Расчет мощности приводов основных механизмов драги
(пример для драги 150литров)
Мощность двигателя главного привода определяется окружным усилием на верхнем барабане. На рисунке схематично представлен боковой вид черпаковой рамы и контур черпаковой цепи драги, работающей в забое.
Черпаковая цепь может быть условно разделена на два участка. Первый начинается от точки С и, огибая нижний черпаковый барабан, проходит по верхней части рамы, кончаясь в точке В. На этом участке черпаки зачерпывают грунт (отрезок С А) и транспортируют его в завалочный люк (отрезок АВ).
На втором участке (отрезок ВС) порожние черпаки свободно свисают, имея форму цепной линии.
Максимальное натяжение черпаковой цепи будет на верхнем черпаковом барабане в точке В. Чтобы привести в движение черпаковую цепь, необходимо преодолеть все вредные сопротивления на участке CAB. Эти сопротивления слагаются из сил трения, возникающих при движении груженых черпаков, при вращении барабанов и роликов; сопротивления грунта при черпании; сил трения черпаков о грунт и др.
Что касается участка ВС, т. е. цепной линии, то здесь натяжения возникают только от собственного веса цепи, между точками подвеса В и С. Точка В является конечным пунктом разгрузки черпаков, в точке С начинается зачерпывание грунта. Натяжения в точках подвеса направлены по касательной к цепной линии. Натяжение в нижней точке подвеса С, имея направление, противоположное движению черпаков, является вредным и увеличивает натяжение цепи на участке CAB. Натяжение в верхней точке подвеса В,
совпадая с направлением движения черпаков, помогает вращать верхний черпаковый барабан и поэтому является полезным.
Сумма всех вредных сопротивлений инатяжение цепной линии в верхней точке подвеса составляют окружное усилие на верхнем барабане, необходимое для определения мощности двигателя.
Введем следующие обозначения:
S — натяжение в точке В, представляющее собой сумму всех вредных сопротивлений на участке CAB, включая также и натяжение цепной линии в нижней точке подвеса;
Рп. — натяжение цепной линии в верхней точке полвеса.
В соответствии с вышеизложенным искомое окружное усилие на верхнем барабане ( Pб) определяется из выражения
Pб=S-Pn (2)
Натяжение цепной линии.Определим количество черпаков в свисающей части цепи. Согласно характеристики драги общее количество черпаков в цепи равно 75—78. Ориентируясь на средние условия, прмем76 черпаков. Условно разделим черпаковую цепь на следующие три участка:
1) черпаки, находящиеся на верхней панели черпаковой рамы,— участок А1В1
2) черпаки, находящиеся на 1/4 окружности верхнего и нижнего барабанов, — участок В1В—А1А
3) черпаки, находящиеся под черпаковой рамой, — участок АВ.
Количество черпаков, находящихся на верхней панели черпако- вой рамы, будет равно длине черпаковой рамы (между центрами барабанов), разделенное на шаг черпака, или 23,5 / 0,712 = 33 черпака (n1)
Количество черпаков, находящихся на 1/4 окружности верхнего черпакового барабана при наличии у него шести граней составит
¼ *6=1,5 черпака.
Такое же количество черпаков будет на участке А1 А нижнего барабана. Следовательно, количество черпаков, находящихся на 1/4 окружности верхнего и нижнего барабанов, будет
п2 = 1,5 • 2 = 3 черпака.
Тогда количество черпаков, находящихся под черпаковой рамой будет равно:
п3 =76 —(33 + 3) = 40 черпаков.
При работе драги количество черпаков, составляющих цепную линию, будет несколько меньше и определится из выражения
п0 = n3 - n0'
где n3 – общее количество черпаков, находящихся под черпаковой рамой
n0'- количество черпаков, находящихся на берме уступа забоя
Величина n0'- может быть определена из выражения
n0'=l- r' * cos α / t (3)
где l- зашагивание драги, равное 3 метрам
r'- расстояние от центра проушин черпака до режущей кромки (примем 0,8 метров)
α- угол наклона черпаковой рамы к горизонту ( принимаем 45° )
t – шаг черпака, равный 0, 712 м
Подставляя значения, получим n 0'=3,0 – 0,8 * 0,77/ 0,712 = 3,5 черпака
округленно принимаем no'= 3 черпакам.
Тогда число черпаков, составляющих цепную линию, составит:
no=n3-no'=40-3= 37 черпаков.
В расчетах принят угол наклона черпаковой рамы а = 45°, являющийся по существу наибольшим. Считаем, что при таком угле наклона рамы цепная линия не касается дна разреза. Практически такое положение бывает нечасто. Однако известны случаи работы драг с углом наклона рамы более 45°.
