Сделай Сам Свою Работу на 5

Модели поведения потребителя в экономике.





Рынок, его элементы и структура

1.Понятие рынка . Рынок - это одна из важнейших категорий товарного хозяйства, выражающая его наиболее существенные связи и отношения, связанные с обменом.

2.Основные элементы рынка. Если рассматривать рынок как форму связи производства и потребления через обмен, то в качестве его элементов можно назвать следующие:

  1. свобода предпринимательства (необходимое условие рынка)
  2. конкуренция (без конкуренции получаем рынок производителя)
  3. рыночная инфраструктура- все то, без чего не может быть ни свободы предпринимательства, ни конкуренции. (коммерческие банки, страховые компании, магазины и все виды других торговых предприятий, ярмарки и аукционы, биржи – места, где формируется конкретная цена и др. )

3.Структура рынка Структуру рынка можно определить как внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Рынок охватывает элементы, непосредственно зависящие от обеспечения производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с непроизводственной сферой, так и со сферой духовной. В соответствие с этим рынок имеет многообразную структуру.



По объектам обмена различают рынки товаров, услуг, капиталов, ценных бумаг, труда, валютный, рынок информации и научно-технических разработок. По механизму функционирования существуют:

  • свободный рынок, регулируемый на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей;
  • монополизированный рынок, где условия производства и обращения определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция;
  • государственно-регулируемый рынок, где важная роль принадлежит государству, которое использует различные инструменты воздействия.

Иногда выделяют и планово-регулируемый рынок. Здесь ведущая роль в обеспечении основных пропорций производства и обращения принадлежит плану, существует централизованное планирование и регулирование ценообразования, финансово-кредитного и денежного обращения.

 

По механизму функционирования различают рынки совершенной и несовершенной конкуренции. Рынок совершенной конкуренции представляет собой саморегулирующую систему рыночных отношений. К рынкам несовершенной конкуренции относятся монополизированные и регулируемые рынки.



 

В соответствии с действующим законодательством различают легальный или официальный рынок, и нелегальный или теневой рынок.

 

По степени насыщенности выделяют равновесный рынок, в котором спрос и предложение примерно совпадают; дефицитный рынок, где спрос превышает предложение; избыточный рынок, когда предложение превышает спрос.

Субъекты рыночных отношений

К экономическим агентам (субъектам рыночных отношений) относят всех, кто самостоятельно принимает решения, планирует и реализует в сфере экономической деятельности практические мероприятия.

 

В соответствии с той ролью, которую играют экономические агенты принято различать: домашние хозяйства, предприятия или фирмы, государство и органы государственного управления.

Домашнее хозяйство- это экономическая единица, функционирующая в потребительской сфере экономики, может состоять из одного или нескольких лиц, живущих под одной крышей и принимающих общие финансовые решения.

Предприятие- экономическая единица, функционирующая с целью получения дохода (прибыли), стремится к максимизации дохода, использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи.

Государство — представлено различными правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей. Государство стремится максимизировать общественную полезность.



Спрос, предложение и цена как основные элементы рыночного механизма.


Механизм рыночного ценообразования (рыночный механизм) -- это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.

Спрос (первое определение) -- платежеспособная потребность (та сумма денег, которую потребитель готов заплатить за данный товар при данном уровне цен).

Спрос (второе определение) -- то количество товаров, которое потребитель может и готов купить при сложившихся ценах.

Величина спроса -- то количество товаров, которое потребитель может и готов купить при данной цене

Закон спроса -- указывает на функциональную зависимость спроса от цены -- обратная пропорциональность: чем выше цена, тем меньше величина спроса (при прочих равных условиях), чем меньше цена, тем больше величина спроса.

Предложение -- то количество товаров, которое производители могут и готовы поставить на рынок при данных ценах.

Величина предложения -- то количество товаров, которое потребитель может и готов продать при данной цене.

Закон предложения: чем выше цена, тем большее количество товаров (Q) готовы поставить производители на рынок при прочих равных условиях.
Закон предложения

Цена - количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара.

Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью единицы товара, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара, или денежным выражением стоимости.

Структура и виды рынка

Рассмотрение структуры рынка с точки зрения экономического назначения объектов рыночных отношений:

* товарный рынок: рынок предметов потребления и услуг, рынок средств производства, рынок научно-технических разработок;
* финансовый рынок: рынок инвестиций, рынок ценных бумаг, валютный рынок;
* рынок труда.

Рассмотрим содержание отдельных видов рынка.

Рынок предметов потребления и услуг. Рынок потребительских товаров и услуг являет собой сферу обращения, с помощью которой реализуются товары народного потребления и услуги. Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей разных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Услуга - это особенная потребительская стоимость, которая удовлетворяет определенные потребности человека.

Рынок средств производства. Свобода экономической деятельности хозяйничающих субъектов, их самостоятельность зависит от обеспеченности средствами производства, возможности свободной реализации продукции, установления цен на нее, заключение договоров.

Финансовый рынок - это определенная совокупность экономических отношений по поводу организации и покупки-продажи свободных денежных средств и их превращения на денежный капитал. Субъекты (коммерческие банки, финансово-кредитные организации). Объекты(особенности сбережения населения). Финансовый рынок включает: рынок капиталов (инвестиционный рынок), рынок кредитов, рынок ценных бумаг, валютный рынок.

