Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема: МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ





УСЛУГИ В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ.

КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛУГ

 

Услуги (services) представляют собой комплекс многообраз­ных видов деятельности и коммерческих занятий, связанных с удовлетворением широкой совокупности потребностей людей.

Можно выделить понятие услуг в широком и узком смысле слова. В широком смысле услуги – это комплекс разнообразных видов деятельности и коммерческих занятий человека, посредством которых он общается с другими людьми. В узком смысле под услугами понимаются конкретные акции, мероприятия, которые одна сто­рона (партнер) может предложить другой стороне.

Хотя услуги традиционно рассматриваются как так называемый «третичный сектор» экономики, на них к настоящему времени приходится уже 2/з мирового ВВП. Они абсолютно преобладают в экономике США (75 % ВВП) и других промышленно развитых государств.

Услуги имеют ряд существенных отличий от товара в его ма­териальном выражении:

1) они, как правило, неосязаемы. Эта неосязаемость и «невидимость» большинства видов услуг является нередко основанием для того, чтобы называть внешнюю торговлю ими невидимым (invisible) экспортом и импортом;



2) услуги неотделимы от своего источника;

3) их производство и потребление, как правило, неразрывны;

4) для них характерны непостоянство качества, изменчивость и несохраняемость.

Количество услуг, их роль в экономике и международной торговле быстро растет, прежде всего в результате НТП, роста международных экономических связей в целом, повышения до­ходов и платежеспособности населения во многих странах мира. Поскольку услуги неоднородны, существует несколько их клас­сификаций.

Классификация услуг, основанная на Международной стан­дартизованной промышленной классификации, принятой ООН включает:

1) коммунальные услуги и строительство;

2) оптовую и розничную торговлю, рестораны и гостиницы;

3) транспортировку, хранение и связь, а также финансовое посредничество;

4) оборону и обязательные социальные услуги;

5) образование, здравоохранение и общественные работы;

6) прочие коммунальные, социальные и личные услуги.

Большая часть услуг по этой классификации производится и потребляется внутри страны и не может быть объектом меж­дународной торговли.



Классификация МВФ, применяемая при составлении платеж­ного баланса, включает следующие виды услуг, связанные с пла­тежами между резидентами и нерезидентами: 1) транспорт; 2) по­ездки; 3) связь; 4) строительство; 5) страхование; 6) финансо­вые услуги; 7) компьютерные и информационные услуги; 8) роялти и лицензионные платежи; 9) другие бизнес-услуги; 10) личные, культурные и рекреационные услуги; 11) правительственные услуги.

С точки зрения движения факторов производства услуги де­лятся на факторные (factor services), возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы, и нефакторные (non-factor services) – остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги).

К настоящему времени изменились подходы, связанные с делением услуг на торгуемые и неторгуемые. Ранее теоретики и практики делили услуги на торгуемые и неторгуемые в международной торговле по принципу трансграничного обмена услугами, т.е. такого обмена, при котором производитель и потребитель услуги находились по разные стороны таможенной границы, а обмениваемая услуга эту границу пересекала (по аналогии с торговлей «обычны­ми» товарами). Примерами такого рода трансграничного обме­ни услугами являются почтовые или телекоммуникационные услуги. Те услуги, которые осуществлялись без такого трансгра­ничного обмена, считались неторгуемыми. Однако в ходе подписания Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС) был сформулирован новый подход к международному обмену услугами, в соответствии с которым этот об­мен может быть осуществлен следующими основными способами:



1. Услуга перемещается через таможенную границу так же, как и «обычный» товар, когда производитель и потребитель находятся по разные стороны таможенной границы.

2. Иностранный производитель услуги сам перемещается на территорию страны, где расположен ее потребитель.

3. Иностранный потребитель услуги перемещается на территорию страны, где производится услуга.

4. Через таможенную границу перемещаются физические лица-резиденты одного государства, производящие и/или потребляющие услуги в другом государстве (т.е. имеет место комбинация второго и третьего способов международной торговли услугами).

