Тема 13. Доходы и уровень рентабельности туристского предприятия.
Источники формирования дохода турпредприятия. Выручка от реализации готовой продукции и внереализационные доходы. Валовой доход и валовая прибыль предприятия. Сущность, источники формирования и механизм распределения прибыли. Рентабельность производства и предприятия в целом. Управление прибылью и рентабельностью на турпредприятии.
Тема 14. Система налогообложения результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в туризме.
Налоговая система, основные функции и способы формирования. Налоговое бремя, роль налогов и обязательных платежей в процессе функционирования предприятия. Прямые и косвенные налоги. Взаимосвязь налога на имущество и ускоренной амортизации. Переоценка бизнеса. Единый социальный налог. Подоходный налог. Налог на добавленную стоимость. Акцизы и пошлины. Налог на прибыль. Пути повышения эффективности налогообложения для целей бизнеса.
Тема 15. Организация использования финансовых ресурсов на предприятии туризма.
Сущность и функции финансов предприятия. Источники и механизм формирования финансов предприятия. Финансовый план предприятия: доходы и поступления, расходы и отчисления, кредитные взаимоотношения, отношения с бюджетом. Эффект финансового рычага. Системы и формы расчетов в финансах туристского предприятия. Финансовые разделы бизнес-плана: прогноз финансовых результатов, потребность в дополнительных инвестициях, модель дисконтированных денежных потоков. Финансовая политика на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма.
Тема 16. Оценка эффективности деятельности предприятий социально-культурного сервиса и туризма.
Сущность и критерии экономической эффективности производства. Основные показатели эффективности функционирования предприятий социально-культурного сервиса и туризма. Абсолютная экономическая эффективность: дифференцированные показатели (трудоемкость производства и производительность труда, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, собственные и долгосрочные заемные средства, норма балансовой прибыли, чистая норма прибыли). Функция эффективности использования ресурсов. Специфические показатели оценки экономической эффективности функционирования предприятий сервиса и туризма. Рентабельность предприятий социально-культурного сервиса и туризма. Показатели рентабельности: имущество предприятия, собственные средства, производственные фонды гостиничного комплекса. Финансовая устойчивость предприятия (платежеспособность и кредитоспособность). Показатели платежеспособности: коэффициент абсолютной ликвидности, промежуточный коэффициент покрытия, общий коэффициент покрытия. Показатели деловой активности: общий коэффициент оборачиваемости, скорость оборота, оборачиваемость собственных оборотных средств. Особенности формирования туристской ренты. Применение маржинального подхода в оценке деятельности туристского предприятия.
Тема 17. Инвестиционная деятельность предприятия в условиях научно-технического прогресса.
Сущность и содержание инвестиций (субъекты, основные цели и сферы). Базовые принципы инвестирования (предельной эффективности, замазки, сочетания материальной и денежной оценки, мультипликатора). Методы расчета эффективности инвестиций (окупаемость, компаудинг, дисконтирования). Расчет чистой дисконтированной стоимости. Нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений. Основные задачи инноваций.
Тема 18. Внутрифирменное планирование и логистика предприятия гостеприимства. Основные задачи и этапы планирования. Принципы и методы планирования. Основные разделы и показатели бизнес-плана фирмы. Особенность плана финансового оздоровления предприятия. Инфраструктура и обеспечение эффективности продвижения товарно-материальных ценностей.
Тема 19. Формы и методы общественной организации производства в социально-культурном сервисе и туризме.
Концентрация производства и размеры предприятия в туризме. Специализация и кооперирование производства в туризме и гостеприимстве. Комбинирование предпринимательской деятельности. Аренда, лизинг, франчайзинг, акционирование в туризме. Риск в предпринимательстве туризма, необходимость реорганизация и ликвидации предприятий. Финансовое оздоровление и внешнее управление предприятий туризма.
Тема 20. Основные направления внешнеэкономической деятельности предприятий туризма.
Необходимость выхода на внешний рынок. Формы участия предприятия в международном разделении труда. Особенности экспортно-импортных операций фирмы. Проблемы встречной торговли. Влияние научно-технического посредничества на конкурентоспособность предприятия. Организация совместного предпринимательства. Операции состязательного типа. Эффективность внешнеторговой сделки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1.Горбылева З.М. Экономика туризма. Учебник. - M; БГЭУ, 2004.
2. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник - М.; Финансы и статистика, 2001.
3. Морозов М.А., Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: Учебник для студентов ВУЗов - М.; Академия, 2004.
4. Моисеева Н.И. Стратегическое управление туристской фирмой. — М.: Финансы и статистика, 2001.
5. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб.пособие.- ML: Финансы и статистика, 2000.
6. Яковлев Г. А. Экономика и статистика туризма: Учебное пособие. — М.: РДЛ, 2002.
