Сделай Сам Свою Работу на 5

ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ КОНСТИТУЦИЙ ЮСТИНИА1 О СОСТАВЛЕНИИ ДИГЕСТ, ОБ ИХ ОБНАРОДОВАНИИ И УТВЕРЖДЕНИИ 9 глава





47 Однако, из права детей никоим образом не проистекает, как некоторые полагают, будто из имущества вольноотпущенницы, умершей с завещанием, но имевшей четырех детей, дочери патрона следовала соответственная часть. Но если вольноотпущенница умерла без завещания, то, по смыслу закона Папия, дочери патрона следует соответственная часть. Если же вольноотпущенница умерла с завещанием, то дочери предоставляется точно такое же право, какое дано вопрки завещанию вольноотпущенника, т.е. такое, какое имеют дети патронов мужского пола, вопреки завещанию вольноотпущенника; впрочем эта часть закона не совсем ясно и точно изложена.

48 Из этого видно, что посторонним наследникам патронов вовсе не предоставляется то право, которое имеет патрон по отношению к имуществу умерших без завещания или вопреки завещанию.

49 Прежде, до закона Папия, патронкам предоставлялось на имуществе вольноотпущенников только то право, которым пользовались и патроны, в силу закона XII таблиц. Претор же не позволил им, как это делалось по отношению к патрону и его детям, требовать половину наследственного имущества вопреки завещанию неблагодарного вольноотпущенника, или в случае, если не было завещания, предъявлять эту претензию против усыновленного сына, жены, или невестки.



50 Но закон Папия предоставил свободнорожденной патронке, пользующейся привилегией двоих детей, а вольноотпущеннице ради троих детей, почти те же права, которыми по эдикту претора пользовались патроны;

свободнорожденной патронке, пользующейся привилегией троих детей, закон Папия дал те права, которые по тому же самому закону даны были патрону, между тем как патронке из вольноотпущенниц этот закон не предоставил того же права.

 

51 Что касается имуществ вольноотпущенниц, то в случае если они умрут без завещания, закон Папия не дает свободнорожденной патронке, имеющей детей ничего нового; таким образом, если ни сама патронка, ни вольноотпущенница не подверглись умалению правоспособности, то в силу закона XII таблиц, наследство принадлежит патронке, а дети вольноотпущенницы устраняются от наследования; этот закон применялся и в том случае, когда патронка не может сослаться на привилегию детей, так как, согласно вышесказанному, женщины никогда не могут иметь своих наследников. Если та или другая подвергается умалению правоспособности, то опять-таки дети вольноотпущенницы устраняют патронку, потому что с разрушением прав агнатства, вследствие изменения правоспособности, дети вольноотпущенницы приобретают преимущество в силу прав кровного родства.



52 Если умирает вольноотпущенница с завещанием, то та патронка, которая не может сослаться на привилегию детей, не имеет ровно никакого права против завещания вольноотпущенницы; но патронке, которая имеет определенное число детей, предоставляется в силу закона Папия то право, которым по эдикту пользуется патрон вопреки завещанию вольноотпущенника.

53 Тот же самый закон предоставил сыну патронки, имеющему детей, права патрона, но в отношении этого лица достаточно, если у него есть один сын или дочь.

54 Здесь достаточно было коснуться только в общих чертах всех этих прав, тем более что обстоятельное изложение составляет предмет особого сочинения.

55 Теперь нам следует поговорить об имуществе вольноотпущенников -Латинян.

56 Чтобы эта часть права стала понятнее, следует вспомнить то, что мы сказали в другом месте, именно, что те лица, которые теперь называются Latini Juniani, некогда по квиритскому праву были рабами, но под покровительством претора жили обыкновенно как свободные, вследствие чего имущество их принадлежало обыкновенно патронам по праву пекулия. Впоследствии же, по Юниеву закону, все те, свободу которых защищал претор, приобрели ее, и были названы Латино-Юнианами; латинами потому, что по закону они должны были пользоваться такою же свободою, как и лица, которые, переселившись как римские свободнорожденные граждане из города Рима в латинские колонии, становились латинскими колонистами; юнианами они названы потому, что приобрели свободу на основании закона Юния, хотя и не были римскими гражданами. Таким образом, издатель Юниева закона, видя, что по этой фикции имущество умерших Лати-нов не будет уже принадлежать патронам, потому что Латаны и не умирали в качестве рабов, чтобы имущество их могло перейти к патронам как пеку-лиарное, и кроме того потому, что наследственная масса вольноотпущен-ника-латина не могла принадлежать патронам в силу отпущения на волю, то