В результате таких новых теоретических подходов в катего­рию торгуемых (в международной торговле) услуг перешли боль­шинство видов производимых услуг. В связи с этим новый смысл приобрели некоторые понятия, касающиеся экспорта и импорта услуг. Так, например, туристическая фирма России, отправляющая российских туристов за границу, осуществляет при этом импорт туристических услуг, а фирма, принимающая иностранных ту­ристов, экспортирует туристические услуги. Российский профес­сор, преподающий в зарубежном университете и переводящий часть своего дохода в Россию, является экспортером интеллек­туальных, образовательных услуг.

В ходе международных переговоров в рамках ГАТТ/ВТО учи­тывается более 160 видов услуг, разбитых на 12 секторов:

1) деловые услуги (46 отраслевых видов услуг);

2) услуги связи (25 видов);

3) строительные и инжиниринговые услуги (5 видов);

4) дистрибьюторские услуги (5 видов);

5) общеобразовательные услуги (5 видов);

6) услуги по защите окружающей среды (4 вида);

7) финансовые услуги, включая страхование (17 видов);

8) услуги по охране здоровья и социальные услуги (4 вида);

9) туризм и путешествия (4 вида);

10) услуги в области организации досуга, культуры и спорта (5 видов);

11) транспортные услуги (33 вида);

12) прочие услуги.

ГАТС в рамках ВТО классифицирует международную торговлю услугами по способу их предоставления. При этом выделяются: 1) трансграничная торговля услугами; 2) передвижение потре­бителя в страну, где потребляется услуга (потребление за рубе­жом); 3) учреждение коммерческого присутствия в стране, где должна оказываться услуга; 4) временное перемещение физичес­ких лиц в другую страну для предоставления услуги. Наиболь­ший объем услуг (в сумме около 80 %) приходится на первый и третий способы.

Международная финансовая статистика МВФ публикуется по трем группам услуг: 1) транспортные услуги, 2) туризм и 3) другие частные услуги.

 

 

ДИНАМИКА И СТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ

 

Международный экспорт услуг растет быстрее междуна­родного экспорта товарами. Экспорт услуг составлял в 1980 г. 102 млрд долл., в 2003 г. он уже составил (по данным ВТО) 1763, а в 2009 г. – 3350 млрд долл. Экспорт услуг в целом растет, и к 2015 г., по оценкам ИМЭМО РАН, он может со­ставить до 30 % совокупной международной торговли.

К числу причин, обусловливающих динамичный рост меж­дународной торговли услугами, можно отнести:

• НТП и связанные с ним кардинальные сдвиги в международном разделении труда (при этом растут не только масштабы производства услуг, но и их многообразие);

• рост общей открытости национальных экономик, в результате чего все большая часть услуг становится объектом международной торговли;

• изменение структуры потребления населения современного мира, которое все больше ориентируется на потребление услуг;

• переход ведущих стран современного мира, а вслед за ними и других стран к современному «новому информационному обществу», в основе которого лежит рост потребления услуг, особенно информационных;

• растущая взаимосвязанность международной торговли различными видами услуг (многие из которых реализуются вместе — «в одном пакете»).

В целом же международная торговля услугами по своим аб­солютным масштабам еще отстает от международной торговли товарами. К причинам этого можно отнести следующее:

1. Основная часть услуг (особенно услуг со стороны государственных организаций) реализуется внутри стран (это хорошо видно при сопоставлении данных о долях услуг в ВВП отдельных стран и данных о доле услуг в международной торговле).

2. Торговля услугами по мере своего развития требует все более высокого технического оснащения. Однако этот уровень (особенно в области телекоммуникационных, информационных, транспортных, туристических услуг) был достигнут относительно недавно.