7. Экономика предприятия (фирмы). Практикум. Под.ред.Волкова О.И., Позднякова В.Я. -М: Инфра-М, 2003..
8. Соболева Е.А., Соболев И.И. Финансово-экономический анализ деятельности турфирмы. — М.: Финансы и статистика, 2001.
Дополнительная литература
1.Азар В.К, Туманов СЮ. Экономика туристского рынка. — М.: АНО «Институт Международного Туризма», 1998.
2. Александрова А. Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма. — М.: Изд-во МГУ, 1996.
3. Блинов А. О., Шапкин И. К Предпринимательство на пороге третьего тысячелетия. -М.: МАЭК, НИК и КАЛИТА, 2000.
4. Браймер Р. А. Основы управления в индустрии гостеприимства. — М.: «Аспект-Пресс», 1995.
5. Глущенко Е. В. Основы предпринимательства: Учебное пособие. — М: Вестник, 1996.
6. Гостиничный и туристский бизнес: Учебник / Под ред. А.Д. Чудновского. — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998.
7. Зорин К В., Квартальное В. А. Туристский терминологический словарь. — М.: Советский спорт, 1999.
8. Козырев В. Экономика туризма. — М.: Финансы и статистика, 2001.
9. Котлер Ф., Боуэн Д., Мейкенз Д. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Р.Б. Ноздревой. — М.: ЮНИТИ, 1998.
10. Лапуста М.К Предпринимательство. — М.: ИНФРА, 2000.
11. Лесник А.Л., Чернышев А. В. Корпоративное бизнес-планирование в гостиничной индустрии. — М.: «Интел универсал», 2000.
13. Морозов М.А. Экономика туризма: Учебное пособие. — М.: ИТиГ, 1998.
14. Морозов М.А., Володоманова Я Ю. Экономика гостиничного предприятия. — М.: «Талер», 2001.
15. Организация и управление гостиничным бизнесом: Учебник / Под ред. А.Л.Лесника, И. П. Мацицкого, А. В. Чернышева. — Т. 1. — М: «Интел универсал», 2000.
16. Сенин В. С. Организация международного туризма. — М.: Финансы и статистика, 2001.
17. ХоскингА. Курс предпринимательства. — М.: Международные отношения, 1993.
18. Экономика современного туризма / Под ред. Г. А. Карповой. — М.; СПб: Издательский торговый дом «Герда», 1998.
19.Экономика и бизнес. / Под ред. В.Д.Камаева. - М.: Изд-во МГТУ, 1993.
20.Экономика предприятия: Учебник для экономических вузов. 2-е изд., перераб. И доп. /
Под общ. Ред. Проф. А.И.Руденко. - Минск: Белорусский госуниверситет, 1995.
21.Экономика предприятия: Учебник для вузов. / В.Я.Горфинкелъ, Е.М.Купряков,
В.П.Просалова и др.; Под ред. В.Я.Горфинкель, - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
22.Экономика предприятия: Учебник. / Под ред. О.И.Волкова. - М.: ИНФРА-М,1997.
Планы семинарских и практических занятий.
План семинарского занятия №1
1. Сущность и содержание туризма как вида экономической деятельности.
2. Экономика туризма и факторы ее влияния.
3. Турпродукт и его классификация.
4. Составные части и характерные особенности туриндустрии. Проблемы и цели туриндустрии.
5. Типы и содержание туризма.
6. Классификация МСОТО посетителей.
7. Туристский кругооборот и туристские затраты.
План семинарского занятия №2
1. Системный подход к определению туризма.
2. Основные требования к дестинации. Жизненный цикл развития дестинации.
3. Типология туристских дестинаций.
4. Туристское потребление и спрос на турпродукт.
5. Факторы спроса и предложения на туристские услуги.
6. Туристские потоки, первичные и вторичные факторы.
7. Гравитационная модель туристского рынка.Основные виды туристских рынков.
План семинарского занятия №3
1. Социально-экономическое значение туризма и платежный баланс государства.
2. Расходы на экспорт и импорт туруслуг.
3. Основные виды дохода и коэффициент дохода от туризма.
4. Инвестиции в туризме.
5. Основные понятия гостеприимства и классификация гостиниц.
6. Традиционные и нетрадиционные средства размещения.
7. Современные тенденции развития средств размещения.
План семинарского занятия №4
- Туристское предприятие как субъект хозяйствования.
- Организационно-правовые формы и виды туристского бизнеса.
- Экономическое обоснование деятельности и коммерческий (хозяйственный) расчет в турбизнесе.
4. Основы организации предпринимательской деятельности в индустрии гостеприимства.
5. Предпринимательские риски в туризме и гостеприимстве.
6. Контроль предпринимательской деятельности в туризме.
План семинарского занятия №5
1. Состав и структура основных средств в турбизнесе и гостеприимстве.
