Сделай Сам Свою Работу на 5

Роль сестринского персонала в паллиативном лечении





Потеря, горе, смерть.

Горе- эмоциональный отклик на утрату или разлуку, проходящий несколько стадий.

Траур- обряды и традиции, которые помогают человеку справиться с горем.

Потери- это могут быть потеря работы, потери конечности, зрения, потери возможности самостоятельно передвигаться в результате болезни, потеря крупных сумм денег, потеря самой жизни (имеем ввиду и того, кто ушел от нас, и тех, кто переживает потерю близкого человека)

Жизнь- это серия потерь.

Естественная реакция человека на потерю- чувство горя, горевание - это чувство помогает человеку адаптироваться к потери.

В 1969 году одна из основательниц движения «Осознание смерти» доктор Элизабет Каблер- Росс (США) определила 5 эмоциональных стадий, которые проходит человек, получивший известие о предстоящей смерти.

1 стадия- психологический шок- в особенности если эта потеря внезапная, может перейти в психологические припадки и истерику.

Шок приводит к реакции отрицания ( этого не может быть). Эта реакция помогает постепенно воспринимать случившиеся.

По мере того, как самочувствие пациента ухудшается отрицание возможной близости смерти, может сочетаться с предчувствием истинного положения, а в некоторых случаях даже с полным сознанием неизбежной смерти. Иногда человек начинает признавать наличие болезни и возможность смерти, а затем вновь соскальзывает в стадию отрицания, которая поддерживает его до того момента, когда он готов признать реальность.



Иногда отрицание приводит к желанию изолироваться от окружающих. Всякие попытки утешения отвергаются. Некоторых пациентов отрицание приводит к оцепенению. Это достаточно тяжелая эмоциональная реакция требующая принятия экстренных мер. В тоже время у отдельных пациентов реакция отрицания сохраняется до последней минуты жизни, сопровождающиеся в некоторых случаях неоправданным оптимизмом.

2 стадия- обостренная реакция злости, гнева, направленная на самого себя, так и на того, кто несет ответственность за случившееся. Злость может быть направлена на семью или обслуживающий персонал.

Она мешает принять заботу или ограничения связанные с болезнью. Спрашивает себя ; Почему именно мне это выпало» он страдает от этой мысли. Пациент готов на все, лишь бы вернуть утраченное или предотвратить потерю. Гнев, злость часто порождают другие более глубокие эмоции, такие как страх и разочарование. Иногда когда вы обращаетесь к такому пациенту, может складываться впечатление, что негодование направленно на вас, но на самом деле- на сложившуюся ситуацию. Как правило, что-то сдерживает пациента выплеснуть свою злость на семью и друзей, и потому он выплескивает ее на вас или другой медперсонал даже по поводу незначительных проступков.



3 стадия – попытка заключить сделку с высшим духовным существом. Человек обещает Богу что-то сделать, если он даст ему возможность дожить до определенной даты или исцелить его самого. Иногда может смениться депрессией.

4 стадия- пациент реально ощущает близость смерти. В этот период человек часто плачет, отчужден, теряет интерес к дому и к собственной внешности. Его беспокоят только собственный комфорт и близкие люди. В это время нужно дать возможность человеку выговориться, не пытаться его ободрить или убедить его в чем либо. Некоторые мужчины особенно тяжело переносят этот период, т.к. не имеют права грустить и плакать.

5 стадия- принятие потери может рассматриваться как наиболее положительная реакция, поскольку она сопровождается большим желанием сделать все возможное, что бы смягчить боль утраты. В некоторых случаях у пережившего потерю принятие безысходности положения приводит лишь к одному- желанию отдохнуть, уснуть. Это означает прощание с жизнью, осознание конца. Перечисленные реакции нередко проявляются в различной последовательности, а иногда и одновременно, и не всегда в такой последовательности.



Сильное горе может длиться от 6до 12 месяцев, а скорбь от 3 до 5 лет. Если внезапная смерть особенно молодых людей вызывает тяжелые потрясения у родных умершего, то состояние, которое возникает в результате долгой хронической болезни, сопровождаются самыми различными страданиями, приводя к мучительной смерти. Тяжелое хроническое заболевание приводит к изменению личности. Облегчить подобные страдания, призвано паллиативное лечение.

Принципы паллиативного лечения

Паллиативное лечение начинается тогда, когда все другие виды лечения более не являются эффективными, когда человек говорит, что готов умереть, когда начинают отказывать жизненно важные органы. Целью такова лечения является создание для пациента и его семьи возможностей лучшего качества жизни.

Паллиативное лечение необходимо тогда, когда болезнь пациента не поддается лечению. Оно должно быть направленно не только на удовлетворение физических потребностей человека, но и не менее важных психологических, социальных и духовных потребностей. Первостепенной задачей является не продлить жизнь, а сделать оставшуюся как можно более комфортной и значимой.

