Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ





«ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

 

Раздел I

Введение в юридическую психологию

 

Тема 1. Предмет, задачи, система юридической психологии (4 ч.)

1. Предмет, задачи юридической психологии. Взаимосвязь юридической психологии с другими науками.

2. Научные основы юридической психологии.

3. Система юридической психологии.

4. Методы юридической психологии. Методы изучения субъектов правоохранительной деятельности.

Задачи: 1,2,3 – с. 105-107

 

Литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 1988.

2. Костицкий М.В. Введение в юридическую психологию: методологические и теоретические проблемы. – Киев, 1990.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

4. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. – М., 2001.

5. Фрезе А.У. О применении психологии и психиатрии к юридическим вопросам // Юридическая психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Романов, Е.В. Романова. – М., 200, с. 62-69.

 

Раздел II

Личность в сфере правоохранительной деятельности

 

Тема 2. Психология личности в правоохранительной деятельности (4 ч.)

  1. Понятие личности в психологии и правовой науке
  2. Структура и содержание личности
  3. Типы личности

Практическая часть: тестирование студентов группы по «Опроснику EPI» для диагностики экстраверсии-интраверсии.



 

Литература:

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. -М.,1990.

2. Берн Э. Введение в психологию и психоанализ для непосвященных. - М.,1991.

3. Налимов В.В, Дрогалина Ж.А. Трансперсональное движение: возникновение и перспективы и развития//Психологический журнал. 1992, № 13, С. 131-140.

4. Ковалев А.Г. Психология личности.-3-е издание, переработанное и дополненное.- М., 1979.

5. Леонград К. Акцентуированные личности// Юридическая психология: Хрестоматия/ Сост. Романов В.В, Романова Е.В.-М., 2000, С. 78-90.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1975.

7. Парыгин Б.Д. Основы социальной психологической теории. - М., 1971.

8. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М., 1986.

9. Рейнвальд Н.И. Психология личности. - М, 1989.

10. Фрейд З. Психология бессознательного. - М, 1989.

11. Формм Э. Душа человека. - М., 1992.

12. Юнг К.Г. Психологические типы. - М., 1996.



 

Тема 3. Психические познавательные процессы, учет их закономерностей в профессиональной деятельности юриста (6 ч.)

Занятие 1,2 (4 ч.)

1. Ощущения: их виды, свойства и закономерности.

2. Восприятие: понятие, свойства, закономерности. Характеристика восприятия юриста.

3. Память: понятие, виды, закономерности мнемических процессов. Учет их особенностей в деятельности юриста.

Задача1.

При совершении разбойного нападения участники преступной группы под видом работников райжилуправления проникли в квартиру Савраскиной. Угрожая оружием, они связали хозяйку, заткнули ей рот полотенцем и, чтобы она не могла наблюдать за ними, завязали ей глаза. Преступники перерыли все вещи, забрали деньги и ценности. Один из участников группы с целью запугать потерпевшую предлагал: «А давайте выбросим эту … в окно». И хотя материалами расследования было установлено, что преступники находились в квартире не более 15 мин., потерпевшая на допросе утверждала, что все происходившее длилось не менее часа.

Задание.

Опишите отрицательные факторы, затрудняющие определение времени при отрицательных эмоциях. Укажите , как негативные психические переживания отражаются на определении времени.

 

Задача 2.

Допрос свидетеля Глубова подходил к концу. Он рассказал об обстоятельствах, при которых случайно увидел, как преступники перетаскивали похищенные товары из легковой машины в грузовую. Свидетель описал некоторые приметы автотранспортных средств, которые сумел различить в ночной темноте, и сообщил, что даже слышал, как один из этих людей окликнул другого по фамилии. Однако, несмотря на все старания следователя, вспомнить эту фамилию свидетель не смог. И чем больше настойчивости проявлял следователя для получения от свидетеля нужных ему сведений, тем дальше оказывался от решения этой задачи.