3. В либерализации международной торговли товарами в последние годы были достигнуты значительно большие успехи, чем в международной торговле услугами. Сдвиги, которые были достигнуты ГАТТ, а затем ВТО, относились прежде всего к торговле товарами (режим наибольшего благоприятствования, благоприятные условия доступа на внутренние рынки, национальный режим). Услуги же (кроме урегулирования на международном уровне некоторых транспортных и туристических проблем) длительное время оставались в компетенции национальных правительств и не были объектом многостороннего регулирования международной торговли.

Однако одной из наиболее важных характеристик современной мировой торговли является очень динамичный рост экспорта и импорта услуг. Многие специалисты полагают, что официально публикуемые данные об объемах международной торговли услу­гами занижают действительный стоимостный объем реализуемых в международной торговле услуг. К причинам этого фактичес­кого занижения относятся:

• занижение оценки расходов туристов за рубежом;

• услуги нередко представляются в комплекте с реализуемыми за рубежом товарами (а стоимость услуг при этом часто фиксируется как часть стоимости товара);

• услуги составляют довольно значительную часть внутрифирменного обмена в рамках ТНК, а учитывая то, что продажа как товаров, так и услуг в них осуществляется по так называемым трансфертным ценам (которые нередко сознательно занижаются), то стоимостная оценка реализуемых при этом услуг также оказывается заниженной;

• занижается и оценка банковских и страховых услуг, поскольку иногда доходы по этим операциям реинвестируются (вкладываются) в тех же зарубежных странах, где они и были получены.

В целом же полнота и достоверность статистического учета международной торговли услугами остается одной из сложных и до конца не решенных проблем международной статистики.

В отраслевой структуре (по основным видам услуг) экспорта услуг до начала 80-х гг. преобладали транспортные услуги, од­нако в последующие десятилетия они уступили первенство «другим частным услугам» и туризму, которые развивались гораздо быстрее. В начале XXI столетия «другие частные услуги» впол­не обоснованно заняли 1-е место в экспорте услуг (около 45 %), поскольку в их состав входят, в частности, такие, динамично развивающиеся виды услуг, как финансовые, информационные, коммуникационные, консультационные услуги.

У России структура экспорта услуг в настоящее время выглядит следующим образом: 42 % – туризм, 33 % – транспортные услуги и 25 % – прочие частные услуги.

Изменяется и географическая структура международной торговли услугами.

Международный обмен услугами осуществляется, прежде всего, внутри группы промышленно развитых стран.

По объемам торговли услугами с растущим отрывом от других государств лидируют США (16,0 % мирового экспорта и 12,5 % мирового импорта услуг в 2003 г., по данным ВТО). На США приходится максимальный объем торговли услугами по каналам ТНК. Характерно при этом, что США с их традиционным де­фицитом (отрицательным сальдо) во внешней торговле товара­ми, имеют значительное положительное сальдо во внешней тор­говле услугами.

Характерно при этом, что в отличие от США Германия, Япо­ния, Канада и Китай больше ввозят услуги, чем их вывозят, т.е. являются нетто-импортерами услуг. У большинства развивающих­ся стран – отрицательное сальдо во внешней торговле услугами.

Россия на международном рынке услуг в 2003 г. занимала 24-е место в мире по экспорту (0,9 %) и 18-е место по импорту (1,5 %). Россия – нетто-импортер коммерческих услуг. По дан­ным ВТО, отрицательное сальдо России по услугам составляло в 2003 г. 10,8 млрд долл. (в 2002 г. оно было меньше – 8,6 млрд).

Можно говорить о специализации национальных экономик на экспорте услуг в системе международного разделения труда. В промышленно развитых странах это, прежде всего, финансовые, те­лекоммуникационные, информационные, деловые услуги, пере­довые технологии, а также услуги по образованию, здравоохра­нению и туризму. Некоторые развивающиеся страны также специализируются на производстве и предоставлении услуг туристических (Турция, Египет, Таиланд и др.), транспортных (Египет, Панама и другие государства так называемого «откры­того судового реестра»), финансовых (оффшорные центры Кариб­ского моря и Тихоокеанских островов). Возрастает роль в между­народной торговле услугами новых индустриальных государств, Китая и ряда других государств. Россия является нетто-экспортером транспортных услуг и имеет здесь перспективы исполь­зования своего евразийского положения для организации тран­зита, перспективно развитие услуг в области высоких техноло­гий и международного туризма.