Поэтому подобное допущение вполне возможно и предопределяет самые невыгодные условия работы двигателя, так как в случае касания цепной линией дна разреза общее натяжение цепи уменьшится.
Горизонтальное расстояние между точками подвеса определяется из выражения
N = Ln* cos a —(l —r' cos a), (4)
где Ln — расстояние между точками подвеса по оси рамы, т.е.
между точками А и В; остальные значения приведены
выше.
Вертикальное расстояние между точками подвеса цепной линии определяется выражением
h1 = [Ln — (r — r')] sin а + (r —r'')
или, произведя преобразования и упрощения, получим
h1 = Ln*sin a + (r —r')*(l —sin a), (5)
где r- радиус резания или расстояние от центра нижнего черпакового барабана до режущей кромки черпака; для драги 150 литров принят равным 1.5 метра.
Для определения элементов цепной линии представим ее в схематичном виде
Причем для удобства расчетов в соответствии с обозначениями, приведенными в справочнике Хютте, примем N = 2a, h1 = 2в
Длина цепной линии L' условно принимается равной 2L0, тогда
L'= 2L0 = n0t. (6),
Величина натяжения цепной линии в любой ее точке определяется по формуле
Р=py, (7)
где р — вес 1 пог. м, цепи;
y — ордината точки , в которой определяется натяжение
Таким образом, для определения натяжения в точках подвеса цепной линии необходимо знать ординаты в этих точках, т. е. ут и уп.
Прежде чем перейти к определению ут и уп, рассмотрим характерные точки и элементы цепной линии.
Точка D' — наинизшая точка цепной линии; ордината этой точки, или ее расстояние от оси X—X, называется параметром и обозначается через h. Точка М делит прямую, соединяющую точки подвеса, пополам; ордината этой точки обозначается через yo.
Определение интересующих нас ординат точек цепной линии довольно сложно и производится при помощи гиперболических функций. Существуют следующие зависимости (по Хютте):
С = √Lo²-b² / a; sinhφ = Cφ (8)
Из первого выражения определяется коэффициент С, а из второго выражения путем подбора, пользуясь таблицей гиперболических функций, находят φ = tqhφ
Затем определяются параметр h и ордината точки М из следующих уравнений:
h = a/φ; yo= Lo / tqhφ (9)
Отметим, что h в выражениях sin hφ и tg hφ обозначает не параметр цепной линии, а символ гиперболической функции.
Искомые ординаты точек подвеса определяются из выражений: yn = yo + b; ym = lo´ b(10)
Зная их, определяем натяжение цепи
Рп = Р*уп ; Рт = р*ут. (11)
Определим необходимые элементы цепной линии и натяжения в точках подвеса применительно к нашему случаю.
Длина цепей линии 2 L0 = no*t= 37* 0,712 = 26,3 м; L0= 13,15 м.
Горизонтальное расстояние между точками подвеса цепной линии определится из выражения (4)
N = 2a = Lncqs450 — (l—r'cos45°).
Величину Ln определим из выражения
Ln=L+2t
где L — расстояние между центрами барабанов по длине черпаковой рамы, равное 23,5 м
t шаг черпака, равный 0,712 м
Подставляя значения, будем иметь:
Ln= 23,5 + 2*0,712= 24,9 м
2а = 24,9 *0,707 — (3,0 — 0,8* 0,707) = 15,2;
а = 7,6 м.
Вертикальное расстояние между точками подвеса определится из
выражения (5)
h = 2b = Ln*sin 45° + (r— r´)*(1 — sin 45°)
h = 24,9* 0,707 + (1,5 — 0,8) *(1—0,707) =17,8;
b = 8,9 м.
Величина коэффициента С определится из формулы (8)
С=√Lo²b²/a
С = √13,15²8,9²/7,6 = 9,62/7,6 =1,26
При помощи выражения sinhφ =l,26 путем подбора (по таблицам Хютте) находим ф= 1,21 и tgh ф = 0,837.
Тогда параметр цепной линии
h = a/φ
h = 7,6/1,21 = 6,28м
а ордината точки М
yo = Lo / tqhφ
yo = 13,25 / 0,837 = 15,70 м
Ординаты точек подвеса составят:
Уп = уo + b = 15,70 + 8,9 = 24,6 м
Ут = у0 — b = 15,70-8,9 = 6,80 м.
Для определения натяжения в точках подвеса цепной линии необходимо предварительно найти вес 1 пог. м цепи в сборе. По данным Иркутского завода, вес черпака в сборе (с пальцем) 150-литровой драги составляет 652 кг.
