Статистические методы анализа показателей государственного бюджета.
Статистика государственных финансов.
1. Сущность и строение государственных финансов. Задачи статистики государственных финансов.
2. Основные показатели государственного бюджета.
3. Статистические методы анализа показателей государственного бюджета.
4. Статистика внебюджетных фондов.
Сущность и строение государственных финансов. Задачи статистики государственных финансов.
Государственные финансы – важнейшая составная часть финансовой системы страны. Задача государственных финансов состоит в том, чтобы обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения своих функций.
Задачамистатистики государственных финансов являются:
1. Изучение количественных закономерностей массовых процессов, происходящих при формировании и расходовании государственных финансов;
2. Определение основных направлений изменения величины и структуры государственных финансов;
3. Характеристика показателей, определяющих содержание и направление фискальной политики государства.
Государственные финансы складываются из нескольких элементов:
1. Государственный бюджет, включающий бюджеты разных уровней государственного управления;
2. Внебюджетные фонды;
3. Государственный кредит;
4. Финансы государственных предприятий.
Основным элементом государственных финансов является государственный бюджет. Это очень значительный инструмент управления экономикой страны. Направленное изменение фискальной политики государственного бюджета позволяет государству оперативно влиять на экономическую ситуацию в стране, правильное распределение собранных средств – сглаживать социальное напряжение в обществе, изменять пропорции между различными отраслями экономики, вызывать изменение темпов роста производства и потребления. Такой широкий круг проблем, решаемых при помощи государственного бюджета, вызывает потребность в его глубоком изучении.
Изучают государственный бюджет при помощи статистических методов анализа, которые позволяют:
1. Совершенствовать бюджетные классификации в соответствии с международными стандартами;
2. Определять общую величину бюджетных доходов и расходов, рассчитывать размер превышения одного показателя над другим;
3. Изучать структуру доходов и расходов, ее изменение в течение определенного периода;
4. Выявлять основные источники финансирования дефицита государственного бюджета или направления размещения свободных средств при наличии профицита;
5. Определять размеры государственного внутреннего долга;
6. Проводить анализ исполнения государственного бюджета на всех уровнях управления;
7. Выявлять влияние фискальной политики государства на экономическое развитие страны и уровень жизни населения.
Основные показатели государственного бюджета.
Для правильного построения, расчета и анализа выполнения государственного бюджета необходимо определить основные принципы его построения, правильно очертить круг институционных единиц, операции которых подлежат отражению в государственном бюджете, классифицировать экономические категории, учитываемые при его составлении.
Государственный бюджет отражает доходы и расходы одного сектора экономики – «Государственные учреждения». Задачей статистики в данной области является осуществление группировки основных операций данного сектора. Такая группировка создает аналитическую базу для определения потребности органов государственного управления в расходах, кредитах и возможности их удовлетворения за счет имеющихся финансовых ресурсов.
В сектор «Государственные учреждения» включаются институционные единицы, деятельность которых заключается в предоставлении услуг нерыночного характера и в перераспределении доходов и национального богатства. Перераспределение производится, как правило, путем налогообложения институционных единиц, включаемых в другие сектора экономики, а также путем предоставления пенсий, пособий и других социальных выплат.
К основным показателям государственного бюджета относятся:
· доходы;
· расходы;
· официальные трансферты;
· кредитование минус погашение (чистое кредитование);
· превышение доходов над расходами (профицит) или превышение расходов над доходами (дефицит);
· государственный долг.
Доходы – это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Они разделяются на текущие и капитальные. К текущим доходам относят налоговые и неналоговые поступления, к капитальным – доходы от продаж капитальных активов (основных фондов, государственных запасов и резервов, земли).
Официальные трансферты – это безвозмездные, необязательные поступления, имеющие нерегулярный характер в виде субвенций, репараций, дарений, полученные от других учреждений государственного управления (отечественных или зарубежных) или международных организаций. Если аналогичные платежи поступают из негосударственных источников, они включаются в состав неналоговых доходов бюджета.
Расходы – это все невозвратные платежи, независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются. В состав расходов включаются и трансфертные платежи другим органам государственного управления.
Чистое кредитование включает предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм полученных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала. Чистое кредитование объединяется с расходами и выступает как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита.
