Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3. Становление и развитие социологии права





Тема 2. Методология и методы исследования права как

Социального феномена

Науки отличаются друг от друга не только своими предметами, но и методами, которые они используют для познания предмета своего исследования. Для того чтобы познавать и пользоваться правом успешно, эти методы необходимо изучать, т.е. сделать их предметом специального научного исследования. Вместе с тем следует различать понятия «методология» и «метод».

В философских словарях понятие «метод» (от греч. methodos – путь, исследование, прослеживание) определяется как способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. Что же касается понятия «методология», то оно означает учение (наука) о методе (методах), т.е. учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека. Таким образом, методология – это наука о методе или о методах, а методология социологии права – наука о методах социологии права и их иерархии, т.е. наука о системе методов социологии права. Однако термин «методология» употребляется также, хотя и реже, в другом значении: как совокупность методов, применяемых в науке или другой отрасли познания.



Методология познания, изучения права в целом и соответственно социологии права включает в себя четыре уровня, каждый из которых представляет собой определенную совокупность методов: 1) философские, мировоззренческие средства, методы социологии права (всеобщие принципы познания); 2) общенаучные методы (общелогические методы теоретического анализа – анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, аналогия, моделирование, индукция, дедукция и т.д.); 3) специальные методы (разрабатываются в рамках отдельных наук и широко используются для изучения государственно-правовых явлений – статистические, математические, психологические, конкретно-социологические и др.); 4) частнонаучные методы исследования (анализ документов, наблюдение, опрос, эксперимент).

Чтобы знать существо социально-правовых процессов, необходимо получать достоверную информацию. В социологии права источниками такой информации, безусловно, являются социально-правовые исследования, а не только официальные статистические данные. Итак, социально-правовое исследование представляет собой сложный познавательный акт, т.е. систему последовательных методологических и организационно-технических процедур, направленных на изучение процессов формирования и реального действия права, его воплощения в конкретных правоотношениях, поведении и поступках граждан и иных лиц.



В рамках социологии права в настоящее время складывается два основных прикладных направления: 1) социологическое обеспечение законотворчества (законодательная социология); 2) социологическое обеспечение правоприменительной деятельности (социология правоприменения и как ее разновидность – судебная социология). В соответствии с тремя структурными компонентами (частями) предмета социологии права можно также говорить об исследованиях социальной обусловленности правовых норм, социальном механизме действия права и об исследованиях социальных последствий действия права.

Социально-правовое исследование представляет собой последовательную реализацию следующих этапов: разработка программы исследования (подготовительный этап); сбор первичной социально-правовой информации; обработка полученных данных; анализ и обобщение полученной информации; подготовка отчета о результатах исследования.

Структура программы включает два основных раздела - методологический (определение целей, задач, объекта и предмета исследования, интерпретация основных понятий, выдвижение гипотез) и методический (методико-процедурный – обоснование, расчет и планирование выборки, разработка основных процедур сбора и анализа данных).



Одним из самых распространенных и эффективных методов сбора информации в социально-правовом исследовании является изучение документальных источников. В социологии права при изучении документов используется общенаучный метод анализа. Являясь одним их основных методов сбора данных в социально-правовых исследованиях, анализ документов заключается в изучении и толковании содержащихся в документах сведений с точки зрения задач исследования.

Основным, центральным понятием рассматриваемого метода сбора информации является термин, понятие «документ». Будем отталкиваться от того, что документ (от лат. documentum – доказательство, свидетельство) – это материальный носитель информации, предназначенный для ее обработки и передачи во времени и пространстве. Материальным носителем информации являются бумага, кино- и фотопленка, магнитная лента, перфокарта, компьютерная дискета и т.п. Документы могут содержать тексты, изображения, звуки и т.д. Таким образом, документальные источники в силу их разнообразия классифицируются по форме, содержанию, функциям.

