Сделай Сам Свою Работу на 5

Статистические методы анализа показателей государственного бюджета.





Статистика государственных финансов.

1. Сущность и строение государственных финансов. Задачи статистики государственных финансов.

2. Основные показатели государственного бюджета.

3. Статистические методы анализа показателей государственного бюджета.

4. Статистика внебюджетных фондов.

 

Сущность и строение государственных финансов. Задачи статистики государственных финансов.

 

Государственные финансы – важнейшая составная часть финансовой системы страны. Задача государственных финансов состоит в том, чтобы обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения своих функций.

Задачамистатистики государственных финансов являются:

1. Изучение количественных закономерностей массовых процессов, происходящих при формировании и расходовании государственных финансов;

2. Определение основных направлений изменения величины и структуры государственных финансов;

3. Характеристика показателей, определяющих содержание и направление фискальной политики государства.

 

Государственные финансы складываются из нескольких элементов:



1. Государственный бюджет, включающий бюджеты разных уровней государственного управления;

2. Внебюджетные фонды;

3. Государственный кредит;

4. Финансы государственных предприятий.

 

Основным элементом государственных финансов является государственный бюджет. Это очень значительный инструмент управления экономикой страны. Направленное изменение фискальной политики государственного бюджета позволяет государству оперативно влиять на экономическую ситуацию в стране, правильное распределение собранных средств – сглаживать социальное напряжение в обществе, изменять пропорции между различными отраслями экономики, вызывать изменение темпов роста производства и потребления. Такой широкий круг проблем, решаемых при помощи государственного бюджета, вызывает потребность в его глубоком изучении.

Изучают государственный бюджет при помощи статистических методов анализа, которые позволяют:

1. Совершенствовать бюджетные классификации в соответствии с международными стандартами;

2. Определять общую величину бюджетных доходов и расходов, рассчитывать размер превышения одного показателя над другим;



3. Изучать структуру доходов и расходов, ее изменение в течение определенного периода;

4. Выявлять основные источники финансирования дефицита государственного бюджета или направления размещения свободных средств при наличии профицита;

5. Определять размеры государственного внутреннего долга;

6. Проводить анализ исполнения государственного бюджета на всех уровнях управления;

7. Выявлять влияние фискальной политики государства на экономическое развитие страны и уровень жизни населения.

Основные показатели государственного бюджета.

Для правильного построения, расчета и анализа выполнения государственного бюджета необходимо определить основные принципы его построения, правильно очертить круг институционных единиц, операции которых подлежат отражению в государственном бюджете, классифицировать экономические категории, учитываемые при его составлении.

Государственный бюджет отражает доходы и расходы одного сектора экономики – «Государственные учреждения». Задачей статистики в данной области является осуществление группировки основных операций данного сектора. Такая группировка создает аналитическую базу для определения потребности органов государственного управления в расходах, кредитах и возможности их удовлетворения за счет имеющихся финансовых ресурсов.

В сектор «Государственные учреждения» включаются институционные единицы, деятельность которых заключается в предоставлении услуг нерыночного характера и в перераспределении доходов и национального богатства. Перераспределение производится, как правило, путем налогообложения институционных единиц, включаемых в другие сектора экономики, а также путем предоставления пенсий, пособий и других социальных выплат.



К основным показателям государственного бюджета относятся:

· доходы;

· расходы;

· официальные трансферты;

· кредитование минус погашение (чистое кредитование);

· превышение доходов над расходами (профицит) или превышение расходов над доходами (дефицит);

· государственный долг.

 

Доходы – это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Они разделяются на текущие и капитальные. К текущим доходам относят налоговые и неналоговые поступления, к капитальным – доходы от продаж капитальных активов (основных фондов, государственных запасов и резервов, земли).

Официальные трансферты – это безвозмездные, необязательные поступления, имеющие нерегулярный характер в виде субвенций, репараций, дарений, полученные от других учреждений государственного управления (отечественных или зарубежных) или международных организаций. Если аналогичные платежи поступают из негосударственных источников, они включаются в состав неналоговых доходов бюджета.

Расходы – это все невозвратные платежи, независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются. В состав расходов включаются и трансфертные платежи другим органам государственного управления.

Чистое кредитование включает предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм полученных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала. Чистое кредитование объединяется с расходами и выступает как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита.

