Сделай Сам Свою Работу на 5

Образовательные технологии





Смешанная форма семинара, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов, а также дискуссиями.

Организация дискуссии по вопросам семинара.

Методы группового решения творческих задач.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. По конспекту лекций и рекомендованной литературе изучить поставленные вопросы, подготовить доклады, определить собственную позицию по каждому из них, продумать вопросы, которые нужно задать докладчику для уточнения темы и подготовиться к устному опросу.

2. Выскажите свое суждение по следующим вопросам:

1. Один из самых трудных элементов жизнедеятельности профессионального, да и непрофессионального педагога — общение с партнером, будь то сосед по дому, ученик, коллега по работе или студенческой группе. Какие бы отношения ни связывали вас с тем, на кого вы вольно или невольно влияете, успех начинается со взаимопонимания, с восприятия вашей доброжелательности, расположенности партнера вас слушать, к вам прислушаться. Все это в решающей степени определяется вашим педагогическим тактом — манерой говорить, интонацией, вниманием к собеседнику. Как вы полагаете, что лежит в основе педагогического такта? Исключает ли он жесткую откровенность, разговор начистоту, острую критическую ноту? Такт врожден или может быть в себе воспитан? Он доступен всем? Как изменилась бы жизнь, если бы все мы проявляли такт, по отношению друг к другу? Присущ ли вам педагогический такт? Если нет, культивируете ли вы в себе его задатки или предпочитаете, чтобы вас воспринимали такой (таким), как вы есть?



2. Каждый человек — педагог, независимо от своей профессиональной принадлежности: вольно или невольно, но он воспитывает себя и других. Что, как вы полагаете, существенней для формирования человека — внешние на него влияния, идущие от окружающих (родителей, соседей, учителей, приятелей), или внутренняя работа над собой, самовоспитание? А что важнее для лично вашего становления как человека? Задумывались ли вы над этим?

3. Авторитет и авторитарность — понятия и однокоренные, то есть восходящие к некоему изначально общему смыслу, и в то же время — взаимоисключающие, поскольку и без того пользующемуся уважением окружающих вовсе нет нужды быть жестким с ними, подавлять их своим «Я», а людям, склонным подавлять других, трудно рассчитывать на авторитет. Согласны ли вы с таким утверждением? Где и почему вы ощутили себя авторитетом — на работе, в семье, в быту? Приходилось ли вам проявлять авторитаризм? К чему это привело? Что, вы полагаете, характерно для вашего отношения с окружающими?



4. Образованность — уровень образования человека, которое может быть начальным, основным, полным средним, высшим и самым высоким (кандидат, доктор наук) — общим или профессиональным. Но это — формально, по документам. На самом деле реально каждый, кто проходит, скажем, ту или иную школу, проходит ее по-разному, некоторые — просто мимо... Между тем, образованность не то, что человеку предлагали, давали, вдалбливали, пугая возможной «двойкой» или предстоящими экзаменами, а то, что он реально взял, используя предоставленные школой, вузом возможности. Образованность человека — результат его собственного учебного труда, ибо процесс познания — в классе ли, в вузовской аудитории или лаборатории — индивидуален, прямо зависит от одной из высших потребностей — в овладении знаниями и способами их обретения. Что, по-вашему, существенней, перспективней для человека — получить знания или научиться их находить и добывать? Во что вы больше верите — в образованность, полученную "от других", или в самообразование? Как соотносятся общекультурные знания (искусства, философии, религии) и профессиональные? Вам достаточно профессиональных знаний? Возможна ли избыточность знаний? Удовлетворены ли вы своей образованностью? Хочется ли и удается ли заниматься самообразованием? Видите (или нет) результаты? Если да, — в чем они?



 

Формы контроля самостоятельной работы студентов

‑ собеседование;

‑ подготовка и защита реферата;

‑ дискуссия;

‑ индивидуальная беседа.

 

Темы рефератов:

1. Методы воспитания в вузе и их значение.

2. Особенности воспитания студентов вузов на современном этапе.

3. Наиболее распространенные формы организации внеучебной воспитательной работы в вузе.

4. Роль педагога в организации воспитательной работы в вузе.

5. Самоуправление в вузе и его роль в процессе социального воспитания студентов.

