Сделай Сам Свою Работу на 5

ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЬ ДО ЧЖАН САНЬФЭНА





 

В династию Тан (618-905), по преданию, существовал стиль боевого искусства, похожий на тайцзи-цюань и известный под разными названиями. Создал его отшельник по имени Сюй Сюанытин, родом из провинции Аньхой на юго-востоке Китая, который жил на горе Цзыяншань и питался только сырой пищей. Его рост был семь футов и пять дюймов (около 2,3 м), борода доходила до пупа, а волосы -до пят. Сюй бегал быстро, как лошадь. Он часто носил в город дрова на продажу и при этом всегда пел: Утром несу дрова на базар, На закате возвращаюсь с вином. Где мой дом?

В зеленых лесах за облаками. Ли Бо (701-762), один из величайших поэтов танского Китая, совершил путешествие специально, чтобы увидеть Сюй Сюаньпина, но, не застав его, оставил на мосту около его дома свои стихи. Сегодня этот мост называется «Мост встречи с бессмертным». А стиль, который создал Сюй, назывался сонь ши ци («Тридцать семь»), поскольку в нем было тридцать семь движений, подобных тринадцати движениям чэньского тайцзи-цюаня. Вот лишь некоторые из их названий: «Подстрелить снежного гуся из лука», «Поза мусорного совка», «Воробей задирает хвост», «Щелкнуть пальцами», «Гора Тань гневается», «Вращать жернов» и «Повиснув на дереве, лягаться». Метод тренировки сводился к выполнению отдельных поз в непрерывной последовательности, которая не была жестко зафиксированной. Изучив тридцать семь позиций, ученик автоматически сводил их вместе в одно сложное движение, с «Восемью Триграммами в руках и Пятью Элементами под ногами», что означает, что все элементы движения находятся в соответствии с принципами И-Цзина. Эту форму называли еще «длинный цюань» (чан-цюанъ) за ее продолжительность; в ней были реализованы все важнейшие принципы тайцзи.



Ли Даоцзы, другой специалист времен династии Тан, также создал «длинный» цюань под названием сяньтянь-цюань. Сянътянъ означает «состояние, бывшее до сотворения Вселенной». По преданию, Ли жил с династии Тан до конца династии Мин (618-1644) -более тысячи лет. Он редко говорил с людьми и ел только несколько фунтов отрубей в день. Если уж он заговаривал с кем-то, то произносил только слова «Великое будущее!», что означало «Желаю удачи!». Но своему ученику Ю Лянчжоу он рассказывал о внутреннем переживании Длинного цюаня:



Он беззвучен и бесформен.

Тело должно быть прозрачным, как воздух.

Все движения следуют пути природы,

Как звон большого колокола,

Что свисает с потолка старого храма.

Но порой словно тигр рычит или кричит обезьяна.

Воистину, в тихом болоте водятся черти.

Море вздымает ввысь свои волны;

Есть тогда звук и в теле, и в сознании. Семья Ю передавала Длинный цюань мастера Ли из поколения в поколение.

Эти истории о Сюй Сюаньпинеи Ли Даоцзы подтверждают существование боевых искусств типа тайцзи-цюаня в династию Тан. В династию Лян (907-921) Хэнь Кунью, мастер боевых искусств тайцзи, разработал стиль сяо цзю тянь («Девять малых небес»). Он обучил Чэн Линьсяня, а тот – Чэн Ми, оба последних упоминаются в исторических документах. Этот цюань включает 14 движений, в том числе «Поднять кисть руки», «Одиночный кнут», «Большой и малый удары кулаком», «Схватить воробья за хвост», которые имеют точные соответствия в Ян-стиле тайцзи-цюаня. Кроме того, тайцзицюаньские движения «Пятясь, отгонять обезьяну» и «Смотреть на кулак под локтем» совершенно совпадают с «Облаком на голове обезьяны» и «Цветком среди листьев» цюаня Хэнь Кунью.

Чэн Линьсянь утверждал, что невозможно стать мастером тайцзи-цюаня без изучения И-Цзина. Тайцзи-цюань нужно понять умом. Практикуя тайцзи-цюань, следует знать свои собственные намерения, но не раскрывать их никому. Эти слова исчерпывающе описывают практическое применение тайцзи-цюаня.

Еще одно боевое искусство типа тайцзи создал, по преданию, Ху Цзинцзы, но дата и место рождения этого мастера неизвестны. Искусство называлось хоутянъ-фа* и включало семнадцать приемов, среди которых особое значение придавалось различным локтевым движениям. Основные приемы: Отражение, Откатывание, Нажимание, Толкание, Притягивание, Раскалывание, Удар локтем и Удар плечом – очень сходны с соответствующими движениями в тайцзи-цюане стиля Ян. Во время путешествия в Янчжоу, знаменитый красивый город на северном берегу нижней Янцзы, Ху написал стихи:



Время идет,

Но это ни тебя, ни меня не тревожит.

Странствуя по свету, ни от кого

Не встречая препятствий,

Я чувствую весенний ветерок,

Когда играю на флейте в таверне.

Читая их, можно представить себе его беззаботное и открытое отношение к жизни.

