Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 4. Эмоционально-волевая регуляция деятельности (эмоционально-волевые процессы и состояния)





ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Учебно - методический комплекс

для студентов юридического факультета

(специальность 030501 -Юриспруденция)

 

 

Пермь 2012

 

Составитель: доцент В.И. Шмыков

Юридическая психология: Учебно-методический комплекс для студентов юридического факультета / Перм. гос. нац. иссл. ун-т. Составитель В.И.Шмыков. ­­- Пермь, 2012

Утверждены на заседании кафедры уголовного процесса и криминалистики, «26» июня 2012 г.

 

 

В В Е Д Е Н И Е

Учебно-методический комплекс к курсу «Юридическая психология» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 021100; 030501-Юриспруденция.

Психологические знания необходимы юристу не только для решения отдельных юридических задач. Базовые правовые понятия – личность, преступное поведение, вина, мотив – имеют комплексное психологическое и юридическое объяснение. Все отрасли права ориентированы на общие закономерности поведения человека. Поэтому психологические знания являются составной частью юридического образования.

Наряду с поиском путей совершенствования обучения, созданием современных программ и методик обучения, высшей школой необходимо решить задачу – научить студентов пониманию механизмов формирования внутреннего мира человека, его психологической составляющей. Одним из путей повышения психологической культуры юристов является преподавание основ психологии на юридическом факультете.



Разрабатывая методические указания к курсу "Юридическая психология" для студентов дневной формы обучения, мы ставили следующие цели: помочь овладеть необходимыми знаниями в области юридической психологии и применить их в юридической деятельности. Путь к достижению обозначенных целей предполагает решение следующих задач:

- развитие познавательного интереса студентов к изучению

закономерностей психики, методов изучения личности, организации и

осуществления воспитательного процесса;

- формирование навыков применения полученных психологических знаний для повышения эффективности решения профессиональных задач;

- создание предпосылок для самовоспитания, самосовершенствования и формирования адекватного индивидуального стиля с целью оптимального приспособления к условиям сложной юридической деятельности.



Современные психологические исследования, проведённые юридическим факультетом, способствуют решению указанных задач и составляют содержание данного курса.

 

Для студентов очной формы обучения специального отделения предусмотрено 54 часа аудиторных занятий, из них лекций – 32 часа, семинарских занятий – 22 часа. Форма контроля знаний - зачёт.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

  № пп   Наименование темы Аудиторные занятия
Всего часов Лек- ции Семи нары  
    Часть I. Общая Введение в курс «Юридической психология» Методы психологических исследований в профессиональной деятельности юриста              
Психология личности, общения, деятельности  
Познавательные психические процессы. Расстройства познавательных процессов  
Эмоционально-волевые процессы и состояния, их «пограничные» проявления  
Индивидуально-типологические особенности личности, влияние на деятельность  
Психодиагностика и психологические методики изучения личности    
      Часть II. Специальная Психология социальных групп. Психология организованной преступности.              
Психологические особенности юридической деятельности. Психологические основы предварительного следствия  
Судебно-психологическая экспертиза  
Криминальная психология  
Пенитенциарная (уголовно-исполнительная) психология  
Психологические основы профессиональной адаптации юриста  
Организационно-управленческие основы профессиональной деятельности юриста  
    Итого        

 



 

ПРОГРАММА КУРСА «Юридическая психология»

Часть I. Общая психология.

Тема 1. Введение в курс "Юридическая психология" Методологические и естественнонаучные основы психологии.

1.1.Предмет, задачи, принципы и система психологии

Предмет психологии. Психология как наука об общих законо­мерностях взаимодействия человека с внешней средой — о зако­номерностях психических процессов, состояний, индивидуально-типологических особенностях личности и их проявлениях в условиях жизнедеятельности человека.

1.2 Задачи, методы и принципы психологии. Взаимосвязь методов общей и юридической психологии. Прикладные отрасли психологии. История развития психологии. Основные психологические школы, применение знаний в различных видах деятельности.

