Сделай Сам Свою Работу на 5

История развития политической мысли в Беларуси.

 

В процедуре укрепления феодального порядка в ВКЛ появляется опубликованные на древне-белорусском языке правовые акты. Большой интерес представляет первый – 1529, второй – 1566, третий –1588 статуты ВКЛ. Они представляют собой полный свод законов, благодаря которым общественная жизнь была заключена в четкие правовые рамки. Это своеобразная феодальная конституция, согласно которой права и обязанности разных сословий отличались друг от друга, но зависели не от чьей-либо личной воли, а только от закона. Как в Зап. Европе, так и в Беларуси в 15-16 веках возникло идейно-политическое течение, связанное с общеевропейским гуманизмом, реформацией и возрождением. У истоков гуманистического видения стоял Ф. Скорина 1490-1541. Он оставил богатейшее философское и литературное наследие, кот. содержит суждения о политике. Основной интерес он проявлял к праву и закону. Законы он дели на 2 категории: естественные и написанные на бумаге. Естественные законы возникли из естественных ПЧ. Они заложены в самой его природе. Законы, написанные на бумаге, появлялись тогда, когда люди преступали естественные законы и начинали безобразничать. Закон призван положить этому конец. Он настаивал на том, что перед законом все равны. Законность и правопорядок стали бы нормой общества. Гуманизм Скорины отличался демократичностью. В своих произведениях он обращался к простым людям, считая их полноправными гражданами. Как один из лучших представителей гуманизма эпохи Возрождения, Скорина являлся сторонником идеи «вечного мира». В 16 веке в Беларуси множество гуманистов. Многие из них имеют умеренные политические взгляды, выступали лишь за совершенствование и реформирование демократического общества. Они: Гусовский, Будный, Сапега и другие. Часть выступала за радикальные изменения существующего государственного строя, за уничтожение крепостного права, за превращение городских плебеев и ремесленников в свободных собственников и равноправных граждан. С резкой критикой католической церкви, наиболее безобразное проявление крепостничества выступал Будный (1530-1593). В предисловии к Катехизису осудил взяточничество, аморальность, невежество католических священников. В своем главном политическом произведении «О светской власти» (1583) он выступил с критикой феодализма. Он требовал ограничения шляхецкого произвола, равенства всех сословий перед законом. В этом труде он обосновал свой политический идеал – монархию, во главе с просвященным монархом. Он выдвигал положения о божественном происхождении власти и воля Бога обязательна для всех. Власть бывает несправедлива, т.к. люди используют ее в корыстных целях. Будный сформулировал основную доктрину, обусловленную необходимостью власти. К ним он относил установление порядков в государстве, охрану интересов личности и государства. К числу крупных мыслителей Белоруссии относятся Волон, Сапега. Большая часть их публикаций посвящена религиозным вопросам. Вместе с тем довольно четко и основательно отражены политические идей в частности идея правового государства. Они считали, что всякая власть неизбежно вырождается в тиранию, если она не будет опираться на право, жестко ограничивать свою деятельность законами. Уважение к праву. Эти идей в 3 статуте. Основной политической темой в трудах бел. мыслителей 16-18 веков является борьба с польскими феодалами. Один из них - Казимир Лыщинский «Трактат о не существовании Бога». Изложены оригинальные атеистические, общ.-политические идеи. Сторонник идеи утопического социализма в Беларуси. В своей утопии высказывал идей имущественной революции, всеобщности труда, справедливого деления материальных богатств, осуждал войны. После трагического финала восстания 1930-1930 в Беларуси начало формироваться революционно-демократическое направление общественной мысли. Нужны были народные массы. Савич – создал «демократическое общество» (тайная революционная организация), выступал за освобождения крестьян от крепостничества через вооруженное восстание. За право каждого народа на национальную самостоятельность, за дружбу между народами Беларуси, России, Польши, Украины. Калиновский – взгляды: критика феодально-крепостнических отношений; идеал справедливого общественного строя, в котором созданы все условия для счастья человека труда; пути осуществления этого идеала. Развивая идеи русских революционных демократов он вскрыл сущность крепостной эксплуатации во всех ее формах, показал паразитизм помещиков, исключительно тяжелое положение крестьян. Критиковал абсолютизм, его громадный бюрократический аппарат управления, систему взяточничества, сравнивал чиновников с саранчой. Новое общество д. быть обществом трудящихся. Он был защитником бел. крестьян, выразителем их стремлений к соц. реформаторству, мечтал раздать землю крестьянам. Осуществление всех проектов связывал с крестьянской революцией.



