Сделай Сам Свою Работу на 5

ДВИЖЕНИЕ, ДВИЖЕНИЕ, ДВИЖЕНИЕ





Дошкольное детство. Само название будто напоминает: впереди школа. Как пугаетона сейчас родителей новыми программами, непривычными требованиями. И, желаяполучше подготовить своего малыша к будущей школьной жизни, столь непохожейна домашнюю, папы и мамы иногда устраивают дома со своими пяти-шестилетнимидетьми "настоящие" школьные уроки: "Сядь как следует", "Не вертись", "Повториеще раз", "Дай полный ответ", "Выучи наизусть", "Пока не выучишь, гулять непойдешь!". Видя, что результаты, как ни бейся, невелики, родители впадают в уныние:"Непоседа, рассеянный, упрямый - ну какой из него ученик?" И ищут ответ навопрос: а как же надо готовить к школе? Читают об этом в журналах и вброшюрах, где подробно рассказывается, чем и как следует заниматься до школы.И в своих многочисленных письмах к нам часто обращаются с просьбой:"Расскажите, как вы учили своих детей читать, считать, быть внимательными,усидчивыми? Почему они в школе тратят мало времени на домашние задания, могутдаже "перескакивать" через классы? Это что, врожденные способности или у васособая система подготовки? Расскажите о ней!" Вот об этом и будет теперь наш рассказ. И начнем мы его не с обучения счету ичтению, не с выработки внимательности и любознательности (об этом будет речьпотом), а... со здоровья малышей, с их физического развития. Почему? Дапотому что школа - это прежде всего парта, сидение за ней по нескольку часовв день, это, кроме того, сидение за домашними заданиями, за чтением десяткови сотен книг... - это, короче, резкое ограничение подвижности ребенка в тосамое время, когда он особенно нуждается в интенсивном, разнообразном,радостном движении. Конечно, когда-нибудь это противоречие будет преодолено, но пока, увы,остается во всей своей остроте, и страдают от этого больше всего как раз детифизически некрепкие, малоподвижные, вялые. Им учиться труднее, болеют оничаще, занимаются больше, поэтому сидят дольше, а следовательно, все болееслабеют. Получается порочный круг, из которого выбраться очень трудно. Акрепкий ребенок (ведь ему хочется двигаться!) хоть отчасти да возьмет свое -на переменках, вне уроков, в стихии подвижных игр, а кому повезет (ксожалению, единицам из сотен) - в организованных спортивных секциях, кружках. Вот и выходит, что прежде всего нужно позаботиться о том, чтобы ребенок ужедо школы стал крепким и сильным. Как? Наверное, есть разные способы и путидля этого. Мы расскажем о своем.

Если хочешь быть здоров





Б.П.: Да, придется начать опять-таки с закаливания, хотя обходимся мы, как ина первом году жизни детей, без специальных закаливающих процедур. Такой вопрос мы не только слышим от многих, но и буквально читаем в глазахкаждого наблюдающего наших ребятишек дома. Некоторые не выдерживают, берутЛюбочку на руки и трогают ее холодные пяточки: - Тебе холодно? - Нет, ни капельки! - весело отвечает Люба и, соскользнув с рук на пол,мчится покачаться на боксерской груше, привязанной к канату. Это действительно так. У наших малышей удивительно хорошо работают все"терморегуляторы". Ночью в спальном мешке плюс 33-34 градуса, и тельце иножки у них теплые. А вылезли утром из мешка - кругом только плюс 18-22градуса, а на полу всего лишь плюс 15 градусов (зимой в сильные морозы дажеплюс 8-10 градусов). Если бы кожа оставалась теплой, она отдавала бы многотепла. Вот она и приобретает температуру, близкую к температуре воздуха, аступни ног - к температуре пола, и тогда человек не мерзнет. Оказывается,такое терморегулирование есть у всех млекопитающих: температура подушечек налапах собак, волков, зайцев равна температуре почвы, а зимой в морозынулевая. При нуле градусов кровь не может замерзнуть (она соленая), снег илед при этой температуре не тают, а кожа отдает минимум тепла. "Ну у животныхэто понятно для чего. Но зачем это человеку: ведь у него есть одежда иобувь?" - спросите вы. Да, но одежда