Отсюда вес 1 пог. м черпаковой цепи будет
p=652/ 0, 712= 913 кг/ пог.м
Искомые натяжения в точках подвеса составят
рп =p*yn
рп = 0,913*24,6 = 22,4 т.
Рт = р*Ут = 0,913*6,8 = 6,2 т.
Мощность двигателя главного приводаопределяется по формуле
N=Pб*Vч / 75*η л.с (12)
где Рб — окружное усилие на верхнем барабане, кГ;
vч— скорость движения цепи по черпаковой раме, м/сек;
η— к. п. д. передачи привода.
Окружное усилие на верхнем барабане определится из выражения
P6=S—Pn
Определим все указанные сопротивления и усилия.
Усилие от веса черпаков, находящихся на раме, и веса породы в них направлено по линии движения цепи и может быть определено по формуле:
P1 = n'(g0 + g)sin a, (13)
где n´— количество черпаков, находящихся на раме и 1/4 окружностей обоих барабанов; для нашего случая 33+3 = 36 черпаков;
go — собственный вес черпака в сборе, равный 652 кг;
а — угол наклона черпаковой рамы к горизонту, равный 45°;
g— вес породы в одном черпаке при уд. весе у =1,8, определяемый из выражения
g = k1v*γ
g = 1*0,15*1,8 =270 кг.
Подставляя значения, получим
Р1= 36 (652 + 270) *0,707 =23400 кг.
Сопротивление от трения в подшипниках черпаковых роликов может быть определено по формуле
P2=m*[ω / t*(go+g)+g1]* cos α *d/D*f кг
где m —количество подчерпаковых роликов, равное 14 шт.;
ω — расстояние между центрами черпаковых роликов (1,5 м);
g1—вес черпакового ролика с валом (240 кг);
d — диаметр шейки вала ролика (80 мм);
D — диаметр ролика (300 мм);
f — коэффициент трения скольжения (при самых тяжелых условиях работы — отсутствие смазки — изменяется в пределах 0,14—0,26). Примем для наших условий f= 0,2.
Подставляя значения, получим
р2 = 14*[1,5/0,712*(652+320)+240]*0,707*80/300*0,2=1210 кг
Сопротивление, возникающее при черпании грунта, может быть определено по формуле
P3=n'0*b*h*K, (15)
где п'0 —количество черпаков, участвующих в черпании грунта, это количество соответствует числу черпаков, находящихся на берме уступа забоя, и равно 3,5;
b — щирина захвата грунта черпаком, которая может быть определена из выражения
b=60*vэ/vm
b =60*0,1/28=0,21м
здесь vэ— скорость передвижения драги по забою, равная
0,1 м/сек;
vm — скорость движения черпаковой цепи, число черпаков,
проходящих через верхний барабан в минуту, равное 28;
h — высота снимаемого слоя,
h=K*V/b*lρ
h = 1*0,25/ 0,21*3,0*1,25=0,19м (16)
здесь К — коэффициент или удельное сопротивление грунта резанию, который для грунтов IV категории (конгломерат, тяжелый мергель, легкие сланцы, тяжелая глина, тяжелые суглинки) изменяется от 2 до 3 кГ/см2. Примем К=2,8кГ/см2.
Подставляя значения, получим
Р3 = no´*b*h*K
Р3=3,5*21 *19*2,8= 3920 кГ.
Сопротивление от трения черпаков о грунт зависит от числа черпаков, соприкасающихся с грунтом. В процессе черпания грунта черпаки прижаты к берме уступа забоя концом черпаковой рамы и нижним черпаковым барабаном.
Влияние этих нагрузок трудно учесть, так как рама и барабан поддерживаются на канатах рамного подвеса.
Приближенно примем, что сила нажатия на черпаки, участвующая в черпании грунта, составляет 10% от нагрузок, действующих на подвес черпаковой рамы.
Сопротивление определится из формулы
P4= [no´(g0 + g') + GH]f1 (17)
где n'Q — число черпаков, соприкасающихся с грунтом, 3,5 шт.;
go — вес черпака в сборе, равный'652 кг
g' — вес породы в черпаке,
g'=k*V*γ/2=1*0,15*1800/2=135 кг
Двойка в знаменатель введена из тех соображений, что вначале черпания коэффициент наполнения k равен нулю, а в конце пути — единице. Нагрузки, действующие на подвес черпаковой рамы, составляют:
70% веса черпаковой рамы...... 0,7*28,4=19,8т
70% веса черпака . ................ 0,7*51,8=36,2т
70% веса породы в черпаках .. 0,7*0,27*36= 6,8 Т
70% веса нижнего черпакового барабана .... 4,1 Т
Итого.... 66,9 Т
Отсюда сила нажатия
Gн = 0,1*66 900= 6690 кГ,
fi — коэффициент трения стали о грунт, изменяющийся в пределах 0,42—0,49, примем fi = 0,45. Подставляя значения, получим
Р4= [3,5(652 + 135)+ 6690]*0,45 = 4250 кГ
Натяжение в нижней точке подвеса цепной линии было рассмотрено и определено выше (Рт), следовательно
р5 = рт = 6200 кГ.