При проведении социально-правового исследования важно подразделять документы на юридические и документы, не имеющие юридического значения. К юридическим документам следует относить не только акты законодательства, но и деловые бумаги (справки, акты и т.д.), процессуальные документы (протоколы следственных действий, судебных заседаний и т.д.), транспортные документы (договор перевозки грузов, транспортная накладная, коносамент), регистрационные документы (решение о создании юридического лица, документ об уплате государственной пошлины и т.д.) и иные виды актов, имеющих юридическое значение.

Все методы анализа документов делятся на две основные группы: традиционный анализ документов и формализованный анализ документов. Традиционный (классический) анализ основан на понимании и интерпретации содержания документов и подразумевает использование логических операций. Такой анализ неотделим от личности исследователя – его знаний, способностей, интуиции, а потому несет потенциальную опасность субъективных смешений. Стремление преодолеть субъективность традиционного анализа породило разработку принципиально иного, формализованного (количественного) метода анализа документов, или контент-анализа, как иногда называют этот метод.

Наблюдение – метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия (отслеживания) и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных явлений, процессов, ситуаций, подвергающихся контролю и проверке. Таким образом, под наблюдением в социологии права понимается целенаправленное восприятие конкретных социально-правовых явлений и событий, результаты которого фиксируются в определенной форме.

Виды наблюдения разнообразны и их квалифицируют по различным основаниям. В зависимости от целей и задач осуществляемого наблюдения, положения и роли наблюдателя в изучаемой ситуации, по степени формализации исследовательской процедуры, условиям ее организации наблюдается несколько видов наблюдения. Основные из них: стандартизированные (структурализованные) и нестандартизированные (неструктурализованные), включенные (участвующие) и невключенные, полевые и лабораторные, систематические и случайные; и иные виды наблюдений.

Опрос является самым распространенным методом сбора первичной социально-правовой информации. Многие считают его универсальным методом, т.к. с помощью опроса фиксируются сведения как об объективных характеристиках человека (пол, возраст, уровень образования и т.д.), так и его субъективных, внутренних побуждениях (мотивах, интересах). Данный метод позволяет получать информацию о прошлых событиях, о реальных поступках индивида в настоящем и о его планах на будущее. С помощью опроса получают 80 – 90 % социологических данных. Итак, опрос – метод сбора первичной информации, предусматривающий устное или письменное обращение исследователя к респондентам (опрашиваемым) в соответствии с целями и задачами исследования.

Нередко в литературе опрос определяется как метод сбора информации в ходе опосредованного (анкетирование) или непосредственного (интервью) общения путем регистрации ответов на вопросы. Тем самым выделяются основные виды опроса – анкетирование и интервью.

Один из наиболее распространенных в практике социологических исследований вид опроса – анкетирование. Социологическим инструментарием анкетного опроса является анкета, представляющая собой определенным образом структурированную систему вопросов, логически связанных между собой в соответствии с задачами и целями исследования. Анкета имеет строгую структуру и состоит из трех основных частей: введение (вводная часть), основная часть, паспортичка (демографический блок).

Также основным видом опроса является интервью – метод получения необходимой социально-правовой информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента.

Вопросы классифицируются по ряду оснований: структуре, функциям, содержании и форме.

В процессе любого социологического исследования, использования методов сбора социально-правовой информации нужно решить очень важный вопрос: кого исследовать – весь ли изучаемый массив или его часть? В первом случае исследование будет сплошным, во втором – монографическим или выборочным. В социологии наиболее распространено выборочное исследование.

Выборочная совокупность (выборка) – часть объектов генеральной совокупности, выступающих в качестве непосредственных объектов наблюдения. Генеральная совокупность – это совокупность объектов, на которые исследователь хочет распространить выводы исследования. Выборка должна представлять собой достаточно репрезентативную (представительную) модель генеральной совокупности.

Отклонение статистической структуры выборки от структуры генеральной совокупности называется ошибкой выборки. Нормальной для социологического исследования считается ошибка выборки в размере от 3 до 5 %.

Построение выборки является достаточно ответственным и сложным мероприятием, и от ее качества во многом зависит достоверность результатов исследования. Задачу построения выборки нужно решать каждый раз заново применительно к конкретным условиям.