6. Роль куратора в процессе социального воспитания в вузе.

7. Самовоспитание студентов в вузе.

8. Традиционная концепция воспитания в коллективе.

 

 

Формы текущего контроля.

Реферат

Темы рефератов

1. Общественная организация и социальное воспитание.

2. Особенности социального воспитания в разные исторические эпохи и взаимосвязь идеологии и воспитательной практики государства (на примере определенной страны и конкретного исторического периода. Например, Античность, Средние века, Новое время, Советская Россия).

3. Теории развития личности и роль в них социальных факторов в трудах отечественных и зарубежных психологов (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).

4. Механизмы и движущие силы социального развития личности.

5. Роль личности человека в социальном самосовершенствовании на разных этапах жизненного цикла.

6. Контркультурные организации и их роль в дисоциальном воспитании.

7. Воспитание в нестабильном обществе.

8. Воспитание и социализация.

9. Методы современного семейного воспитания.

10. Практика и правила применения наказания и поощрения в семейном воспитании.

11. Воспитание родителей: миф или реальность.

12. Сознательное родительство.

13. Половое воспитание в семье.

14. История дошкольного образования в России.

15. История дошкольного образования за рубежом.

16. Современное дошкольное образование в России.

17. Современное дошкольное образование за рубежом.

18. Работа ДОУ с семьей.

19. Воспитание в современной России как социальная проблема.

20. Школа в истории человечества.

21. Прогноз стратегии развития школы как социального института.

22. Школа как фактор социализации.

23. Свободное и авторитарное воспитание: история вопроса.

24. История учреждений дополнительного образования в нашей стране.

25. История учреждений дополнительного образования за рубежом.

26. Воспитательный процесс в УДО (на примере какого-либо учреждения или программы воспитания в УДО).

27. Методы воспитания в вузе и их значение.

28. Особенности воспитания студентов вузов на современном этапе.

29. Наиболее распространенные формы организации внеучебной воспитательной работы в вузе.

30. Роль педагога в организации воспитательной работы в вузе.

31. Самоуправление в вузе и его роль в процессе социального воспитания студентов.

32. Роль куратора в процессе социального воспитания в вузе.

33. Самовоспитание студентов в вузе.

34. Традиционная концепция воспитания в коллективе.

Требования к выполнению реферата

Этапы работы над рефератом

1. Выбор темы.

2. Подбор и изучение основных источников по теме.

3. Составление библиографии.

4. Обработка и систематизация информации.

5. Разработка плана реферата.

6. Написание реферата.

 

Общий объем реферата составляет 15-20 страниц компьютерного текста через 1,5 интервала.

 

Примерная структура реферата

Титульный лист.

Оглавление. Последовательно излагаются названия пунктов реферата с указанием страницы, с которой начинается каждый пункт.

Введение. Определяется актуальность темы, формулируется суть исследуемой проблемы, указываются цель и задачи реферата.

Основная часть. Каждый ее раздел, доказательно раскрывая отдельный вопрос, логически является продолжением предыдущего.

Заключение. Подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата.

Список литературы. Как правило, при разработке реферата используют не менее 7-10 различных источников.

Приложения (если они необходимы).

 

Критерии оценки реферата

оценка «отлично» ставится студенту, если он правильно и полно ответил на вопросы, иллюстрировал теоретические положения примерами из педагогической практики, использовал понятийный аппарат педагогической науки;

оценка «хорошо» выставляется студенту, если он недостаточно полно ответил на один вопрос, использовал профессиональную иллюстрацию к теоретическим положениям;

оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент не полно ответил на оба вопроса, не использовал профессиональную иллюстрацию к теоретическим положениям;

оценка «не удовлетворительно» выставляется, если студент не дал ответа на один вопрос, испытывает существенные затруднения в использовании понятийного аппарата педагогической науки.

 

Эссе

Темы эссе

Совесть результат социального воспитания …

Миссия школьного образования в современной России.

 

Требования к выполнению эссе

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

1. мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов;

2. мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы.

Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

· вступление

· тезис, аргументы

· тезис, аргументы

· тезис, аргументы

· заключение.

Итак, при написании эссе важноопределить (уяснить) его тему, определить желаемый объем и цели каждого параграфа.