 

9. История возникновения и развития основных по­литических идеологий.

 

Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующую на содержание властных отношений.

Идеологии стали зарождаться в XIV веке, в период Возрождения, когда возник первый общественный кризис. Этот период отмечен началом процесса освобождения общественного и индивидуального сознания от религии. Постепенно на смену религиозной картине мира приходит рациональная система представлений о мире. Смысл человеческой деятельности задавался религиозными ценностями, которые претендовали на тотальную значимость. Регулируя общественные взаимосвязи и повседневные взаимодействия индивидов, они выступали в качестве мощной охранительной и сдерживающей силы, лежащей в основе традиционного общества. Также их роль и значение оказывались возможными в условиях полной зависимости индивида от сил природы и общественных связей (общины, рода, племени). Следовательно, интеграция общества и его социальная ориентация происходили на основе иррациональных, факторов (верований, чувств, традиций, обычаев).

Роль идеологий в жизни общества обусловлена функциями, которые они выполняют. Среди них можно выделить следующие:

1) ориентационную, которая выражается в том, что, включая основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности, власти, она задает систему смыслов и ориентации человеческой деятельности;

2) мобилизационную, то есть, предлагая идеалы более совершенного общества, политические идеологии выступают в качестве непосредственных мотивов политической деятельности и мобилизуют общество, социальные группы на их реализацию;

3) интегративную, связанную с тем, что, наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, политические идеологии задают ему значимость;

4) амортизационную, которая заключается в том, что, будучи способом интерпретации политической действительности, политические идеологии служат ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения;

5) функцию выражения и защиты интересов определенной социальной группы, поскольку политические идеологии возникают на базе интересов какой-либо социальной группы и призваны противопоставить их интересам других групп.

 

 

10. Особенности проявления основных политиче­ских идеологий в современной политической жизни.

Политические идеологии различаются по двум основаниям: 1) по социально-политической парадигме; 2) по отношению к прогрессу и технологии его осуществления.

Основные идеологические течения в современном мире:

1) Либерализм и неолиберализм- приоритетами ведущими политическими идеями либерализма были и остаются правовое равенство граждан, договорная природа государства, а также в более позднее время сфор­мировавшееся убеждение о равноправии соперничающих в политике «профессиональных, экономических, религиозных, политических ассоциаций, ни одна из которых» не может иметь «морального превосходства и практического преобладания над другими».

2) Консерватизм и неоконсерватизм – Консерватизм представляет собой двоякое духовное явление. С одной стороны, это психологическая установка, стиль мышления, связанный с доминированием инерции и привычки, определенный жизненный темперамент, система охранительного сознания, предпочитающая прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания). С другой стороны, консерватизм — это и соответствующая модель поведения в политике и жизни вообще, и особая идеологическая позиция со своим философским основанием, содержащим известные ориентиры и принципы политического участия, отношения к государству, социальному порядку и ассоциирующаяся с определенными политическими действиями, партиями, союзами.

