Сделай Сам Свою Работу на 5

СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА СВИДЕТЕЛЕЙ И СВИДЕТЕЛЬСКИХ ПОКАЗАНИЙ





- Клинико-Психологическая оценка достоверности показаний свидетелей

- Оценка показаний свидетеля с точки зрения их “психологической достоверности”

- Психологические признаки достоверности или недостоверности показаний участников процесса

- Основные вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой по показаниям участников процесса

АНО «Региональный Медико-Правовой центр» проводит клинико-психологические исследования по показаниям лиц (свидетелей, потерпевших, также по всем материалам дела) в помощь участникам уголовно-правовых и гражданско-правовых отношений:

- Клинико-Психологическая оценка достоверности показаний свидетелей, потерпевших, то есть исследование с помощью специалиста-психолога достоверности доказательств(способность свидетелей правильно воспринимать определенные обстоятельства, запоминать и воспроизводить информацию о них; психологическая оценка изменений и противоречий в содержании показаний при повторных допросах).

При осуществлении правосудия особенность установления истины заключается в том, что исследованию подлежат факты, действия, события, происходившие в прошлом. В основном восстанавливаются они прежде всего с использованием свидетельских показаний лиц,которые их непосредственно наблюдали или имели о них сведения, полученные из иных источников.



В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства имеющие значение для дела. Но гарантировать достоверность и правдивость этих показаний мы не можем. На практике АНО «Региональный медико-правовой центр» (далее РМПЦ) при проведении клинико-психологических исследований, часто сталкивается с тем, что свидетельские показания не всегда достоверны, лживы, противоречивы.

Свидетель, который лжет, прибегает всегда к определенным формам мышления и определенным формам логики. Ложь, как правило, выражается в двух формах – сообщение сведений о событиях и явлениях, не имевших места в действительности (преувеличение и преуменьшение реальных фактов, изменение их последовательности, замена одних фактов другими), и утаивание информации о фактах, имевших место (отрицание происходивших событий и явлений).



Судебно-психологическая исследование (экспертиза) может ответить на вопрос о том, какие психологические особенности испытуемого могут свидетельствовать в пользу достоверности его показаний, а какие – против.

Поэтому при исследовании свидетельских показаний психолог может предъявить доводы «за» и «против» их психологической достоверности, которые, как и любой другой вывод эксперта, подлежат оценке и проверке следствием и судом. Речь не идет о подмене деятельности суда в оценке достоверности показаний. Эксперт-психолог может делать заключение относительно психологической стороны достоверности, то есть по вопросам, связанным с психическими процессами, явлениями.

Оценка показаний свидетеля с точки зрения их “психологической достоверности” определяется:

а) способностью свидетеля правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них правильные показания;

б) желанием и стремлением давать правдивые показания;

в) отсутствием ситуации неумышленного случайного введения следствия в заблуждение.

В ходе проведения экспертизы необходимо проанализировать манеру и стиль изложения фактов. Гладкость, заученность показаний, употребление несвойственных данному возрасту оборотов речи, противоречивость сведений, сообщенных при свободном рассказе и при ответах на вопросы, нередко являются следствием того, что показания даются под чьим-то влиянием. Однообразная монотонная речь, одни и те же слова, одна и та же интонация от допроса к допросу, напоминающие чтение заученного текста, могут говорить в пользу того, что свидетель описывает происшествие не по воспоминаниям. Возможно, зная, что его будут допрашивать, подросток «готовился» к этому, мысленно многократно воспроизводя свой рассказ.



Обобщая сказанное, выделим некоторые наиболее существенные признаки, ориентиры для оценки экспертом наличия или отсутствия психологической достоверности показаний.

 

О наличии психологических признаков достоверности могут свидетельствовать:

- конкретность, внутреннее соответствие и логичность описания события;

- большое количество подробностей, особенно тех, которые можно узнать лишь непосредственно;

- правильность описания отдельных деталей, связанных с второстепенными обстоятельствами;

- описание основного события в ходе различных допросов без изменений (второстепенные подробности запоминаются хуже, поэтому в показаниях относительно конкретных деталей события возможно присутствие противоречий);

- наличие достаточно реалистичных и правдоподобных описаний подготовительных действий преступника, его последующих действий, высказываний, помех в процессе совершения преступления;

- указание свидетелем на факты, смягчающие вину обвиняемого или частично оправдывающие его;

- подробное описание психического состояния преступника (как он дышал, стонал, смотрел на жертву и пр.); описание собственного психического состояния (страх, любопытство, стыд, напряжение и пр.);

- описание сексуальных ощущений, пережитых при совершении преступления (боль, щекотка, возбуждение «странное ощущение» и пр.);

- особенности личности: устойчивость к внушению, уравновешенность, отсутствие склонности к фантазированию, лживости, внушаемости;

- способность детально и полно описать событие, действия людей и пр.

Об отсутствии психологических признаков достоверности показаний может свидетельствовать:

- неспособность к восприятию, точному наблюдению и описанию действий другого лица;

- плохая память, недостаточная способность выражать свои мысли и переживания;

- наивность; склонность к фантазированию, внушаемости, хвастовству; лживость; отсутствие стыдливости при описании события; наличие мотивов сознательной лжи – из страха, мести и пр.;

- повышенный интерес к сексуальной стороне жизни; активное или провокационное поведение в области половых отношений и др.