Дефицит или профицит бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и чистого кредитования.

В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг.

Государственный долг – это неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств органов государственного управления перед другими секторами экономики и остальным миром, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена в будущем или преобразована в бессрочный долг.

Государственный долг разделяется на внешний и внутренний с подразделением каждого вида долга по типу держателя.

 

 

Статистические методы анализа показателей государственного бюджета.

Статистический анализ государственного бюджета предполагает изучение следующих вопросов:

· динамики доходов и расходов;

· структуры доходов и расходов;

· степени исполнения государственного бюджета;

· анализ величины и источников финансирования дефицита государственного бюджета.

 

Для проведения анализа динамики доходов и расходов государственного бюджета строятся динамические ряды, в которых рассчитываются показатели динамики – абсолютные, относительные и средние.

Основной проблемой при проведении динамического анализа является достижение сопоставимости бюджетных показателей в разные периоды времени. В настоящее время происходят значительные изменения в составе бюджетных показателей в связи со сближением международных и отечественных классификаций. Для решения подобной проблемы производится перегруппировка доходов и расходов за предшествующие периоды по стандартам действующей в настоящее время классификации.

Другая причина несопоставимости – изменение масштаба цен из-за наличия инфляции. Эту проблему можно решить двумя способами:

1. Абсолютные показатели доходов и расходов заменить относительными, т.е. оперировать долями;

2. Произвести пересчет показателей с учетом индекса инфляции.

 

Анализ структуры доходов и расходов позволяет выявить основные закономерности и направления изменения государственной бюджетной политики. Для определения структуры рассчитывают долю каждой группы доходов или расходов в общем объеме доходов или расходов государственного бюджета. Такой анализ целесообразно производить в динамике за ряд лет, чтобы выявить возможные изменения основных источников формирования доходов и направлений расходования бюджетных средств.

 

При проведении анализа степени исполнения государственного бюджета производится сравнение запланированных показателей доходов и расходов бюджета и реально достигнутых. Такое сравнение делается как по общей сумме, так и отдельно по каждой статье доходов и расходов.

Статистические методы позволяют определить влияние факторов, вызвавших расхождение между плановой и фактической величиной доходов. Принято считать, что причинами изменения величины доходов выступают следующие макроэкономические показатели:

Объем ВВП;

Объем использованного национального дохода;

Объем налоговых поступлений.

 

На изменение объема налоговых поступлений влияют два фактора: изменение налоговой базы и налоговой ставки. Для определения влияния каждого из факторов на величину одного вида налогов используется индексный анализ.

Общее изменение суммы налога определяется по формуле:

 

DН = Н1 – Н0 = DНнс + DНнб (1.1)

 

Влияние изменения налоговой ставки определяется по формуле:

нс = (НС1 – НС0)* НБ1 (1.2)

 

Для определения влияния второго фактора используется следующая формула:

нб = (НБ1 – НБ0) * НС0 (1.3)

где DН – общее изменение величины одного налога;

Н1, Н0 – величина данного вида налога в отчетном и базисном периодах;

нс - изменение величины налога за счет изменения налоговой ставки;

нб - изменение величины налога за счет изменения налоговой базы;

НБ0, НБ1 – база налогообложения в базисном и отчетном периодах;

НС0, НС1 - налоговая ставка в базисном и отчетном периодах.

 

Анализ дефицита государственного бюджета проводится по двум направлениям. Во-первых, принято сравнивать его величину с объемом ВВП. Этот показатель характеризует финансовое положение страны. Если отношение дефицита государственного бюджета к ВВП не превышает 3%, положение страны считается нормальным.

Во-вторых, производится изучение источников финансирования дефицита государственного бюджета. Для этого определяются доли внешнего и внутреннего заимствования на эти цели. Дополнительно рассчитывается структура внешнего и внутреннего источников финансирования по типам держателей. Такой анализ проводится в динамике за ряд лет, что позволяет проследить изменение роли отдельных источников финансирования.

Если в стране имеет место профицит государственного бюджета, проводят анализ направлений размещения средств.

 

Табл.1.1

Динамика профицита консолидированного (в процентах к ВВП)

Год
Профицит 2,9 -5,1 4,9 4,5  

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.