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ

 

Появление на международном рынке услуг ТНК привело к тому, что диверсификация их деятельности в сфере услуг начала, по существу, «размывать гра­ницы» между отдельными видами услуг. Возникли противоре­чия между ТНК, действующими в сфере услуг, и национальны­ми правительствами (особенно в области предоставления фи­нансовых, информационных и некоторых других услуг). В связи с этим весьма актуальными стали проблемы государственного и международного регулирования международной торговли услугами. В целом в современных условиях существенными остаются роль государств в сфере услуг и двусторонние договоры между ними в данной сфере. Сохранение существенной роли государств в международной торговле услугами, регулирующего и контро­лирующего воздействия со стороны государств на международ­ную торговлю услугами связано со следующими обстоятельствами:

1. Услуги остаются одним из основных направлений общей социально-экономической политики любого государства.

2. Государство обязано решать проблемы защиты интересов своих граждан – потребителей услуг (недобросовестная конкуренция в сфере услуг, проблемы защиты общественной морали и нравственности и т.д.).

3. Государство решает проблемы платежного баланса страны, движения денежных потоков, для которых международная торговля услугами имеет существенное значение.

4. Государство должно рационально сочетать решение проблем протекционизма по отношению к отечественным производителям услуг и обеспечения условий для развития международной конкуренции, а также проводить соответствующую ценовую и антимонопольную политику в сфере услуг.

Система регулирования государствами международной тор­говли услугами включает:

• различные формы таможенного контроля;

• различные формы ограничения деятельности иностранных фирм в сфере услуг (вплоть до их дискриминации);

• осуществление контроля за ценами (или тарифами) на услуги;

• использование системы стандартов в области услуг, действующих в данных странах;

• лицензирование отдельных видов услуг.

К основным группам ограничений деятельности иностранных фирм в области услуг, применяемых в некоторых странах, мож­но отнести:

• общие ограничения, касающиеся движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы и информации;

• ограничения, связанные с прямыми иностранными инвестициями (в том числе направляемыми и в сферу услуг);

• запрет иностранным фирмам реализовать определенные виды услуг (например, в некоторых странах иностранным фирмам запрещено осуществлять прямое личное страхование граждан);

• ограничения, связанные с регламентированием государством определенного порядка использования иностранной рабочей силы и услуг, которые предоставляются отечественными фирмами;

• ограничение различных видов государственной помощи (включая субсидирование со стороны государства и государственные закупки), а также особые требования по ведению финансовой и бухгалтерской отчетности, которые предъявляются к иностранным компаниям.

Реализация различных форм и методов регулирования меж­дународной торговли услугами в различных странах связана с при­нятием и использованием соответствующих нормативно-правовых актов, касающихся международной торговли услуг в целом и/или ее отдельных сегментов.

Так, в Российской Федерации основные общие положения по государственному регулированию внешнеторговой деятельнос­ти в области внешней торговли услугами определены в Федераль­ном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах госу­дарственного регулирования внешнеторговой деятельности». В дан­ном законе указаны основные способы осуществления внешней торговли услугами.

Предусмотрено также положение о национальном режиме в от­ношении внешней торговли услугами. Иными словами, в зако­не зафиксировано положение о том, что иностранным исполни­телям услуг может быть предоставлен режим не менее благопри­ятный, чем режим, предоставляемый аналогичным российским исполнителям услуг и оказываемым ими на территории России услугам. Режим считается менее благоприятным, если он изме­няет условия конкуренции в пользу российских исполнителей услуг или оказываемых ими на территории РФ услуг по сравне­нию с аналогичными иностранными исполнителями услуг или оказываемыми ими услугами.