и обувь были изобретены дляпредотвращения переохлаждения и перегрева. Это когда-то замечательнорасширило возможности человека в преодолении неблагоприятных воздействийокружающей среды. А теперь роль одежды частенько сводится к обеспечениютермостата - поддержания постоянной температуры вокруг тела. Да и современнаяквартира тот же термостат. К чему это ведет? К утрате адаптивных(приспособительных) реакций и к снижению сопротивляемости переменам вокружающей среде: и климатическим, и погодным, и житейским. Вот и получается:ноги промочил - чихает, ветерок подул - уже кашляет. Такому человеку толькона печи и жить - так узок его диапазон приспособительных возможностей. А мы постарались этот диапазон для своих детишек расширить, чтобы не было ниу нас, ни у них боязни сквозняков, промокших ног, солнечных ударов, летнегодождя и многого другого. И сделали мы это не путем специальных процедур с ихмедлительностью и постепенностью, а просто... разрешили им ходить в трусикахи босиком дома и на улице, даже - если захочется - выскакивать на снег и изгорячей бани, и из теплой комнаты. Знаете, как хорошо утром вместо зарядкипробежаться по беговой дорожке, а вечером - по снежку вокруг дома, - так мыиногда "моем ноги" перед сном... Даже мы сами, взрослые, расхрабрившись, вслед за малышами начали ходитьбосиком по полу, по земле, по снегу. Как же это оказалось приятно... К томуже еще надо учесть, что, и выходя из дома, мы одеваемся примерно на сезонлегче, чем принято, то есть осенью по-летнему, а зимой по-осеннему (если нениже минус 10 градусов). И каковы же получились результаты? Во-первых, мыизбавились от простудных заболеваний (это 90 процентов всех детскихболезней!), а заодно и от вечного страха перед ними, который так отравляетсуществование и родителям и детям. Как-то один из старших вспомнил: "Когда яв школе учился, даже обидно было: все простужаются, а я никак. Ну что это зажизнь - и уроков не пропустить на законном основании". Всем бы такую "обиду". Во-вторых, легкая одежда, а тем более ее отсутствие, не стесняет движений, апрохлада бодрит и стимулирует большую подвижность - двигаться в такихусловиях не просто хочется, а даже приятно. В-третьих, хождение босиком предотвращает плоскостопие, делает кожу стопыплотнее и прочнее, а походку и бег легче и свободнее, то есть благоприятносказывается на осанке ребенка и координации его движений. Босые ноги и наспортснарядах - подспорье, а не помеха (попробуйте в ботинках забраться нашест, например). Вот почему мы стойко выдерживаем замечания некоторыхокружающих о том, что "быть голым и неэтично и неприлично". И лелеем тайнуюмечту, что когда-нибудь идеалом станет стройный, сильный и крепкий, какпружинка, малыш, один вид тельца которого будет вызывать улыбку восхищения.Тогда покажется неэтичным прятать под одеждами эту красоту. Л.А.: Тут следовало бы напомнить, что мы разрешали ходить босиком и втрусиках нашим детям с самых первых их шагов и даже раньше. Это очень важно!Позволь подобное маленькому человеку, который уже переболел отитом, ангиной,пневмонией или простужается без конца. Что из этого выйдет? - Повезло вам на здоровеньких детишек, вот были бы у вас слабенькие даболезненные, небось дрожали бы над ними и кутали не меньше, чем другие - такиногда говорят нам. Что сказать на это? Думаю: везет, когда везешь. Мы уже говорили, что ушестерых наших детей был экссудативный диатез. А это значит, что все они былипредрасположены к заболеваниям, особенно к простудным (цитирую из популярноймедицинской энциклопедии: "...Экссудативный диатез проявляется в склонностиребенка... к частым воспалениям дыхательных путей, заболеваниямжелудочно-кишечного тракта, нервной возбудимости и пр."). Ничего себе"повезло на здоровеньких"... Даже не представляю себе, что бы из них вышло,если бы не наши "профилактические" меры, предпринимаемые с младенчества.