Сделай Сам Свою Работу на 5

Практическое занятие № 12. Грамматические способы. Части речи. Морфологическая классификация языков.





Термины:грамматический способ, фузия, агглютинация, супплетивизм, редупликация, изолирующие, инкорпорирующие, агглютинирующие, флективные, аналитические, синтетические языки, грамматическая категория, части речи, артикль, междометие.

Сообщение:турецкий язык (или другой тюркский язык).

Теоретические вопросы

12.1. Назовите и кратко охарактеризуйте известные вам грамматические способы.

12.2. Какие формы называют аналитическими \ синтетическими?

12.3. Расскажите о двух разновидностях аффиксации.

12.4. Чем отличаются понятия «чередование» и «внутренняя флексия»?

12.5. На основе каких критериев выделяются части речи? Чем можно объяснить наличие большого количества спорных случаев?

12.6. Расскажите об основных морфологических типах языков.

Практические задания

12.7. Определите грамматические способы и грамматические значения, укажите аналитические формы: а) рус.: говорить – говорили, она пишет – она будет писать, убрать – убирать, новое пальто – в новом пальто, сильный – сильнейший, она – ее, я прочитал – я прочитал бы, десять штук – штук десять, «Спартак» обыграл «Интер», леса – леса, гребу – греб, иду – шел, окно – окна, насыпал – насыпал; б) англ.: open – opened, find – found, tooth – teeth, easy – easier – the easiest, a table – from the table she – her, give – gave, writes – was writing, bad – worse, a table – the table; d) нем.: der Mann – die Männer, viel - mehr, blau – blauer – blauest, sagte – hatte gesagt, ich spreche – du sprichst – er spricht – sprach – gesprochen, gut – besser, der Mensch – die Leute.



12.8. (на основе ККР 260 и К 7 с. 49) Определите типы и значения омонимичных аффиксов: стена, стола, два, черна, взяла, моя; пишу, вазу, отцу, в боку, несу.

12.9. Определите части речи, аргументируя свое решение: голодный, блеснувший, фламинго, тихоня, хорошо, новее, новизна, сидя, пять, молодость, зло, десяток, восьмой, мороженое, колючий, шагом, село, быстрее, тысяча.

12.10. Определите морфологический тип языков: русский, татарский, немецкий, финский, грузинский, японский, китайский, английский, шведский, латинский, чукотский, арабский, старославянский, санскрит, польский, готский.

12.11.* (К 8 с. 60) Ниже приведены фразы на языке суахили с их переводами на русский язык:

atakupenda – он будет любить тебя Переведите на суахили: Ты будешь любить их. Я раздражаю его.  
nitawapiga – я буду бить их
atatupenda – он будет любить нас
anakupiga – он бьет тебя
nitampenda – я буду любить его
unawasumbua – ты раздражаешь их

Какие выводы можно сделать о грамматических категориях в языке суахили по сравнению с категориями русского языка? Каков характер аффиксов в этом языке?



12.12.* Определите части речи в отрывке стихотворения из сказки Л. Кэрролла (перевод Д. Г. Орловской): Варкалось. Хливкие шорьки \ Пырялись по наве. \ И хрюкотали зелюки, \ Как мюмзики в мове. Выделите аффиксы, укажите их грамматические значения.

Литература

Учебники А.А. Реформатского (§§ 44-58), В.И. Кодухова (§§ 40, 43), Ю.С. Маслова (§§ 181-192). Вендина Т.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 2001 (Гл. 8 «Части речи»).

Практическое занятие № 13. Синтаксис. Словосочетание и предложение.

Термины:синтаксис, словосочетание, атрибутивные, предикативные, объектные отношения, сочинение, подчинение, согласование, управление, примыкание, изафет, замыкание, инкорпорирование, предложение, предикативность, модальность, номинативный и эргативный синтаксический строй, тема и рема.

Сообщение:шведский язык.

Теоретические вопросы

13.1. Что такое словосочетание? Чем словосочетание отличается от предложения?

13.2. Расскажите о типах словосочетаний (по структуре, по стержневому слову, по виду связи, по смысловым отношениям).

13.3. Каковы основные признаки предложения?

13.4. Расскажите о типах предложений (по разным критериям).

13.5. Как найти тему и рему в предложении (высказывании)?

Практические задания

13.6. Найдите в списке словосочетания, определите тип связи: ясное утро, отец и сын, перед столом, летят журавли, женщина с ребенком, умываю руки, пел басом, благодаря учителю, будем читать, заниматься спортом, более простой, совет да любовь, черный хлеб, черствый хлеб. Какими языковыми единицами являются остальные сочетания слов? В каких разделах языкознания они изучаются?