• В законе отмечается, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, исходя из национальных интересов, могут вводиться меры, за­трагивающие внешнюю торговлю услугами, если эти меры: необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка; необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; направлены на обеспечение равного или эффективного установления или сбора налогов в отношении иностранных исполнителей услуг и/или способов оказания услуг; являются мерами по реализации положений договора об избежании двойного налогообложения и т. д.

В тех сегментах мирового рынка услуг, где страны между со­бой уже давно взаимодействуют, были созданы и действуют спе­циализированные международные организации. К их числу можно отнести, например, Международную организацию гражданской авиации – ИКАО {JCAO – International Civil Aviation Organization), Всемирную туристскую организацию (WTO – World Tourist Organization), Международную морскую организацию – И МО (/МО – International Maritime Organization). В рамках ИКАО осу­ществляется унификация правил полетов и эксплуатации воздуш­ного транспорта, аэродромов и т.д. Всемирная туристская орга­низация определяет нормы и стандарты содержания гостиниц, ресторанов и другие вопросы обслуживания туристов. ИМО ре­шает вопросы безопасности на море, загрязнения моря и т.д.

Ярким примером успешного регулирования международной торговли услугами на региональном уровне является ЕС, где в ре­зультате многолетнего сотрудничества были сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами, а во взаимоотношениях между странами действует принцип национального режима, в со­ответствии с которым фирмы-нерезиденты имеют на территории всех стран ЕС те же условия торговли, что и фирмы-резиденты. Такой же принцип действует и в рамках Северо-Американского соглашения о свободной торговли (НАФТА). Однако наиболее высоким уровнем многостороннего регулирова­ния является уровень современной ВТО, в рамках которой действует Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ТЕХНОЛОГИЙ

 

Специфической составной частью международного рынка услуг является международный рынок технологий, отличающийся большим разнообразием и динамизмом развития.

Международная торговля технологиями – это предоставле­ние на коммерческой основе иностранному контрагенту резуль­татов научно-технической деятельности, имеющих не только научную, но и прикладную практическую ценность (освоение на их основе производства новых товаров, предоставление новых видов коммерческих услуг и т.д.).

Объектами международной торговли технологиями являют­ся результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной и неовеществленной форме, причем четкой границы между этими формами нет. Неовеществленной формой могут считаться тех­ническая документация, знания, опыт, рецептура, лицензии на использование результатов научно-технических разработок, ком­пьютерных программ. К овеществленной форме относятся про­мышленные образцы, отдельные агрегаты и технологические линии, которые передаются для дальнейшего производства по той или иной технологии.

Субъектами международного рынка технологий могут высту­пать государства, высшие учебные заведения и научно-исследо­вательские организации, различные фирмы и фонды, а также физические лица – изобретатели и ученые. Иными словами, собственниками созданных технологий и других результатов научно-технической деятельности выступают либо их создате­ли, либо те государственные и негосударственные организации, которые финансируют их деятельность. Хотя и в современных условиях действуют изобретатели-одиночки, однако значитель­ные затраты на НИОКР оказываются под силу прежде всего крупным фирмам, особенно ТНК. Большие средства расходуются на внедрение и распространение новых технологий, создание на их базе новых товаров, пользующихся спросом и обладающих конкурентоспособностью на современном международном рынке.

В связи с этим проявляются тенденции монополизации или олигополизации новых технологий на определенный период. Эти тех­нологии передаются в первую очередь филиалам или дочерним компаниям ТНК и в гораздо меньшей степени самостоятельным фирмам.

Однако это не означает, что создание новых технологий и их активное внедрение возможно только в рамках ТНК. Именно в соз­дании новых технологий и объектов интеллектуальной собствен­ности и их производственном освоении весьма существенная роль принадлежит малым и средним фирмам, которые нередко назы­ваются венчурными или рисковыми. Их преимущество – в уз­кой специализации, производстве однородной продукции и кон­курентоспособности именно на узкоспециализированных рынках.