 

он считал необходимым, чтобы благодеяние, оказанное латинам, не обра тилось по отношению к патронам в несправедливость, определить и поста новить, чтобы имущество этих принадлежало отпускающим на волю точн< также, как если бы не было этого закона. С тех пор по аналогии права пеку лия имущество Латинян принадлежит, по этому закону, отпускателям.

57 Отсюда возникло то, что сильно отличаются те права, которые уста новлены по Юниеву закону относительно имущества Латинян, от тех, которые применяются относительно наследства вольноотпущенников, получивших римское гражданство.

58 Наследственная масса вольноотпущенника, римского гражданина, ни под каким предлогом не переходит к посторонним наследникам патрона, но она принадлежит во всяком случае сыну патрона и внукам от сына и правнукам от внука, хотя бы даже эти последние были родителем лишены наследства; имущество же Латинян по аналогии пекулия рабов, также принадлежит посторонним наследникам, но оно не переходит к детям отпуска' теля, лишенным наследства.

59 Точно также наследство вольноотпущенника, римского гражданина принадлежит поровну двум или более патронам, хотя бы они не были оди наковыми собственниками этого раба; имущество же Латинян принадлежи! им соразмерно с тою частью, в какой каждый из них был собственником.

60 Равным образом при наследстве вольноотпущенника - римского гражданина патрон устраняет сына другого патрона, и сын патрона исключает внука другого патрона; имущество же Латинян принадлежит в то же время и самому патрону и наследнику другого патрона соразмерно с тою частью, в какой оно принадлежало бы самому отпускателю.

61 Точно также, если у одного патрона трое сыновей, а у другого один то наследство вольноотпущенника, получившего римское гражданство разделяется поголовно, т.е. трое братьев получают три части, а один четвертую; имущество же Латинян принадлежит наследникам соразмерно то? части, в какой принадлежало бы самому отпускателю (на волю).

62 Равным образом, если один из этих патронов откажется от своей части в наследстве вольноотпущенника - римского гражданина, или если ot умрет раньше, чем вступил торжественно во владение наследством, то все наследство получает другой патрон; имущество же Латина делается выморочным в части, принадлежавшей отпавшему патрону, и считается собственностью народа.

63 Впоследствии, при консулах Лупе и Ларге, сенат постановил, чтобь;

имущество Латинян сперва принадлежало тому, кто их освободил, затем -их детям, не поименно лишенным наследства, по мере близости родства накониц, чтобы имущество это, по древнему праву, принадлежало наследникам тех лиц, которые освободили.

64 Некоторые полагают, что в силу этого сенатского постановления мь:

пользуемся относительно имущества Латинов тем же самым правом, каки^

 

пользуемся в наследстве вольноотпущенников, получивших римское гражданство; так, главным образом утверждал Пегаз, но, очевидно, не основательно. Наследство вольноотпущенника, римского гражданина, никогда не переходит к посторонним наследникам патрона; имущество же Латинян именно на основании этого же сенатского постановления принадлежит также посторонним наследникам, если только дети отпускателя этому не препятствуют; точно также при наследстве вольноотпущенника, получившего римское гражданство, детям отпустившего на волю нисколько не мешает лишение их наследства, но в имуществе Латинян, как определяется в самом сенатском постановлении, мешает поименное лишение наследства. Таким образом, по более правильному толкованию, сенатское постановление определило только, что дети отпускающего на волю, не лишенные наследства поименно, предпочитаются посторонним наследникам.

