Сделай Сам Свою Работу на 5

Факторный анализ показателей рентабельности





На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно – хозяйственных факторов: уровень организации производства и управления; структура капитала и его источников; степень использования производственных ресурсов; объем, качество и структура продукции; затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направления ее использования.

Методология факторного анализа показателей рентабельно­сти предусматривает разложение исходных формул расчета пока­зателя по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности. Например, для анализа общей рен­табельности (рентабельности активов) можно использовать -трех- или пятифакторную модель.

Чтобы упростить модель, затраты на производство и реали­зацию продукции сводят к затратам на оплату труда, затратам на материалы и к амортизации основных средств. Для практи­ческого применения модели к затратам на материалы следует добавить стоимость комплектующих изделий и полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера (выполняемых сто­ронними организациями или не основными подразделениями предприятия), топлива, покупной энергии и т.п. Затраты на оп­лату труда следует дополнить отчислениями на социальные нуж­ды. Кроме того, отдельным элементом следует учесть прочие затраты или распределить их пропорционально между основными видами затрат.



В основе всех используемых моделей лежит следующее соотношение:

 

(1.14)

 

где  
R - рентабельность активов (капитала);
Р - прибыль от реализации;
К - средняя за период стоимость активов;
F - средняя за период стоимость вне оборотных активов;
Е - средние остатки оборотных активов;
- затраты на 1 тенге продукции по полной себестоимос­ти;
- зарплатоемкость продукции;
- материалоемкость продукции;
- амортизациеемкость продукции;
- фондоемкость продукции по внеоборотным активам;
- фондоемкость продукции по оборотным активам (коэффициент закрепления оборотных активов).

Рентабельность активов тем выше, чем выше прибыльность продукции, чем выше отдача внеоборотных актинов и скорость оборота оборотных активов, чем ниже общие затраты на 1 тенге продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов, труда). Числовая оценка влияния от­дельных факторов на уровень рентабельности определяется по методу цепных подстановок или по интегральному методу оцен­ки факторных влияний.



 

Трехфакторная модель анализа рентабельности:

 

, (1.15)

 

где - прибыль продукции

; (1.16)

- фондоемкость ( капиталоемкость) продукции по основному капиталу:

; (1.17)

- оборачиваемость оборотных активов (капиталоемкость по оборотному капиталу):

. (1.18)

В данной модели фактор оборачиваемости оборотных активов отражается величиной , обратной среднему числу оборотов.

Методы повышения рентабельности корпораций. Пути ликвидации убыточности и малорентабельности:

 

 

Многообразие показателей рентабельности определяют альтернативность поиска путей повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.

При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи. Для монопродукта и моноресурса взаимосвязь этих показателей можно отразить следующим образом:



Объем продукции в стоимостном выражение (N)   = Объем продукции в физических единицах (q)   Цена единицы продукции (Ц)
Затраты на производство в денежном выражение(S)   = Объем использованных ресурсов (в натуральном выражение)(z)     Цена единицы ресурса (С)
Доходность (N/S) = Производительность ресурсов (q/z)   Возмещение затрат в цене продукта (Ц/С)
Прибыль (N-S) = Объем продукции в стоимостном выражении (q Ц) - Затраты на производство в денежном выражении (z C)

 

Доходность производства продукции рассматривается как произведение коэффициента производительности ресурсов и коэффициента соотношения цен единицы продукта и единицы ресурса. Последнее соотношение обычно называют финансовой производительностью (дефлятором) цены, потому что оно характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции в результате повышения себестоимости (затрат ресурсов за счет роста цен на ресурсы).

Если представить взаимосвязь данных показателей в индексной форме, то появиться возможность обычным методами факторного анализа дать количественную оценку влияния промышленной и финансовой производительности на доходность предприятия и прибыль.

Имеем:

(1.19)

или в развернутом виде:

, (1.20)

где J- индекс роста соответствующего показателя;

1;0- означают, что показатели исчислены за отчетный и базисный периоды соответственно.

Влияние изменения промышленной производительности на доходность определяется методом цепных подстановок:

, (1.21)

Аналогично рассчитывается влияние изменения финансовой производительности:

(1.22)

В целом общее изменения доходности за период балансируется с факторными отклонениями:

. (1.23)

Крупные предприятия главное внимание обращают на проблемы контроля за изменениями промышленной производительности и стараются снижать роль внешнего фактора (финансовой производительности). Дело в том, что одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары. Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формирование доходности предприятия понижается. Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменением промышленной производительности, т.е. за внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости, повышение отдачи основных средств (машин, оборудования и т. д.)

Широко используемым методом управления предприятием (а точнее его производственной деятельностью) является анализ безубыточности. Целью анализа безубыточности могут быть ответы на следующие вопросы:

· Какой объем продаж следует обеспечить, чтобы не нести убытков?

· На сколько можно снизить цены при увеличении объема, чтобы прибыль осталась на прежне уровне?

· Какова максимальная величина затрат на материалы, при которой выгодно производить продукцию и т.д.

Анализ безубыточности является одним из наиболее важных направлений финансового анализа предприятия. Кроме того, его применение необходимо также при формировании рентабельного ассортимента продукции на предприятии, установлении цен и разработке эффективной ценовой политики, что будет рассмотрено нами применительно к практике деятельности российских предприятий .

Итак, постараемся выделить основные задачи финансового анализа применительно к деятельности российских предприятий:

1. Оценка текущей платёжеспособности фирмы, возможности своевременно погасить краткосрочные обязательства.

2. Оценка финансовой устойчивости, то есть возможности погасить долгосрочные кредиты, нести убытки без риска полной потери собственных вложений.

3. Оценка эффективности управления имуществом и заёмным капиталом.

4. Оценка прибыльности от производственной и физической деятельности.

5. Анализ эффективности использования имущества.

6. Оценка рискованности деятельности предприятия.

7. Оценка возможностей предприятия при условии и ухудшения определённых условий деятельности.

 

 

Заключение

Итак, из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что анализ хозяйственной деятельности торгового предприятия не может обойтись без анализа таких показателей как прибыль и рентабельность. Эти два показателя в полной мере отражают эффективность работы торгового предприятия, показывают перспективы развития его в ближайшем будущем. Своевременный расчёт и анализ этих показателей приведёт в будущем к стабильному росту и развитию торгового предприятия, максимизации прибыли, сокращению издержек обращения и увеличению темпов развития.

 

 

Список использованной литературы

 

1. «Экономика предприятия», Н.А. Сафронов, 2004 г.

2. «Экономика предприятия», Н.А. Сафронов, 1996 г.

3. «Финансы предприятий», Е.И. Бородина, 1995 г.

4. «Экономика фирмы», Т.В. Муравьева, 2002 г.

5. «Корпоративные финансы», К.К. Жуйриков, 2004 г.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

 

Приложение

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.