Технологии являются частью интеллектуальной собственности и, соответственно, охраняются национальным законодательством и международными соглашениями. На практике законодатель­ство по интеллектуальной (промышленной) собственности ос­новывается на принимаемых в отдельных странах соответству­ющих патентных законах. Однако в международном масштабе еще полностью не сформирована система, регламентирующая едино­образный порядок приобретения правовой охраны различных объектов интеллектуальной (промышленной) собственности и ус­танавливающая обязательные критерии патентоспособности тех­нического решения (когда на данное техническое решение может быть получен патент), определяющая сроки действия ох­ранных документов и т.д.

К началу XXI в. единые международно-правовые (патентные) требования были выработаны лишь в ЕС.

Фактом остается то, что основная часть объектов промышлен­ной собственности защищается в двух странах – США и Япо­нии. Однако между ними существуют весьма существенные раз­ногласия в данной области по целому ряду принципиальных вопросов. Япония, разделяя мнение всех остальных стран мира, исходит из принципа, что изобретателем является лицо, кото­рое первым подало заявку на патент. В США действует иной принцип – патент может быть выдан не тому лицу, которое первым подало заявку на патент, а тому, кто может доказать, что данное изобретение сделано им.

В системе ООН действует специализированное учреждение – Всемирная организация интеллектуальной собственности – ВОИС (World Intellectual Property Organisation, WIPO), которая опира­ется на многочисленные конвенции, договоры и союзы государств, сложившиеся в данной сфере еще с 80-х гг. XIX в. (Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г.). Россия участвует в работе этой организации.

В своей деятельности ВОИС преследует такие цели, как со­действие охране интеллектуальной собственности во всем мире посредством развития сотрудничества различных государств и вза­имодействию в данной области с любой другой международной организацией.

Кроме того, ВОИС предусматривается оказание содействия развивающимся странам в области охраны интеллектуальной собственности. Применительно к промышленной собственнос­ти, рациональное решение вопросов которой также имеет суще­ственное значение для развивающихся стран, ВОИС была утвер­ждена постоянная программа по сотрудничеству в целях разви­тия в области охраны промышленной собственности. Реализация этой программы ВОИС предполагает:

• подготовку квалифицированных кадров для развивающихся стран;

• подготовку типовых законов по изобретениям, промышленным образцам, товарным знакам и другим объектам промышленной собственности, специально предназначенных для развивающихся стран;

• создание и совершенствование деятельности соответствующих компетентных учреждений в области охраны промышленной собственности;

• содействие в развитии национальной изобретательской деятельности;

• облегчение получения развивающимися странами на льготных условиях иностранной технологии, в основе которой лежат новые технические достижения;

• создание фондов описаний к иностранным патентам, содержащих информацию о новейших достижениях, и ее использование гражданами из развивающихся стран.

Международная торговля технологиями входит в сферу дея­тельности ВТО (в рамках которой действует Соглашение по торго­вым аспектам прав интеллектуальной собственности, ТРИПС – The Agreement on Trade Related Aspects of Intellectual Property Rights, TRIPS).

Содержание Соглашения ТРИПС перекликается с другими конвенциями, предметом которых являются авторские права, интеллектуальная и промышленная собственность (Парижская конвенция по защите промышленной собственности, Бернская конвенция по защите литературных и художественных произве­дений, Договор в отношении интеллектуальной собственности по интегральным схемам и др.). Поэтому в Соглашении прове­дено разграничение между вопросами, регулируемыми другими конвенциями, и Соглашением ТРИПС, подтверждена действен­ность норм других соглашений, участниками которых страны – члены ВТО должны стать, и одновременно формулируется ряд новых концептуальных и правовых подходов к данной группе вопросов.

