Сделай Сам Свою Работу на 5

Товар и его свойства. Медицинская услуга как товар





Товарное производство и предпосылки его возникновения

Осуществляя производство, любой производитель должен, в конечном счете, удовлетворять потребности в тех продуктах, которые он создает. Истории известны две формы общественного хозяйства, выражающие организационно-экономические отношения: натуральное и товарное.

Если продукты создаются в небольших количествах и служат для удовлетворения собственных потребностей, то такое производство называется натуральным. Натуральное хозяйство – это замкнутая система организационно-экономических отношений, в которой продукты производятся для удовлетворения собственных потребностей отдельного хозяйства.

В натуральном хозяйстве главные проблемы организации производства – что создавать, как это сделать и для кого предназначаются продукты – определяют собственники, работники хозяйства с учетом только внутрихозяйственного потребления.

Натуральному производству присущи следующие характерные черты, выражающие сущность свойственной ему организации экономики:

1. Прежде всего, натуральное производство – это замкнутая система организационно-экономических отношений. Общество, в котором оно господствует, состоит из массы разобщенных производителей. Каждый из них опирается на собственные производственные ресурсы и обеспечивает их за счет себя всем необходимым для жизни.



2. Для натурального хозяйства характерен ручной универсальный труд, исключающий его разделение на виды: каждый работник выполняет все основные работы с помощью простейшей техники и кустарного инструмента. Такой неспециализированный труд малопроизводителен.

3. Натуральному хозяйству свойственны прямые экономические связи между производством и потреблением. Продукция делится между участниками хозяйства и, минуя обмен ее на другие продукты, идет в личное и производительное потребление. Следовательно, в этом хозяйстве отсутствует рынок.

4. В силу застойного состояния производительных сил и примитивной их организации законом развития натурального хозяйства является повторение производства в прежних размерах, т.е. крайне медленное ее развитие.



Натуральная форма производства существовала в условиях неразвитого общественного разделения труда. Но в силу своей высокой устойчивости эта форма сохранилась до наших дней в слаборазвитых странах, в развитых странах и широко представлена в России отдельными элементами: крестьянскими хозяйствами в сельской местности и садово-огородными участками у горожан, так называемыми «дачами».

Более развитым и сложным по сравнению с натуральным является товарное производство.

Товарное производство – это открытая система организационно-экономических отношений, в которой продукты производятся обособленными производителями на рынок.

Каковы условия возникновения товарного производства?

Товарное производство появилось, прежде всего, в результате общественного разделения труда, когда обосабливаются и сосуществуют различные виды трудовой деятельности. В свою очередь, это ведет к улучшению профессиональной подготовки работников и техническим новшествам, росту производительности их труда. Тем самым возникла потребность в обмене излишками продуктов. На основе дальнейшего развития общественного разделения труда появились такие экономические явления, как специализация производителей на выработке какого-либо одного продукта и диверсификация (одновременное развитие многих, не связанных друг с другом технологических видов производства).

Другим условием возникновения производства товаров является обособление специализированных производителей, которое позволяет им присваивать произведенный продукт, распоряжаться им, быть собственниками результата материальных условий производства. Такая обособленность становится экономической основой возникновения частной собственности на средства производства как исторически первой формы экономического обособления.



Товарное производство — это такая организация общественного хозяйства, при которой отдельные продукты изготавливаются обособленными производителями и для удовлетворения общественных потребностей необходимы купля-продажа на рынке этих продуктов, превращающихся в товар. Отсюда следует, что основными чертами товарного производства являются: а) общественное разделение труда; б) обособление присвоения средств производства; в) производственно-хозяйственная и социально-экономическая обособленность собственников произведенного продукта; г) экономические связи между обособленными товаропроизводителями, реализуемые через обмен; д) стихийный характер экономического развития.

Различают простое и капиталистическое товарное производство. Простое товарное производство основывается на собственном труде, капиталистическое – на использование наемного труда. Продукт труда в простом товарном производстве принадлежит товаропроизводителю, а капиталистическом – собственнику средств производства. Простое товарное производство, как правило, - мелкое, а конечная цель – удовлетворение личных потребностей товаропроизводителей. Капиталистическое товарное производство предусматривает совместный труд многих наемных работников, развитое единичное разделение труда. Его цель – получение прибыли. Простое товарное производство имеет ограниченно рыночный характер (одна часть произведенных продуктов идет непосредственно на личное натуральное потребление, вторая – товарная – на рынок), а капиталистическое полностью подчинено рынку. Но у простого и капиталистического товарного производства есть и общие черты: конкуренция товаропроизводителей, разорение одних и обогащение других, наконец, один тип собственности – частная, хотя и в различных ее формах.