В 50-е годы американская медсестра Верджиния Хендерсон написала книгу об основополагающих принципах ухода за тяжелыми пациентами. В этой книге она утверждает: «особенность служебной обязанности медсестры состоит в том, чтобы помочь индивиду в осуществлении мероприятий, содействующих сохранению здоровья или же выздоровлению или (умиротворенному уходу из жизни), а именно таких, которые индивид осуществлял бы сам, обладая, он необходимыми для этого силой, волей или знаниями. Эту обязанность необходимо выполнить таким образом, что бы индивид смог как можно быстрее восстановить свою независимость. В основе работы медсестры лежит концепция человека, согласно, которой: *Тело и душа человека взаимосвязано и не отделимо друг от друга. Психический недуг оказывает влияние на тело, а телесный недуг на душу. Невозможно выхаживать тело, не выхаживая одновременно душу. Человек стремиться к независимости, и хочет, как можно скорее, вернуть себе эту способность*»

Паллиативное лечение будет эффективным если- удастся создать для пациента комфортные и безопасные условия;

  • Если пациент будет чувствовать свою независимость
  • Если пациент не испытывает боли
  • Если психологические, социальные и духовные проблемы решаются таким образом, чтобы сам пациент смог смириться со своей смертью на столько, на сколько это возможно
  • Если удастся помочь пациенту и его близким подготовиться к смерти.

Роль сестринского персонала в паллиативном лечении

Роль медсестры в осуществлении паллиативного лечения незаменима. Сестра должна:

  • Быть способна справиться с ухудшением состояния пациента и его смертью
  • Суметь эмоционально подготовить пациента и его родственников принять неизбежное наступление смертельного исхода
  • Создать пациенту возможность обратиться к кому-либо за поддержкой
  • Поощрять его способность горевать, т.к. ему это помогает справиться со своими чувствами
  • Уметь отвлечь внимание пациента от болезни.

Самое главное, что хотелось бы слышать пациенту в это время: «Чтобы ни случилось, мы Вас не оставим.» Не малую роль играет прикосновение (держание за руку, за плечо), умение найти контакт с пациентом для хорошего общения. Необходимо дать ему возможность высказать свои чувства. Не нужно препятствовать проявлению отрицательных эмоций. Такт, выдержка, внимание, чуткость, сопереживание, милосердие помогут сестре расположить к себе пациента и его близких. Общаясь с пациентом, следует продумать свою манеру поведения, место беседы, даже позу. Если пациент лежит, следует поставить стул у постели и сесть так, чтобы глаза сестры и пациента были на одном уровне. Это позволяет ему надеяться, что сестра не торопится и располагает достаточным временем для того, чтобы выслушать пациента и побеседовать с ним.

Необходимо сказать о том, что пациент может догадаться о своем диагнозе по вашим глазам, мимике, жестам, т.е. по языку тела. Не следует бодриться, притворяться, лгать, избегать прямого и честного разговора. Пациент всегда чувствует фальшивый оптимизм и перестает говорить с сестрой о своих страхах и замкнется в себе.

Что можно сказать умирающему? Кто имеет право сказать умирающему правду? И, наконец, как сообщить плохие новости?

В нашей стране право сообщать диагноз пациенту и родственникам принадлежит врачу. Сестра должна уметь обсуждать с пациентом и его родственниками вопросы, возникающие в связи с полученной от врача информацией. Общаясь с пациентом, отвечая на его вопросы относительно его будущего, сестре следует учитывать его физическое состояние и особенности его личности, и его эмоциональный настрой, и его мировоззрение, и его желание знать или не знать, что в его жизни ждет и как это будет. Общение должно быть с одной стороны правдивым, а с другой- избегать бездушной откровенности. Если пациент не желает говорить о смерти, то было бы ошибочно говорить с ним об этом. Но если пациент спрашивает, Вы, должны дать ему эту информацию т.к. он имеет на это право.

Очень часто такие пациенты находятся дома. Если вы их посещаете пусть им будет совершенно ясно, что все время, которым вы располагаете, принадлежит ему безраздельно и ваши мысли не будут заняты ничем другим. В работе с такими пациентами необходимо уметь молчать. Пусть болтовня отступит, даст место глубокому, собранному, полному о подлинной человеческой заботливости молчанию. Молчанию научиться нелегко. Сядьте возьмите пациента за руку и скажите спокойно «Я рад побыть с тобой» и помолчите. И вы обнаружите, что в какой то момент люди становятся способными говорить серьезно и глубоко о том немногом, о чем стоит сказать. Следует помнить, что страх смерти связан иногда со страхом самого процесса умирания. Необходимо убедить пациента, что его никто не бросит и будут заботиться о нем до последних минут. Иногда на это потребуется немало времени.

Важно внушить пациенту, что никто не собирается ни ускорять смерть, ни искусственно продлять ему жизнь. В любом случае, зная, что он обречен, следует бороться за качество жизни, а не за нее продолжительность. При этом следует продолжать основной сестринский уход, направленный на выполнение гигиенических процедур, обеспечивающих чистоту и профилактику пролежней.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.