65 Итак, освобожденный из-под отеческой власти сын, обойденный в завещании, имеет преимущество пред посторонними наследниками в имуществе Латинян, хотя бы он вопреки завещанию своего родителя не потребовал владения наследством.

66 Точно также дочь и прочие прямые наследники, хотя и устраняются по гражданскому праву от всякого наследования после их отца, если лишены наследства посредством общей формулы, но все-таки в наследстве после Латинян они будут иметь преимущество пред посторонними наследниками, если только они не поименно были лишены родителем наследства.

67 Равным образом, если дети откажутся от наследственной массы родителя, имущество Латинян им тем не менее принадлежит, ибо эти наследники никоим образом не могут считаться ни лишенными наследства, ни обойденными в завещании молчанием.

68 Из всего этого достаточно видно, что если тот, кто сделал кого-либо

69 По-видимому ясно и то, что если патрон оставленное наследство разделил между одними только детьми на неровные части, то думают, что имущество после Латина разделяется между ними не поголовно, но в размере, указанном завещанием, так как нет места сенатскому постановлению, если не является никого постороннего наследника.

70 Но если патрон оставит вместе со своими детьми еще и постороннего наследника, то по мнению Целия Сабина, дети покойника получают приходящуюся на каждое из ни^ долю всего наследственного имущества, потому что в том случае, когда является посторонний наследник, применяется не закон Юния, но сенатское постановление. Яволен же утверждает, что по сенатскому постановлению дети патрона получат соразмерно числу их ту часть наследства, какую приобрели бы посторонние наследники по закону Юния, до издания сенатского постановления, и что остальные части на следства принадлежат им в размере, определенном завещанием.

71 Точно также возник вопрос, касается ли это сенатское постановление детей патрона, рожденных от дочери или внучки, т.е. имеет ли мой внук oi

 

дочери в наследственном имуществе моего Латина преимущество перед посторонним наследником; далее спрашивается, касается ли это сенатское постановление материнских Латинян, т.е. получит ли в имуществе материнского Латина предпочтение сын патронки, или посторонний наследник матери. Кассий полагает, что в обоих случаях применяется сенатское постановление, но большинство не разделяет этого мнения, так как сенат ничего не определил на счет тех детей родителей, которые примкнули к другой семье; это видно из того, что сенат исключает поименно лишенных наследства. По-видимому, сенат имел в виду тех, которые обыкновенно лишаются наследства родителем, если не назначаются наследниками. Да и нет надобности ни матери лишать сына или дочь наследства, ни матернему деду -внука или внучку, если не хотят назначить их наследниками, будем ли мы рассматривать этот вопрос с точки зрения гражданского права, или с точки зрения преторского эдикта, которым вопреки завещанию обещается владение наследством детям, обойденным в завещании молчанием.

72 Иногда, однако, вольноотпущенник, получивший римское гражданство умирает как бы Латин, если, например, Латин получит по милости императора квиритское право, без нарушения прав патрона; равным образом, если Латин получит от императора права римского гражданства против воли и без ведома патрона. В этих случаях, согласно эдикту императора Трая-на, названный вольноотпущенник, пока он жив, уподобляется прочим вольноотпущенникам, получившим римское гражданство, и оставляет законное потомство, но умирает как Латин, и дети его не могут ему наследовать;

правоспособность же его состоит только в том, что он может назначить наследником патрона и подназначить ему другого, если тот не пожелает быть наследником.

73 А так как упомянутое постановление было, по-видимому, причиною того, что эти люди никогда не умирали как римские граждане, хотя бы впоследствии и воспользовались тем правом, в силу которого по закону Элия или по сенатскому постановлению они были бы римскими гражданами, то император Адриан, чувствуя несправедливость подобного положения, предложил сенату издать такое постановление, чтобы те, которые без ведома или против воли патрона получат от императора квиритское право, считались наряду с людьми, приобревшими права римского гражданства, по закону Элия Сенция, или по сенатскому постановлению, если только они впоследствии воспользовались тем правом, в силу которого, по закону Элия Сенция или сенатскому постановлению, они приобрели бы римское гражданство, в случае если бы остались Латинами.