3) Коммунистическая идеология

4) Социал-демократия – Другая линия марксизма связана с деятельностью немецких теоретиков К. Каутского, Э. Бернштейна, которые, напротив, позитивно трактовали роль государства в становлении социально справедливого общества, утверждали приоритет мирных средств достижения целей, классового примирения. Такой характер интерпретации буржуазного строя больше соответствовал основным тенденциям его эволюции, пониманию социализма как определенной формы политики индустриального общества, применяемой на поздних стадиях его развития

5) Фашизм - Фашистская идеология, возникшая в 20-х гг. XX в., стала одним из знаковых явлений XX столетия. Ее эволюция, способы влияния на политические отношения в разных странах также создали неоднозначное отношение к ней в политической науке

6) Анархизм - политическое течение, провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. Идеи анархизма, содержавшиеся в зародышевой форме в трудах целого ряда античных и средневековых мыслителей, были развиты в Новое время английским писателем У.Годвином.

 

 

11. Либерализм как политическая идеология.

Либерализм(от лат. либерализ - свобода) – идейно-политическое движение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского строя, выступающего против любых форм контроля, за экономич. и дух. деятельность личности со стороны светской и церковной власти.

Либерализм появился в эпоху буржуазных революций 16-17 вв. В работах Смита, Монтескье, Локка и др. сформулированы исх. принципы классического либерализма.

Центральное место занимает идея индивидуальной свободы в противоположность феодальному абсалютизму, полностью подчиняющего личность социальных порядкам, либерализм осваивает концепцию естеств. Прав человека на жизнь. Свобода- отсутствие внешних ограничителей на реализацию сознательный действий индивида. При этом личность должна нести бремя моральной ответственности.

Таким образом, индивидуальная свобода и социальная ответственность личности рассматриваются в неразрывной связи.

Особенности либерализма проявилась в концепции социал прогресса, согласно которому бурж общество – рационально-организованное, постоянно соверше-ся регулируемый механизм. Соц гармония в обществе, его бескризисное разв. должны автомат. обеспечиваться част. отношениями.

Черты либерализма:

1. либерализм ориентируется на правовое государство, основанное на разделении власти. Законы обязательны для всех.

2. в экономике либерализм защищал идеалы свободной рыночной торговли

3. в соц. области либерализм исходит из ест неравенства людей, кот обладают неодинаковыми способностями и поэтому даже в одинаковых условиях результаты их деятельности будут различными.

В кон 19 в. начинается формироваться новое течение – новый либерализм (неолиберализм), кот. признавал необходимость гос регулирования. Государство выбрано главным инструментом реформ. Государство должно гарантировать беспристрастное посредничество в соц. конфликтах, взаимоотнош между классами

 

12. Консерватизм и его проявление в современной политике.

Одной из ведущих форм полит. идеологии на Западе – консерватизм (лат. - сохранять). В 18-19 вв. для обознач. идеолог. Шатобриан ввёл опред. консерватизма.

Консерватизм – одно из идейно-полит. течений общ. мысли, характ. приверженностью его сторонников сохранению традиций и устоев гос. и общ. устр-ва.

Первонач. формой консерватизма был классич. консерватизм, выраж. интересы сословной феод. аристократии, потерявшей привилегированное положение в результате бурж. революций. Предст. его были: Мюллер, Мозер, Кальридж, де Местр, Бональд.

Представители класс. консерватизма выступали против идей Просвещения, отрицали принципы бурж. демократии, республ. правления, конституционализма.

Их основн. требов. были:

- сохранение королевской власти, феод. устоев, дворянских, церковных привелегий.

- выст. за гос-во, стоящее на страже общества феод. типа

- защита феод. наследств. частной собственности, отдавали предпочтение светскому аграрному образу жизни.

Консерватизм трактуется как тип мышления и поведения тех соц. слоёв, полож. кот. в обществе угрожает объект. тенденции соц. изменений. В своём развитии консерватизм прошёл длинный путь, но его принципы остались прежними.

Принципы консерватизма:

1. Идея несовершенства общества и человека

2. Нравств. абсолютизм (консерв. выступают сторонниками объект. и неизмен. нравств. ценностей, свобода по их мнению не есть освобожд. от моральных предписаний, деят-ть общ. систем, пр-ва, частных лиц оценив. в соотв. с неизм. нравств. стандартами).