Сопротивление от трения в подшипниках нижнего черпакового барабана может быть определено по формуле
P6=f*(dn/Dn)*Rn
где f— коэффициент трения скольжения (0,2);
dH — диаметр шейки вала (210 мм)
Dн- -диаметр барабана (1050 мм)
Rн — равнодействующая трех усилий, действующих на барабан
1) усилие на верхней поверхности барабана
R´=S-(P1+P2)
где S — суммарное вредное сопротивление на верхнем барабане в точке В
а Р1 и Р2 были рассмотрены выше;
2) усилие на нижней поверхности барабана
R" = Рз + Р4 + Р5 (19)
3)усилие G'от веса барабана и 2—3 черпаков, лежащих на нем.
Для определения RH необходимо построить многоугольник рассмотренных трех усилий и графическим путем найти Rн. Но, так как величина S неизвестна, то построить многоугольник сил не представляется возможным. Поэтому примем, что Rн = R´+R´´исключив при этом усилие от веса барабана и 2—3 черпаков, находящихся на нем.
Так как угол между усилиями R' и R" составляет примерно 45°, то, складывая эти усилия арифметически, мы завышаем величину равнодействующей и тем самым компенсируем исключение силы.
В соответствии с изложенным имеем:
Р6=f*dн/Dн*Rн=f*d/D[S-(P1+P2)+P3+P4+P5]
Подставляя значения получим:
P6= 0,2 *210/1050[S- ( 23400+1210)+3920+4250+6200]=0,04*S- 410
Сопротивление в подшипниках верхнего черпакового барабана по аналогии с предыдущим может быть определено следующим образом:
Р7=f''*(dб/Dб)*Rб
где f" — коэффициент трения скольжения, учитывая, что смазка подшипников верхнего барабана более совершенна и исключает попадание грязи в них, примем равным 0,1;
dб —диаметр шейки вала (360 мм);
D б— диаметр барабана, равный 2t(t—.шаг черпака),
2t=1424 мм;
Rб— равнодействующая трех усилий, действующих на барабан, (слагается из суммарного вредного сопротивления на верхней части барабана, равного S; натяжения цепной линии Рn равного 22,4 Т и усилия веса барабана и 2-3 черпаков, находящихся на нем).
Величину Rб можно определить только графическим путем, построив многоугольник сил. Поскольку величина S не известна, то построить такой многоугольник не представляется возможным. Примем, как и в предыдущем случае, что Rб = S+Pn- Угол между усилиями S и Рп — меньше 45°, и для нашего случая составляет примерно 20—25°. Складывая эти усилия арифметически, мы несколько завышаем величину равнодействующей и тем самым компенсируем исключение усилий от веса барабана и 2-3 черпаков, находящихся на нем.
Таким образом, будем иметь
Р7=f''*(dб/Dб)*(S+Pn)
Подставляя значения, получим:
P7= 0,1 *(360/1424)* (S + 22 400) = 0,025S + 560.
Сопротивление цепи перегибу на нижнем черпаковом барабане определяется максимальным натяжением цепи, которое для нижнего черпакового барабана будет сосредоточено в точке А , так как черпаковая цепь в процессе работы движется вверх. В соответствии с этим будем иметь:
P8=λ*(δ/Dн))*[S-(P1+P2)](21)
где λ — коэффициент сопротивления цепи1 перегибу (0,4—0,5), принимаем равной 0,5; ,
δ — диаметр черпакового пальца, 100 Мм;
Dн — 1050 мм
Подставляя значения, получим:
P8= 0,45*(100/1050))* [S — (23400+ 1210)] =0,43S — 1055
Сопротивление цепи перегибу на верхнем черпаковом барабане определяется по формуле
P9=λ*(δ/Dб) (22)
Подставляя значения, будем иметь:
P9 =0,45*(100/1024)S = 0,032S
Сопротивление от экстренной нагрузки, является дополнительным и возникает в том случае, когда черпак в забое встречает препятствие в виде валуна, сцементированного грунта, старой шахтной крепи и т. п. При очень большом сопротивлении цепь останавливается.