Суммируя, отметим, что, хотя до Чжан Саньфэна существовало несколько боевых искусств типа тайцзи, именно ему принадлежит заслуга их синтеза. К чисто боевому, по первоначальному назначению, искусству он прибавил даосские дыхательные техники цигун и применил законы И-Цзина. Целью его, по его собственным словам, было расширить тайцзи-цюань и сделать его средством достижения здоровой, долгой жизни для людей. Поэтому народ считает Чжан Саньфэна основателем тайцзи-цюаня и чтит его память. Чжан превратил боевую технику в способ совершенствования тела, ума и духа, дав, таким образом, каждому возможность прогрессировать через состояние расслабления и, в перспективе, входить в мир четвертого измерения (см. разд. 2-5).

 

ТАЙЦЗИ_ЦЮАНЬ СЕМЬИ ЧЭНЬ

 

Тайцзи-цюань упоминается в документах со времен Чэнь Вантина. Чэнь родился в провинции Хэнань (Северный Китай) в конце XVI века и был произведен в армейские офицеры в провинции Шаньдун в 1618. В родные края он вернулся в 1644, когда династия Мин сотрясалась в предсмертных конвульсиях. Когда он начал преподавать тайцзи-цюань, последний состоял из пяти лу, или «последовательностей» (т. е. комплексов приемов). Он обучал также и двум дополнительным лу – паочуй («Пушечные удары»; название означает, что кулачные удары быстры и жестоки, как пушечные выстрелы) и чан-цюань («длинный цюань»), в котором было 108 позиция!**.

*Хоутянь – состояние после сотворения Вселенной. фа – метод.

**Этот чан-цюань» относящийся к школе тайцзи, не следует смешивать с одноименным «внешним» стилем китайского боевого искусства, который берет начало от сунского Чжао Куаниня. – Прим. перев.

Из поколения в поколение накапливались новые методы обучения и появлялось все больше превосходных боксеров. В каждом из пяти поколении после Чэнь Вантина был свой знаменитый специалист по тайцзи. Чэнь Чансин (1771-1853), обработав и упростив чэньский тайцзи-цюань, свел его к двум лу - собственно тайцзи-цюаню и паочуй . Чэнь Юбэнь еще больше упростил движения, идя навстречу требованиям эпохи (упор на чисто боевую сторону искусства не делался так, как раньше, поскольку в Китае уже появилось в обиходе огнестрельное оружие. Это, кстати, вообще очень сильно повлияло на все китайские боевые искусства). Чэнь Цинпин (1795-1868) включил в тайцзи-цюань стиль сяоцзя с более плотными и скрученными движениями. Он следовал правилу «не изменять первоначальных действий», по которому названия первоначальных движений остаются без изменений, а детали движений могут модифицироваться. К каждому шагу он добавил круговые движения. Так тайцзи-цюань Чэней разделился на три стиля:

1) Старый стиль (лаоцзя ) Чэнь Чансина,

2) Новый стиль (синьцзя) Чэнь Юбэня

3) Малый стиль (сяоцзя) Чэнь Цинпина.

 

Первый комплекс тайцзи-цюаня Чэнь Чансина – это самая старая из всех известных форм, от которой произошли все остальные формы. В ней простые движения, больше мягкости и меньше жесткости. В первую очередь применяются Отражение (Пэн), Откатывание (Люй), Нажимание (Цзы) и Толкание (Ань)у или Четыре Направления (сы чжэн). Второстепенными приемами являются Удар локтем (Чжоу), Раскалывание (Ле), Притягивание вниз (Цай) и Удар плечом (Као), или Четыре Угла (сы юй). И качество, и количество движения требуют мягкости. Для обучающегося этот комплекс – как энциклопедия и самоучитель по науке движения, по техникам боевых искусств, а также по правильному использованию дыхания. Ключом к овладению этим орудием является регулярная практика чаньсы-цзинь, или пружинистой энергии (цзинъ) Шелкового Кокона (чанъсы), которая приведена в третьей главе. Нужно рассматривать каждое движение тела как звено в цепочке из многих звеньев, извлекая все движения из центра тела и придавая циркулярность движениям руки ног. Ученик, который регулярно практикует чаньсы-цзинъ, постепенно обучается следованию этим принципам на уровне рефлекса и может наблюдать, как комплекс-лу раскрывает перед ним все новые и новые горизонты. Наглядным примером этого может стать хотя бы изучение позиции 2 – «Цзиньган толчет в ступе», где кулак ударяет по раскрытой ладони в то время, как ступня опускается на землю. Постижению сложной циркулярности помогает, например, позиция 14 – «Спрятанная рука наносит удар». В ней отражающая (Пэн) удар рука, туловище и правая рука с кулаком скручиваются против часовой стрелки, что приводит к следующему. Отражающая рука выходит наружу в то время, когда правый кулак заводится за спину, т. е. «прячется». Энергия скручивания, что сродни энергии сжатой пружины, затем вдруг высвобождается, вызывая движение по часовой стрелке, и отражающая рука уходит назад, а правый кулак вылетает вперед, неся в себе всю накопленную энергию пружины. По сходному принципу построено множество ударов ногой и кулаком. В первом лу много энергичных движений, таких, как подпрыгивание высоко вверх или падение на землю в шпагат. Вместе с тем другие фрагменты этого комплекса демонстрируют медленные, умеренные движения, внешнее назначение которых может казаться не вполне ясным, но которые внутри тела незаметно проводят все ту же циркулярно-пружинистую работу.