Говорят нам и так: - Это вы смелые, потому что вас ни разу еще не прихватило как следует. Вотстрясись что серьезное, сразу откажетесь от своих "снежных процедур". Стряслось - не отказались. Вот как это было. Случилась у нас в семьепневмония - за 17 лет первый раз, у двухлетней Любочки - осложнение послегриппа. Не уследила я, с температурой отпустила гулять совсем налегке, каквсегда, а погода была осенняя, промозглая... До сих пор вспоминаю с ужасом,как она в беспамятстве лежала у меня на руках в приемном покое больницы, какмы долго уговаривали дежурного врача положить и меня вместе с ней в палату,как я не могла никак уйти от больничной двери и как подкашивались у меняноги, когда я спозаранку пошла узнавать: как? что? Состояние дочурки былотяжелым, несколько дней все мы жили от одного посещения больницы додругого... Да что говорить - каждый, у кого тяжело болел ребенок, пережил тоже. А мы с этим столкнулись впервые. Вот когда я поняла по-настоящему, каковоэто, когда болеют дети... Наконец дочку выписали. И конечно, первые дни мыбоялись на нее дохнуть. - Уж теперь небось не пустите ее по снегу босиком? - спрашивали у меня. - Пущу обязательно, - говорила я, - потому что не хочу, чтобы этоповторилось. - Но, говоря так, я еще не знала, как я это буду делать. Что жевышло? Вот отрывки из дневника: 31.10.73 г. "Любу выписали из больницы". 2.11. "Повысилась температура до 38,5~". 9.11. "Впервые после болезни минут 20 бегала босиком по полу и сопротивляласьнадеванию рубашки". 17.11. "Заболела снова. Температура 38,5~, мелкая сыпь: коревая краснуха". 3.2.74 г. "Люба снова бегает по снегу босиком!" Со времени выписки из больницы прошло три месяца, всего три! Но для тогочтобы уже на девятый день после выхода из больницы "сопротивляться надеваниюрубашки", надо было, чтобы Любашка намного раньше уже испытала радость иудовольствие от хождения в одних трусиках. Значит, и тут выручила наша"голопрофилактика" - раннее закаливание без закаливающих процедур.

Без лекарств



Б.П.: Напомню, что, избавившись от простудных заболеваний, мы избавилисьпримерно от 90 процентов всех детских болезней. Осталось лишь 10 процентов, восновном грипп и детские инфекционные болезни. Их наши ребята обычнопереносят легко - без лекарств и лечебных процедур, иногда и без повышениятемпературы. Высокая температура держится день-два, мы ее не стараемсяискусственно сбить ни аспирином, ни другими лекарствами, потому что считаем,что организм должен сам бороться с болезнью, от этого иммунные силы егорастут. Так и выходит: болезнь протекает бурно, остро, выздоровлениенаступает быстро и, как правило, без всяких неприятных последствий иосложнений - мы это заметили уже у первых малышей и совершенно отказались нетолько от самодеятельного пичканья детей лекарствами, но даже и врачей просимне выписывать их, особенно антибиотиков, - все равно мы их не даем. Л.А.: Как-то Антон, отыскивая анальгин (попросил дедушка), устроил "ревизию"в нашей аптечке - вывалил все ее небогатое содержимое на стол, начал копатьсяв пестрых пакетиках и коробочках и вдруг... расхохотался: - Мам, да ты посмотри - у нас тут все лекарства десятилетней давности! Я даже не поверила. Но он мне показывал одно лекарство за другим: срокгодности истекал в 1966, 1967, 1968 годах. А шел уже 1977-й! Я припомнила:тогда года полтора жила у нас бабушка Валя, которая часто прихварывала, вот иостался от нее в наследство весь этот лекарственный "запас". Так, значит, совсем не лечим? Нет, лечим: постель, малиновое варенье, чай слимоном, мокрая повязка на лоб, горячее молоко с медом, если хочется есть,что-нибудь любимое, нет аппетита - насильно ничего не даем... Что еще? Аеще... сказки или какие-нибудь веселые истории, которые мы читаем илирассказываем больному по очереди. Иногда ребятишки шутят: "Поболеть бы, немножко: все за тобой ухаживают,книжки читают, варенье дают - хорошо!" Ну, конечно, бывают случаи и сложные, когда не до сказок, не до шуток. Я ужерассказывала о том, как болела пневмонией