1.3Представление о психике. Развитие психики в процессе

эволюции. Сознание как высшая форма психики

Общее понятие о психике. Классификация психических яв­лений. Эволюционное развитие психики. Социальные факторы формирования психики человека. Идеальный (психический) образ как субъективная модель объективной действительности. Созна­ние - психика человека как категориальное и ценностно-ориентировочное отражение действительности. Основное признаки со­знания, значение для юридической деятельности. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности — бессознательного, подсознательного и сознательного.

 

Тема 2. Психология личности. Личность и структура ее психических свойств. Деятельность, общение и поведение личности

2.1 Понятие личности. Личность и общество. Теории личности. Вза­имосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии личности. Социализация личности. Структура психичес­ких свойств личности, Психические свойства личности как особен­ности регуляции деятельности и поведения. Просоциальное, асоциальное, антисоциальное поведение.

2.2Понятие деятельно­сти и поведения. Деятельность как специфически человеческая форма психической активности. Потребности и способности как основа продуктивной деятельности личности. Продуктивность де­ятельности, ее структурная организованность, мотивация, мотивы, цели, условия, способы и опера­ции деятельности. Обратная связь в деятельности - оценка проме­жуточных результатов деятельности и текущая корректировка деятельности. Взаимосвязь внешней и внутренней психической деятельности. Процессы интериоризации и экстериоризации.

2.3Общение. Общение как социальная связь. Функции общения. Средства и техники обще­ния. Психология межличностных отношений. Формы межличностного психическо­го взаимодействия. Бесконфликтное и конфликтное психическое взаимодействие в общении. Психическое воздействие в процессе профессионального общения юриста.

Тема 3. Познавательные психические процессы

Ощущение и восприятие

Функция познавательных процессов как фор­мирование ориентировочной основы поведения. Общее понятие об ощущениях. Нейрофизиологические механизмы ощущений. Клас­сификация ощущений. Общие психофизиологические закономер­ности ощущений. Особенности отдельных видов ощущений. Взаимо­связь ощущения и восприятия. Общее понятие о восприятии. Классификация восприятия. Общие закономерности восприятия. Особенности восприятия про­странства и времени. Индивидуальные различия в восприятии. Вос­приятие человека человеком. Восприятие человеком окружающей его предметной среды. Проявление закономерностей ощущений и восприятия в формировании свидетельских показаний. Расстройства ощущений и восприятия, их значение в юридической деятельности.

Мышление и воображение

Понятие мышления. Классификация явлений мышления. Структура мыслительной деятельности при решении нестандарт­ных задач. Творческое мышление. Закономерности мышления. Интеллект человека. Взаимосвязь мышления и воображения. По­нятие о воображении. Виды воображения. Расстройства мышления и воображения, их значение в юридической деятельности.

Память

Понятие о памяти. Теории памяти. Классификация явле­ний памяти: формы, процессы, виды и системы памяти. Закономерности произвольного и непроизвольного запоминания. Индивидуально-ти­пологические особенности памяти - типы памяти. Нарушения памя­ти. Применение знаний закономерностей памяти в юридической практике.

 

Тема 4. Эмоционально-волевая регуляция деятельности (эмоционально-волевые процессы и состояния)

4.1Эмоциональная регуляция поведения

Понятие об эмоциях. Физиологические основы эмоций и чувств. Свойства и виды эмоций и чувств. Эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация). Высшие эмоции - чув­ства. Общие закономерности эмоций и чувств. Расстройства эмоций, их значение в юридической деятельности.

4.2Психические состояния

Понятие психических состояний. Классификация психических со­стояний. Краткая характеристика отдельных психических состояний. Кризисные состояния личности. Психические состоя­ния в экстремальных условиях жизнедеятельности человека, значение для юридической практики.

4.3Волевая регуляция поведения

Понятие о воле. Струк­тура волевой регуляции поведения. Классификация волевых дей­ствий. Характеристика простых и сложных действий. Волевые состояния. Волевые качества личности. Расстройства воли, их значение в юридической деятельности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.