Базовый режим дыхания и движений особенно подчеркивается в позиции 4 -«Шесть запечатано, четыре закрыто», – которая появляется в комплексе семь раз. Здесь руки движутся от ушей вниз и наружу и в это время совершается медленный выдох.

Распределения веса тела поровну на обе ноги тайцзи избегает, так как это снижает способность к моментальному реагированию. Правильная роль такого положения тела – переходная стойка между двумя позициями комплекса.

При выполнении лу надо начинать его стоя лицом к северу, а заканчивать лицом к югу. Затем комплекс повторяется еще раз, и в конце концов необходимо оказаться опять лицом на север, и притом в исходной точке.

Частое и четкое повторение переходов от энергичных движений к мягким позволяет ученику наблюдать и постигать все разнообразие поочередных проявлений Инь и Ян.

Серьезный ученик, изучающий форму под руководством учителя, добьется большего, если будет заучивать серии рисунков и использовать их как стандартный образец или как пособие для внутренней визуализации своих движений. Тот упор на внутреннее воспитание, который столь характерен для тайцзи, находит сейчас отзвук в научных исследованиях возможностей организма. Одно из последних исследований, например, доказывает, что средний человек может запомнить и различать как минимум четверть миллиона лиц.

В первом лу тело ведет руки; надо забыть о руках и позволить им следовать за телом. Таким путем достигается непрерывное изменение движений, а Инь и Ян тела становятся более ощутимыми.

Позиции первого лу Чэнь-стиля представлены здесь в рисунках. Номера на рисунках относятся к списку названий позиций. На рисунках изображены сын Чэнь Факэ (1887-1957), Чэнь Чжаокуя. Воспроизводятся они по наиболее аутентичным из доступных источников – по книгам Чэнь Сина (1849-1929) и Шэнь Цзячжэна.

 

ПЕРВЫЙ ЛУ ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЯ СЕМЬИ ЧЭНЬ

1. Объять Великий Предел (бао тайцзи)

2. Цзиньган толчет в ступе (Цзиньган дао дуй)

3. Лениво подпоясаться (лань цза и)

4. Шесть запечатано, четыре закрыто (лю фэн сы би)

5. Одиночный кнут (дань бянь)

6. Цзиньган толчет в ступе

7. Белый журавль расправляет крылья (бай хэ лян чи)

8. Наклонный ход, крученый шаг (се син ао бу)

9. Первое окончание (чу шоу)

10. Переход вброд, крученый шаг (цянь тан ао бу)

11. Наклонный ход, крученый шаг

12. Второе окончание (цзай шоу)

13. Переход вброд, крученый шаг

14. Спрятанная рука наносит удар (янь шоу хун чуй)

15. Цзиньган толчет в ступе

16. Удар, укрывающий тело (пи шэнь чуй)

17. Согнуть спину, ударить плечом (бэй чжэ као)

18. Синий дракон появляется из воды (цин лун чу шуй)

19. Двойной толчок руками (шуан туйшоу)

20. Три изменения ладоней (сань бянь чжан)

21. Смотреть на кулак под локтем (чжоу ди кань цюань)

22. Пятясь, сворачивать верхнюю часть руки (дао цзюань гун)

23. Шагнуть назад, нажать локтем (туй бу я чжоу)

24. Закручивание вокруг центра (чжун пань)

25. Белый журавль расправляет крылья

26. Наклонный ход, крученый шаг

27. Обмахнуть веером спину (шань тун бэй)

28. Спрятанная рука наносит удар

29. Шесть запечатано, четыре закрыто

30. Одиночный кнут

31. Руки-облака (юнь шоу)

32. Высоко похлопать лошадь (гао тань ма)

33. Коснуться правой ступни (ю ца цзяо)

34. Коснуться левой ступни (цзо ца цзяо)

35. Влево нажать подошвой (цзо дэн и гэнь)

36. Переход вброд, крученый шаг

37. Удар в землю (пу ди чуй)

38. Ударить ногой дважды (ти эр ци)

39. Поза звериной головы (шоу тоу ши)

40. Нога-смерч (сюаньфэн цзяо)

41. Вправо нажать подошвой (ю дэн и гэнь)

42. Спрятанная рука наносит удар

43. Малый захват (сяо циньна)

44. Обхватить голову и толкнуть гору (бао тоу туй шань)

45. Три изменения ладоней

46. Шесть запечатано, четыре закрыто

47. Одиночный кнут

48. Передний финт (цянь чжао)

49. Задний финт (хоучжао)

50. Мустанг встряхивает гривой (ема фэнь цзун)

51. Шесть запечатано, четыре закрыто

52. Одиночный кнут

53. Встряхивание обеими стопами (шуан чжэнь цзяо)