3. Недоверие консерватизма к демократии, особенно к демокр. популистского толка, кот. ведёт к разрушению морали, распущенности, торжеству посредственности и к др. порокам. Правление больш-ва несовершенно, оно сопровожд. серией ошибок и чревато терапией. В консерватизме преоблад. тенденция прославления демокр. тоталит. правления.

4. Полит. реализм основ. на неизмен. и порочности природы ч-ка консерв. не поддерж. доктрины переустройства мира, идеи достижения всеобщего равенства.

5. Отрицат. отношение к идее соц. равенства. Оно оправдывается тем, что общество предст. собой естеств. иерархию, более того утвержд. необходимость соц. классов и соц. делений общества, а => и бессмысленность попыток смягчения соц. противоречий путём законодат. или иной деятельности гос-ва.

6. Традиционализм, т.е. приверж. традициям, локальным патриотизмам, ритуалам.

7. Консерваторы выступают против активного участия в политике народных масс. Главная опасность видится в политизации ч-ка, влиянии на него полит. идеологии, конс. отверг. прямой политики и идеологии в жизни ч-ка, но они выступают за сильное гос-во как преграда против возм. соц. беспорядков

8. Консерваторы явл. сторонниками местного самоуправл. с целью ослабления вмешательства власти в соц. механизм, они призывают к максим. рассредоточению власти, изъятию власти у центр. органов и передачи их местным. Местная власть должна иметь такие же права как и центр.

9. Национализм

10. Непримеримость к идейным и полит. оппонентам (характ. для радикального консерватизма – новые правые)

 

13. Социал-демократическая и коммунистическая идеологии: сравнительный анализ.

Социал-демократическая идеология представляет собой совокупность учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов солидарности, соц. Справедливости, свободы и равенства, а также общественного строя, воплощающего эти принципы. Сам термин «социал-демократия» появился в конце 19 века.

В новейшее время основные принципы социал-демократизма были воплощены в жизнь в Скандинавии в виде так называемой «шведской модели». В качестве характерных особенностей «шведской модели» выделяют:

- воссоздание за сравнительно короткий период времени высокоэффективной экономики

- обеспечения занятости практически всего трудоспособного населения

- ликвидация бедности

- создание самой развитой в мире системы социального обеспечения

Первые - достижение высокого уровня грамотности и культуры

Коммунистическая идеологияпредставляет собой целостное социально-философское учение о совершенном и справедливом общественно-политическом устройстве и социально-политическое движение, которое призвано реализовать это учение на практике. Составными элементами коммунистической идеологии являются такие фундаментальные ценности как коллективизм , общественная собственность на средства производства, солидарность, социальное равенство, справедливость.

 

14. Власть как общественное явление и понятие по­литической науки.

власть — это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей с помощью различных средств (силы, авторитета, традиций, права, денег и т.д.).

Источники власти включают:

1)традиции, мифы, освящающие носителя власти. Традиции общественного сознания и бытия могут долгое время питать и поддерживать верховную власть. Но современные мифы, особенно инициированные сверху (скажем, о незаменимости конкретного лидера, президента), оказываются, как правило, ненадежным ресурсом. Можно один раз обмануть народ, на короткое время можно обманывать большую часть народа, но весь народ постоянно обманывать невозможно;

2)авторитет, престиж, харизма (греч. charisma — божественный дар, благодать), то есть исключительные личные качества правителя, политического лидера. Этот источник также ненадежен, ибо способен иссякнуть. Может произойти разделение авторитета и государственной власти даже без всякого изменения в государственном строе, при полном сохранении института государственной власти. Такое положение, когда носитель верховной власти формально имеет право приказывать и издавать указы, но его приказания и указы не имеют реальной силы, способно возникнуть в любом государстве, независимо от типа, характера государства и режима. Подобная ситуация, именуемая «правом без силы», характеризует потерю авторитета власти;

3)источники и ресурсы власти, возникающие и поддерживаемые с помощью силы, то есть физического, экономического, военного могущества. Реальная жизнь, впрочем, подсказывает, что между властью и силой не всегда существует прямая связь. Сила не гарантирует процесс властвования, ибо пока объект сопротивляется, не повинуется, он — не подвластная, а противоборствующая сторона. И власти нет, а есть лишь борьба за власть. В современном мире нет смысла тиражировать идею господства, авторитета Силы как источника и резерва государственной власти.