Следует подчеркнуть, что Соглашение ТРИПС регламенти­рует те аспекты прав интеллектуальной собственности, которые связаны с международной торговлей.

В целом Соглашение ТРИПС создает более жесткие нормы охраны прав интеллектуальной собственности как одной из со­ставляющих современной международной торговли. Это требу­ет от стран-участниц Соглашения значительных расходов на его реализацию и создание дорогостоящего контрольного аппа­рата. Реализуя требования Соглашения ТРИПС, все страны-уча­стницы должны существенно расширить свою судебную и ад­министративную базу, улучшить систему регистрации торговых знаков и марок и создать компьютеризованные информацион­ные системы, механизмы контроля, подготовить соответствую­щие высококвалифицированные кадры для практической реали­зации Соглашения.

Достоинствами Соглашения ТРИПС является формирование новых стимулов для инвестиций в наукоемкие отрасли современ­ного производства и развитие международной торговли наукоемкими товарами, в которых содержится интеллектуальная соб­ственность.

Российская Федерация является участницей Парижской конвенции по охране промышленной собственности и Договора о патентной кооперации, которые регламентируют международное признание национальных патентов. Сотрудничая со своими парт­нерами в рамках данных Соглашения и Договора, Россия реша­ет и вопросы совершенствования своего законодательства в данной области.

Российское законодательство в указанной сфере включает Патентный закон 1992 г., законы «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «Об авторском праве и смежных правах» и ряд других.

Основным условием присоединения России к ВТО является приведение федерального законодательства и законодательства субъектов РФ в соответствие с нормами и правилами BТО, т.е. в данном случае – в соответствие с ТРИПС. Страны-члены ВТО в соответствии с данным соглашением принимают обяза­тельства в отношении авторских и смежных прав, товарных зна­ков, использования географических названий, промышленного дизайна, патентов, топологии интегральных схем, защиты кон­фиденциальной информации.

В России еще значителен удельный вес контрафактной и фаль­сифицированной продукции. Так, в 2002 г., по оценкам, доля пиратских видеокассет составляла в РФ 83 %, аудиокассет – 76, DVD – 80, CD – 86 %. Распространение контрафактной и фаль­сифицированной продукции наносит существенный экономи­ческий ущерб России и другим странам СНГ. Низкая себесто­имость поддельных товаров позволяет их производителям и по­ставщикам получать высокие прибыли, не облагаемые налогами, в связи с чем растут недопоступления налоговых платежей в го­сударственный бюджет страны. В России эти недопоступления оценивались в 3 млрд долл., в Украине – 1,5 млрд, в Бело­руссии, Казахстане, Киргизии и Молдавии – от 0,5 млрд до 1,4 млрд долл. Таким образом, в данной сфере существует до­вольно значительный теневой сектор. В результате дискреди­тируются российские и зарубежные предприниматели, потре­бители несут потери, а в некоторых случаях (например, при реализации фальсифицированных лекарств и парфюмерии) наносится и ущерб их здоровью. Сохранение теневого секто­ра в данной сфере наносит значительный ущерб экономике Рос­сии, ограничивает приток в страну иностранных инвестиций, становится одним из основных препятствий для присоедине­ния РФ к ВТО.

Вопросы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области внешней торговли интеллектуальной собственностью получили свое отражение в Федеральном зако­не от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Однако в целом государственное регулирование технологичес­кого обмена и других сфер внешней торговли интеллектуальной собственностью в России еще находится на начальном этапе, что не способствует в полной мере защите национальных интересов и привлечению иностранных инвестиций.

В обмене технологиями можно выделить следующие главные виды.

1. Знания и опыт в форме изобретений, промышленных об­разцов, товарных знаков, полезных моделей. Изобретения, их авторство и монопольное право на использование закрепляется государственным свидетельством – патентом. Патент действу­ет только на территории страны, где он выдан, поэтому широко распространено заграничное патентование. Если патентовладе­лец сам не использует патент, он может продать его или разре­шить его использование на основе лицензионного соглашения. Предоставление лицензии заграничному контрагенту называет­ся международным лицензированием.