2. Формы воспроизводства и пути совершенствования основных средств.
3. Показатели эффективности использования основных средств.
4. Использование лизинга в индустрии гостеприимства.
5. Практикум: задачи 2.18, 2.19, 2.21, 2.23, 2.24, 2.26, 2.28 – 2.32.
План семинарского занятия №6
1. Состав и структура оборотных производственных фондов СКСТ.
2. Фонды обращения в СКСТ.
3. Нормирование оборотных средств и управление источниками их формирования.
4. Роль показателей эффективности использования оборотных средств.
5. Практикум: задачи 3.7 – 3.9.
План семинарского занятия №7
1. Сущность и особенности труда в туризме и гостеприимстве.
2. Понятие трудовых ресурсов предприятия.
3. Кадровая политика на предприятиях СКСТ. Коллективный договор.
4. Формы и системы оплаты труда на предприятиях СКСТ.
5. Функционально-стоимостной подход к организации и стимулированию труда на предприятиях СКСТ.
6. Практикум: задачи 4.12,4.13; тесты 4.1 – 4.10, 5.1 – 5.11.
План семинарского занятия №8
1. Общая характеристика затрат предприятия СКСТ
2. Полная и сокращенная номенклатура калькуляционных статей.
3. Метод директ-костинг на предприятиях гостеприимства.
4. Дифференциация издержек и пути снижения затрат на производство и реализацию туруслуг.
5. Практикум: задачи 6.18, 6.19.
План семинарского занятия №9
1. Сущность и основные функции цены.
2. Методы ценообразования в СКСТ. Затратный и маркетинговый подход в ценообразовании туруслуг.
3. Факторы влияющие на уровень цен СКСТ.
4. Ценовые стратегии и этапы ценообразования.
5. Практикум: задачи 7.19 – 7.21 с учетом специфики туризма и гостеприимства.
План семинарского занятия №10
1. Источники формирования дохода туристского предприятия.
2. Валовый доход и валовая прибыль турпредприятия.
3. Управление прибылью и рентабельностью на турпредприятии.
4. Практикум: разработать план доходов и расходов туристского предприятия.
План семинарского занятия №11
1. Налоговая система, основные функции и способы формирования.
2. Налоговое бремя, роль налогов, обязательных платежей в процессе функционирования предприятий СКСТ.
3. Прямые и косвенные налоги в СКСТ.
4. Переоценка бизнеса и роль налога на имущество.
5. Эффективность налогообложения на прибыль для турбизнеса.
План семинарского занятия №12
1. Сущность и функции финансов турпредприятия.
2. Финансовый план предприятия.
3. Системы и формы расчетов в финансах туристского предприятия.
4. Финансовая политика на предприятиях СКСТ.
5. Практикум: тесты 8.1 – 8.9.
План семинарского занятия №13
1. Основные показатели эффективности функционирования предприятий СКСТ.
2. Абсолютная экономическая эффективность турбизнеса.
3. Финансовая устойчивость и деловая активность предприятий СКСТ.
4. Особенности формирования туристской ренты
5. Практикум: задачи 9.4 – 9.15.
План семинарского занятия №14
1. Сущность и основное содержание инвестиций в СКСТ.
2. Базовые принципы инвестирования.
3. Особенности использования методов расчета эффективности инвестиций в СКСТ.
4. Экономические основы внутрифирменного планирования.
5. Основные задачи и этапы планирования на предприятиях СКСТ.
6. Основные разделы и показатели бизнес-плана турфирмы.
7. Инфраструктура и обеспечение эффективности продвижения товарно-метериальных ценностей в туризме.
План семинарского занятия №15
1. Концентрация и централизация капитала в СКСТ.
2. Комбинирование предпринимательской деятельности в СКСТ.
3. Риски в предпринимательстве туризма.
4. Необходимость выхода на внешний рынок турфирмы.
5. Формы участия предприятий туризма и гостеприимства на международном рынке.
6. Практикум: заключение внешнеторговой сделки (международного контракта) в международном туризме и гостеприимстве.
Тематика курсовых работ
1. Современная концепция экономики туризма и гостеприимства.
2. Особенности функционирования туристской индустрии в современных условиях. (Национальный и региональный аспект).
3. Экономические закономерности туристской дестинации на примере Карелии.
4. Основные характеристики туристского рынка в России.
5. Анализ экономической значимости и тенденций развития туризма в Карелии.
6. Характеристика индустрии гостеприимства и перспективы ее развития (на примере Карелии).
7. Проблемы предпринимательской деятельности в сфере туризма (на примере нового законодательства РФ).
8. Особенности оценки основных средств и производственных мощностей предприятий социально-культурного сервиса и туризма (по материалам туристских фирм Карелии).