Политология отличается от других наук следующим: во-первых, она изучает политическую сферу общества и человека, не в общем ряду многих прочих объектов (как социология, философия, история), а как единственный и основной объект; во-вторых, политология изучает не отдельные аспекты политической науки (как психология, политэкономия), а рассматривает их как многомерную, целостную систему; в-третьих, только политология изучает закономерности властных отношений и роль в них человека.

 

15. Политическая система общества: сущность и структура.

Политическая система общества – это совокупность политических субъектов, их взаимодействий на базе политических норм, сознания и политической деятельности. Сущность политической системы заключается в регламентации поведения людей посредством политической власти и политических интересов. Следовательно, политическая система общества – это совокупность организаций и граждан, взаимодействующих в процессе реализации своих социальных интересов через функционирование институтов власти.

Структура и политических систем

Политическая система представляет собой довольно сложное и многомерное образование, основным назначением которого служит обеспечение целостности, единообразия действий людей и их общностей в политике. В ней выделяют следующие подсистемы:

1. Институциональная подсистема — это «каркас», «несущие конструкции» политической системы. Она включает государство, политические партии и общественные движения, многочисленные общественные организации, избирательную систему, средства массовой информации, церковь и пр. В рамках этой подсистемы создается нормативно-правовая база для функционирования всей политической системы, определяются формы ее воздействия на другие общественные системы, международная политика. Неудивительно, что именно этой подсистеме принадлежит ключевая роль в политической системе.

2. Регулятивная подсистема — это правовые и моральные нормы, традиции и обычаи, господствующие в обществе политические взгляды, воздействующие на политическую систему.

3. Функциональная подсистема — это форма и направление политической деятельности, методы осуществления власти. Обобщенное выражение данная подсистема находит в понятии «политического режима».

4. Коммуникативная подсистема охватывает все формы взаимодействия между различными элементами политической системы, между политическими системами разных стран.

5. Политико-идеологическая подсистема включает в себя совокупность политических идей, теорий и концепций, на основе которых возникают и развиваются различные общественно-политические институты. Она играет существенную роль в определении политических целей и путей их достижения.

Каждая из подсистем имеет собственную структуру и обладает относительной самостоятельностью. В конкретных условиях разных стран эти подсистемы функционируют в специфических формах.

Компонентом любой развитой политической системы является номенклатура — круг должностных лиц, назначение и утверждение которых относится к компетенции вышестоящих органов. Существование номенклатуры позволяет эффективно решать вопросы кадровой политики. Однако отсутствие контроля за ее деятельностью может вести к негативным последствиям, служить источником коррупции, вести к злоупотреблению власти.

 

 

16. Классификация и особенности современных по­литических систем.

Одним из подходов, которые используются в анализе политической системы общества является, институциональный подход. С точки зрения этого подхода политическая система представляет собой систему институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть. П

Политический институт – это элемент политической системы (государство, партии, общественные организации, политические институты). В состав политической системы общества входят следующие элементы:

1. государство

2. политические партии

3. общественные организации

4. политические нормы

5. политические отношения

6. политическое сознание и политическая культура.

Гос-во, политические партии и общественные организации образуют политическую организацию как подсистему в политической системе общества.

Политические нормы и политические отношения как элементы политической системы общества.