54. Нефритовая Дева ткет (Юй Нюй чуань суо)

55. Лениво подпоясаться

56. Шесть запечатано, четыре закрыто

57. Одиночный кнут

58. Руки-облака

59. Махнуть ногой, упасть в шпагат (бай цзяо де ча)

60. Золотой петушок стоит на одной ноге (цзинь цзи дули)

61. Пятясь, сворачивать верхнюю часть руки

62. Шагнуть назад, нажать локтем

63. Закручивание вокруг центра

64. Белый журавль расправляет крылья

65. Наклонный ход, крученый шаг

66. Обмахнуть веером спину

67. Спрятанная рука наносит удар

68. Шесть запечатано, четыре закрыто

69. Одиночный кнут

70. Руки-облака

71. Высоко похлопать лошадь

72. Смахнуть лотос ногой (бай лянь туй)

73. Удар пальцами в пах (чжи дан чуй)

74. Белая обезьяна дарит фрукты (бай юань сянь го)

75. Шесть запечатано, четыре закрыто

76. Одиночный кнут

77. Дракон на земле (цяо ди лун)

78. Шаг вперед, семь звезд (шан бу ци син)

79. Шагнуть назад с тигром в руках (туй бу куа ху)

80. Повернуться, махнуть ногой (чжуань шэнь бай цзяо)

81. Пушка над головой (дан тоу пао)

82. Цзиньган толчет в ступе

83. Закрыть Великий Предел (хэ тайцзи)

 

Эти рисунки взяты из книги Чэнь Сина (1849-1929), опубликованной в 1933. Подписи к рисункам указывают, на что следуег обращать внимание при выполнении тайцзи-цюаня. Все эти концепции очень трудно выразить на западных языках.

 

Паочуй («Пушечные удары»), или второй лу стиля Чэнь, – это более сложный набор движений с преобладанием твердости над мягкостью, в отличие от первого комплекса. Форма атаки основывается на Четырех Углах (сы юй): Ударе локтем (Чжоу), Раскалывании (Ле), Притягивании (Цай) и Ударе плечом (Као). Четыре Направления (сы чжэн), т. е. Отражение (Пэн), Откатывание (Люй), Нажимание (Цзи) и Толкание (Ань), играют второстепенную роль. Таким образом, соотношение между практикованием Четырех Углов и Четырех Направлений здесь прямо противоположное первому лу. Количество и качество движения требуют твердости и прочности, очень важна быстрота действия. В стиле паочуй руки ведут тело, т. е. когда вы бьете кулаком вперед, тело должно следовать за рукой. Иначе говоря, атакующее движение, обычно сопровождающееся прыжком, тянет тело вперед. Первый лу - это медленное движение, мягкость и стабильность. Второй лу - это быстрота, твердость и высокие прыжки. Но как в первом, так и во втором лу чэньского тайцзи-цюаня мягкость и твердость находятся в гармонии. Движения чередуют скорость и медлительность, формируя внутреннюю силу тайцзи, которая дает быстрый ответ на быстрые действия и медленный – на медленные.

Комплекс паочуй, ныне почти исчезнувший, показан здесь в диаграммах с номерами. В списке позиций под соответствующими номерами идут названия позиций. На диаграммах изображены Чэнь Чжаокуй и Чэнь Факэ, внук Чэнь Чансина. Чэнь Факэ сохранил наследие рода Чэнь и добился мастерства, выполняя одиночные упражнения тайцзи-цюаня по двадцать раз в день. Даже в возрасте 60 лет он делал их по десять раз в день. Когда он прибыл в Пекин, у него учились многие из известных специалистов по тайцзи.

 

ПАОЧУЙ, ИЛИ ВТОРОЙ ЛУ ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЯ СЕМЬИ ЧЭНЬ

1. Начальная позиция паочуй (паочуй пиши)

2. Цзиньган толчет в ступе

3. Лениво подпоясаться

4. Шесть запечатано, четыре закрыто

5. Одиночный кнут

6. Блок и удар (баньлань чуй)

7. Прикрыть сердце и ударить (ху синь чуй)

8. Наклонный ход, крученый шаг

9. Атаковать почки, нажать локтем и кулаком (ша яо я чжоу цюань)

10. Прямое вхождение в колодец (цзин лань чжи жу)

11. Ветер сметает цветы сливы (фэн сао мэйхуа)

12. Цзиньган толчет в ступе

13. Удар, защищающий тело (би шэнь чуй)

14. Удар, укрывающий тело (пи шэнь чуй)

15. Рубящая рука (чжань шоу)

16. Поворачивающиеся цветы, танцующие рукава (фань хуа у сю)

17. Спрятанная рука наносит удар

18. Летящий шаг, скрученный локоть (фэй бу ао чжоу)

19. Руки-облака

20. Высоко похлопать лошадь

21. Руки-облака

22. Высоко похлопать лошадь

23-25. Автоматическая пушка (1,2,3) (ляньчжупао (и, эр, сань))

26. Ехать на единороге задом наперед (дао цилинь)

27-29. Белая змея высовывает язык (1, 2, 3) (бай шэ ту синь (и, эр, сань)