Определим величину этого сопротивления или силу нажатия черпака на препятствие, следующим образом. Работа черпаковой цепи при внезапной остановке ее движения вследствие появления неожиданного препятствия может быть определена по формуле, выражающей приращение живых сил
А=(М*υ2ч)/2-(Μυο2/2) (23)
где М — масса движущихся частей;
υч— скорость движущейся цепи в процессе нормальной
работы;
υ0 — конечная скорость движения цепи. Конечная скорость движения цепи после встречи непредвиденного препятствия и остановки равна нулю, поэтому
А= М*υч2/2
Если эту работу (запас живой силы) разделить на расстояние, на которое драга в момент остановки отталкивается назад или на которое нос понтона всплывает вверх, то получим величину экстренной кратковременной нагрузки. Следовательно, величина рассматриваемого сопротивления определится из соотношения
М*υ2ч/2=P10*χο (24)
где Р10 — искомое усилие или сопротивление;
х0 — расстояние, на которое отодвигается валун или отталкивается драга.
Решая это уравнение относительно Р10, получим:
P10=Μ*υ2ч/2*χο
Масса движущихся частей по аналогии с работой многоковшовых экскаваторов состоит из двух слагаемых
М =Gц//j+Gн/j
Первое слагаемое включает массу всей цепи с породой, а также нижний и верхний барабаны и подчерпаковые ролики, второе слагаемое — массу вращающихся передач между двигателем и приводным барабаном.
Для многоковшовых экскаваторов принимают GH = 0,25 Qц. Для драг при наличии большого числа передач и значительного их веса примем GH = 0,5 Qц.
Тогда масса будет равна М=1,5Gц/j
Величина х0, на основании наблюдений, может быть принята в пределах 0,1—0,3 м.
Вес движущихся частей черпающего устройства определяется следующим выражением:
Gц= gο*n + n'Vγ +( nο'*Vγ)/2+ m*g1 +Gn+ G6, (26)
где g0 — вес черпака в сборе (652 кг);
п—.общее количество черпаков в цепи (76);
п'—количество черпаков, находящихся на черпаковой
раме и наполненных породой (36);
V—емкость черпака (0,15 м3);
γ — вес 1 м3 породы в разрыхленном состоянии (1800 кг);
п'0 —количество черпаков, участвующих в черпании грунта(3,5);
т—количество подчерпаковых роликов (14);
g1— вес подчерпакового ролика с валом (240 кг);
Gп —вес нижнего черпакового барабана (4150 кг);
Gο —вес верхнего черпакового барабана (4475 кг).
Сопротивление, возникающее от экстренной кратковременной нагрузки, определится по формуле
Р10=1,5*(gοn+ n'*V*γ+0,5*n'ο*V*γ+m*g1+Gn+Gб))*v2ч/2*j*xο
Сокращая и подставляя значения f=9,81 м/сек2, получим
P10=0,076*(gο*n+n'*V*y+0,5*n'ο'*V*y+m*g1++Gn+Gб)*v2ч/xο
Скорость движения черпаковой цепи определим из выражения:
vч=nm*t/60
vч=28* 0,712/60=0,33 м/сек
где пт — скорость черпаковой цепи — число черпаков, проходящих через верхний черпаковый барабан в минуту ;
t — шаг черпака. Примем х0 = 0,2 м.
Подставляя значения, получим:
Р10=0,076* (652*76+36*0,15*1800+0,5*3,5*0,15*1800+14*24+
+4150+4475)*0,332/0,2=2960кг
Суммарная величина всех вредных сопротивлений на верхнем черпаковом барабане:
S = Р1 + Р2 + Р3 + Р4 + Р5 + P6 + Р7 + Р8 + Р9 + Р10 =
= 23 400+ 1210+ 3920+ 4250+ 6200 +(0,04s—410) +
+ (0,025S + 560) + (0,043S — 1055) + 0,032S + 2960.
S = 0,140S+ 41 035; (1—0,140)S = 41035 кГ, откуда
S=41035/0,86=47 700 кГ.
Искомое окружное усилие на верхнем барабане
Рб=S-Pn
Pб= 47700-22400=25300 кГ
Мощность двигателя главного привода определится по приведенной выше формуле
N=Pб*vч/75*η
В этой формуле все величины за исключением η известны.