Задание.

Какие психологические закономерности следует иметь ввиду при затруднениях свидетеля в припоминании забытых фактов и обстоятельств? Чем объясняется неудача в припоминании фамилии Овсова в рассказе Чехова «Лошадиная фамилия»?

 

Занятие 2. (2 ч.)

1. Мышление как высшая форма отражения человеком объективного мира. Характеристика мыслительной деятельности юриста.

2. Воображение и его виды. Воображение юриста.

3. Внимание: общая характеристика, основные свойства. Особенности внимания юриста.

 

Задачи: 18-с.55;26,28-с.63;31-с.65;.8-с. 210;14-с. 214 ;26-с.220.

 

Литература:

1. Воробьев А.П. Тренинг интеллекта. – М., 1989.

2. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. – М., 1974.

3. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. – Материалы к курсу лекций по общей психологии. – М., 1975.

4. Немов Р.С. Психология: Учебник. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М., 1994.

5. Введение в психологию. – М., 1995.

6. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. – М., 1957.

7. Современная психология: Справочное руководство. – М., 1999. С. 137-201, 241-266.

 

Тема 4. Эмоции, эмоциональные состояния, чувства. Их психолого-правовая оценка(4 ч.)

1. Общее представление об эмоциях, чувствах, эмоциональных состояниях.

2. Состояния эмоциональной напряженности: тревога, страх, фобии.

3. Стресс и его разновидности – фрустрация, аффект, страдания.

4. Способы преодоления отрицательных психологических состояний.

 

Задачи:55-с.75; 2, 10, 20, 24 – С.с. 204-219.

 

Литература:

1. Ковалев А.Г. Психология личности. – 3-е изд., перераб. и доп., - М., 1979.

2. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М., 1964.

3. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспекты лекций. – М., 1971.

4. Немов Р.С. Психология: Учебник. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М., 1994.

5. Райх В. Характероанализ: техника, основные положения для обучающихся и практикующих психоаналитиков / Перевод; Общ. ред. и вступ. А.В. Россохина. – М., 1999. – (Библиотека философской мысли).

6. Селье Г. Стресс без дистресса // Юридическая психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Романов, Е.В. Романова. – М., 2000, с. 127-138.

7. Ситковская О.Д. Аффект: криминально-психологическое исследование. – М., 2001.

8. Скотт Д.Г. Конфликты. Пути их преодоления, - Киев, 1991.

 

Тема 5. Индивидуально-психологические особенности личности (4 ч. + 2 ч. на итоговый тест по разделам I и II)

1. Характер: понятие и содержание.

2. Акцентуация характера.

3. Темперамент как природная основа характера. Типы темпераментов.

4. Способности: понятие, структура, виды.

Практическая часть: тестирование студентов группы по определению типов темперамента.

 

Литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 1988.

2. Ковалев А.Г. Психология личности.-3-е издание, переработанное и дополненное.- М., 1979.

3. Ковалев А.Г., Мясницев В.Н. Психические особенности личности. В 2 томах. Т.1. Характер. – М., 1957.

4. Леонград К. Акцентуированные личности. - Киев, 1981.

5. Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. Изд. 2-е. – Л., 1983.

 

Раздел III

Криминальная психология

Тема 6. Психология личности преступника (4 ч.)

1. Биологические, социальные и психологические факторы формирования личности преступника.

2. Мотивация преступного поведения.

3. Типологические классификации личности преступника.

4. Психология преступной группы.

 

Литература:

1. Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. – М., 2000.

2. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная психология. – М., 1991.

3. Антонян Ю.М., Ткаченко А.А., Шостакович Б.В. Криминальная сексология / Под ред. Ю.М. Антоняна. – М., 1999.

4. Ахмедшин Р.Л. Психолого-криминалистическая характеристика социально-дезадаптированной личности преступника: Дисс. … канд. юрид. наук. – Томск, 1999.

5. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних нарушителей. – М., 1993.

6. Личность преступника как объект психологического исследования / Под ред. А.Р. Ратинова. – М., 1979.

7. Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения. – М., 1991.

8. Мезинов Д.А. Преступная мотивация как объект познания в криминалистике: Дисс…. канд. юрид наук. – Томск, 1999.

9. Познышев С.В. Кримиальная психология. Преступные типы // Юридическая психология: Хрестоматия/ Сост. В.В. Романов, Е.В. Романова. – М., 2000, с. 234-267.

10. Роль среды и наследственности в формировании человека. – М., 1988.

11. Тарарухин С.А.Преступное поведение.

 

Раздел IV

Психология профессиональной деятельности юриста

 

Тема 7. Познавательная подструктура деятельности юриста (6 ч.)

1. Общая характеристика познавательной деятельности юриста.

2. Психология осмотра места происшествия.

3. Психология обыска.

4. Психология предъявления для опознания.

5. Психология следственного эксперимента, проверки показаний на месте происшествия.

 

Задачи: 37, 39, 41 – С.с. 227-232; 9, 10, 11 – С.с. 283-286.

 

Литература:

1. Глазырин Ф.В. Психология следственных действий. – Волгоград, 1983.

2. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. – М., 1971.

3. Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминалистическая психология. – М., 2002, с. 149-165.

4. Петелин Б.Я. Психология осмотра места происшествия: Лекция. – Волгоград, 1981.

5. Радаев В.В. Версии о субъекте при расследовании преступлений, совершенных лицами, страдающими психическими недостатками // Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы. – Саратов, 1982, с. 97-105.

6. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. – М., 2001, с. 273-348.

 

Тема 8. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура). Психология допроса (4 ч.)

1. Общие социально-психологические особенности профессионального общения юриста.

2. Психология допроса подозреваемого, обвиняемого.

3. Психология допроса свидетелей, потерпевших.

4. Психология допроса малолетних и несовершеннолетних.

Задачи:

1.У шестилетней Гали, оказавшейся жертвой полового посягательства, спросили( приводится фрагмент допроса, относящийся к личности преступника):

– Какой был дяденька?

–Страшный.

–А еще какой?

–С блестящим зубом.

–А еще что ты запомнила?

– У него на руке был тигр.

Однако преступника с такой приметой установить не удалось. Лишь несколько месяцев на основании других данных было установлено, что преступление совершил Галимчук, у которого действительно на одном из передних зубов имелась коронка из светлого металла. Однако на руке у него была татуировка в виде танка. При уточнении у Гали причин расхождения выяснилось, что она под словом «тигр» имела ввиду танк. Она пояснила, затем это подтвердил ее отец, что как-то при просмотре одного из кинофильмов она спросила, показывая на танк: «Что это такое?». Отец ответил, что это тигр.

 

2.4, 6, 9 – С.с. 398-402; 12, 15 – С.с. 404-407; 28, 30 – С.с. 419-420.

 

Литература:

1. Васильев А.Н., Карнеева Л.М. Тактика допроса при расследовании преступлений. – М., 1970.

2. Коновалова В.Е. Психология в расследовании преступлений. - Харьков, 1978, с. 63-75.

3. Коченов М.М., Осипова Н.Р. Психология допроса малолетних свидетелей: метод. Пособие. – М., 1984.

4. Кривошеин И.Т. Теоретические и прикладные проблемы допроса обвиняемого. – Томск, 2001.

5. Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминалистическая психология. – М., 2002, с. 168-198; 314-442.

6. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам. – Н.-Новгород, 1992.

7. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. – М., 2001, с. 207-273.

 

Тема 9. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе (2 ч.)

1. Предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экспертизы.

2. Подготовка и назначение судебно-психологической экспертизы.

3. Порядок проведения судебно-психологической экспертизы. Оценка заключения следователем, судом, защитой.

 

Литература:

1. Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза. – М., 1977.

2. Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. – М., 1980.

3. Ситковская О.Д., Коченов М.М., Конышева Л.П. Новые направления судебно-психологической экспертизы: справочное пособие. – М., 2000.

 

Тема 10. Психологические особенности организационно-управленческой подструктуры профессиональной деятельности юриста. (2 ч.)

  1. Общая психологическая характеристика организационно-управленческой деятельности юриста:

1.1 Понятие и принципы управления;

1.2 Психологическая характеристика процесса принятия решений, его этапы;

1.3 Виды решений их краткая характеристика; факторы влияющие на принятие решений.

  1. Индивидуально-психологические качества, которым должен соответствовать руководитель правоохранительного органа, юридической службы.

 

Тема 11. Психологические особенности судебной деятельности. (6 ч. +2 ч. Итоговый тест)

 

Занятие № 1.

  1. Психологическая характеристика познавательной подструктуры судебной деятельности.
  2. Коммуникативная подструктура судебной деятельности.
  3. Психологические особенности организационно-управленческой подструктуры судебной деятельности.

Занятие № 2,3

  1. Психологические особенности познавательной, коммуникативной и организационно-управленческой деятельности участников уголовного процесса.
  2. Психологические особенности познавательной, коммуникативной и организационно-управленческой деятельности участников гражданского процесса.
  3. Психологические особенности познавательной, коммуникативной и организационно-управленческой деятельности участников арбитражного процесса.

(Рекомендуется для успешного проведения занятия посещение студентами судебного заседания (слушания по уголовному, гражданскому делу, спору в арбитражном суде).

 

Тема 12. Психология осужденного (2 ч.)

Тема 13. История развития и становление юридической психологии (2 ч.)

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Специфика и сложность курса «Юридическая психология» состоит в том, что студент к зачету должен овладеть психологической терминологией, понимать сущность и содержание психологической и юридической подсистем предмета юридической психологии, уметь ими оперировать и использовать при рассмотрении специфических правовых вопросов.

Основой для изучения курса являюся лекции, в которых раскрываются основные понятия, принципы юридической психологии, а также специфика их преломления в правовой сфере деятельности. Уяснив материал лекции, студент легче воспринимает материал, изложенный в учебнике, поначалу непривычный и сложный для восприятия. Неблагоприятным фактором, затрудняющим освоение материала дисциплины, является отсутствие семинарских занятий(поток ЮЗВ/ЮЗС), либо их незначительное количество(2 часа – поток ЮЗ). Поэтому рекомендуется студентам отделения заочного обучения в целях самоконтроля воспользоваться методическими указаниями, разработанными для студентов ДО, в частности, планом семинарских занятий: прорешать рекомендованны к отдельным темам задачи; ознакомиться с некоторыми литературными источниками.

Одной из эффективных форм, способствующих усвоению материала являются консультации преподавателя, которыми не следует пренебрегать.

При подготовке к зачету рекомендуется(в целях самоконтроля) прорешать тесты. Основанием для получения является овладение студентом основными психологическими категориями,умение ими оперировать и использовать при рассмотрении специфических правовых вопросов.

Контрольные и курсовые работы по дисциплине «Юридическая психология» не предусмотрены.

График самостоятельной работы студентов ЗО.

Тема Изучение литературы Решение задач Решение тестов Количество часов
Раздел I. Введение в юридическую психологию
Тема 1. Предмет юридической психологии + + +
Раздел II. Личность в сфере правоохранительной деятельности
Тема 2. Психология личности в правоохранительной деятельности + - +
Тема 3. Психические (познавательные) процессы, учет их закономерностей юристом в профессиональной деятельности + + +
Тема 4. Эмоции, чувства, состояния, их психолого-правовая оценка + + +
Тема 5. Индивидуально-психологические особенности личности. Использование знаний о них юристом в практической деятельности + - +
Тема 6. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессах + - +
Раздел III. Криминальная психология
Тема 7. Психология преступного поведения (психология преступления) + - +
Тема 8. Психология личности преступника + - +
Тема 9. Психология группового преступного поведения (психология преступной группы) + - +
Раздел IV. Психология профессиональной деятельности юриста
Тема 10. Общая социально-психологическая характеристика деятельности юриста + - +
Тема 11. Психология личности юриста + + +
Тема 12. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста + + +
Тема 13. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура) + - +
Тема 14. Психология допроса + + +
Тема 15. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста + - +
Тема 16. Психологические особенности судопроизводства + - +
Итого      