9. Специфика оборотных средств предприятий социально-культурного сервиса и туризма (по материалам туристских фирм Карелии).
10. Особенности экономики труда на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма.
11. Традиционный и маржинальный подход в стоимостной оценке продукции и финансовых результатов предприятий социально-культурного сервиса и туризма.
12. Ценовая политика на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма.
13. Проблемы формирования доходов и оценки уровня рентабельности туристского предприятия в Карелии.
14. Система налогообложения результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в туризме (на примере Карелии).
15. Специфика организации использования финансовых ресурсов на предприятиях туризма.
16. Оценка эффективности деятельности предприятий социально-культурного сервиса и туризма (по материалам туристских фирм Карелии).
17. Проблемы инвестиционной деятельности туристских предприятий Карелии в условиях научно- технического прогресса.
18. Проблемы стратегического и внутрифирменного планирования в турбизнесе.
19. Современные формы и методы общественной организации производства в социально- культурном сервисе и туризме.
20. Современные формы внешнеэкономической деятельности предприятий туризма.
21. Проблемы политики ускоренной амортизации туристских предприятий.
22. Проблемы производительности труда и кадровой политики в турбизнесе.
23. Специфика организации логистики туристского предприятия.
24. Особенности бизнес-планирования в туризме.
25. Проблемы организации международного туризма в России и Карелии.
26. Инновационная политика в турбизнесе.
27. Особенности формирования туристской ренты в Карелии.
28. Влияние охраны окружающей среды на уровень доходов туристского предприятия в Карелии. («Зеленая» революция в туризме).
29. Специфика оценки конкурентоспособности туристского предприятия в Карелии.
30. Проблемы формирования регионального туристского рынка (на примере Карелии).
Контрольные вопросы для экзамена «Экономика я предпринимательство СКСТ»
1. Социально-экономическое значение туризма,
2. Предмет, проблемы и цели туриндустрии.
3. Содержание туризма. Типы туризма.
4. Составные части и характерные особенности туриндустрии.
5. Прямые и косвенные турзатраты по месту назначения.
6. Спрос на продукцию туриндустрии.
7. Туристский экспорт и импорт.
8. Методика определения валового турпродукта по затратам на производство и по доходам.
9. Основные требования к дестинации. Типология туристских дестинаций.
10. Основные виды туристских рынков.
11. Инвестиции в туризме.
12. Прямой, косвенный и стимулированный доход от туризма.
13. Организационно-правовые формы туристского бизнеса.
14. Основные понятия индустрии гостеприимства.
15. Современные тенденции развития предприятий средств размещения.
16. Состав и структура основных средств в туризме и гостеприимстве.
17. Показатели эффективности использования основных средств, физический и моральный износ.
18. Использование лизинга в индустрии гостеприимства.
19. Нормирование оборотных средств и управление по источникам формирования.
20. Состав и структура оборотных производственных фондов в туризме.
21. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов в туризме.
22. Кадровая политика на предприятии гостеприимства.
23. Сдельные и повременные системы оплаты труда в туриндустрии.
24. Компенсации и социальные выплаты в туризме.
25. Основные требования коллективного договора и трудового соглашения.
26. Классификация затрат на производство продукции туриндустрии.
27. Рентабельность производства и предприятия в туризме.
28. Метод директ-костинг (direct-costing) в управлении издержками производства
29. Дифференциация издержек на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма.
30. Сущность и основные функции цены на туруслуги.
31. Ценовые стратегии туристской фирмы
32. Затратный и рыночные методы формирования цен на продукцию (услуги) туризма.
33. Финансовая политика на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма.
34. Сущность и функции финансов предприятиях туризма.
35. Финансовый план предприятия туриндустрии.
36. Место и роль налогов и обязательных платежей в процессе формирования предприятия. Прямые и косвенные налоги в туриндустрии.
37. Основные показатели эффективности функционирования предприятий социально-культурного сервиса и туризма.
38. Специфические показатели оценки экономической эффективности функционирования предприятий гостиничного комплекса.
39. Особенности формирования туристской ренты.
40. Применение маржинального подхода в оценке деятельности туристского предприятия.
41. Сущность и содержание инвестиций (субъекты, основные цели и сферы).
42. Базовые принципы инвестирования. Основные задачи инноваций в туриндустрии.
43. Принципы и методы планирования предприятий социально-культурного сервиса и туризма.
44. Основные разделы и показатели бизнес-плана турфирмы.
45. Концентрация производства и размеры предприятия в туриндустрии.
46. Финансовое оздоровление и банкротство предприятий в туризме.
47. Эффективность внешнеторговой сделки в международном туризме.
48. Влияние научно-технического прогресса на конкурентоспособность турпредприятия.
49. Необходимость выхода на внешний рынок предприятий туриндустрии.
50. Предпринимательские риски в туриндустрии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|