Коэффициент η представляет собой общий коэффициент полезного действия всех передач от электродвигателя до приводного барабана черпаковой цепи. В соответствии с кинематической схемой рамоподъемной лебедки и главного привода величина η может быть определена из следующего выражения:
η=η1*η2*η3*η4*η5*η6
где η1— к. п. д. ременной передачи рамоподъемной лебедки, равный 0,98;
η2— к. п. д. первой зубчатой передачи рамоподъемной лебедки, равный 0,94;
η3—к.п.д. второй зубчатой передачи рамоподъемной лебедки, равный 0,94
η4- к.п.д. ременной передачи главного привода, равный 0,98
η5- к.п.д. первой зубчатой передачи главного привода, равный 0,94
η6- к.п.д. второй зубчатой передачи главного привода, равный 0,94
Следовательно η=0,98*0,94*0,94*0,98*0,94*0,94=0,76
Подставляя значения будем иметь
N=25300*0,33/75*0,76= 107 квт
Фактически на 150-литровой драге Иркутского завода установлен двигатель главного привода мощностью 110 квт. Таким образом, при увеличении скорости черпаковой цепи до 28 черпаков в минуту, т. е. на 27% увеличивать мощность двигателя не потребуется. Аналогичными расчетами переоборудования 150-литровой драги на черпаки 180 л получено N=106 квт.
Мощность двигателя привода бочки.При увеличении скорости черпаковой цепи возрастает нагрузка бочки. Поэтому требуется проверить ее основные размеры, а также определить мощность двигателя привода бочки. При расчете примем следующее соотношение гальки и эфелей в россыпи: гальки — 60%, эфелей — 40%.
Максимальная производительность драги при скорости 28 черпаков в минуту и коэффициенте наполнения, равном единице, составит:
Q=(V*n*k1/100*k2)*60
Q=(150*28*1/1000*1,25)*60=200м3/ч
По чертежам Иркутского завода им. В.В.Куйбышева бочка имеет следующие параметры:
диаметр бочки (D), м.............................. 1,77
угол наклона, град..................... ............. 7°
число оборотов бочки в минуту ....... 11
длина дырчатого состава (lo), м .......... 2,053
количество дырчатых ставов................... 4
длина верхнего глухого става (11), м...... 1,20
длина нижнего глухого става (l2), м . . . 1,44
общая длина бочки (L), м .................... 10,808
диаметр ведущего ролика (Dв), м . . . 1,1
диаметр поддерживающего ролика (Dn), м ….0,6
диаметр бандажа бочки (Dб), м .............. 2,28
вес бочки (G0), кг...................................... 24 400
Производительность бочки определится из формулы:
Q = 720*(1/ρ*n*tg2α√R3**h3(28)
где Q — производительность драги (200 м3\ч в плотной массе);
p = k2— коэффициент разрыхления, равный 1,25;
п — число оборотов бочки (11 об/мин);
а — угол наклона бочки (7°);
R — радиус бочки, м;
h — высота сегмента породы в бочке, принимается: для драг с емкостью черпака до 150 л — 1,5 V, 150—210 л 2 V (V — емкость черпака).
Принимая во внимание, что внутренний диаметр бочки 150-литровой драги почти равен диаметру бочки 210-литровой (разница на 30 мм); можно принять h = 2V. Тогда h = 2,0*0,15 = 0,3 м. Из формулы (28) находим
√R3=2000*1,25/ 720*11*0,25*√0,33=0,74, откуда R=0,82м
Фактически бочка имеет радиус R =1,77/2=0,88 м и сможет
обеспечить максимальную производительность драги 200 м3/ч. Окружная скорость вращения бочки:
υ=π*R*n/30
υ=3,14*0,88*11/30=1 м/сек (29)
Скорость продольного перемещения породы в бочке
v0 = v*tg2a = 1*tg14° = 1*0,25 = 0,25 м/сек. (30)
Время пребывания породы в бочке
t=L/υo
t=10,808/0,25=43 сек
Нагрузка привода бочки.Для выявления максимальных нагрузок рассмотрим три возможных случая нагрузки привода от веса породы и воды, находящихся в бочке, так как нагрузка от собственного веса бочки постоянна.
1. Бочка работает при максимальной производительности, а вода в бочку не поступает (завал бочки) и, следовательно, материал через отверстия бочки не просеивается.
В соответствии с исходными данными производительность бочки составит:
q = Q*γ/3600 кг /сек,
где Q –максимальная производительность, равная 200 м3/ч
γ- вес 1м3 породы. равный 1800 кг
Подставляя значения получим
q=200*1800/3600=100 кг/сек
При прохождении породы через бочку в течение 43 сек нагрузка привода от веса породы составит:
Q=q*t
Q=100*43=4300 кг
2. Бочка работает при максимальной производительности черпаковой цепи в нормальных условиях грохочения. В этом случае нагрузка привода слагается из веса породы, находящейся в бочке, динамической и статической нагрузок от воды.