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ

«ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

1. Предмет, задачи юридической психологии, ее взаимодействие с другими науками.

2. Научные основы юридической психологии.

3. Система юридической психологии.

4. Методы юридической психологии.

5. Ощущение и восприятие. Их роль и значение в профессиональной деятельности юриста.

6. Память. Учет юристом закономерности памяти участников процесса.

7. Мышление и воображение. Их роль в деятельности юриста.

8. Внимание в профессиональной деятельности юриста.

9. Эмоции, состояния, чувства.

10. Состояние эмоциональной напряженности, их роль и значение в уголовном и гражданском процессе.

11. Способы преодоление отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности юриста.

12. Темперамент: понятие, структура.

13. Способности: понятие, структура.

14. Характер: понятие, структура.

15. Понятие и структура деятельности. Психологическая характеристика преступной деятельности.

16. Понятие личности. Структура личности.

17. Личность преступника. Причины формирования личности преступника.

18. Типы личности преступника.

19. Психология группового преступного поведения.

20. Общая социально - психологическая деятельность юриста.

21. Психологическая структура, психограмма личности юриста.

22. Психологическая сущность, задачи осмотра места происшествия

23. Психология деятельности следователя при осмотре места происшествия

24. Психологические и социальные свойства личности преступника, устанавливаемые по результатам осмотра места происшествия

25. Психология обыска.

26. Психология предъявления для опознания.

27. Психологические особенности проведения следственного эксперимента.

28. Психологическая сущность и задачи допроса.

29. Психолого-криминалистическая классификация допрашиваемых обвиняемых.

30. Тактические приемы допроса лиц рационального и эмоционального типов.

31. Психология допроса малолетних свидетелей и потерпевших.

32. Психология допроса несовершеннолетних.

33. Психология допроса свидетелей и потерпевших.

34. Психология допроса на очной ставке.

35. Психологические особенности организационно-управленческой деятельности юриста.

36. Психологические особенности судопроизводства.

37. Судебно-психологическая экспертиза: компетенция, организация, проведение.

38. Интуиция как форма творческого мышления. Характерные черты интуиции.

39. Пути преодоления конфликтов посредствам обращения.

40. Выбор стиля поведения как средства предотвращения и/или преодоления конфликтов (конкуренция, уклонение, подчинение, компромисс, сотрудничество).

41. Системы психологической защиты: проекция, идентификация, рационализация.

42. Системы психологической защиты: отрицание, подавление, вытеснение.

43. Системы психологической защиты: отчуждение, замещение, сновидение, сублимация, катарсис.

44. Профессиональная деформация личности юриста: причины, способы преодоления

45. Психологические основы проверки показаний на месте

 


Составитель

Сафаргалиева Ольга Николаевна

 

 

Рабочая программа по курсу «Юридическая психология»

для специальности 021100 «Юриспруденция»

 

 

Отпечатано в строгом

соответствии с авторским оригиналом

 

 

Подписано в печать ___.____.04 г. Формат 60 х 841/16.

Бумага писчая. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 1,57. уч. - изд. л. 1,76. Тираж ____ экз. Заказ

 

Новокузнецкий филиал-институт

Кемеровского государственного университета

654041, г. Новокузнецк, ул. Кутузова, 56, тел. 74-09-48

РИО НФИ КемГУ.

 

Цена договорная

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.