74 Имущество тех лиц, которые по закону Элия Сенция причислялись к классу людей, покоренных оружием, принадлежит патронам либо по аналогии с наследством после вольноотпущенников - римских граждан, либо по аналогии с наследством после Латинов (Юнианских.)

75 Именно, наследственная масса тех лиц, которые получив свободу, приобрели бы права римского гражданства, если бы не было против этого

 

иконных препятствий, предоставляется патронам в силу того же закона по аналогии с наследством после вольноотпущенников - римских граждан; но эти лица, как полагает не без основания большинство юристов, не имеют правоспособности составлять завещания. Казалось невероятным, чтобы законодатель хотел предоставить людям низшего положения право составлять завещания.

76 Наследственное имущество после тех лиц, которые вследствие отпущения на волю приобрели бы права Латинян (latinitatem Junianam), если бы не было против этого законных препятствий, предоставляется патронам как если бы эти лица умерли Латинами. Но по этому вопросу законодатель как я полагаю, не достаточно ясно выразил свою волю.

77 Обратим внимание и на то преемство, которое открывается при покупке имущества (с публичного торга - в случае конкурса).

78 Продается конкурсная масса лиц, или находящихся в живых, илк умерших; имущество первых продается например, в том случае, когда должник скрывается с целью уклониться от ответа по иску; продается имущество и тех лиц, которые по закону Юлия уступают таковое своим кредиторам для конкурсного распределения. Точно также продается имуществе на основании судебного решения по истечении срока, предоставленного им (т.е. лицам, находящимся в живых) для удовлетворения кредиторов, отчасти по законам XII таблиц, отчасти по преторскому эдикту. Имущество умерших должников продается тогда, когда известно, что у них нет ни ближайших наследников, ни преторских, ни какого-нибудь другого законного преемника.

79 Если совершается продажа имущества того, кто находится в живых, то претор приказывает владеть и располагать имуществом должника беспрерывно в течение 30 дней и сделать публичное объявление о продаже;

если продается имение умершего, то это совершается по истечении 15 дней;

затем претор приказывает верителям собраться и выбрать из своей среды магистра (представителя), т.е. такое лицо, при помощи которого имущество могло бы быть продано. Если продается имущество того, кто находится в живых, то претор приказывает совершить продажу в течение 10 дней, если умершего - то в течение 5 дней; накониц претор приказывает присудить имущество покупателю или по истечении 20 дней, если оно принадлежало лицу живому, или по истечении 10 дней, если имущество было собственностью умершего. Причина, почему продажа имущества людей живущих должна совершаться медленнее, заключается в том, что относительно живых нужно было позаботиться, чтобы они не смотрели равнодушно на продажу имений.

80 Однако имущество не переходит к преторским наследникам (владельцам) и покупателям имения в полную собственность, но им предоставляется только обладание вещами; имущество делается их квиритскою собственностью только по истечении давности; иногда покупатели не пользуются даже правом давности, например, тогда, когда покупатель - иностранец.

 

81 Все претензии прежнего собственника имущества, равно и его долги не переходят по самому праву на преторского владельца, ни на покупателя имущества, т.е. самое право не оставляет за владельцем или покупателем тех же должников и долгов, какие были у прежнего собственника. Поэтому по поводу всех вещей они с одной стороны сами могут выступить против других с аналогическими исками, а с другой можно против них предъявлять такого же рода иски, о чем именно поговорим в следующей книге.

82 Есть еще другой род преемства, который не введен ни законом XII таблиц, ни преторским эдиктом, но тем правом, которое принято по общему согласию, т.е. обычаем.

83 В самом деле, когда отец семейства дает себя на усыновление, или когда женщина переходит под власть мужа, то все их вещи, бестелесные и телесные, равно и все вещи, которые им причитались с других, приобретаются усыновителем или фиктивным мужем, за исключением тех, которые уничтожаются вследствие умаления правоспособности, как например полное пользование, обязательство личных работ вольноотпущенников, клятвенно заключенное, и иск, доведенный до момента засвидетельствования спора в законном суде.