В нормальных условиях грохочения все эфеля за время движения по перфорированной части бочки постепенно просеиваются в распределитель, нагрузка от веса породы по длине бочки неравномерна и постепенно убывает по направлению к нижнему ее концу. Примем, что эфеля просеиваются через отверстия бочки в следующем соотношении: в первом ставе 15%, во втором 10%, в третьем 10% и в четвертом 5%, всего 40%. Принимая также, что просеивание эфелей в каждом ставе происходит равномерно, определение нагрузки от веса эфелей в каждом ставе бочки будем производить для середины его длины. В соответствии с этим нагрузка привода от веса эфелей составит:
1. верхний глухой став:(lo*q/υo)*0,4=(1,2 *(11100/0,25) *0,4=192 кг
2.первый дырчатый став:(l1*q/υo)*(0,4-0,15/2)=(2,053*100/0,25*0,32)=263 кг
3.второй дырчатый став:(l2*q/υo)*(0,25-0,10/2)=( 2,053*100/0,25*0,2=164 кг
4. третий дырчатый став:(13*q/υo))*(0,l5-0,l/2)=2,053*100/0,25*0,1=82кг
5.четвертый дырчатый став:(14*q/υo)*(0,05-0,05/2)=1,053*100/0,25=21кг
В четвертом дырчатом ставе просеиваются остатки эфелей и поэтому в нижнем глухом ставе нагрузка от эфелей будет отсутствовать.
Суммарная нагрузка привода от веса эфелей, находящихся в бочке, составит:
192+263+164+82+21=722кг.
Нагрузка привода от веса гальки, находящейся в бочке составит:
q*t*0,6=100*43*0,6=2580кг
Суммарная нагрузка от веса породы будет равна Q=722+2580=3302кг
Динамическая нагрузка от воды, истекающей из насадок оросительной трубы, определяется по формуле: Р1=2*δ*F*H
где δ-вес одного м3воды из дражного разреза, равный 1050кг
F-суммарная площадь поперечного сечения струй воды, поступающей из насадок
H- напор воды в насадках,м
Суммарная площадь поперечного сечения струй при десяти насадках диаметром d=50мм определяется:
F=10*(π*d2/4)
F=10*(3,14*0,052/4)=0,02 м2
Напор воды в насадках определим, исходя из того, что для орошения бочки на драге установлен насос 12 НДС с напором 30м.
Примем, что геодезические потери напора и потери на трение будут равны 15м, тогда действительный напор в насадках будет равен 15м.
Подставляя значения получим: Р1=2*1050*0,02*15=630кг
Статическая нагрузка от воды определится, исходя из условия, что вода не сразу проходит через отверстия, а благодаря наличию породы, будет задерживаться в бочке. Ориентировочно примем, что вода, задерживающаяся в бочке, распределяется по длине перфорированной ее части равномерным слоем, равным по высоте кольцевым порогам (сегментам).
Площадь поперечного сечения слоя воды, задерживающейся в бочке, определяется по формуле:
f=2*a*h/3
где a- основание сегмента;
h- высота сегмента, равная 0,09м
Основание сегмента определяется из выражения:
a=2√R2-(R-h)2
a=2√0,882-(0,88-0,09)2=0,78
При этих условиях f=2/3*0,78*0,09= 0,047м2
Статическая нагрузка от воды определится из выражения:
Р2=4*f*δ*lo
Р2=4*0,047*1052*2,053=400кг (33)
Суммарная нагрузка для данного случая от веса породы и динамической и статической нагрузок от воды будет равна:
Q2=3302+630+400=4332кг
Бочка работает при нормальной производительности черпаковой цепи с коэффициентом наполнения черпаков, равным 0,7. В этом случае уменьшается нагрузка только от веса эфелей и гальки, а нагрузка от воды остается неизменной. Следовательно, суммарная нагрузка привода для рассматриваемого случая составит:
Q3= 3302*0,7+630+400=3341кг
Прежде чем перейти к определению нагрузок на ролики привода бочки, укажем на необходимость двух упрощений, которые однако не влияют на точность расчетов.
Выше было указано, что в нормальных условиях грохочения нагрузка от веса породы несколько уменьшается по направлению к нижнему концу бочки. Но так как длина нижнего глухого става по конструктивным соображениям принимается обычно несколько больше, чем длина верхнего глухого става, то это обстоятельство компенсирует уменьшение нагрузки от веса породы в нижнем конце бочки. Кроме того, нагрузка от веса породы по сравнению с собственным весом бочки составляет не более 20%. Поэтому давление на верхние и нижние ролики можно принимать одинаковым.
Для упрощения расчетов угол наклона бочки, ввиду его малой величины, также не принимаем во внимание. Целесообразность подобного упрощения очевидна и подтверждается следующими соображениями.
