных форм своих учеников. Учитель каллиграфии показывает детям таблицы с правильно написанными буквами. У нас в тайцзи тоже есть стандартные образцы – фотографии великих мастеров школ Чэнь, Ян и У. Например, для изучения стиля Ян нужно использовать изображения Ян Чэнфу.

Если у вас не так уж много времени на изучение или практику тайцзи-цюаня, то лучше практикуйте только часть порядка, но не изменяйте и не упрощайте базовую форму. Когда нет времени прочесть всю книгу, лучше прочитать сколько успеете, чем перескакивать через главы, ибо тогда смысл может быть утерян. Если вам кажется, что форма несбалансирована, то выполняйте и правую, и левую формы, но никогда не переносите позиций из левой формы в правую.

Итак, начинающий должен изучать стиль Чэнь, У или Ян тщательно, прогрессируя с каждым шагом в правильной последовательности. Тогда полная ценность тайцзи-цюаня будет постигнута, а глубинные принципы – лучше поняты. Кроме того, ученик должен определить, учит ли его учитель одной из трех стандартных форм или только собственным вариациям.

Личное творчество необходимо, но не в ущерб исходным стандартным формам. Помните! Без стандартного алфавита я бы не смог написать эти слова, а без стандарта чтения вы бы не смогли их прочесть.

Иллюстрации в этой книге – это судьи, которые помогут вам в затруднительном положении; они же помогут вам в общении с другими учениками в мире тайцзи-цюаня. Поэтому я выбрал иллюстрации, изображающие учителей и практиков, которые наиболее наглядно демонстрируют свой конкретный стиль.

 

 

Глава вторая Философия

 

Тайцзи-цюань можно сравнить с окном, закрытым портьерой. Снаружи ничего нельзя разглядеть, пока портьера опущена. Точно так же нельзя судить о тайцзи-цюане по его внешнему виду. Один говорит, что это форма оздоровительной гимнастики, другой – что это боевое искусство и т. д. Но это только внешнее восприятие движений тайцзи. Ядро тайцзи-цюаня – это его философия; в каждом движении заключается вся тайцзианская философия пространства и времени.

Чтобы узнать, что за занавешенным окном, надо войти в комнату. Чтобы понять тайцзи-цюань, надо понять философию тайцзи.

Глубинная философия тайцзи-цюаня гармонично объединяет западное научное знание и древнюю китайскую мудрость. Эти два направления познания не пересекались. Но в действительности же они родственны друг другу. Тайцзи – это и наука, и философия. В этой главе я объясняю философию тайцзи в научной манере, приемлемой для западного сознания.

 

2-1. ИНЬ-ЯН И ТАЙ ЦЗИ

 

Безграничную пустоту, существовавшую до сотворения мира, из которой образовалась Вселенная, древнекитайские философы называли Уцзи, или предельное «ничто». Сказано, что до творения нет ничего, но в то же время что-то, безусловно, есть. Мы не знаем ни что это такое, ни откуда это «что-то» берется, но оно определенно есть. Это «что-то» не может быть объяснено рационально; его существование только предполагается, как существование какого-то объекта, смутно вырисовывающегося в густом тумане. Древнекитайские философы описывали это как «наличие отсутствия» или «невещественную вещь» (уу чжи у). Можно сказать, что оно имеет форму, но бесформенно, имеет плотность и неосязаемо. Это беспорядочная неопределенность. Вы стоите перед ним, но у него нет переда. Вы идете сзади него, но у него нет задней стороны. Это явление не-вещности – источник движения и неподвижности. Считается, что все во Вселенной, включая Инь и Ян, развивается постоянно из этого непостижимого источника. Лаоцзы называл его Дао, И-Цзин называет его Тайцзи, а Ван Цзунъюэ, живший в династию Цин, в своей «Теории тайцзи-цюаня» объяснял:

«Тайцзи родилось от Уцзи, или предельного «ничто». Это источник динамичных и статичных состояний, Мать Инь и Ян. Если они движутся – они разделяются. Если они неподвижны – они сочетаются».

