Сделай Сам Свою Работу на 5

Реализация программы государственной поддержки малого предпринимательства в Беларуси.





 

В республике принята Государственная программа поддержки малого предпринимательства на 2010-2012 гг.

Среди основных мер по ее реализации, в частности, предусмат­риваются:

• совершенствование законодательства, регулирующе­го деятельность субъектов малого предпринимательства; фи­нансовая поддержка малого предпринимательства;

• повышение эффективности деятельности инфра­структуры поддержки малого предпринимательства;

• расширение производственной кооперации и парт­нерства в промышленности между малыми и крупными пред­приятиями, международное сотрудничество и развитие внешне­экономической деятельности в сфере малого предприниматель­ства и др.

В 2011 году на реализацию Программы предусмат­ривается выделить около 45 млрд. руб.

Планируется, что в результате ее осуществления темп роста численности занятых в малом предпринимательстве, включая индивидуальных предпринимателей, составит в 2011 году 113%, а в 2012 году -115%.

На основе республиканской разработаны регио­нальные программы поддержки малого предприниматель­ства на 2010-2012 гг.

Основная часть этих денег направляется на оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства для реализации инвестиционных проектов путем предоставления за счет бюджетных средств льготных банковских кредитов, которые выделялись с процентной став­кой в размере не выше ставки рефинансирования, установлен­ной Национальным банком. В 2010 году малому бизнесу Бела­руси было предоставлено 22,2 млрд. руб. кредитов на льготных условиях.



В соответствии с программами господдержки малого бизнеса предприниматели также получают субсидии для возме­щения части процентов по банковским кредитам. Они имеют также возможность возмещать часть расходов на выплату ли­зинговых платежей. Субсидируются и расходы, связанные с вы-ставочно-ярмарочной деятельностью, либо организация таких мероприятий.

К настоящему времени в республике создана и действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. На начало февраля 2011 г. в Беларуси действовали, например, 54 центра поддержки предпринимательства и 11 инкубаторов малого предпринимательства.



Центры оказывают субъектам предпринима­тельства, гражданам, желающим начать свое дело (безработные, молодежь, женщины и др.), информа­ционные и консультационные услуги по организации и ведению предпринимательской деятельности, содей­ствуют в получении финансовых и материально-технических ресурсов, участию в выставках, ярмар­ках, налаживанию деловых контактов, продвижению производимой ими продукции на внутренний и внеш­ние рынки, подготовке и обеспечению указанных субъ­ектов квалифицированными кадрами, проводят мар­кетинговые исследования и др.

В 2010 году в центры поддержки предпринимательст­ва по различным вопросам предпринимательской деятельности обратились 68,6 тыс. человек. Основными клиентами центров являются предприниматели, работающие свыше 1 года (около 50% обратившихся), граждане, которые планируют или начали осуществлять предпринимательскую деятельность (почти 30%), студенты (15-17%), безработные (3-4%).

Инкубаторы малого предпринимательства дейст­вуют в г. Минске и во всех областях республики за исключени­ем Брестской. Деятельность инкубаторов направлена на созда­ние условий для роста и развития субъектов малого предприни­мательства, в том числе инновационного.

Государство в рамках Государственной программы содействия занятости населения создает необходимые усло­вия и возможности безработным гражданам для раскрытия предпринимательских способностей. Многие предпринимате­ли, будучи безработными, прошли переобучение при центрах занятости, получили субсидии, ссуды, использовали в качестве первоначального капитала льготные государственные кредиты. В 2010 году 3 056 безработных организовали свой малый бизнес с использованием средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения. Всего же за 2006-2010 гг. количество безработных, которым оказано содействие в органи­зации предпринимательской деятельности в виде субсидий (31,3 млрд. руб.), составило 14 139 человек. За этот же период обучение основам предпринимательской деятельности прошли 3 690 человек. В 2011 году предусматривается выделить более 11 млрд. руб. для предоставления субсидий 3 030 безработным.



В целях повышения профессионализма, создания поло­жительного имиджа предпринимателей и стимулирования дело­вой активности населения в республике ежегодно, начиная с 1997 года, проводится республиканский конкурс «Лепшы прадпрымальшк года».