Политические нормы. Норма – предел возможного. Разрешено то, сто не запрещено. Основу социальных норм образует право, закон. Именно право через закон служит основой функционирования как государства, так и общественных организаций. Важнейшим законом для функционирования государства является Конституция, а деятельность политических партий основана на законе о политических партиях. Конституция закрепляет и основу политического – правового статуса личности. Это делается в разделе Личность, общество, государство. В систему социальных конституционных норм входят также и политические нормы – политические обычаи и традиции, политическая мораль.

Политические отношения. Политические отношения – отношения между классами, политическими группами, между государством и гражданами по поводу власти в связи с выработкой и осуществлением политики. Политические отношения выражают взаимодействие субъектов политической власти, при котором происходит обмен политической информацией. В структуре политических отношений различают конфликты, компромиссные и консенсусные (согласительные) отношения. В результате сложных политических отношений появляются правящие силы (партии и оппозиция).

Функции политической системы общества.

Вход – Политическая система -- Выход

Вход. Это практически любое событие, которое по отношению к политической системе является внешним, влияет на неё и способно её изменить.

Выход. Ответная реакция на взаимодействия, преобразования политической системой, её специализированными институтами в решения. Решения передаются как информационный сигнал в среду.

Обратная связь между ВХОДОМ и ВЫХОДОМ осуществляется через окружающую среду. Это так называемая петля обратной связи.

На ВХОД политической системы подаются импульсы различного рода. Во-первых, это требования направленные в адрес властей, они служат сигналом о наличии в обществе определённых потребностей. Во-вторых, на ВХОДЕ существует импульс поддержки. Поддержка – есть выражение лояльности членов общества по отношению к системе. К функциям на входе политической системы относятся политическая социализация и рекрутирование, артикуляция интересов, агрегирование интересов, политическая коммуникация. На ВЫХОДЕ политическая система выполняет функции нормотворчества (законотворчества), применения правил и норм, контроль за соблюдением правил и норм.

 

17. Специфика политической системы современной Беларуси.

 

 

18. Политический режим и его основные разновид­ности.

Форма правления раскрывает структурную сторону государства, а ПР – его функциональную сторону. ПР – характеристика не только государства, но и всей политической системы. Само слово режим происходит от французского и латинского и переводится как управление. В научной литературе имеются различные определения ПР:

ПР – способ осуществл. полит. и гос. власти. Совокупность приёмов и методов, с помощью кот. правящий класс осуществляет полит. господство. ПР как система средств и методов осуществления власти отражает состояние демократии в обществе, наличие прав и свобод граждан, отношение гос. органов к правовым основам их деятельности.

Сущность ПР определяет ряд признаков: 1) роль, место и полит. функции главы гос-ва в системе полит. руководства 2) способ и порядок формирования представителей учреждений 3) взаимоотнош. между законодат. и исполнит. властью, между центральными и местными органами 4) положение, влияние и условия деятельности полит. партий, организаций и движений 5) правовой статус личности, состояние прав и свобод гражданина 6) наличие гласности и т.д.

Для опред. ПР необходимо сопоставление официальной (в том числе конституц. и правовых норм) с реальной политической жизнью, провозглашение целей с действительной политикой.

Разновидности ПР зависят от многих факторов: от

1) Целей и задач, которые ставит перед собой господствующие классы или партии;

2) Идеологии, направления господствующего класса или партии;

3) Соотношения и остроты классовой борьбы в данном обществе;

4) Внешней окружающей политической среды;

5) Политического сознания и культуры людей;

6) Установление того или иного режима зависит от истории, традиций, морали, правил поведения людей;

7) Тип, форма правления гос-ва, особенности его ф-ционир-ия от установленной в нём полит. системы.

Виды политических режимов: тоталитарный, авторитарный, либеральный и демократический

 

 

19. Тоталитаризм и авторитаризм как разновидно­сти антидемократических режимов.