Говоря в общем, концепции Уцзи и Тайцзи описывают не только аспекты творения Вселенной, но также состояния взаимоотношений между людьми, между объектами или между людьми и объектами. Например, комната, пока в нее не вошли люди, находится в состоянии Уцзи. Когда входят люди, они вносят движение и начинается Тайцзи. Тайцзи, таким образом, есть источник Инь и Ян. Взаимоотношения человека и пианино, пока человек не собирается играть, – это Уцзи. Но когда человек начинает играть или даже просто намеревается это делать, отношения становятся Тайцзи. Итак, Уцзи существует до того, как что-то случается. Но даже намерение действовать вырастает из Уцзи.

Когда что-то возникает из Уцзи, исходное «ничто»-состояние прекращает свое существование. В этой точке начинается состояние Тайцзи. Дальше в ситуации появляются два аспекта. Пустота Уцзи – это Инь, а нечто, происходящее из Уцзи, – это Ян. Иными словами, Инь и Ян – это взаимодополняющие противоположности, единство которых образует целое. Хотя они противоположны по природе, между ними существуют гармоничные отношения. Например, нет дня без ночи и ночи без дня. День – Ян, ночь – Инь. Противоположности существуют, и они неразделимы, как две стороны монеты. Другой пример взаимодополнения – небо и земля. Небо – Ян, земля – Инь. У людей мужчина – Ян, а женщина – Инь.

Характеристики Ян – тепло, движение, центробежная сила, в то время как холод, неподвижность и центростремительная сила характерна для Инь. Идею Инь и Ян иллюстрируют различные состояния движения объекта. Начало движения – это рождение Ян, а конец движения – рождение Инь. Начало покоя -рождение мягкости, а конец покоя -рождение жесткости. Перемены Инь и Ян можно сравнить с разными формами воды. В точке кипения вода становится паром и обладает огромной мощью. Это Ян. В точке замерзания вода становится льдом и переходит в неподвижное, но не менее мощное состояние. Это Инь.

В хорошем состоянии человек полон энергии. Он обладает устойчивым рассудком, теплом в конечностях, активным, желающим и деятельным духом. В этой точке функция Ян достигла пика, перед человеком раскрываются прекрасные возможности. Он подобен реке, которая разлилась до краев своего ложа. Дальше ей остается только выйти из берегов. На противоположном конце этой шкалы – человек, которому недостает энергии. Его рассудок нездоров, конечности холодны, его движения и настроения неуравновешенны, а его отношение к жизни пессимистично. Функция Инь – в высшей точке, а Ян – в низшей. В этом состоянии человеку следует «залечь» и переждать. Любая попытка продвижения вперед будет кончаться только провалом. Это отступление-не навсегда и не должно вызывать негативного отношения. Отступая по пути, указанному Инь, можно культивировать позитивное начало.

Столкнувшись с незначительной неудачей, некоторые люди начинают сетовать на невезение, плохую судьбу и т. п. Они чувствуют растерянность и замешательство, потому что не понимают процессов Инь-Ян. Если сейчас светит солнце, то будет и дождь. После дождя снова будет солнечно.

Теория Инь-Ян имеет множество прямых применений в тайцзи-цюане. Например, практика Толкающих Рук (см. главу 6) учит расслабляться для защиты и передвигаться на лучшую позицию, но никогда не уступать своего места и не отступать. Подобно тому как дерево осенью сбрасывает листья, чтобы весной отрастить новые, так и человек должен использовать свойства Инь, чтобы дойти до критической точки и повернуть вновь к прогрессу. Когда вы достигнете пика Инь, то обнаружите начало Ян и получите возможность сопротивляться неприятностям.

До сих пор мы объясняли теорию взаимодействия Инь-Ян на примерах из поведения человека и явлений природы, но можно объяснить ее и графическим методом, который называется Фу Си Тайцзи-ту («Диаграмма Тайцзи, созданная Фу Си», см. рис. 2-1а).

 

Говоря о Диаграмме Тайцзи, надо отметить следующее:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.