Имеем выражения:
GH = G*cos a; Gt = G*sin а, (34)
где G — суммарная нагрузка от веса бочки, породы и воды;
GH — нормальная нагрузка, передающаяся на ведущий и поддерживающие ролики;
G-t — осевая нагрузка, обусловленная наклоном бочки и воспринимаемая упорными роликами;
а — угол наклона бочки.
При угле наклона бочки α = 7°
Gн = G*cos7° = 0,99G
Gt = G*sin7° = 0,12G.
Таким образом, при малых углах наклона нагрузка на поддерживающие ролики почти не зависит от угла наклона и можно принять
GH = G.
В соответствии с этим определим нагрузку на ведущий и верхние поддерживающие ролики для всех трех случаев работы бочки, принимая бочку как балку на двух опорах с равномерно распределенной нагрузкой.
Для первого случая максимальная нагрузка с учетом собственного веса бочки составит:
G=Go+Q
G=24400+4300=28700кг
Схема нагрузок бочки
Нагрузка на каждом конце бочки будет равна:
Q=G/2
Q=28700/2=14350кг
Эта нагрузка на нижнем конце бочки воспринимается одним (ведущим) роликом, а на верхнем — двумя роликами.
Таким образом, нагрузка на ведущий ролик будет равна
QH = Q= 14 350 кГ.
Нагрузка на каждый поддерживающий ролик определяется следующей формулой:
Qб==Q/2cosφ/2
где φ — центральный угол между осью бочки и осями поддерживающих роликов; для рассматриваемой драги φ= 81°. Подставляя значения, получим
Qб=14350/2*0,76=9420кг
Для второго случая максимальная нагрузка составит
G = G0 + Q2
G = 24 400 + 4332 = 28 732 кГ.
Нагрузка на ведущий ролик
Qh = 28732/2 =14366кг
Нагрузка на каждый поддерживающий ролик
Qб=14366/2*0,76=9380кг
Для третьего случая суммарная нагрузка составит
G = G0 + Q3
G= 24400 + 3341=27741 кГ.
Нагрузка на ведущий ролик
Qн= 27741/2 = 13 870 кГ.
Нагрузка на поддерживающий ролик
Qб= 13870/2*0,76=9060 кг
Мощность двигателя привода бочкиможет быть определена по следующей формуле
M=716,2* No/n No=M*n/716,2 (36)
М- суммарный момент
No- искомая мощность
n- скорость вращения
Таким образом, для выявления потребной мощности необходимо определить величину суммарного момента, который слагается из:
момента силы трения по бандажным кольцам;
момента силы трения валов роликов в подшипниках;
момента силы трения породы о внутреннюю поверхность бочки;
момента на преодоление силы тяжести породы вследствие ее непрерывного поднятия на некоторую высоту при вращении бочки.
Определим величину указанных моментов для всех случаев нагрузки бочки.
Момент силы трения по бандажным кольцам определяется по следующей формуле
М1 = (R+r1)k/r1*Qн + 2 (R1+ r2) *k/r2*Qб(37)
где R1 —радиус бандажа бочки (1,14 м);
r1 — радиус ведущего ролика (0,55 м);
k — коэффициент трения качения бандажа по роликам (0,0005);
r2 — радиус верхнего поддерживающего ролика (0,3 м);
Qn — нагрузка на ведущий ролик (14350 кГ);
Qб — нагрузка на поддерживающий ролик (9420 кГ).
Подставляя значения, получим
М1 = (1,14+ 0,55)*(0,0005/0,55)* 14 350 +
+ 2*(1,14 + 0,3) *(0,0005/0,3)*9420 = 67кг
Момент трения валов роликов в подшипниках определяется по формуле
M2 = f*(R1**ρ1/r1)*Qн'+2*f*(R1**ρ2/r2)*Qб'(38)
где f — коэффициент трения скольжения (0,1);
ρi и р2 — радиусы шейки валов роликов (0,075 м);
Q'H — нагрузка на подшипники ведущего ролика (Q'n =Qn + q'') вес ведущего ролика с валом, q'= 608+121,6 ≈730 кг; (Qn=14350+730 = = 15080 кг);
Q'б— нагрузка на подшипники верхнего ролика (Q/6 = Qб + q", вес ролика с валом q''= 240+100 = = 340 кг; Q'6 = 9420+ 340 = 9760 кг). Подставляя значения, получим:
М2 = 0,1*(1,14*0,075)/0,55*15080+2*0,1*(1,14*0,075)/0,3*9760=790 кгм
Момент силы трения породы о внутреннюю поверхность бочки при ее вращении определяется по формуле
M3=f1*Q11*R (39)
где Q1 — вес породы в бочке, (4300 кг);
R — внутренний радиус бочки (0,88 м);
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|