Дефицит или профицит бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и чистого кредитования.
В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг.
Государственный долг – это неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств органов государственного управления перед другими секторами экономики и остальным миром, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена в будущем или преобразована в бессрочный долг.
Государственный долг разделяется на внешний и внутренний с подразделением каждого вида долга по типу держателя.
Статистические методы анализа показателей государственного бюджета.
Статистический анализ государственного бюджета предполагает изучение следующих вопросов:
· динамики доходов и расходов;
· структуры доходов и расходов;
· степени исполнения государственного бюджета;
· анализ величины и источников финансирования дефицита государственного бюджета.
Для проведения анализа динамики доходов и расходов государственного бюджета строятся динамические ряды, в которых рассчитываются показатели динамики – абсолютные, относительные и средние.
Основной проблемой при проведении динамического анализа является достижение сопоставимости бюджетных показателей в разные периоды времени. В настоящее время происходят значительные изменения в составе бюджетных показателей в связи со сближением международных и отечественных классификаций. Для решения подобной проблемы производится перегруппировка доходов и расходов за предшествующие периоды по стандартам действующей в настоящее время классификации.
Другая причина несопоставимости – изменение масштаба цен из-за наличия инфляции. Эту проблему можно решить двумя способами:
1. Абсолютные показатели доходов и расходов заменить относительными, т.е. оперировать долями;
2. Произвести пересчет показателей с учетом индекса инфляции.
Анализ структуры доходов и расходов позволяет выявить основные закономерности и направления изменения государственной бюджетной политики. Для определения структуры рассчитывают долю каждой группы доходов или расходов в общем объеме доходов или расходов государственного бюджета. Такой анализ целесообразно производить в динамике за ряд лет, чтобы выявить возможные изменения основных источников формирования доходов и направлений расходования бюджетных средств.
При проведении анализа степени исполнения государственного бюджета производится сравнение запланированных показателей доходов и расходов бюджета и реально достигнутых. Такое сравнение делается как по общей сумме, так и отдельно по каждой статье доходов и расходов.
Статистические методы позволяют определить влияние факторов, вызвавших расхождение между плановой и фактической величиной доходов. Принято считать, что причинами изменения величины доходов выступают следующие макроэкономические показатели:
Объем ВВП;
Объем использованного национального дохода;
Объем налоговых поступлений.
На изменение объема налоговых поступлений влияют два фактора: изменение налоговой базы и налоговой ставки. Для определения влияния каждого из факторов на величину одного вида налогов используется индексный анализ.
Общее изменение суммы налога определяется по формуле:
DН = Н1 – Н0 = DНнс + DНнб (1.1)
Влияние изменения налоговой ставки определяется по формуле:
DНнс = (НС1 – НС0)* НБ1 (1.2)
Для определения влияния второго фактора используется следующая формула:
DНнб = (НБ1 – НБ0) * НС0 (1.3)
где DН – общее изменение величины одного налога;
Н1, Н0 – величина данного вида налога в отчетном и базисном периодах;
DНнс - изменение величины налога за счет изменения налоговой ставки;
DНнб - изменение величины налога за счет изменения налоговой базы;
НБ0, НБ1 – база налогообложения в базисном и отчетном периодах;
НС0, НС1 - налоговая ставка в базисном и отчетном периодах.
Анализ дефицита государственного бюджета проводится по двум направлениям. Во-первых, принято сравнивать его величину с объемом ВВП. Этот показатель характеризует финансовое положение страны. Если отношение дефицита государственного бюджета к ВВП не превышает 3%, положение страны считается нормальным.
Во-вторых, производится изучение источников финансирования дефицита государственного бюджета. Для этого определяются доли внешнего и внутреннего заимствования на эти цели. Дополнительно рассчитывается структура внешнего и внутреннего источников финансирования по типам держателей. Такой анализ проводится в динамике за ряд лет, что позволяет проследить изменение роли отдельных источников финансирования.
Если в стране имеет место профицит государственного бюджета, проводят анализ направлений размещения средств.
Табл.1.1
Динамика профицита консолидированного (в процентах к ВВП)
Год
|
|
|
|
|
| Профицит
| 2,9
| -5,1
| 4,9
| 4,5
|
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|