84 С другой стороны, долги, следуемые с того, кто отдал себя на усыновление, или той, которая вступила под власть мужа, переходят на усыновителя только в том случае, если будут наследственными, и за эти долги ответствует в силу самого закона усыновитель или фиктивный муж, так как он делается наследником, а тот, кто отдал себя на усыновление, или та женщина, которая перешла под власть мужа, перестают быть наследниками. Хотя усыновитель и фиктивный муж не ответствуют по тем долговым обязательствам, которые заключили эти лица от своего имени, и хотя лицо, давшее себя усыновить и женщина, перешедшая под власть мужа, не берут на себя обязательств, так как они чрез умаление правоспособности освобождаются от ответственности, однако, с погашением измененной правоспособности, против них дается аналогичный иск, и если эти лица не защищаются против этого иска, то претор позволяет верителям продать все то имущество, которое бы им принадлежало, если бы не подчинились чужой власти.

85 Если наследник уступит другому in jure свое законное наследство, прежде чем примет ее торжественным образом, или прежде чем будет действовать в качестве наследника, то по гражданскому и общенародному праву преемником становится тот, кому уступлено наследство в форме цессии in jure совершенно так, как если бы этот последний был призван к наследованию в силу закона. Но когда он уже после принятия наследства уступает таковое, то тем не менее он наследует, и потому будет ответственным перед верителями. Физические вещи наследственной массы переходят к тому, кому она уступлена, совершенно так, как если бы отдельные предметы были ему переданы перед судящим претором, а долги погашаются, и таким образом дожники по наследству извлекают выгоду.

 

86 Го же самое применяется, если назначенный в завещании наследник уступает in jure свое наследство другому уже после принятия такового; но когда он это делает до принятия наследства, то эта цессия in jure не влечет за собою законных последствий.

87 Но спрашивают, достигает ли чего-нибудь ближайший и необходимый наследник, уступая наследство перед судящим претором? Приверженцы нашей школы полагают, что эти наследники совершают недействительный акт; представители другой школы (Прокулианцы) утверждают, что они этим актом достигают того же, что и другие после добровольного принятия наследства, так как, по-видимому, безразлично, делается ли кто наследником, вследствие торжественного принятия и действия в качестве наследника, или вследствие того, что закон его принуждает к принятию наследства.

88 Теперь перейдем к обязательствам, главное деление которых распадается на два вида: каждое обязательство возникает или из договора, или из правонарушения.

89 Рассмотрим прежде те, которые происходят из договора; их четыре вида: именно они возникают вследствие передачи вещи, или торжественными словами, или письменным образом, или простым соглашением.

90 Обязательство заключается передачею вещи, например, когда дают взаем. Заем в тесном смысле возникает при тех вещах, которые определяются весом, счетом и мерою, как например наличные деньги, вино, масло, хлеб в зерне, медь, серебро, золото; эти вещи мы даем или счетом, или мерою, или весом для того, чтобы они сделались собственностью получающих и чтобы со временем были возвращены нам не те же самые вещи, но другие того же свойства и качества. Отсюда произошло и название займа (mutuum), так как то, что мною тебе дано, из моего делается твоим (meum+ tuum=mutuum).

91 Вещью обязуется и тот, кто получил недолжное от того, кто по ошибке заплатил; против него может быть вчиняем иск по формуле; "если явствует, что такой-то обязан дать", как будто бы он получил заем. Вот почему некоторые полагают, что малолетний или женщина, которым дано без соизволения опекуна по ошибке то, что им не следует, столь же мало обязаны возвратить это по судебному требованию, как и на основании займа. Впрочем сей вид обязательства, по-видимому, не происходит из договора, так как тот, кто дает в намерении заплатить, скорее хочет прекратить обязательственное отношение, чем заключить.

92 Обязательство словами заключается посредством вопроса и ответа, например: Обязуешься торжественно дать? Обязуюсь торжественно дать? Дам. Обещаешь? Обещаю. Даешь ли честное слово исполнить свое обещание? Даю честное слово. Ручаешься? Ручаюсь. Сделаешь? Сделаю.