В условиях административно-командной системы бывшего СССР имело место искусственное сужение сферы функционирования товарно-денежных отношений, игнорирование требований экономических законов рыночной организации производства. Это стало одной из причин неэффективности советской экономики и ее затратного характера.

 

Товар и его свойства. Медицинская услуга как товар

Продукты труда в условиях товарного производства принимают экономическую форму товаров. Товар — это продукт труда, предназначенный для удовлетворения какой-либо человеческой потребности и произведенный для обмена, для продажи.

Товар является историческим явлением. В течение долгих лет люди производили не товары, а натуральные продукты, предназначенные для собственного потребления. И сегодня часть произведенных продуктов не имеет товарной формы (например, те продукты, которые распределяются для школ, больниц, непосредственно, без купли-продажи).

Всякая вещь, предназначенная для обмена, обладает двумя свойствами. Она должна, во-первых, удовлетворять потребности людей и, во-вторых, обладать свойством обмена.

Согласно положениям К. Маркса свойствами товара выступают его потребительная стоимость и стоимость.

Потребительная стоимость выражает способность товара удовлетворять какую-либо потребность человека. Она не зависит от того, приносит ли удовлетворение данной потребности пользу или вред, например, потребительной стоимостью выступают сигареты). Потребительная стоимость большей частью находится в прямой зависимости от естественных свойств вещи (хлеб, масло, мясо содержат необходимые человеку белки, углеводы, жиры и т. п.). Потребительные стоимости не зависят от количества труда, которое затрачено на производство данной вещи: хлеб для потребителя выступает продуктом питания независимо от того, много труда хлебопека пошло на его изготовление или его испекла в массовом дешевом производстве машина. Как потребительные стоимости товары не могут быть приравнены друг к другу, поскольку они удовлетворяют разные потребности, качественно разнородны и количественно несоизмеримы.

Что же позволяет соизмерять товары и устанавливать пропорции в их обмене? Общим, содержащимся во всех товарах, является общественный труд, затраченный на их производство. Все товары, вступающие в обмен, — продукты человеческого труда. В каждом из них, как бы ни были различны их потребительные стоимости, овеществлен, накоплен человеческий труд. Воплощенный в товаре стоимость товара. Стоимость – это воплощенные в товаре общественно полезные затраты труда, но не всякие, а только соответствующие средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда. А коль скоро всякий товар есть результат труда, то это делает все товары качественно однородными, сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в товарах, также становится качественно однородным, трудом «вообще», что в экономической теории получило название абстрактного труда.

Стоимость скрыта в товаре, проявляется только в его обмене, путем приравнивания различных товаров. Формой проявления стоимости выступает меновая стоимость количественное соотношение, или пропорция, в которой потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода. Таким образом, стоимость это внутреннее свойство товаров, а меновая стоимость свидетельствует о том, что труд, затраченный на производство товара не пропал даром, а признан обществом.

Следовательно, в товаре два свойства: потребительная стоимость (или полезность, или качество), и стоимость, которая выражается в деньгах и представляет собой цену. В отдельных случаях качество и цена вступают в противоречие: цена высокая, а качество низкое. Чтобы разрешить это противоречие устраивают распродажи, скидки, уценки.

Разновидностью товара являются услуги, в том числе медицинские. Медицинская услуга – это товар, как любой товар она обладает 2-мя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью. Потребительная стоимость медицинской услуги – ее полезность в том, что она удовлетворяет жизненноважную человеческую потребность, потребность в здоровье, а стоимость воплощает в себе труд медицинских работников на оказание медицинской услуги.

Отличия услуги от товара заключаются в следующем: услуга не материальная, ее производство нельзя поставить на поток, момент производства совпадает с потреблением, на первое место выступает качество услуги, поскольку некачественная медицинская услуга может привести к летальному исходу, что налагает на производителей услуг высокую ответственность.

В правовых государствах приняты законы, охраняющие права потребителей товаров услуг.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.