Тема 4. Эмоционально-волевая регуляция деятельности (эмоционально-волевые процессы и состояния)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Учебно - методический комплекс
для студентов юридического факультета
(специальность 030501 -Юриспруденция)
Пермь 2012
Составитель: доцент В.И. Шмыков
Юридическая психология: Учебно-методический комплекс для студентов юридического факультета / Перм. гос. нац. иссл. ун-т. Составитель В.И.Шмыков. - Пермь, 2012
Утверждены на заседании кафедры уголовного процесса и криминалистики, «26» июня 2012 г.
В В Е Д Е Н И Е
Учебно-методический комплекс к курсу «Юридическая психология» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 021100; 030501-Юриспруденция.
Психологические знания необходимы юристу не только для решения отдельных юридических задач. Базовые правовые понятия – личность, преступное поведение, вина, мотив – имеют комплексное психологическое и юридическое объяснение. Все отрасли права ориентированы на общие закономерности поведения человека. Поэтому психологические знания являются составной частью юридического образования.
Наряду с поиском путей совершенствования обучения, созданием современных программ и методик обучения, высшей школой необходимо решить задачу – научить студентов пониманию механизмов формирования внутреннего мира человека, его психологической составляющей. Одним из путей повышения психологической культуры юристов является преподавание основ психологии на юридическом факультете.
Разрабатывая методические указания к курсу "Юридическая психология" для студентов дневной формы обучения, мы ставили следующие цели: помочь овладеть необходимыми знаниями в области юридической психологии и применить их в юридической деятельности. Путь к достижению обозначенных целей предполагает решение следующих задач:
- развитие познавательного интереса студентов к изучению
закономерностей психики, методов изучения личности, организации и
осуществления воспитательного процесса;
- формирование навыков применения полученных психологических знаний для повышения эффективности решения профессиональных задач;
- создание предпосылок для самовоспитания, самосовершенствования и формирования адекватного индивидуального стиля с целью оптимального приспособления к условиям сложной юридической деятельности.
Современные психологические исследования, проведённые юридическим факультетом, способствуют решению указанных задач и составляют содержание данного курса.
Для студентов очной формы обучения специального отделения предусмотрено 54 часа аудиторных занятий, из них лекций – 32 часа, семинарских занятий – 22 часа. Форма контроля знаний - зачёт.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ пп
|
Наименование темы
| Аудиторные занятия
| Всего
часов
| Лек-
ции
| Семи
нары
|
|
| Часть I. Общая
Введение в курс «Юридической психология»
Методы психологических исследований в профессиональной деятельности юриста
|
|
|
|
|
| Психология личности, общения, деятельности
|
|
|
|
|
| Познавательные психические процессы. Расстройства познавательных процессов
|
|
|
|
|
| Эмоционально-волевые процессы и состояния, их «пограничные» проявления
|
|
|
|
|
| Индивидуально-типологические особенности личности, влияние на деятельность
|
|
|
|
|
| Психодиагностика и психологические методики изучения личности
|
|
|
|
|
|
Часть II. Специальная
Психология социальных групп. Психология организованной преступности.
|
|
|
|
|
| Психологические особенности юридической деятельности. Психологические основы предварительного следствия
|
|
|
|
|
| Судебно-психологическая экспертиза
|
|
|
|
|
| Криминальная психология
|
|
|
|
|
| Пенитенциарная (уголовно-исполнительная) психология
|
|
|
|
|
| Психологические основы профессиональной адаптации юриста
|
|
|
|
|
| Организационно-управленческие основы профессиональной деятельности юриста
|
|
|
|
| |
Итого
|
|
|
|
|
ПРОГРАММА КУРСА «Юридическая психология»
Часть I. Общая психология.
Тема 1. Введение в курс "Юридическая психология" Методологические и естественнонаучные основы психологии.
1.1.Предмет, задачи, принципы и система психологии
Предмет психологии. Психология как наука об общих закономерностях взаимодействия человека с внешней средой — о закономерностях психических процессов, состояний, индивидуально-типологических особенностях личности и их проявлениях в условиях жизнедеятельности человека.