Любаша. Перенесла операцию поповоду аппендицита девятилетняя Юля. С подозрением на дизентерию пролежал вбольнице двухлетний Алеша. Особенно горько было нам, когда во второй раз вбольницу, уже школьницей, попала Люба - снова пневмония. И опять вина тутбыла моя, а вернее моя постоянная сверхзанятость (матери так нельзя!): невыдержала ее в постели, не вылечила до конца грипп, а повторно заболетьпневмонией оказалось куда проще. Подведем некоторые итоги. Из семерых детей за 18 лет побывали в стационарелишь трое, всего четыре раза. Вызываем мы врача на дом и обращаемся вполиклинику по поводу болезней всех семерых до семи-восьми раз в году, хотяпо существующим статистическим "нормам" наша семья должна бы беспокоитьврачей только из-за детских болезней до ста раз в году. А у нас были годы,когда совсем не было необходимости обращаться к врачу. Однажды из-за этого даже конфуз получился. Пошла я записывать кого-то измладших на прием к зубному врачу. Прихожу в поликлинику, иду врегистратуру... - Мы здесь детей не обслуживаем, идите к детскому врачу, - сердито сказалимне из окошечка. - А где он принимает? - Да вы что, не знаете, где у нас детская консультация? - удивиласьрегистраторша. - Приезжие, что ли? Мне было и неловко и смешно. Больница вот уже два года как была размещена вновом здании, а я попала сюда только первый раз. К этому можно еще добавить,что бюллетенила я из-за детей в течение 17-18 лет всего шесть-семь раз, хотягодовым отпуском после рождения ребенка ни разу не пользовалась, то естьвыходила на работу сразу по окончании декретного отпуска, когда малышуисполнялось не больше трех месяцев. Мне не страшно было: ребятишки рослиздоровыми, и мы с отцом могли спокойно работать и справляться со всеми своимимногочисленными обязанностями. Нас спрашивают: а если ребенок часто простужается? Л.А.: Вполне возможно, что, увидев в оглавлении такой вопрос, вы откроетенашу книгу как раз на этой странице - слишком уж это больная проблема длямногих родителей: как закалить ребенка, подверженного простудам, ужепривыкшего к постоянному перекутыванию? Раньше в ответ на подобный вопрос мы только руками разводили: "Нет у настакого опыта, не имели мы дела с изнеженными детьми, поэтому не можемпредложить методики их закаливания. Мы представляем, как не доводить ребенкадо такого состояния, но как вывести из него, не знаем". Мы говорили и виделитакие разочарованные лица, такие огорченные глаза, что.... не выдерживалиэтих взглядов и пытались хоть как-то подбодрить - ничего, мол, неотчаивайтесь! - и даже пробовали давать какие-то не очень вразумительныесоветы. Со временем мы почувствовали, что уходить от этого вопроса нельзя, что надособрать все, что мы знаем, что наблюдали, что сами испытали, и рассказать обэтом. Это не инструкция, не методика (мы не специалисты, чтобы их давать), этоопыт. Мы будем рады, если он хоть немного вам поможет. Самое трудное - преодолеть собственную свою боязнь и приобрести какую-то долюуверенности в том, что ваши усилия обязательно приведут к успеху. Некоторым втаких случаях помогает психологическая подготовка: какое-то время надо отдатьна чтение, размышление, на обсуждение с близкими (чтобы не было раздоров иразногласий!), как перестроить общий уклад жизни. Это неизбежно, ибо однимизакаливающими процедурами, не изменяя условий жизни ребенка, едва ли можнодобиться значительных сдвигов. Если вы, допустим, начнете водные обтирания и обливания, но при этом напрогулку будете своего сына снаряжать по-прежнему как на Северный полюс, адома будете опять бояться лишний раз открывать форточку и не снимете с негоколготок и теплых рубашек, то толку от такого "закаливания" не будет. Опыт подсказывает, что не довеском, не добавкой должно быть закаливание, аизменением всего образа жизни, приближением его к более спартанскому, неизнеживающему, а закаливающему как бы само собой - в этом, по-нашему, должнасостоять ваша конечная цель. С чего