30. Цветы, поворачивающиеся под морской водой (хайди фань хуа)

31. Спрятанная рука наносит удар

32. Поворот и шесть сочетаний (чжуань шэнь лю хэ) 33-34. Левая хлопушка (1, 2) (цзо ли баньпао (и, эр)) 35-36. Правая хлопушка (1, 2) (ю ли баньпао (и, эр))

37. Поза звериной головы

38. Разрубание рамы (пи цзяцзы)

39. Поворачивающиеся цветы, танцующие рукава

40. Спрятанная рука наносит удар

41. Поза тигра в засаде (фуху ши)

42. Кулак красит бровь в красный цвет (мо мэй хун цюань)

43. Желтый дракон появляется из воды; правая форма (ю хуанлун чу шуй)

44. Желтый дракон появляется из воды; левая форма (цзо хуанлун чу шуй)

45. Влево нажать подошвой (цзо дэн и гэнь)

46. Вправо нажать подошвой (ю дэн и гэнь)

47. Цветы, поворачивающиеся под морской водой

48. Спрятанная рука наносит удар

49. Нога подметает пол (сао ди туй)

50. Спрятанная рука наносит удар

51. Идти напролом, левая форма (цзо чун)

52. Идти напролом, правая форма (ю чун)

53. Обратный прорыв (дао чун)

54. Цветы, поворачивающиеся под морской водой

55. Спрятанная рука наносит удар

56-57. Дважды атаковать плечом; верхней частью руки (до эр гун)

58. Автоматическая пушка

59. Нефритовая Дева ткет

60. Четырехголовая пушка (сы дэн пао)

61. Нефритовая Дева ткет

62. Четырехголовая пушка

63. Удар, укрывающий тело

64. Скрученный удар локтем (ао чжоу)

65. Плавный удар локтем (шунь чжоу)

66. Ткнуть локтем в сердце (чуань синь чжоу)

67. Пушка в укрытии (воли пао)

68. Прямое вхождение в колодец

69. Ветер сметает цветы сливы

70. Цзиньган толчет в ступе

71. Завершающая позиция паочуй (паочуй шоуши)

 

ТАЙЦЗИ_ЦЮАНЬ СЕМЬИ ЯН

 

Тайцзи-цюань считался фамильным сокровищем рода Чэнь и хранился в секрете; лишь изредка его показывали людям, не бывшим членами клана Чэнь. Так, Чэнь Чансин учил своего сына и многих из родственников, но только двух инородцев – Ян Лучаня и Ли Байкуя. Ян особенно упорно и терпеливо перенимал это выдающееся мастерство.

Ян Лучань (1799-1872) родился в провинции Хэбэй (Северный Китай). Его предки были крестьянами. Сам он был низкорослым и худым, но души не чаял в боевых искусствах. Сначала он учился тридцати трем движениям длинной формы жесткого боксерского стиля. Обучал его некто Шао Линь, старый боксер, который почувствовал в Яне большой талант и понял, что тот мог бы достичь многого под руководством более опытного мастера.

Однажды старик рассказал Яну о Чэнях, и Ян отправился к ним в надежде быть принятым в ученики. Но поскольку он не был членом клана, его ожидал отказ. Тогда он остался в тех местах, работая батраком и присматриваясь, как бы приобщиться к тайцзи-цюаню. В конце концов его настырность привлекла внимание Чэнь Чансина и произвела впечатление настолько благоприятное, что Ян был принят в ученики. Легенда рассказывает, что после этого Ян, однако, работал в доме несколько лет, но учитель ничего не говорил ему о тайцзи-цюане. И вдруг однажды ночью Яна разбудили звуки «Хэн-Хаах!» из соседнего строения. Подкравшись, он заглянул в окно и увидел Чэнь Чансина, который проводил урок тайцзи-цюаня. С этой ночи Ян регулярно приходил под окно и повторял упражнения вслед за учениками, а затем возвращался в спальню. Вскоре, благодаря своему упорству, он сделал значительный прогресс. И однажды, когда подвернулся случай, он вступил в схватку с продвинутым учеником Чэня -и победил! Чэнь осознал в полной мере талант и упорство Яна и обучил его всем мастерствам, техникам и секретам тайцзи-цюаня.

После этого Ян Лучань вернулся в родные края и стал давать уроки тайцзи-цюаня своим соседям. У него появилось много учеников. В то время тайцзи-цюань называли хуа-цюань (нейтрализующий цюань) или мянь-цюань (мягкий), поскольку он превращал оборону в наступление и был мягким, как хлопок (мянь). Прошли годы, и Ян уехал в Пекин, столицу, и стал учителем императорской фамилии. Тогда-то тайцзи-цюань Яна и стал широко известным.

Сильный характер Яна требовал постоянных состязаний с другими боксерами. Он объездил весь Северный Китай с заплечным мешком и копьем. Услышав о каком-нибудь выдающемся бойце, он разыскивал его и вызывал на поединок. Но никогда в жизни он не причинил никому серьезного вреда. Его боксерский энтузиазм и чувство собственного достоинства вызывали уважение у людей. Поскольку он не проиграл ни одного поединка, ему дали прозвище Ян Ути (ути означает «не имеющий соперников»). По виду Яна нельзя было подумать, что он боксер. Но он часто поднимал и бросал противников, весивших вдвое больше него. Никто не знал, откуда берется его сила. Вот некоторые из легенд о нем.