 

Критерии оценки эссе

оценка «отлично» ставится студенту, если он раскрыл заявленную тему, привел достаточно аргументов и высказал свою точку зрения по поставленному вопросу, четко ее аргументировав;

оценка «хорошо» выставляется студенту, если он недостаточно полно ответил на вопрос, но использовал профессиональную иллюстрацию к теоретическим положениям, не до конца определился с высказываемой точкой зрения;

оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент не полно ответил на вопрос, не использовал иллюстраций и не высказал какой-либо самостоятельной точки зрения;

оценка «не удовлетворительно» выставляется, если студент не дал ответа на поставленный вопрос, не высказал самостоятельной точки зрения.

 

 

3. Творческое задание

3.1. Примерные задания

1.Л.Н. Толстой писал: «Только человек, сознающий себя духовным существом, может сознавать человеческое достоинство свое и других людей, и только такой человек не унизит ни себя, ни ближнего поступком или положением, недостойным человека». Как вы поняли эти слова великого русского писателя?

2. «Все — люди и все — разные». Как вы считаете, можно ли говорить об эффективности одинакового для всех социального воспитания? Подтвердите свою точку зрения научными фактами, примерами из публицистики, художественной литературы.

3. Воспитывать человека — это главным образом непосредственно воздействовать на него или прежде всего создавать благоприятные условия для его саморазвития? Может этот процесс направлять сам человек? Если да, то каким образом? Каковы, с вашей точки зрения, возможности и роль рефлексии в этом процессе, определении его задач, содержания, технологии? Что была бы жизнь человека без рефлексии? Какая беда больше — бесконечное "копание" в себе или полное отсутствие сомнений, самоанализа? Склонны ли вы к рефлексии?

4. Общеизвестна крылатая фраза А.П. Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Реальна ли эта мечта? Откуда здесь интонация императива (почему и кому должно?)? Какой была бы жизнь, если бы все люди стали прекрасными? Следует ли представлять ее детям как идеал? Да или нет — почему? Кстати, а почему Чехов начал с внешности?

5. Говорят: все знают, как воспитывать чужих детей, но при этом затрудняются со своими... В этой шутке — только доля шутки. Объясните, в чем заключаются основные трудности семейного воспитания? Нужны ли специальные педагогические знания каждому родителю?

6. В вагоне метро — реклама «АиФ», на ней текст со ссылкой на известнейшего русского историка В.О. Ключевского: «Привычки родителей превращаются в пороки детей». Как вы понимаете значение этих слов? Согласны ли вы с этим утверждением? Если да или нет, то почему? А как быть с привычками хорошими? Какие ваши привычки вы хотели бы привить своим детям? А какие — вы заимствовали у своих родителей?

7. Арсеньев — герой И.А. Бунина вспоминает: «Детство стало понемногу связывать меня с жизнью». Как понимать эти слова — понимание, прозрение, взросление? Разве детство не жизнь, причем с достаточно сложным и насыщенным внутренним миром? Чему слова эти учат нас, хотя и писаны много десятилетий назад о совсем другой жизни, о другом детстве? Чего здесь больше — личных ощущений, памяти или, как говорится, объективной закономерности? А как это было с вами? Как происходит с вашими детьми — так, как было у вас, или так, как вам хотелось бы?

8. Часто говорим детям — и малым, и большим, — упрекая их: они, по нашему мнению, что-то не так сделали, не той моде следуют, не те ценности исповедуют... Не так, как мы в их годы, или как другие люди... Не будем вдаваться в содержание претензий, искать правых или виноватых. Речь о другом: в качестве положительных аргументов мы чаще всего апеллируем к собственному прошлому. Вот тут-то и возникает вопрос: а всякий ли пример — образец? Право-мерно ли «звать назад»: ведь времена и нравы меняются, и весьма стремительно... Как выдержать житейскую диалектику: с одной стороны, надо наставлять, с другой, — каждый должен прожить свою жизнь... Обязательно ли, если учиться, то «на старших глядя»? Пример — аргумент, пример — иллюстрация, пример — доказательство... Столь ли многогранен образец? Всякий ли образец вызывает желание ему следовать? Какой образец сильнее — положительный или отрицательный? А у вас был образец для подражания? И есть?