можно здесь начать? Нужно, например, отказаться от высказываний типа:"Не подходи к двери - простудишься", "Не пей холодную воду - горлышкозаболит", "Мороженое тебе нельзя - кашлять будешь", то есть вообще отказатьсяот упоминаний болезней при ребенке - не пугать его ими, не предполагать, чтоони у него обязательно будут. Хорошо бы дальше научиться говорить вместо:"Оденься теплее! Повяжи шарф! Надень еще одни теплые носки..." - хотя бы так(как бы советуясь с ребенком, предоставляя ему право решать самому): "Ну, чтомы сегодня наденем? На улице морозец, но несильный, симпатичный такой мороз.Стоит или не стоит еще носочки надеть?" Если малышу захочется надеть поменьшеодежек, похвалите его - это уже победа. Легче всего начинать с освобождения от одежды в комнате. Причем начинать неребенку, а... самим взрослым. По собственному опыту знаем, что давление намалыша ни к чему хорошему привести не может, если он сам не будет стремитьсяк тому же, чего хочется и его родителям. Вся задача поэтому, на наш взгляд, исводится к тому, чтобы возбудить у самого ребенка желание полегче одеться,снять одну из двух рубашек, надеть носки вместо колготок, а потом и ступитьна пол босичком. Может быть, первым покажет пример отец (а мама его похвалит)или мать (тогда папа порадуется за нее) . Главное, чтобы было понятно, чтоэто хорошо. Но к самому малышу не следует при этом приставать с упреками,мол: "Что же ты, смотри, какой папа молодец, а ты..." Зато первую же егопопытку: "А я тоже хочу..." - встретить одобрением: "Молодец, ты совсем какпапа!" То же самое можно проделать и с водными процедурами: во время купания сначалане ребенка обливать прохладной водой, а кому-нибудь из взрослых самомуоблиться: "Эх, хорошо, приятная водичка!" А у малыша спросить: "Хочешь?" Незахочет - отложить раз-другой, а захочет, то облить его действительноприятной (не слишком холодной!) водой да похвалить его при этом. А потомрастереть досуха, приговаривая что-нибудь веселое, вроде: Отчего течет вода С этого младенца? Он недавно из пруда - Дайте полотенце! А в следующий раз пусть малыш сам определит, какой водой его облить: потеплейили похолодней... как папа? Эта маленькая хитрость, как правило, действуетбезотказно: малышу очень хочется быть "как папа, как мама". Значит, нам самим- ничего не поделаешь! - надо становиться все лучше, а заодно бодрее ивеселее. Радость и смех малыша, его "Еще, еще!" - вот ключ к успеху игарантия того, что все идет нормально. Ну а если вдруг снова насморк? Встретьте его без уныния и паники, даже, еслисможете, с шуткой: - Это из тебя, наверное, распоследние простудинки вытряхиваются - пусть, нестрашно. Очень важно внушить ребенку (и себе) уверенность в том, что он оченьздоровый, крепкий и никакая хворь ему не страшна. Б.Л.: Вот еще одно важное наблюдение: переход к новому укладу жизни не долженбыть слишком резким и "волевым": необходима известная постепенность,зависящая в основном от настроения и успехов самого ребенка. Но и затягиватьэтот переход не надо. Видимо, месяц-полтора, не больше двух - самыйподходящий для этого срок. За это время организм может уже в основномприспособиться к новым условиям - это одно. А другое вот что: ребенок неможет долго на чем-то сосредоточиваться, а здесь надо воздействовать на егопсихику, настроить его на иное восприятие жизни. Это следует делатьнасыщенно, в темпе. Лучше всего воспользоваться для этого летним отпуском идачными условиями, когда можно пустить в ход сразу три закаливающих фактора:солнце, воздух, воду. И не забыть еще одно, чрезвычайно важное - движение,движение, движение: не лежать, а ходить, не ходить, а бегать, неперешагивать, а перепрыгивать, не сидеть в гамаке, а... лазить покакому-нибудь развесистому дереву... - обо всем этом мы расскажем в следующейглаве, а пока придется остановиться еще на одном вопросе, с которого обычноначинают, когда говорят о здоровье, а мы, наоборот, отодвинули его на самыйконец.