Богач по имени Чжан, живший в Пекине, любил бокс и всегда ходил со свитой из более чем тридцати бойцов. Он восхищался Яном (заочно) и однажды пригласил его в свой дом. Когда неказистый Ян пришел, Чжан разочаровался в нем и равнодушно угостил весьма скромным обедом. Ян все очень хорошо понял, но сделал вид, что не заметил, как с ним обошлись, и пил-ел с благостным видом. Чжан грубо обратился к нему:

– Я слыхал о вашем почтенном имени и о пресловутой мягкости тайцзи-цюаня. Только что-то не верится мне, что вы с вашим тайцзи побеждаете людей!

– Есть три типа людей которых я не могу победить, – быстро ответил Ян.

– Это какие же? – заинтересовался Чжан.

– Сделанные из меди, железа и дерева. Остальных я могу победить.

– В моей свите тридцать человек, – сказал Чжан,

– Лучший из них, Лю, может поднять триста фунтов. Не хотите ли сразиться с ним?

– Конечно, хочу.

Послали за Лю. Легенда гласит, что он «ворвавшись, произвел порыв ветра», а выглядел как разъяренный тигр. Когда он приблизился к Яну, тот послал его в пустоту своей правой рукой и мягко толкнул левой. И неожиданно Лю отлетел на десять футов, словно бумажный змей, у которого оборвалась веревка. Чжан захлопал в ладоши и со смехом сказал: «А тайцзи-то и впрямь удивительное искусство». Он заказал слуге роскошнейший обед и с той минуты обращался к Яну не иначе как «Великий Мастер».

Ян был и мастером копья. Он мог изящно поднимать легкие предметы касанием кончика копья, используя свою «липкую энергию», – и никогда не ошибался. Если случался пожар, он обрушивал стену при помощи копья, чтобы не дать огню разгореться. Он посылал стрелы не из лука, а просто бросал руками, и неизменно попадал в цель.

В городе Гуанпине Ян затеял состязание на городской стене. Его противник отступил к краю стены и, потеряв равновесие, начал падать вниз. В этот критический момент Ян прыгнул, покрыв около пяти ярдов, и успел схватить противника за ступню, чем спас ему жизнь.

Его ловкость проявлялась и в мирных ситуациях. Дождливым днем Ян сидел в комнате, когда его дочь поднималась на крыльцо с медным тазом в руках. Не успев открыть дверь, она поскользнулась. Ян вылетел из дома и подхватил ее так быстро, что даже вода не расплескалась.

Когда Ян был в Пекине, одному боксеру не давал покоя его титул «не имеющий соперников», и он вызвал Яна. Ян сказал, улыбаясь:

– Раз уж вы так настаиваете на схватке, я разрешу вам ударить меня три раза.

Тут бросивший вызов нанес Яну страшный удар в живот. Ян громко смеясь, силой своего живота швырнул противника наземь.

На другой день Ян ловил рыбу на берегу речки. Мимо проходили двое. Они шли позади и выше Яна. Эти двое были боксерами, они знали и боялись Яна, но захотели «подмочить ему репутацию», столкнув исподтишка в воду. Они приблизились крадучись. Но Ян, обладавший особым слухом, уже приготовился. Приняв позицию «Высоко пощупать лошадь», Ян поднял спину, опустил голову и сбросил обоих путников в воду.

У Ян Лучаня было три сына. Первый умер ребенком. Второго звали Ян Ю, он же Ян Баньхоу, (1837-1892), третьего -Ян Цзянь, он же Ян Цзяньхоу, (1839-1917). Оба они стали известными специалистами по тайцзи. Когда Ян Лучань стал уже стар, а люди все еще шли к нему в ученики, обязанности учителя взял на себя Ян Ю (но люди потом все равно называли себя учениками Ян Лучаня). Ян Ю учился тайцзи-цюаню у отца и тренировался целый день, ежедневно, невзирая на холод и зной. Ян Лучань не давал ему передышки и часто даже наказывал ударом хлыста. От такого обращения Ян Ю иногда был готов бежать из дому. Подобно отцу, Ян Ю обладал сильным характером и любил атаковать. Те, на кого он нападал, обычно отлетали на десять футов.

Когда Ян Ю был молод, он однажды схватился с сильным бойцом, который захватил его запястье. Ян Ю применил холодную сипу-цзинъ тайцзи-цюаня и победил противника. Когда Ян Ю с гордым видом доложил об этом отцу, тот рассмеялся и сказал: «Это хорошая новость, но твой разорванный рукав говорит мне, что ты применил отнюдь не силу тайцзи. Согласно требованию тайцзи, "никто не знает тебя, но ты знаешь всех"».