1.2 Задачи, методы и принципы психологии. Взаимосвязь методов общей и юридической психологии. Прикладные отрасли психологии. История развития психологии. Основные психологические школы, применение знаний в различных видах деятельности.
1.3Представление о психике. Развитие психики в процессе
эволюции. Сознание как высшая форма психики
Общее понятие о психике. Классификация психических явлений. Эволюционное развитие психики. Социальные факторы формирования психики человека. Идеальный (психический) образ как субъективная модель объективной действительности. Сознание - психика человека как категориальное и ценностно-ориентировочное отражение действительности. Основное признаки сознания, значение для юридической деятельности. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности — бессознательного, подсознательного и сознательного.
Тема 2. Психология личности. Личность и структура ее психических свойств. Деятельность, общение и поведение личности
2.1 Понятие личности. Личность и общество. Теории личности. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности, Психические свойства личности как особенности регуляции деятельности и поведения. Просоциальное, асоциальное, антисоциальное поведение.
2.2Понятие деятельности и поведения. Деятельность как специфически человеческая форма психической активности. Потребности и способности как основа продуктивной деятельности личности. Продуктивность деятельности, ее структурная организованность, мотивация, мотивы, цели, условия, способы и операции деятельности. Обратная связь в деятельности - оценка промежуточных результатов деятельности и текущая корректировка деятельности. Взаимосвязь внешней и внутренней психической деятельности. Процессы интериоризации и экстериоризации.
2.3Общение. Общение как социальная связь. Функции общения. Средства и техники общения. Психология межличностных отношений. Формы межличностного психического взаимодействия. Бесконфликтное и конфликтное психическое взаимодействие в общении. Психическое воздействие в процессе профессионального общения юриста.
Тема 3. Познавательные психические процессы
Ощущение и восприятие
Функция познавательных процессов как формирование ориентировочной основы поведения. Общее понятие об ощущениях. Нейрофизиологические механизмы ощущений. Классификация ощущений. Общие психофизиологические закономерности ощущений. Особенности отдельных видов ощущений. Взаимосвязь ощущения и восприятия. Общее понятие о восприятии. Классификация восприятия. Общие закономерности восприятия. Особенности восприятия пространства и времени. Индивидуальные различия в восприятии. Восприятие человека человеком. Восприятие человеком окружающей его предметной среды. Проявление закономерностей ощущений и восприятия в формировании свидетельских показаний. Расстройства ощущений и восприятия, их значение в юридической деятельности.
Мышление и воображение
Понятие мышления. Классификация явлений мышления. Структура мыслительной деятельности при решении нестандартных задач. Творческое мышление. Закономерности мышления. Интеллект человека. Взаимосвязь мышления и воображения. Понятие о воображении. Виды воображения. Расстройства мышления и воображения, их значение в юридической деятельности.
Память
Понятие о памяти. Теории памяти. Классификация явлений памяти: формы, процессы, виды и системы памяти. Закономерности произвольного и непроизвольного запоминания. Индивидуально-типологические особенности памяти - типы памяти. Нарушения памяти. Применение знаний закономерностей памяти в юридической практике.
Тема 4. Эмоционально-волевая регуляция деятельности (эмоционально-волевые процессы и состояния)
4.1Эмоциональная регуляция поведения
Понятие об эмоциях. Физиологические основы эмоций и чувств. Свойства и виды эмоций и чувств. Эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация). Высшие эмоции - чувства. Общие закономерности эмоций и чувств. Расстройства эмоций, их значение в юридической деятельности.
4.2Психические состояния
Понятие психических состояний. Классификация психических состояний. Краткая характеристика отдельных психических состояний. Кризисные состояния личности. Психические состояния в экстремальных условиях жизнедеятельности человека, значение для юридической практики.
4.3Волевая регуляция поведения
Понятие о воле. Структура волевой регуляции поведения. Классификация волевых действий. Характеристика простых и сложных действий. Волевые состояния. Волевые качества личности. Расстройства воли, их значение в юридической деятельности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|