"Проблема" питания

Л.А.: То, что мы поставили слово "проблема" в кавычки, разумеется, неозначает нашего пренебрежительного отношения к этому важному вопросу. Заботао питании всегда будет для человечества первостепенной, а для любой семьи,безусловно, значительной. Мы имеем в виду другое: в проблему превращаютнередко то, что, по нашему мнению, проблемой вовсе не является. То и деломатери жалуются: "Совсем ничего не ест, прямо измучилась. Только со слезамида с уговорами едва-едва полпорции впихнешь в него, и все. Что делать?" Вот и"проблема": как впихнуть в ребенка его норму полезных, витаминозных,разумеется, калорийных, особо питательных веществ? И вот: индивидуальноеменю, ежедневное разнообразие, чуть ли не ресторанная сервировка, отдельнаяот семьи торжественная трапеза с увещеваниями, спектаклями, угрозами: "Покане съешь, не выйдешь из-за стола". Последнее хотя и не рекомендуется, но всеже никак не исчезает из практики этого "священного действа". Так бывает вдетских садах, в школах, что уж говорить о семьях. Даже стихи и сказкисочиняются с таким "гвоздем морали": хорошая девочка Маша - здоровая ивеселая, потому что она съедает весь обед, а плохой мальчик Вася - хилый ислабый, потому что не любит манной каши. Мы считаем это не только совершенно противоестественным, но дажебезнравственным, потому что все эти усилия вызывают в конечном счете если неотвращение, то пренебрежение к еде - результату огромного труда многих людей. Одно лето трое наших ребят отдыхали в пионерском лагере. Вернувшись, они свозмущением рассказывали мне, как много хорошей еды оставалось на тарелках;ее трижды в день собирали в огромные кастрюли и скармливали свиньям или дажевыбрасывали. Вот где проблема без всяких кавычек: как стало обычным,привычным, незаметным такое безобразное расточительство, по существу,настоящее нравственное преступление? А начинается-то все с невинного: "Съешьза маму, съешь за папу", "Ну еще, хоть немножечко!" Даже если подойти к еде с чисто физиологической стороны, и то, кроме вреда(перекорма, ожирения), ничего не выходит из этого насильственноговскармливания по раз и навсегда установленным нормам. Ведь желание естьзависит от многих причин, главная из которых, на наш взгляд, элементарна:человек должен проголодаться. И все. И никаких сложностей. У нас в семье этапроблема и не возникала, потому что: "Хочешь - ешь, не хочешь - не надо, ноуж до следующей еды никаких кусков". Исключения, конечно, бывают, особеннодля малышей, но уговаривать и охать по этому поводу никому даже и в голову неприходит. В результате у всех ребят отличный аппетит, не нуждающийся, кстатисказать, ни в специальной психологической подготовке, ни в изысканнойсервировке, ни в специальных блюдах. На последнем придется остановиться подробнее. Сколько раз мне приходилось ичитать и слышать о том, что детям необходимо отдельное меню, соответствующееих возрасту. И всякий раз это вызывает у меня недоумение и грустную улыбку:на кого рассчитаны эти рекомендации? Можно подумать, что в каждой семье естьповар, или кухарка, или, по крайней мере, освобожденная от всех иных делбабушка. Даже если в семье двое детишек, годовалый и пятилетний, то ужеследует готовить каждый раз три варианта разных блюд: маленькому отдельно,старшему соответственно тоже, а взрослым тоже что-то свое. Некоторые женщиныпытаются это делать и... - Ох эти разносолы - все свободное время у плиты торчу! - жаловалась мне одназнакомая. - Больше ни на что времени не хватает! Когда же я в ответ заикнулась: мол, можно бы и попроще, она удивилась: - Щи да