93 Но что касается следующего вида словесного обязательства: Обязуешься ли торжественно дать? Обязуюсь, - то он свойствен римским гражданам. Прочие же виды принадлежат общенародному праву и употребляются между всеми людьми, - как между римскими гражданами, так и меж

 

ду иностранцами. Хотя бы эти стипуляции выражены были по гречески, например следующим образом: (дашь? дам); (обещаешь? обещаю);

(ручаешься? ручаюсь); (сделаешь? сделаю), то они имеют значение и у римских граждан, если они только знают греческий язык. С другой стороны эти словесные обязательства, хотя бы они были выражены по-латыни, применяются и у иностранцев, если они только понимают латинскую речь. Торжественное выражение: "обещаешь дать? обещаю" до такой степени свойственно только римским гражданам, что даже нельзя найти соответственного термина в греческом языке, хотя, как говорят, эта формула образована по образцу греческого слова.

94 Вот почему некоторые утверждают, что этой формулой может обязаться также в одном случае и иностранец, например если наш император предложит вопрос о заключении мира представителю какого-либо иностранного народа в такой форме: обещаешь ли торжественно, что будет мир? или если самого императора таким же образом спрашивают; впрочем эти слова отличаются уж слишком большою тонкостью, потому что, случись что-либо вопреки соглашению, дело разбирается не на основании договора, а взыскивается на основании права войны.

95 Можно сомневаться в том, что если кто-------------

95а ...если должник жены по ее приказанию, лишь бы только по совету опекуна обещал дать ей в приданое столько же, сколько должен. Другой же таким образом обязаться не может. Поэтому, если кто-либо другой обещает мужу за его женой приданое, то он должен будет обязаться по общим правилам, то есть, чтобы супруг прежде совершил стипуляцию.

96 Точно также, если один говорит и обещает без вопроса со стороны другого, то обязательство заключено, например если вольноотпущенник клятвенно обязался дать патрону или подарок, или оказать почтение, или исполнить известные услуги; и если только в этом случае возникает обязательство вследствие клятвы; конечно, ни в каком другом случае люди не берут на себя обязательства вследствие клятвы, преимущественно когда дело заходит о праве Римлян. Ибо в том, что касается прав иностранцев, то, рассматривая право каждого государства в отдельности, мы можем придти к другому заключению.

97 Если то, что мы стипулируем, таково что не может быть дано, то стипуляция будет бесполезна, если кто например при помощи стипуляции будет требовать для себя свободного человека, которого считал рабом, или покойника, которого считал живым, или священное или религиозное место, которое считал предметом человеческого права. 97а Точно также если кто будет стипулировать, чтоб ему дали вещь, которая в действительности не существует, например, гиппоцентавра, то стипуляция будет недействительна.

98 Если кто стипулирует с прибавлением невозможного условия, например "если он коснется пальцем неба", то стипуляция недействительна. Но отказ, оставленный под невозможным условием, по мнению наших учи-

 

телей, действителен, совершенно как если бы отказ был назначен без условия. Приверженцы противоположной школы держатся того мнения, что отказ столь же недействителен, как недействительна стипуляция. И в самом деле, трудно найти удовлетворительное основание для этого различия.

99 Сверх того, стипуляция недействительна, если кто, не зная, что вещь его, стипулирует, чтобы она ему была дана, так как лицо не может приобретать собственную вещь.

100 Накониц, стипуляция недействительна, если кто-либо стипулирует таким образом: "обещаешь ли дать после моей смерти?" или: "после твоей смерти обещаешь ли дать?", но стипуляция действительна, если кто стипу-лировал таким образом: "когда я буду умирать, обещаешь ли дать?", т.е. чтобы обязательство стипулятора или обещателя отлагалось на последний день жизни, так как считалось неприличным, чтобы обязательство получало свое начало от наследника. Далее, мы не можем стипулировать так:

"накануне моей смерти или накануне твоей смерти обещаешь ли дать?" Нельзя ведь определить кониц чьей-либо жизни, прежде чем последует самая смерть. Затем, по наступлении смерти начало стипуляции отодвигается в прошлое и сводится до некоторой степени к следующей формуле:

"обещаешь ли дать моему наследнику", очевидно такая стипуляция недействительна.