Таковы самые общие ориентиры, которыми может руководствоваться эксперт при оценке свидетельских показаний ребенка (подростка) с точки зрения их психологической достоверности.

Для оценки достоверности свидетельских показаний одних психологических познаний недостаточно. Обоснованное суждение по этому вопросу требует анализа не только состояния органов чувств, условий восприятия, запоминания, воспроизведения, особенностей памяти свидетеля, но и сопоставления содержания показаний с другими доказательствами и материалами дела.

Естественно, как и в других случаях, заключение эксперта не имеет заранее установленной силы, подлежит проверке и оценке судом. Оценивая достоверность свидетельских показаний, суд проверяет, насколько показания свободны от внутренних противоречий, учитывая и то, подтверждаются ли они фактическими данными, например, дано ли правильное описание внешности, одежды, автомобиля обвиняемого, существуют ли факты, о которых свидетель мог узнать только в случае, если он был очевидцем противоправных действий и т.д.

При этом суд решает, насколько выводы эксперта увязываются с установленными фактическими обстоятельствами и материалами дела, другими доказательствами.

Основные вопросы, решаемые данным видом экспертизы:

1. Каковы индивидуальные особенности познавательной деятельности свидетеля?

2. Имеются ли у свидетеля психологические особенности (например, повышенная внушаемость, склонность к фантазированию и др.), снижающие способность правильно воспринимать события или предметы (указать какие) и давать о них правильные показания?

3. Каково было психическое состояние свидетеля в момент восприятия событий или предметов (указать каких)?

4. Учитывая психологические особенности, психическое состояние свидетеля и условия, в которых воспринимались события или предметы (указать какие), мог ли испытуемый их правильно воспринимать?

5. Учитывая психологические особенности свидетеля, может ли он давать правильные показания о важных для дела обстоятельствах?

6. Учитывая уровень психического развития свидетеля и его психологические особенности, мог ли он понимать внутреннее содержание (какое именно) событий (указать каких)?

7. Имеются ли признаки психологической достоверности показаний или ее отсутствия?

Таким образом, речь идет об исследовании с помощью эксперта-психолога достоверности доказательств (способность свидетелей правильно воспринимать определенные обстоятельства, запоминать и воспроизводить информацию о них; психологическая оценка изменений и противоречий в содержании показаний при повторных допросах).

64.Судебно-психологическая экспертиза потерпевших

Объектом данного вида СПЭ могут быть лица женского и мужского пола, пострадавшие от сексуального насилия. На практике этот вид экспертизы проводится, как правило, в отношении малолетних и несовершеннолетних потерпевших — жертв половых преступлений.

Одним из квалифицирующих признаков изнасилования (ст. 131 УК РФ) и насильственных действий сексуального характера (ст. 132 УК РФ) является использование виновным беспомощного состояния жертвы. Правоприменитель определяет беспомощное состояние как невозможность жертвы преступления понимать характер и значение совершаемых с нею действий или невозможность оказывать сопротивление виновному из-за своего физического или психического состояния: малолетнего возраста, физических недостатков, расстройств душевной деятельности или иного болезненного или бессознательного состояния и т. п.

В компетенцию психологической экспертизы входит оценка способности психически здоровой потерпевшей (потерпевшего) понимать характер и значение преступных действий виновного и оценка способности оказывать сопротивление в зависимости от уровня психического развития, в частности уровня интеллектуальных способностей, от индивидуально-психологических особенностей и психического состояния в момент деликта.

Основаниями для назначения данной экспертизы могут быть малолетний возраст (до 14 лет) или несовершеннолетие (14-18 лет) потерпевшей. А также сведения о ее «неправильном» или провоцирующем поведении, непоследовательность и противоречивость ее показаний, сведения о пассивном и неоднозначном поведении потерпевшей в отсутствие явного насилия и угроз со стороны виновного и т. п. Поскольку следователь не является специалистом по оценке психического здоровья, следует назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу.

На разрешение судебно-психологической экспертизы рекомендуется ставить следующие вопросы.

1.Каковы основные индивидуально-психологические особенности потерпевшей и как они отразились при совершении в отношении нее противоправных действий?

2.Учитывая возрастные особенности и уровень интеллектуального развития, могла ли она понимать характер и значение совершаемых с нею действий?

3.В каком психическом состоянии находилась потерпевшая до, во время и после совершения в отношении нее противоправных действий, какова динамика развития этих состояний?

4.Могла ли она, с учетом ответов на 1-й, 2-й и 3-й вопросы, оказывать сопротивление?

Способность понимать характер и значение совершаемых действий означает достижение потерпевшей такого уровня психического развития, который позволяет ей на основе своих знаний и опыта своевременно и правильно раскрыть истинные намерения преступника, оценить криминальность ситуации, понять нравственно-этическую сущность происходящего и его возможных последствий.