Под экспериментом (лат experimentum – проба, опыт) в самом общем виде понимается такое исследование объекта, в процессе которого создаются условия (называемые экспериментальными), необходимые и достаточные для проверки гипотезы о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами, т.е. о связях между действием экспериментального фактора, на изучение которого направлено исследование, и наблюдаемыми характеристиками данного объекта. Таким образом, предметом экспериментального исследования является взаимодействие экспериментального фактора с факторами, составляющими в своей совокупности объект наблюдения. Если сразу несколько факторов выступает в качестве экспериментальных, то такой эксперимент называется многофакторным.

В социологии эксперимент – это способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности и поведения социального объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов (переменных).

Правовой экспериментэто разновидность социального эксперимента, в котором в качестве экспериментального фактора выступают правовые нормы (или правовая норма), содержащие отступления от требований действующего законодательства.

Таким образом, под правовым экспериментом понимается организованная компетентным правотворческим органом апробация предполагаемых законодательных нововведений в ограниченном масштабе для проверки эффективности, полезности и экономичности экспериментальных правовых норм и отработки оптимальных вариантов будущих правотворческих решений общего действия.

Статья 12 Закона о нормативных правовых актах Республики Беларусь от 10 января 2000 г. называется «Принятие нормативных правовых актов в порядке эксперимента» и закрепляет, что нормотворческий орган (должностное лицо) с согласия Президента Республики Беларусь вправе принять (издать) нормативный правовой акт в порядке эксперимента, ограничивая его действие во времени, определенной территорией или по кругу лиц, либо делегировать такие полномочия иным нормотворческим органам (должностным лицам).

В приведенной статье определены характерные черты (особенности) правового эксперимента.

Не может быть отнесено к числу правовых экспериментов решение о проведении эксперимента в рамках правоприменительной деятельности, если оно осуществляется в соответствии с предписаниями действующего законодательства. Например, нельзя рассматривать следственный эксперимент, проводимый в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для уголовного дела, путем воспроизведения действия, обстановки или иных обстоятельств определенного события (статья 207 Уголовно-процессуальный кодекса Республики Беларусь), в качестве правового эксперимента. То же касается и оперативного эксперимента (пункт 15 статьи 2 Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности»).

К характерным чертам правового эксперимента следует отнести: 1) правовой эксперимент действует на ограниченной территории или в относительно небольшом круге субъектов права; 2) решение о проведении правового эксперимента должно исходить от правомочного правотворческого органа; 3) его действие ограничено во времени (максимально – несколько лет); 4) при проведении эксперимента необходимо обеспечивать гарантии прав граждан и иных участников правоотношений.

 

Тема 3. Становление и развитие социологии права

Юридическая наука (правоведение, юриспруденция – от лат. jurisprudentia) в отличие от социологии исторически является одной из старейших общественных наук, поскольку уже в древнегреческой философии были поставлены важнейшие теоретические проблемы правоведения, а римскими юристами выработаны правовые понятия и конструкции, сохранившие свое значение и в современную эпоху.

Становление социологии права как науки, как правило, связывают с тремя именами: французским социологом-позитивистом Эмилем Дюркгеймом (1858-1917), который разработал идею аномии и создал социологию уголовного права, австрийским юристом Евгением Эрлихом (1862-1922), который ввел понятия «мертвый закон» и «живое право», ставшие визитной карточкой социологии права, и немецким социологом, философом и историком Максом Вебером (1864-1920), рассматривавшим государство как отношение господства, опирающееся на легитимное насилие, а право – как внешнюю силу, гарантирующую легитимный порядок.

Следует сказать, что предыстория социологии права исчисляется многими веками, начиная со времен Платона и Аристотеля, когда ее идеи и принципы складывались и существовали внутри социально-философских и правоведческих теорий. В эпоху Средневековья правопонимание формировалось на основании теократической концепции Аврелия Августина и иерархической системы права Фомы Аквинского, т.е. в это время европейская юриспруденция находилась в условиях господства теологии. Политический реализм Н. Макиавелли, суверенный характер государственной власти Ж. Бодена, утопические учения Т. Мора и Т. Кампанелла характеризуют политико-правовые концепции эпохи Возрождения. Становление и развитие идеи гражданского общества и правового государства в Новое время нашли отражение в естественно-правовой и договорной теории Т. Гоббса, Б. Спинозы, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо. Большую роль в формировании социологии права сыграла теория множественности факторов, определяющих возникновение и развитие права, Ш.Л. Монтескье.