Рынок капиталов.Для данного рынка характерное постоянство и долгосрочность производственных связей, великомасштабность коммерческих операций, поскольку, как правило, с этим рынком связано решение проблем инвестиций или капитальных вложений.

Кредитный рынок является системой отношений между ссудодателями и заемщиками по поводу ссуды в товарной или денежной форме. Субъектами кредитного рынка выступают юридические лица (предприятия, организации, банки, государство) через свои полноправные органы, а также физические лица (граждане).

Рынок ценных бумаг. Ценные бумаги - это денежные документы, которые определяют взаимоотношения между субъектами, что их выпустили и теми, кто приобрел их. Они предусматривают выплату доходу в виде дивидендов или процентов, а также возможность передачи денежных и других прав, предусмотренных настоящими документами, лицам, которые являются их владельцами.

Валютный рынок - это такой специфический рынок, где предметом покупки-продажи являются разные национальные валюты. Его функционирование предопределенно развитием внешнеэкономических связей между разными странами и необходимостью взаимных расчетов.

Рынок труда- это саморегулирована система распределения рабочей силы со специфическими факторами конкуренции между ее владельцами за наиболее выгодные условия и оплату труда, а также между работодателями - за привлечение наиболее квалифицированной рабочей силы.

Рынок информации- это совокупность экономических отношений по поводу сбора, проработки, систематизации информации и ее продажи конечному потребителю. От качества и объема информации зависит правильность принятого решения. Информация является редким благом, для получения которого нужны определенные расходы.

Модель Вальраса.

Модель идеального рынка с условием отсутствия трансакционных издержек. Кроме того, в модели отсутствует фактор времени, и сделки совершаются только с уже произведенными товарами. Абстрактный Аукционист, имея информацию обо всем рынке товаров, объявляет цены, повышая их на товары избыточного спроса и снижая на избыточное предложение. По этим равновесным ценам и происходит прямой обмен товарами, а отсутствие трансакционных издержек и фактора времени делает участие денег в таком товарообмене бессмысленным. Модель Вальраса имитирует механизм подстраивания производства под спрос и отрицательную роль трансакционных издержек, действующих в реальных условиях.

Модель Маршалла.

Формирование рыночной цены А.Маршалл рассматривал в трех периодах времени, где параметры предложения имеют различную динамику. Соответственно этому различают мгновенное, кратковременное и длительное равновесие. В трех различных типах равновесия товаропроизводители могут либо не принимать никакие меры, либо приспособить переменные факторы производства к изменившимся условиям, либо приспособить к изменившейся цене все факторы производства. Для коротких периодов парк средств производства практически постоянен, но его использование колеблется в зависимости от спроса. Предложение товаров растет без увеличения оборудования. Длинный период должен представлять достаточно времени, чтобы можно было приспособить к спросу не только факторы производства данного товара, но и факторы производства указанных факторов и т.д. В этих условиях производители заменяют и приобретают дополнительное оборудование, а количество самих производителей может изменяться за счет свободного входа и выхода их из отрасли.

Модели поведения потребителя в экономике.

Процесс моделирования конечного потребителя осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе исследуются возникновение и осознание потребности в том или ином товаре. Потребителями могут быть семья, домашнее хозяйство, отдельная личность. Товары также различаются по характеру потребления (единовременного и длительного пользования), по настоятельности потребности в них (повседневного, периодического, редкого спроса). В основе оценки (измерения) потребности, потребления и спроса в маркетинге широко используются приемы и методы теории "предельной полезности", эластичности спроса, современного бихевиоризма и др.

Второй этап - моделирование процесса поиска и оценки информации о товаре. Здесь используются различные каналы информации о товаре: персональные (семьи, друзья), коммерческие (реклама, продавцы, упаковка), публичные (средства массовой информации), эмпирические (опыт, испытания).

Важным шагом в моделировании поведения конечного потребителя на рынке является третий этап - принятие решения о покупке. Покупка - это всегда компромисс, ожидаемый риск. Одним из методических подходов в решении данной задачи служит модель "черный ящик"
При моделировании принятия решения о покупке "черный ящик" рассматривается как набор определенных стимулов, под воздействием которых происходит принятие решения о покупке. Это стимулы внутреннего характера (физические и духовные потребности, стремление к самоутверждению, склонность к экономии) и внешнего (групповые интересы, обычаи, традиции).

Четвертый этап - оценка потребителем правильности выбора товара. Положительная оценка усиливает приверженность к данному товару, негативная ослабляет интерес к нему. Таким образом, специалист по маркетингу на основе моделирования поведения потребителя получает возможность знать, удовлетворению каких потребностей служит его товар, и при необходимости совершенствовать его характеристики, видеть, куда потребитель обращается за информацией о товаре, помочь ему быстрее и полнее получить интересующие данные, а затем принять решение о покупке, зная мотивы и стимулы, которыми тот руководствуется.

Теория и практика маркетинга выработала дифференцированный подход к изучению требований потребителя. Например, существует типология потребителей с учетом социально-экономических и демографических характеристик, (доход, условия и место проживания, состав семьи, пол, возраст, занятие), т.е. здесь используется метод типологии, которая представляет собой как бы оборотную сторону сегментации. Если сегментация имеет целью выявить различия в поведении потребителей, то типология призвана обнаружить скрытые сходства в потребительском поведении и сгруппировать их по наиболее существенным признакам.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.