101 Все, что мы сказали о смерти, считаем сказанным и об умалении правоспособности.

102 Кроме того стипуляция недействительна, если кто-либо не отвечает на предложенный вопрос, например когда кто будет стипулировать, чтобы ты дал десять сестерций, а ты обещаешь пять сестерций, или если я стипу-лирую безусловно, а ты обещаешь с условием.

103 Кроме того стипуляция ничтожна, если мы стипулируем на имя другого лица, власти которого мы не подчинены. Вот почему возник вопрос, на сколько действительна стипуляция, если кто-нибудь стипулирует за один раз на свое имя и имя другого, в чьей власти он не находится. Приверженцы нашей школы думают, что стипуляция вполне действительна, и что стипу-лирующий должен приобрести все в свою пользу, как если бы не прибавил имени третьего лица; но представители противоположной школы утверждают, что его приобретение ограничивалось половиной и что стипуляция в остальной части недействительна.

ЮЗа Другое дело, если я например стипулирую: "обещаешь ли дать моему рабу" или "моему сыну семейства и мне?" Тогда несомненно предмет стипуляции в целости мне принадлежит, и я могу требовать от обещающего все; то же самое имеет место, если я стипулирую только сыну семейства.

104 Кроме того бесполезна стипуляция, когда я стипулирую от подвластного мне, или когда он стипулирует от меня. Однако раб и тот, кто в кабале, и дочь семейства и жена, находящаяся во власти мужа, не могут обязываться не только по отношению к своему господину, но и по отношению к кому-либо другому.

 

105 Немой не может ни стипулировать, ни обещать, это очевидно. То же правило принято и по отношению к глухому, так как и тот, кто стипулирует, должен выслушать слова обещающего, и тот, кто обещает, слова стипулятора.

106 Сумасшедший не может совершать никакого юридического акта, так как он не понимает, что делает.

107 Малолетний совершает законно всякую юридическую сделку, лишь бы только опекун принимал участие там, где утверждение опекуна необходимо, например когда малолетний сам обязывается; ибо обязать в свою пользу другого он может и без участия и согласия опекуна.

108 То же самое правило применяется относительно женщин, состоящих под опекою.

109 Во всяком случае сказанное нами о малолетних прилагается только к тем, которые имеют известное понятие (о значении юридических сделок);

ибо дитя и тот, кто близок к детству, немного разнятся от сумасшедшего, потому что малолетние этого возраста не имеют никакого рассудка. Но по отношению к малолетним, близким к детскому возрасту, в интересах пользы, принято менее строгое толкование права.

110 Хотя, как мы сказали, другое лицо, нам не подвластное, бесполезно стипулирует в нашу пользу, однако мы можем к стипуляции привлечь и другое лицо, которое стипулирует то же, что и сам стимулятор, и это лицо мы обыкновенно называем адстипулятором (заместителем кредитора).

111 Это лицо имеет иск по стипуляции и можно было ему правильно платить, как и нам; но все, что адстипулятор получил (от должника), он обязан передать нам и отвечает по иску из поручения.

112 Впрочем адстипулятор может совершать стипуляцию и другими выражениями, а не теми, которыми мы воспользовались; если я например так стипулирую: "обещаешь дать?", то он может адстипулировать: "ручаешься ли и ты честным словом за свое обещание?" или наоборот.

113 Равным образом адстипулировать на меньшую сумму можно, на большую нельзя. Итак, если я стипулирую десять сестерций, то он может стимулировать пять сестерций; наоборот, больше он стипулировать не может. Равным образом, если я стипулировал безусловно, то он (адстипулятор) может совершать стипуляцию под условием, но не наоборот. При том же, не только в количестве, но и во времени разумеется большее и меньшее, ибо дать что-либо немедленно значит дать больше; дать по истечении известного времени значит дать меньше.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.