В зависимости от уровня психического развития, тех или иных его особенностей возможно:

- непонимание потерпевшей ни характера, ни значения действий виновного;

- понимание характера, но непонимание значения действий виновного;

- понимание и характера, и значения действий виновного.

Первые два вывода означают и неспособность потерпевшей оказывать сопротивление, в последнем случае вопрос о способности сопротивляться требует специального изучения.

Одной из важных составляющих, определяющих поведение потерпевших в криминальной ситуации, является уровень их психосексуального развития.

Возраст до 7 лет соответствует первому этапу психосексуального развития. В это время происходит формирование полового самосознания — в первую очередь складывается правильное представление о своей половой принадлежности, к 3-4 годам дети могут дифференцировать окружающих по внешним половым признакам (одежде, внешнему виду, строению тела и половых органов, тембру голоса и др.). Затем появляется любопытство, направленное на половые органы, на поведение животных и людей с констатацией элементов сексуального взаимодействия, они спрашивают у взрослых о строении тела, деторождении, супружестве, играют в игры, имитирующие сексуальное взаимодействие — «в семью», «в доктора», нередко подобные игры сопровождаются раздеванием, демонстрацией и разглядыванием половых органов. Криминальную ситуацию в этом возрасте дети могут оценивать как игру или наказание. Будучи потерпевшими, они способны воспринимать лишь внешнюю, формальную сторону событий и не понимают ни характера, ни значения совершаемых с ними действий.

Возрастной период 7-13 лет соответствует второму этапу психосексуального развития, стержневой характеристикой которого является формирование стереотипа полоролевого поведения ребенка на основе его психофизиологических особенностей и стереотипов мужественности и женственности, господствующих в микросоциальном окружении. В это время около половины детей получают информацию о половом акте, не менее трети принимают участие в сексуальных играх с детьми противоположного пола, наблюдается разделение детей по половом признаку, таким образом вырабатывается, дифференцируется и усваивается мужской и женский половой стереотип.

В зависимости от степени сформированности полоролевого поведения потерпевшей можно сделать вывод о ее способности понимать характер и значение совершаемых с ней действий. Незавершенность формирования второго этапа приводит к выводу о способности такой потерпевшей понимать только характер, фактическую сторону совершаемых с нею действий, понимание значения действий виновного для нее недоступно.

Третий этап психосексуального развития характеризуется формированием психосексуальной ориентации и сопровождается последовательной сменой стадий платонического, эротического и физического влечения.

Сформированность первых двух этапов психосексуального развития потерпевшей и переход на третий этап чаще всего свидетельствует о ее потенциальной способности понимать и характер и значение совершаемых с нею действий.

Важным этапом экспертного исследования является анализ ситуации совершения преступления. В зависимости от внезапности развития, новизны условий, сложности ситуации, личности виновного оказывается и возможность потерпевшей к осознанию угрожающего характера ситуации, и способность противостоять действиям виновного. Анализ ситуации деликта требует соотнесения поведения потерпевшей с ее характерологическими особенностями. Если она в достаточной мере была способна к пониманию характера и значения совершаемых с нею действий, встает вопрос о способности оказывать сопротивление, что во многом зависит от индивидуально-психологических свойств потерпевшей, типа и черт характера, особенностей эмоционального реагирования. Исследователи выделяют две группы, в зависимости от характерологических особенностей, наиболее часто встречающиеся среди потерпевших. В первую группу входят потерпевшие с чертами астенического, психастенического, сензитивного типов характера, у которых преобладают тормозные реакции. Им свойственны такие общие черты, как боязливость, пугливость, подчиняемость, доверчивость, несамостоятельность, эмоциональная неустойчивость, внушаемость, низкая стрессоустойчивость, легкость эмоциональной дезорганизации мыслительной деятельности. В ситуации деликта для них характерно пассивное подчинение воле насильника, выполнение его требований, состояние страха и растерянности, лишающее их способности к активному сопротивлению, адекватному выбору верного поведения. При этом часто не сами агрессивные действия виновных, а только угрозы избиения, физической расправы парализуют волю таких потерпевших, они воспринимают их как весьма реальные. Отчасти это объясняется тем, что потерпевшим данной группы свойственна позитивная социальная направленность, они положительно характеризуются в школе и ранее не имели случаев избиения, не испытывали физической боли от побоев.

Вторую группу составляют потерпевшие с чертами возбудимого, истероидного, неустойчивого типов характера. Их общими чертами являются возбудимость, впечатлительность, расторможенность, слабый волевой контроль поведения. Нередко им свойственны асоциальность, педагогическая запущенность, искаженное представление о морально-этических нормах, раннее приобщение к курению, употреблению алкогольных напитков, раннее начало половой жизни, употребление наркотиков. Эти потерпевшие иногда оказываются вовлеченными в преступление из-за собственного провоцирующего поведения, самонадеянности, переоценки собственных возможностей под влиянием импульсивных побуждений. Слабость сформированности волевого контроля поведения, прогностических способностей не позволяет им своевременно осознать подлинную опасность ситуации и предпринять необходимые меры, а когда положение становится критическим, воля таких потерпевших, способность сопротивляться оказываются сломленными активными и грубыми действиями виновного. .

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.