13.7. Сделайте полный разбор словосочетаний: тихим вечером, заниматься музыкой, желание учиться, приятель из Киева, приехать на неделю, рисует мастерски, достояние народа, два друга, пять яблок, в холле университета, скрывать тревогу, черный кофе, слепой от ярости, вернуться домой.

13.8. Определите члены предложения, выделите все простые словосочетания, охарактеризуйте их: Карл Иваныч, в пестром ваточном халате, подпоясанном поясом из той же материи, в красной вязаной ермолке с кисточкой и в мягких козловых сапогах, продолжал ходить около стен, прицеливаться и очень громко хлопать мух (по Л.Н. Толстому).

13.9. (К 4 с. 69) Почему при переводе на английский и французский языки не сохраняется структура следующих предложений: 1) Странная это была история. 2) Пришли мы туда уже к рассвету. 3) Этого вопроса я не понимаю.

13.10. (К 5 с. 69) Сколько словосочетаний можно образовать с выделенными словами в пределах предложения? Какие формальные средства для этого используются? 1) Очень молодой человек настаивал на своем. 2) Часто наблюдаемые факты не объясняются. 3) Я развлекал его стихами моего друга. 4) Мой товарищ встречал брата с сестрой.

13.11. Выделите тему и рему в предложениях, назовите средства актуального членения: 1) Наша школа была открыта 20 лет назад. 2) В следующем году их внуку исполнится 8 лет. 3) Именно эту книгу я искала вчера в библиотеке. 4) Мы говорили об этом только вчера. 5) Звонил отец, а не Володя.

13.12.* В задании 12.12. определите члены предложения, выпишите 2 словосочетания, дайте их характеристику.

Литература

Учебники В.И. Кодухова (§ 44), А.А. Реформатского (§§ 59-67); ЛЭС («Словосочетание», «Предложение», «Предикативность», «Изафет», «Эргативный строй» и др.). Дополнительная:Хрестоматия (С. 204-212 Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса предложения (на материале русского языка)). Хрестоматия (С. 238-244 Матезиус В. О так называемом актуальном членении предложения).

Практическое занятие № 14. Лексическое значение слова, типы лекс. значений. Полисемия. Омонимия[1].

Термины:слово, лексема, знаменательные и служебные слова, коннотации, типы лексических значений, метафора, метонимия, синекдоха, функциональный перенос, семасиология, ономастика, антропонимика, топонимика, полисемия, омонимия, омофон, омоформа, омограф.

Теоретические вопросы

14.1. Перечислите признаки слова.

14.2. Что такое лексическое значение слова, из каких компонентов оно состоит?

14.3. Какие значения называют переносными? Каким образом у слов появляются переносные значения?

14.4. В чем сложность разграничения полисемии и омонимии?

Практические задания

14.5. Разложите на семантические компоненты (семы) лексические значения слов: сын, бабушка, дядя, племянник.

14.6. Определите типы переноса значений: широкий кругозор, собралась вся деревня, деньги тают, заварили чай, кудрявая голова, красные чернила, читаем Пушкина, мертвая хватка.

14.7. (на основе К 10 с. 95) Переведите на изучаемый язык: острое копье, острая боль, острый ум, острое слово, острое кушанье, острый недостаток; глубокий тыл, глубокая яма, глубокая тайна, глубокий старик, глубокая ночь.

14.8. (на основе К 12 с. 95) Опишите значения омонимов, составьте с ними словосочетания: 1) сложить, совет, месяц, болтать, донести, нота, свет; 2) key, club, watch, pupil, fast; 3) Schild, sprengen, Leiter, allein, gefallen.

14.9. Определите тип омонимии: покрывало, белки, мыло – мыла, крона, метр, гвоздики, брак, лечу, с ели – съели.

14.10. (на основе К 6, 7 с. 93) Разграничьте полисемию и омонимию. 1) У этих часов слишком короткий завод. Завод получил новое оборудование. 2) Часы у него были на правой руке. Правое дело всегда победит. Правые партии образовали оппозицию. 3) У птицы было сломано крыло. В правом крыле здания временно расположился госпиталь.

14.11. Какое явление демонстрируют эти пары слов: обидный – обидчивый, дипломат – дипломант, претендент – прецедент? Подберите еще 5 подобных пар. Это явление языка или речи?

14.12* (ККР 327) Пользуясь словарями, выясните, совпадают ли пути развития полисемии у русских слов голова, лицо, брать и у соответствующих эквивалентов изучаемого вами иностранного языка.

Литература

Учебники А. А. Реформатского (§§ 7-15), В. И. Кодухова (§ 32); ЛЭС («Слово», «Лексическое значение слова»). Дополнительная:Хрестоматия (С. 245-249 Виноградов В.В. Об омонимии и смежных явлениях).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.