кашу? Ха-ха! Не то время. Мои мужики (у нее муж и пятилетний сын)каши какие-нибудь и видеть не хотят. Мясо жареное подавай, а сыну котлеткидомашние или курочку... - И подаешь? - спросила я не без иронии. - А как же! У меня не семеро по лавкам, во всяком случае, на нормальноепитание хватает, - не удержалась от колкости и она. Мы не поняли друг друга. Ей было жалко моих детей, которые "не могутнормально питаться", а мне было грустно по другой причине: у этой мамы всевремя и силы уходят на питание, а на воспитание уже ничего не остается. Я предпочла иное: как только возможно, высвободить время для воспитания, дляобщения с детьми. За счет питания? Нет. Просто попыталась найти рациональноерешение этой непростой житейской задачи. Итак, дано: очень мало времени, неочень много средств и семь-восемь и более человек от мала до велика.Требуется: всех накормить вовремя, досыта и доброкачественно. Решение задачи. Учитываем, что доброкачественность пищи далеко не прямо пропорциональнадороговизне продуктов и обратно пропорциональна длительности их тепловойобработки. Берем самые разные овощи, крупы и... покупаем скороварку. Учитываем далее, что в семье есть малые дети, которым острые блюда,копчености, жирное мясо, костистая рыба и избыток сладостей ни к чему.Удаляем, все это из общего рациона. Учитываем, кроме этого, что существует множество продуктов (особенномолочных!), уже готовых к употреблению: хлеб, молоко, творог, кефир, сыр,сметана, сливочное и растительные масла, мед. Эти продукты - по возможности ипо желанию - каждый день. Наконец, фрукты. Вволю дороговато, приходится делить понемногу на всех(обязательно на всех, не только детям!). Кроме того, есть ведь и сухиефрукты. Вы думаете: недостаточно? Фруктов, может быть, да. Но витаминов?Заморские апельсины, например, можно вполне заменить сладкой сочной (идешевой!) отечественной морковкой, а вместо дефицитных мандаринов всегдаможно сделать великолепный салат из свежей капусты с зеленым луком игорошком. Что в результате: овощные и крупяные супы, борщи чаще на мясном бульоне,всевозможные каши (манная - одна из любимейших), картошка во всех видах: отпеченой в мундирах до жареной; особенно любимы тушенная с мясом и пюре;макароны с сыром, винегрет, рыба, рыбные консервы (там есть размягченныекосточки, необходимые для профилактики кариеса). Ну и конечно, хлеб, молоко,молочные продукты. Праздничные блюда: фруктовый сок, пельмени и пироги ссамыми разными начинками, печенья собственного изготовления, торты, конфеты. Задача, считаю, в основном решена: времени, сил, средств - минимум, но едывдоволь, она хоть и без разносолов, но свежа и разнообразна. И все-таки одназагвоздка есть: как же быть с разными возрастами? Открою два секрета, которые мне помогли решить и эту проблему. Об одном я ужеупомянула: мы приблизили общий стол к детскому рациону, то есть исключили допоры до времени все, что детям неполезно (а оно, как оказывается, неполезно ивзрослым), следовательно, такая перемена получилась никому не в ущерб. Вторым было вот что: за стол мы всегда садимся всей семьей, отдельно я (кромегрудных, разумеется) никого не кормила, хотя частенько брала на колени к себесамого маленького и за общим столом давала ему попробовать то, что ему было"по зубам": ложечку бульона, пюре, киселя, каши - из того, что ели всеостальные. Постепенно малыш пробовал самую разнообразную еду и никакихтрудностей с переходом к новой пищей у нас с ним никогда не возникало.