Тоталитарный режим (ТР)– означает целостный, полный, весь и т.д. Возникло в начале 20 гг. в Италии для хар-ки режима Муссолини. Позже оно вошло в политику и служит для обознач. режима – к полному, тоталитарному политическому контролю над жизнью общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Для ТР хар-на строгая регламентация, политизация и санкционирование всей жизнедеят-ти общ-ва, начиная с экономики и оканчивая искусством. Происх. огосударствление всей общественности, фактически уничтож. не зависящая от гос-ва общественная жизнь. Происх. превращение человека в простой придаток государственного механизма. Партия гос. власти выступает здесь как главный стержень, на котором базируется всё гос. устройство. Важной чертой ТР является фетишизация власти.

В политической сфере ТР соответствуют следующие черты:

1) монополизация власти в руках одной партии.

2) срастание партии и государственного аппарата

3) правящая партия принимает статус государства в государстве

4) однопартийная система, недопущение оппозиции и инакомыслия

5) созд. строго иерархичной вертик. системы управл., увенчанной фигурой вождя

6) формир. власти на всех ур-нях через закрытые каналы бюрокр. номенклатуры

7) фактически отчуждение граждан от полит. процесса

8) максимальное ограничение прав и свобод гражданина, умаление права и закона

9) монопольный контроль над вооружёнными силами

10) террор, насилие как средство политической борьбы

В экономич. сфере устан. монопольный контроль партийно-государственного аппарата над хоз. деятельностью, централиз. планы руководства и управл. экономикой.

В духовной сфере важной особенностью ТР является господство офиц. идеологии, нацеленной на построение нового полит. порядка и созд. нового типа личности.

Тоталитарная идеология складывается из трёх частей:

1) радик. критика предшеств. или определённого полит. противника, которого необх. сокрушить.

2) представление о совершенстве общего будущего, светлого завтра

3) рецептов его достижения

Фанатичная вера в окончательную истину объясняет поддержку ТР народом. Привержение общественности официальной идеологии достигается посредством централиз идеологических средств воздействий, монополии на информацию.

Авторитарный режим (АР) – власть, влияние. АР характериз. след. чертами:

1. Сосредоточение всей власти в руках опред. органа: единол. и коллект. В качестве автократа могут выступать: монарх, военная хунта и т.д.

2. Ограниченность выборности гос. органов, ограничение полномочий парламента, наделение широкими полномочиями распределительно-исполнительных органов.

3. Фактический отказ от концепции распределения власти.

4. Огранич. или полное запрещ. легальной оппозиции. Полит. партии сущ. только формально.

5. Строгая регламентация и контроль за деятельностью профсоюз и других общественных организаций, политической деятельности отдельных граждан.

6. Ликвидация или существование ограниченных политических прав и свобод граждан, а так же юридической гарантий их защиты.

7. Отстран. насел. от участия в контроле над деят. гос-ва, массовое отчужд. насел. от власти.

АР в отличие от ТР не претендует на контроль за всеми сторонами жизни общ-ва. Обеспечивая любым путём полит. власть, АР не вмешивается в те сферы, кот. не связаны непосредственно с политикой. Для АР хар-но разгосуд. экономики, культуры и соц. сферы. Авторит. общ-во построено по принципу: разрешено всё, кроме политики. Важное отличие АР от ТР сост. в том, что в АР нет «сверхъидеи» или она сильно размыта. Зап. политики утверждают, что АР можно назвать прагматической диктатурой, ТР – идеократической диктатурой. По мнению некот. политологов ТР – крайняя форма АР. АР могут быть: революционные и контрреволюционные, лево и право авторитарные. В развив. странах АР часто принимает форму военного режима.

Следует обратить внимание, что АР в отличие от ТР более гибок, способен к трансформации и модернизации. АР допускает размежевание и даже поляризацию различных сил и интересов. Способствует зарождению демократии. При справедливой критике АР необходимо видеть и конструктивную роль в некоторых случаях. Не всегда оправдана сугубо негативная оценка ТР и АР. В целом ряде стран АР создали необходимые политические условия для экономической модернизации общества.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.