9. Помните у Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручаем»? В сущности, речь идет здесь о том, сколь тяжко бремя доброты! Вы посоветовали — и взяли на себя ответственность за... последствия решения, вами предложенного... Вы помогли кому-то в трудную для него минуту и чувствуете себя ответственным за его дальнейшую судьбу. Сделали кому-то хорошее — и он вам этого не простит... Значит ли это, что лучше не быть добрым — спокойнее жить, и совесть молчит. А что такое, по-вашему, доброта? В чем, так сказать, больше добра: в том, чтобы помочь куском хлеба, или в том, чтобы научить его добывать, зарабатывать? Когда добро превращается в зло? А зло может стать добром? С чем бы вы предпочли столкнуться — со злом или с равнодушием? Можно ли одним добром воспитать хорошего человека?

10. Можно ли выделить черты, присущие процессу школьного воспитания равно для всех общественно-экономических формаций и исторических эпох? Аргументируйте свой ответ, проиллюстрируйте его примерами.

Возможные варианты ответов:

1. Общим для всех общественно-экономических формаций является забота о всестороннем гармоническом развитии личности.

2. Воспитание — категория вечная. Поэтому все, чем характеризуется воспитание, приемлемо для. всех общественно-экономических формаций.

3. Таких черт не может быть, так как для каждой общественно-экономической формации свойственны свои цели, формы и методы воспитания.

4. Правильного ответа нет.

11. Укажите, какое из предлагаемых определений понятия «образование» вы считаете наиболее приемлемым. Почему?

1. Образование—процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков (Педагогическая энциклопедия.— М.: Сов. энциклопедия, 1966.-Т. З.—С. 141).

2. Образование — это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей (Педагогика/Под ред. Ю. К. Бабанского.— М.: Просвещение, 1988.—С. 910).

3. Образование — это процесс и результат не только обучения, но и самообразования, а также воздействия средств массовой информации (кино, радио, телевидения и др.), в результате чего человек усваивает систему научных знаний, у него формируются познавательные умения, складывается мировоззрение (Ильина Т. А. Педагогика.— М.: Просвещение, 1984.— С. 18).

4. Понятие «образование» относится прежде всего к передаче и усвоению знаний, умений и навыков, формированию познавательных интересов и способностей, к специальной подготовке к профессиональной деятельности (Педагогика/Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского.—М.: Педагогика, 1984.—С. 109).

12. Педагогический оптимизм... В наше время это звучит как будто даже авантюрно, кажется напрочь оторванным от реальностей общества, семьи, школы, вовсе не ждущих ничего хорошего в ближайшем будущем. Однако, напомним, речь идет об оптимизме не историческом, не социальном, но педагогическом, т.е. связанном с верой в возможности педагога преодолеть негативное и развивать позитивное в детях, обучая и воспитывая ребят. Как вы думаете, каковы основания педагогического оптимизма и что это за возможности? Реализуются ли они в сколько-нибудь полной мере? Если да, в чем вы это видите; если нет, почему? Возможно ли быть педагогом, не будучи оптимистом? А, может, педагогический оптимизм не более чем романтическая мечта о будущем, ничего не дающая сегодня, сейчас? Вы верите, что сможете воспитать своих детей такими, каковы они в ваших мечтах? А вас воспитывали оптимисты?

13. Часто слышим: «виновата улица», «среда заела», «дурная компания»... Нелепо отрицать влияние того социума, в котором живет и развивается человек, и не только ребенок, но и взрослый. Но почему мы, как правило, видим только одну сторону: воздействие среды? Легко и привычно объясняем, а то и оправдываем им поступки, даже образ жизни людей? Ведь и они, эти люди, могут быть активны в своей среде, сопротивляться ей, даже самой неблагополучной! Как вы полагаете: может в неблагополучном социуме вырасти хороший человек, живущий как бы вопреки правилам, обычаям, нравам своей среды? Жизненны ли «гадкий утенок» или «белая ворона»? Если среда благоприятна, — это основание для благодушного иждивенчества? Достаточная гарантия, что здесь вырастет хороший человек? А бывает «черная чайка»? Вам приходилось преодолевать среду, идти поперек социума? Вам это удавалось — каким образом? Не удалось — почему?

14. Как вы понимаете высказывание К.Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте свой ответ.