Ян Ю взглянул на свой рукав и убедился, что он от физического перенапряжения порвался. Это вызвало у него досаду, сменившуюся азартом. Тренируясь и изучая теорию в два раза напряженнее, чем прежде, он достиг очень высокого уровня. Учить других он не любил, зато очень нравилось ему испытывать свою внутреннюю силу. Он клал несколько зерен риса на живот, произносил «Хаах!», и зерна взлетали под потолок.

Ян Цзяня называли «третьим господином». Отец был очень строг и с ним, так что Ян Цзянь несколько раз в минуты отчаяния замышлял постричься в буддийские монахи, но его вовремя останавливали родственники. На этом примере, кстати, видно, как страдали раньше люди, изучавшие тайцзи-цюань. Это было на пределе человеческого терпения.

Ян Цзянь был добр по натуре и имел много учеников. Он преподавал три стиля: большой, средний и малый. Его достижением была высокая гармония твердости и мягкости. Он часто тренировался с тряпкой вместо шпаги, был специалистом по части трюков с копьями и палками. Ему надо было только задеть противника копьем или палкой, чтобы свалить его наземь. Так же мастерски он метал круглые пули – мог сбить одновременно трех птиц тремя брошенными пулями. Еще он мог посадить птицу на ладонь и не давать ей взлететь. Когда птица пыталась оттолкнуться от ладони для взлета, он заставлял ладонь прогибаться под ее лапками так, что птица как бы увязала в ней.

В старости Ян Цзянь тренировал свою внутреннюю силу в полночь, в постели, издавая при этом странное громыхание. Умер он в 1917 естественной смертью без всяких болезней. Говорят, что за несколько часов до смерти он увидел ее в полудреме и позвал учеников и семью, чтобы попрощаться. Он принял ванну, надел новое платье и с улыбкой скончался. От него осталось три сына. Старший – Чжаосюн, средний умер молодым, а младший – Чжаоцин.

Ян Чжаосюн, он же Ян Шаохоу (1862-1930), занимался тайцзи с семи лет. Подобно своему дяде Ян Ю, Чжаосюн обладал сильным характером и любил нападать первым. В применении тайцзи он достиг мастерства. Его стиль был по форме малый, но твердый, действия быстрые и гибкие, непрерывные и сжатые. Он учил жестко и имел только нескольких учеников, так как далеко не каждый мог терпеть его побои. В технике тайцзи он вышел на высокий уровень, но секретами делился редко, и его методы – достояние немногих. Говорят, что однажды в Нанкине боксер, который ранее проиграл ему бой, захотел взять реванш. Этот человек бросил известь в глаза Яну Чжаосюну, так что тот не мог ничего видеть, а затем начал бить кулаками по лицу Яна. Полагаясь только на слух, Ян увернулся от ударов и легким поворотом рук поверг нападавшего на землю. Позднее было сказано: «Побить врага с закрытыми глазами – это янское тайцзи».

Еще рассказывают, что однажды на него набросился бешеный пес, но Ян поднял ногу и отшвырнул пса на несколько ярдов, отчего тот и сдох. Еще он мог притянуть к себе пламя свечи и отогнуть его обратно и погасить совсем. Это пример так называемой «духовной силы», но секрет ее утерян.

Чжаоцин (1883-1936) известен больше под именем Чэнфу. У него были отличные природные данные, но он не был поначалу поклонником тайцзи. Его философией было «не стоит учиться, чтобы быть врагом одного человека (как в тайцзи), но стоит учиться, чтобы быть врагом тысячи». Как бы там ни было, благодаря своему деду он понял, что тайцзи-цюань мог не только улучшить его здоровье, но и поднять физический уровень всей нации и пробудить дух самых глубин страны. Он начал заниматься тайцзи-цюанем в двадцать лет, но не осознавал его важности, пока не умер его отец. После этого он тренировался день и ночь, стремясь стать мастером, и достиг в конце концов мягкой внешности с твердостью внутри – стал «подобен вате, в которую завернут кусок железа». После смерти отца он неустанно самосовершенствовался. Его великий пример показывает, что, даже если трудно найти отличного учителя, все равно можно развиваться самостоятельно – надо только правильно понимать и применять принципы тайцзи-цюаня. Текучие формы Ян-стиля тайцзи-цюаня были окончательно установлены именно им. Стиль семьи Ян -удобный, легкий и устойчивый – был признан самым демократичным и доступным из стилей, поэтому он – и самый популярный.

У Ян Чжаоцина (Чэнфу) было четверо сыновей. Все они до сих пор преподают тайцзи-цюань в Гонконге и на Гавайях. Для нынешних времен их мастерство очень даже неплохое, но, сравнивая их с предшественниками, можно только глубоко вздохнуть. Как видно, даже тайцзи-цюаню свойствен жизненный цикл. К счастью, один из учеников Чэнфу-Чжэн Маньцин (1901-1975) достиг высочайшего уровня для нашего времени. Чжэн часто напоминал ученикам, что точно так же, как для них велико его мастерство, для него было велико мастерство его учителя. Он демонстрировал, как никто не мог положить руку на него. Но сам он не мог увернуться от пальца Яна Чэнфу или стряхнуть его палец, когда тот его уже коснулся.