Конкурс проходит сначала на областном, а потом на рес­публиканском уровне. Причем к нему допускаются те предста­вители малого бизнеса, деятельность которых соответствует не­обходимым условиям (отсутствие за отчетный период задол­женности перед бюджетом и государственными внебюджетны­ми фондами, случаев нарушения техники безопасности и при­влечения к уголовной или административной ответственности, соответствие среднемесячной заработной платы среднеобласт­ному показателю).

Победители республиканского конкурса награждаются нагрудным знаком «Лепшы прадпрымальшк года», дипломом и призом, лауреаты конкурса - дипломом «Лаурэат конкурса "Лепшы прадпрымальшк года"».

На протяжении последних лет наблюдается положи­тельная динамика доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике. Всего в сфере малого бизнеса (с учетом индивидуальных предпринимателей и их на­емных работников) по итогам 2009 года работали 20,4% от заня­тых в экономике.

Общепризнанным в мире показателем деловой актив­ности в стране и регионах выступает количество субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, приходя­щихся на 1 ООО постоянного населения в трудоспособном возрасте (в среднегодовом исчислении). В Беларуси наиболь­ший уровень деловой активности наблюдается в г. Минске -27 субъектов малого предпринимательства - юридических лиц на 1 ООО постоянного населения в трудоспособном возрасте (средний показатель по республике - 16,6), наименьший - в Го­мельской области - 11.

Лидером в стране по развитию малого предпри­нимательства выступает г. Минск.

Особая роль в улучшении условий ведения бизнеса, раскрепощении деловой инициативы и развитии предпри­имчивости отводится Директиве № 4.Данный документ про­граммный. В нем предусмотрен комплекс мер по устранению сохраняющихся проблем на пути развития предприниматель­ской деятельности и созданию по существу безбаръерной дело­вой среды. К таким укрупненным направлениям совершенство­вания деловой среды отнесены:

1. Развитие добросовестной конкуренции независимо от форм собственности. Главная цель здесь - либерализация ценообразования.

На реализацию этой цели и направлен Указ Прези­дента страны «О некоторых вопросах регулирования цен (тари­фов) в Республике Беларусь», подписанный 25 февраля. Им пре­дусматривается сохранение государственного регулирования цен (тарифов) на отдельные товары (работы, услуги), имеющие наи­более большое значение для обеспечения экономической безо­пасности страны, на продукцию организаций-монополистов, а также на социально значимые товары (услуги). Цены (тарифы) на товары (работы, услуги), не вошедшие в перечень регулируемых, будут формироваться субъектами предпринимательской дея­тельности самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка.

Указом исключена необходимость представления эконо­мических расчетов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при определении уровня применяемых ими цен (тарифов), за исключением регулируемых.

2. Защита и развитие частной собственности, создание условий для беспрепятственного осуществления предпринима­тельской деятельности.

3. Ликвидация излишних административных барьеров при взаимодействии между государственными органами и юри­дическими лицами, гражданами. Главным направлением реше­ния данной задачи станет значительное сокращение администра­тивных процедур, осуществляемых в отношении субъектов пред­принимательской деятельности, в т. ч. посредством реализации принципа «одно окно».

4. Гармонизация налоговой системы с действующими в европейских странах. Придание налоговому законодательству характера, стимулирующего добросовестное исполнение нало­говых обязательств и деловую инициативу.

5. Придание контрольной (надзорной) деятельности пре­дупредительного характера, переход к преимущественному ис­пользованию профилактических мер, направленных на предот­вращение правонарушений при осуществлении предпринима­тельской деятельности.

6. Усовершенствование инфраструктуры и системы фи­нансирования малого предпринимательства в целях активизации предпринимательской деятельности и обеспечения эффективной поддержки предпринимательства (правовой, организационной и финансовой).

7. Исключение излишнего регулирования рынка труда. В этих целях предусматривается расширение прав нанимателей по установлению гибких условий оплаты труда работников, прида­ние рекомендательного характера применению Единой тариф­ной сетки, расширение применения гибких форм занятости населения, создание эффективной национальной системы делового образования и др.

8. Формирование правовой базы, стимулирующей развитие в Беларуси механизмов государственно-частного партнерства.

9. Стабильность законодательства

Реализация положений Директивы № 4 позволит создать стабильное правовое поле, обеспечить равные условия для госу­дарственных и частных организаций, сократить временные и финансовые издержки на администрирование бизнеса, повысив тем самым его инвестиционные возможности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.