Существуют три основных вида лицензионных соглашений. При продаже простой лицензии патентовладелец – лицензиар оставляет за собой право самостоятельно использовать объект лицензии, а также предоставлять его третьим лицам. При за­ключении договора исключительной лицензии лицензиар предо­ставляет покупателю исключительные права на объект лицензии, но оставляет за собой право использовать этот объект в собствен­ном производстве. При договоре полной лицензии лицензиар не имеет права использовать объект лицензии на период действия договора.

Международная торговля лицензиями – основная форма об­мена технологиями. Лицензионные платежи (плата за лицензии) подразделяются на периодические – роялти и единовременные – паушальные. Роялти – это рента за интеллектуальные ресурсы. Она выплачивается в виде отчислений от дохода покупателя лицензии в течение срока действия соглашения. Паушальные платежи – твердо зафиксированная в лицензионном соглашении сумма, не зависящая от объема производства и сбыта продукции.

2. Знания и опыт научно-технического, производственного, управленческого, коммерческого, финансового и иного характера, объединенные под общим названием «ноу-хау». Они защищены не специальными охранными документами, а конфиденциальностью и передаются в виде документации либо непосредственного практического, производственного опыта.

3. К международному обмену технологиями примыкают международный инжиниринг и разнообразные деловые услуги. Международный инжиниринг – это предоставление иностранному контрагенту комплекса или отдельных видов инженерно-технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объекта в эксплуатацию, с разработкой новых технологических процессов на предприятии заказчика, а также управленческих, маркетинговых и подрядных услуг.

Господствующее место в международном обмене технологи­ями занимают промышленно развитые страны – США, Запад­ная Европа, Япония, повышается роль новых индустриальных стран, Китая и Индии. Вклад НТП в развитие мировой эконо­мики становится решающим. С другой стороны, НТП зависит от расходов на НИОКР, подготовки научных и инженерных кад­ров и политики государства в инновационной сфере. Так, в. доля расходов на НИОКР составляла в США, Японии и Герма­нии 2,7–2,9 % ВВП, во Франции и Великобритании 2,3–2,4 % ВВП. Новые индустриальные страны приближаются к европей­ским показателям, а Республика Корея – к показателю США. Главные расходы по финансированию НИОКР приходятся на предпринимательские структуры (около 67 % по странам ОЭСР), но доля государственного бюджета тоже велика (в США – 33 % НИОКР).

В России в 90-е гг. научно-технические исследования оказа­лись в очень тяжелом положении. По официальным данным персонал, занятый исследованиями и разработками, уменьшил­ся вдвое. Бюджетные ассигнования по разделу «Фундаменталь­ные исследования и содействие научно-техническому прогрес­су» (без учета НИОКР в области космической деятельности) сократились с 0,5 % ВВП в 1992 г. до 0,24 % в 2000 г.

Согласно официальной статистике разработку и освоение инноваций в России осуществляют только 10% предприятий. При этом опережающие показатели инновационной активности де­монстрирует ограниченное число отраслей: нефтехимия, произ­водство кокса и ядерных материалов (доля стоимости иннова­ционной продукции составляет 33 %, химия – 26,4 % и произ­водство электрооборудования – 24,4 %). В других отраслях инновационная активность существенно ниже. Для сравнения: в США средний показатель инновационной активности состав­ляет около 30 %. В целом же доля России в мировых инноваци­ях составляет всего 0,3–0,5 %, в то время как аналогичная доля у США 36 %, Японии – 30, Германии – 17 %, и даже у Китая этот показатель составляет уже 6 %.

С 1999 г. положение в области НИОКР постепенно стало меняться к лучшему, увеличиваются бюджетные ассигнования и в большей степени средства организаций предпринимательс­кого сектора и других источников, составляющих уже до 50 % финансирования.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.