15. А. де Сент-Экзюпери: «роскошь человеческого общения». Оно — всегда благо? А если принудительно, вынуждено, навязчиво? Вы никогда не испытывали нужды в уединении, желания побыть одному? Очень важно помочь ребенку или взрослому общаться, жить среди людей. А разве не нужно помочь, особенно ребенку, подростку, юноше в общении с собой: стимулировать рефлексию, раздумья над собой, способность пробудить и услышать голос совести? Как, вы полагаете, это лучше сделать, чтобы не навязываться, не лезть в чужую душу? Верно ли недооценивать роскошь уединения?

16. Составьте таблицу, в которой отразите содержание деятельности детских организаций дополнительного образования, которые вы знаете.

Идея, лежащая в основе содержания деятельности в УДО Ее реализация
   

17. Один из самых трудных элементов жизнедеятельности профессионального, да и непрофессионального педагога — общение с партнером, будь то сосед по дому, ученик, коллега по работе или студенческой группе. Какие бы отношения ни связывали вас с тем, на кого вы вольно или невольно влияете, успех начинается со взаимопонимания, с восприятия вашей доброжелательности, расположенности партнера вас слушать, к вам прислушаться. Все это в решающей степени определяется вашим педагогическим тактом — манерой говорить, интонацией, вниманием к собеседнику. Как вы полагаете, что лежит в основе педагогического такта? Исключает ли он жесткую откровенность, разговор начистоту, острую критическую ноту? Такт врожден или может быть в себе воспитан? Он доступен всем? Как изменилась бы жизнь, если бы все мы проявляли такт, по отношению друг к другу? Присущ ли вам педагогический такт? Если нет, культивируете ли вы в себе его задатки или предпочитаете, чтобы вас воспринимали такой (таким), как вы есть?

18. Каждый человек — педагог, независимо от своей профессиональной принадлежности: вольно или невольно, но он воспитывает себя и других. Что, как вы полагаете, существенней для формирования человека — внешние на него влияния, идущие от окружающих (родителей, соседей, учителей, приятелей), или внутренняя работа над собой, самовоспитание? А что важнее для лично вашего становления как человека? Задумывались ли вы над этим?

19. Авторитет и авторитарность — понятия и однокоренные, то есть восходящие к некоему изначально общему смыслу, и в то же время — взаимоисключающие, поскольку и без того пользующемуся уважением окружающих вовсе нет нужды быть жестким с ними, подавлять их своим «Я», а людям, склонным подавлять других, трудно рассчитывать на авторитет. Согласны ли вы с таким утверждением? Где и почему вы ощутили себя авторитетом — на работе, в семье, в быту? Приходилось ли вам проявлять авторитаризм? К чему это привело? Что, вы полагаете, характерно для вашего отношения с окружающими?

20. Образованность — уровень образования человека, которое может быть начальным, основным, полным средним, высшим и самым высоким (кандидат, доктор наук) — общим или профессиональным. Но это — формально, по документам. На самом деле реально каждый, кто проходит, скажем, ту или иную школу, проходит ее по-разному, некоторые — просто мимо... Между тем, образованность не то, что человеку предлагали, давали, вдалбливали, пугая возможной «двойкой» или предстоящими экзаменами, а то, что он реально взял, используя предоставленные школой, вузом возможности. Образованность человека — результат его собственного учебного труда, ибо процесс познания — в классе ли, в вузовской аудитории или лаборатории — индивидуален, прямо зависит от одной из высших потребностей — в овладении знаниями и способами их обретения. Что, по-вашему, существенней, перспективней для человека — получить знания или научиться их находить и добывать? Во что вы больше верите — в образованность, полученную "от других", или в самообразование? Как соотносятся общекультурные знания (искусства, философии, религии) и профессиональные? Вам достаточно профессиональных знаний? Возможна ли избыточность знаний? Удовлетворены ли вы своей образованностью? Хочется ли и удается ли заниматься самообразованием? Видите (или нет) результаты? Если да, — в чем они?

3.2. Требования к выполнению творческого задания

Творческие задания выполняются в соответствии с их спецификой.

 

3.3. Критерии оценки творческого задания

Поскольку задание является творческим, то и оценка их проводится индивидуально.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.