Ян-тайцзи-цюань очень популярен и широко распространен. Поэтому неудивительно, что он имеет множество вариаций, в которых номера и названия позиций одинаковы, а движения отличаются. Одна из таких вариаций-форма У Цзяньцюаня (1870-1942). Эта «форма У», популярная в Южном Китае и Гонконге, хорошо известна и в США. Это ветвь школы Ян, и нельзя путать ее с третьим стилем тайцзи-цюаня – У*, о котором мы поговорим позже.

У Цзяньцюань имел двух сыновей, У Гунъи и У Гунцзао. Последний опубликовал в 1980 книгу с описанием вариации У и фотографиями его брата. Тот, кто имеет возможность достать этот труд, сможет оценить ходульный, деревянный вид этих фотографий и сравнить их с уравновешенной и бодрой внешностью отца модели -У Цзяньцюаня (см. его изображения на рис. 1-5Ь). Видны станут и главные отличия формы У традиционной практики: частые наклоны туловища вперед и назад, наклоны головы, сильное сгибание колен. К сожалению, У Гунъи не пользуется такой же репутацией, что и его отец. Ученикам, практикующим У-вариацию формы Ян, рекомендуется искать оригинальные изображения поз мастера У Цзяньцюаня. Посмотрев некоторые из них на рис. 1-5Ь и сравнив их с изображениями поз мастера Ян Чэнфу на рис 1-5а, каждый скажет, что оба этих великих мастера, практикуя различные вариации, использовали одну и ту же чанъсы-цзинъ (см. гл. 3).

Если вы еще не начали заниматься с учителем, попробуйте для себя первый раздел тайцзи-цюаня семьи Ян (движения 1-19), пользуясь приведенными ниже иллюстрациями. На диаграммах Длинный Ян-тайцзи-цюань исполняет сам Ян Чэнфу. Перед этими диаграммами приводятся увеличенные изображения поз Ян Чэнфу и У Цзяньцюаня (рис. 1-5а, 1-5Ь). Ученики могут увидеть, что, если не учитывать легких индивидуальных различий, позиции двух великих мастеров, в сущности, одинаковы.

 

Эти два «У» различаются и в звучании, и в написании в китайском языке. Во избежание путаницы в переводной литературе иногда второе «У» передают как «У (Хао)» (по фамилии мастеров, окончательно сформировавших школу). – Прим. перев.

 

ТАЙЦЗИ ЦЮАНЬ СЕМЬИ ЯН

I

1. Начальная позиция тайцзи-цюаня (тайцзи ци ши) Схватить воробья за хвост (лань цяо вэй):

2. Отражение влево (цзо пэн)

3. Отражение вправо (ю пэн)

4. Откатывание (люй)

5. Нажимание (цзи)

6. Толкание (ань)

7. Одиночный кнут (дань бянь)

8. Поднять кисти рук (ти шоу шан ши)

9. Белый журавль расправляет крылья (бай хэ лян чи)

10. Направо – почистить колено с крученым (ломаным) шагом (лоу си ао бу)

11. Играть на пибе (китайской гитаре) (шоу тань пиба)

12. Направо – почистить колено с крученым (ломаным) шагом

13. Налево – почистить колено с крученым (ломаным) шагом

14. Направо – почистить колено с крученым (ломаным) шагом

15. Играть на пибе (китайской гитаре)

16. Направо – почистить колено с крученым (ломаным) шагом

17. Блок и удар (баньлань чуй)

18. Запечатать-закрыть (жу фэн сы би)

19. Скрестить кисти рук (шицзы шоу)

 

//

20. Обнять тигра, вернуться в горы (бао ху гуй шань)

21. Схватить воробья за хвост

22. Косой одиночный кнут (се дань бянь)

23. Глядя на основание локтя, ударить (чжоу ди кань чуй)

24. Направо – пятясь, отгонять обезьяну (дао нянь хоу)

25. Налево -пятясь, отгонять обезьяну

26. Направо – пятясь, отгонять обезьяну

27. Косая летящая позиция (се фэй ши)

28. Поднять кисти рук

29. Белый журавль расправляет крылья

30. Почистить колено с крученым (ломаным) шагом

31. Игла в дне моря (хай ди чжэнь)

32. Обмахнуть веером спину (шань тун бэй)

33. Повернуться, броситься и ударить (чжуань шэнь пешэнь чуй)

34. Блок и удар

35. Шагнуть, схватить воробья за хвост (шан бу лань цяо вэй)

36. Одиночный кнут

37. Руки-облака (юнь шоу)

38. Одиночный кнут

39. Высоко похлопать лошадь (гао тань ма)

40. Вправо отделить стопу (ю фэнь цзяо)

41. Влево отделить стопу (цзо фэнь цзяо)

42. Повернуться и нажать стопой (чжуань шэнь дэн цзяо)

43. Направо – почистить колено с крученым (ломаным) шагом

44. Налево – почистить колено с крученым (ломаным) шагом

45. Сделать шаг, обрушиться и ударить (цзинь бу цзай чуй)

46. Повернуться, броситься и ударить

47. Блок и удар

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.