Ребенок легко привыкал к любой новой для него еде, наверное, потому, чтоначинал с самых маленьких порций и ел сколько ему хотелось. Все это полностьюосвободило меня и от специального приготовления пищи для ребенка, и от тратывремени на его отдельное кормление. Это оказалось очень полезным и еще водном отношении. Малыша за общим столом намного легче было приучить копрятности и умению пользоваться чашкой, ложкой, вилкой, хотя опять-такиспециального времени это обучение у нас не отнимало - все шло "между делом".При этом я сама вполне успевала нормально, не торопясь, поесть, потому чтообслуживанием за столом уже не занималась - это обеспечивал кто-нибудь изсемьи. Малыш - сидел ли он у меня или у папы на коленях, или, позже, на своемвысоком стульчике - был постоянно под наблюдением взрослого. Это оказалосьочень важно в самом начале - тогда было сравнительно нетрудно приучитьребенка к правильному поведению за столом и не приходилось его потом долго инудно переучивать. Со временем мы четко поняли, что первая же попытка швырнуть на пол ложку,размазать кашу или хлопнуть рукой по киселю должна быть строго пресечена:можно отодвинуть еду, отобрать ложку, даже высадить из-за стола. Первая же! Аесли надо, и вторая и третья. Тогда дальше будет легко. Если же начатьуговаривать или наказывать после десяти размазываний, на которые не обращалираньше внимания, то скандалов, капризов и нервотрепок не избежать. Думаю, ссамого начала должно быть несколько четких запретов: нельзя ничего разливатьи пачкать, нельзя крошить, бросать хлеб и играть с ним, нельзя (для детейпостарше) оставлять после себя объедки, куски хлеба, еду на тарелке. Дляэтого мы всегда спрашиваем: сколько положить? Если малыш не рассчитал и никакне может справиться, отложим: "Доешь потом". Иногда ему могут помочь папа илимама. Но выбрасывать - ни-ни, это преступление! Когда приходила пора (у нас это было в 1 год - 1 год 3 месяца) и ребенок самтянулся за ложкой - не для игры, а чтобы попробовать ею есть, мы давали емуложечку, маленькую, удобную для него. Но давали (в первый же раз!) правильно,не в кулак и не в щепоть, а как полагается, и придерживали его непослушныепальчики своей рукой. Фактически на первых порах приходилось держать ложкуимеете с ним и помочь ему донести кашу не в ухо, не к щеке, а в ротишко. Итак изо дня в день может пройти целая неделя. Приходилось набиратьсятерпения. Затем мы постепенно пробовали отпускать ручку малыша. При этомкаждый раз давали ему ложку только правильно, следили за тем, чтобы он иначеложку во время еды не брал. И не ругали за неудачу, а хвалили, когдаполучается. А уж когда малышу удавалось самому съесть несколько ложек каши (яее варила не слишком жидкой для начала), то мы устраивали даже маленькийпраздник: дарили, например, ему особую ложку с его инициалами. На все эти "мелочи" у взрослых часто не хватает терпения и умения (хотяссылаются они при этом на нехватку времени), а это как раз не мелочь - в этомтоже рождается самостоятельность. Надо обязательно помочь этому важнейшемупроцессу в развитии ребенка, не пожалеть на это времени, не прозевать самыепервые его проявления ни в чем - это сторицей окупится потом. Что-то у меня получается все не про здоровье, а про и, другое, совсем с нимне связанное. Б.П.: Ну и что же, в конце концов, ведь мы же писали еще в первой своейброшюре "Правы ли мы?", что не согласны с поговоркой: "Слаб, потому что малокаши ел". Это тогда, когда люди голодали, она отчасти была справедливой, да ито только отчасти. И сила и здоровье куда больше зависят совсем от другого. Кэтому мы сейчас и перейдем.

Наша спортивная комната

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.