Позитивистское понимание методологии социологии состоит в стремлении внести в изучение общества принципы и методы, используемые в естественных науках, и таким образом повысить объективность и точность социологической науки и обеспечить ее уравнивание с естественными науками. Подобная точка зрения связана с убеждением сторонников позитивизма в том, что обустройство общества должно основываться на научных принципах. Наиболее значительный вклад в развитие позитивистской методологии внесли О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер и Э. Дюркгейм.

Основу марксистского понимания методологии социологии и соответственно социологии права составляет взгляд на человеческое общество с позиций материалистической диалектики и материалистического понимания истории. Заслуга Маркса состоит в том, что он соединил материализм и диалектику и распространил этот подход на познание человеческого общества. В основе марксистского понимания методологии и социологии права лежит экономический детерминизм.

Согласно методологии «понимающей социологии» М. Вебера, цель исследования общественных явлений состоит в их понимании. Если естественные науки могут открывать причинные связи между явлениями и тем самым объяснять отдельные события, то социология должна понимать поведение индивидов, смысл их действий. Таким образом, в основе методологии социологии и социологии права лежит не объяснение, как в естественных науках, а интерпретация и толкование смысла социального действия.

Структурно-функциональное понимание социологии и социологии права базируется на основных положениях функционализма, стремящегося раскрыть роль отдельных элементов по отношению к структуре общества в целом. С позиций функционализма общество предстает как стабильная система, все части которой хорошо интегрированы, хотя каждая и имеет свою функцию. Суть функционального подхода заключается в том, чтобы установить, какую роль играет часть в жизнеобеспечении целого (Р. Мертон).

Влияние социологии на формирование социологического подхода к изучению как права, так и других сфер социальной жизни (экономики, политики и т.д.) происходило не только на сугубо теоретическом уровне, но и в значительной мере шло по линии развития эмпирических социологических исследований. Но поскольку право, являясь наиболее важным социальным регулятором общественных отношений, должно было с позиций утвердившейся социологии «установить законы развития общественной жизни, открыть повторяемость в известных условиях известных условий права и причинную связь этих явлений в их отношениях к друг другу и к явлениям окружающей среды» (Г.Ф. Шершеневич), поэтому не случайно именно юристы (и в первую очередь представители уголовного права – это относится к социальным законам и «таблицам преступности» А. Кетле, а также работам Ч. Беккариа, Ч. Ломброзо, Э. Ферри, Г. Тарда) значительно раньше пришли к выводам о том, что состояние правовых явлений зависит не только от характера и качества соответствующих сугубо правовых средств, но и множества таких факторов неюридического характера, как социально-экономические условия жизни людей, природно-климатические условия, международная обстановка и т.д.

Вместе с тем, говоря о роли философии позитивизма, социологии, эмпирических исследований в развитии социологического подхода к праву и в последующем формировании на этой основе социологии права как самостоятельной юридической дисциплины, прежде всего, следует помнить о значении работ по теории права таких выдающихся представителей социологического направления конца XIX – начала XX вв., как Р. Иеринг (1818-1892) (понимание права как юридически защищенного практического интереса), К. Маркс (1818-1883) (трактовка права как орудия классового господства), Л. Гумплович (1838-1909) (концепция права как средства естественно выросшей в результате насилия организации господства), Г. Тард (1843-1904) (рассмотрение правообразования как результата психологических механизмов подражания), С.А. Муромцев (1850-1910) (определение права как совокупности юридических отношений или правового порядка), Н.М. Коркунов (1853-1904) (оценка правовых норм как разграничителей интересов) и др.

Возникновение отрасли знаний, исследующей функционирование права, правовых институтов в контексте общественной системы, попытки выявления закономерностей взаимодействия социума с правом, как одной из своих подсистем было обусловлено сформировавшейся во второй половине XIX в. социоцентричной позитивной социологией. На основе позитивистской концепции познания сложилось такое направление в праве, как социологический позитивизм, логика исследования которого предполагает подчиненность принципу социального детерминизма и который стал предшественником социологии права.

Социологический позитивизм в праве нашел отражение в конце XIX – начале XX вв. в России. Социологическая трактовка права характерна для работ Б.Н. Чичерина, С.А. Муромцева, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, Б.А. Кистяковского и др. Концепцию интуитивного права, где право рассматривается как продукт человеческой психики и обусловлено социокультурной средой, разработал Л.И. Петражицкий, социальные аспекты преступления и наказания были исследованы П. Сорокиным. Теория факторов преступности анализировалась в работах М.Н. Духовского, Н.Д. Сергеевского, И.Я. Фойницкого, Е.Н. Тарновского, С.К. Гогеля, М.Н. Гернета. Значителен вклад в развитие социологии права Ж. Гурвича, Н.С. Тимашева и других представителей России.

Социологический характер правоведения был характерен и в первые годы советской власти, поскольку марксистский подход к обществу, праву и государству изначально социологичен (например, концепция права как системы общественных отношений П.И. Стучки, рассмотрение права как формы «специфического социального отношения» Е. Б. Пашуканисом). К сожалению, в последующие десятилетия в правопонимании установилось господство этатического позитивизма и нормативизма.

В середине и конце XX в. социологическая концепция правопонимания наиболее интенсивно разрабатывалась такими научными школами, как социолого-институциональной, прагматической, реалистической, а также эмпирической (прикладная социология права), ориентированной на проведение конкретных социально-правовых исследований.

Наибольшее распространение социология права получила в США, так как удельный вес социологических школ в американской теоретико-правовой мысли значительно превышает позитивистское и естественно-правовое направления. Специфика американской социологии права обусловлена философией прагматизма, которая играла и играет главенствующую роль в американском обществе, и гибким судебным прецедентом, который является основным источником права. Представители «инструментального подхода» (Р. Паунд, Н. Смелзер, О. Холмс) оценивали право через критерии эмпирического опыта и усмотрения судьи, поэтому правосознание в их понимании основывается не на строгом соблюдении буквы закона, а на выяснении целесообразности применения данного закона. Представители правового реализма в социологии права (К. Ллевеллин, Дж. Френк, Д. Бингам, Т. Арнольд), опираясь на методы психологии и социологии, подменяют юридические категории и правовые нормы фактическими ситуациями в поле зрения суда и административного процесса, поэтому резко отрицательно относятся к стабильности права и законодательства и считают, что право находится в постоянном развитии, движении и создается судом.

Современные учения о социологии права характеризуются теориями сущностного перехода от социологической юриспруденции к социологии права как отрасли социологии (Ж. Карбонье, Р. Пенто, М. Гравитц, Р. Тревес). Нередко право рассматривается как правительственный социальный контроль (Д. Блэк) или как правовая система (Л. Фридмэн). Право как универсальное средство социальной коммуникации и как открытая информационная подсистема общества, самоорганизующаяся и самовозобновляющаяся характерна для концепции Н. Лумана. Таким образом, современные социологические концепции правопонимания характеризуются наличием множества школ и направлений.

В силу изменений, произошедших после распада СССР, социология права в постсоветских государствах находится на этапе своего становления и основная деятельность в области юридической социологии направлена в основном на обеспечение учебного курса. Так, учебники и учебные пособия по социологии права издавались такими учеными, как В.Н. Кудрявцев и В.П. Казимирчук, Ю.И. Гревцов, В.М. Сырых, В.В. Лапаева, В.В. Касьянов и В.Н. Нечипуренко, В.Д. Перевалов, О.В. Степанов и некоторыми другими. Среди белорусских авторов следует назвать А.А. Соколову, И.К. Галко и С.Ф. Сокола, О.Н. Шупицкую, Е.И. Усову, А.А. Шафалович, В.О. Беспалого, С.В. Лапину и И.А. Лапину.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.