Сделай Сам Свою Работу на 5

Социально-психологический климат в педагогическом коллективе





Структура педагогического коллектива

Исследования по психологии коллектива (А.И.Донцов, А.Н. Лутошкин, А.В.Петровский, А.Л.Свенцицкий и др.) дают обоснованную информацию о структуре коллектива. В частности, при социально-психологическом анализе коллектива выделяют:

• формальную (официальную) и

• неформальную (неофициальную) организационные структуры. В этом случае под структурой понимаются относительно устойчивые взаимосвязи между членами коллектива.

Формальная структура коллектива обусловлена официальным разделением труда, правами и обязанностями его членов. В рамках формальной структуры каждый человек, выполняя те или иные профессиональные функции, взаимодействует с другими членами трудового общества на основе определенных, предписанных ему правил. Учителя, работающие в одном и том же классе, руководствуются' образовательными стандартами, программами, расписанием уроков и внеклассных занятий, нормами профессиональной этики. Каждый учитель находится в официальных, деловых отношениях с коллегами, руководителями школы. Отношения между учителями и администрацией школы — директором, завучами — регламентируются должностными инструкциями и распоряжениями.



Формальные отношения определяются::

• степенью организации совместной деятельности в рамках формальной структуры, координацией функций,

• наличием различного рода оперативных графиков,

• системой контрольных мероприятий за ходом и результатами учебно-воспитательного процесса,

• равномерным распределением общественных обязанностей.

Неформальная организационная структурапедагогического коллектива возникает на основе действительных, а не только предписанных функций, выполняемых членами конкретного профессионального объединения людей. Неформальная структура коллектива представляет собой сеть реально сложившихся отношений между его членами. Такие отношения возникают на основе симпатий и антипатий, уважения, любви, доверия или недоверия, желания или нежелания сотрудничества и совместного поиска.

Причины развития неформальных отношений:

• потребности в общении, дружбе, любви;

• желание получить профессиональную помощь и поддержку от другого, более опытного человека;



• желание получить новую интересную информацию;

• эгоистические мотивы: желание подчинить себе других людей и др.

Результатом проявления неофициальных отношений в коллективе являются такие признаки наличия МЛО:

• наличие дружеских компаний,

• неофициальное общественное мнение,

• появление неформальных лидеров,

• утверждение новых ценностей,

• ориентации и установок личности и др.

 

Факторы, оказывающие вляиние на организационную структуру:

• характер профессионально-педагогических задач, решаемых членами учительского коллектива. Целостность педагогического процесса, неразрывная связь обучения и воспитания интегрируют деятельность учителей, классных руководителей, родителей, общественности. Хотя каждый педагог выполняет свои конкретные функции, тем не менее он согласует свои действия с другими участниками педагогического процесса — учителями, учениками, администрацией школы. В психологических исследованиях (А.И.Дон-цов, Р.Х.Шакуров) доказано, что необходимым условием сплоченности коллектива выступает целевое единство, когда выполнение конкретных, частных задач подчиняется достижению общей цели деятельности.

• социально-демографических и индивидуально-психологических особенностей членов педагогического коллектива. Хорошей основой для установления тесных деловых, межличностных отношений является высокая степень однородности (гомогенности) коллектива по таким признакам, как возраст, образование, уровень квалификации, профессиональные ценности. Такие коллективы отличаются высоким уровнем сплоченности, организованности.



• насколько принадлежность к нему удовлетворяет потребности, интересы его членов. К числу факторов, определяющих степень удовлетворенности, относятся престиж коллектива, наличие друзей, осознание значимости своего труда в данном коллективе, морально-психологический климат, традиции коллектива.

• величина. В психологии доказано, что в небольших коллективах связи между его членами более прочные, устойчивые. По мере увеличения коллектива отношения между его членами приобретают все более официальный характер. В педагогическом коллективе, насчитывающем более 30 человек, как правило, возникают различные неформальные группы, объединенные по разным причинам: общности интересов, увлечений, совместному отдыху и др. В небольших коллективах педагоги хорошо знают друг друга, отношения между ними отличаются стабильностью, но в таких коллективах ограничены возможности общения, взаимного обогащения. В больших коллективах складывается сложная структура взаимоотношений, они более подвижны, иногда даже конфликтны, но в таких педагогических коллективах большая вероятность появления ярких, неординарных личностей.

Социально-психологический климат в педагогическом коллективе

Климат социально-психологический [от греч. klima — наклон] — интегральная характеристика системы межличностных отношений в группе, отражающая комплекс решающих психологических условий, которые либо обеспечивают, либо препятствуют успешному протеканию процессов группообразования и личностного развития. Благоприятный социально-психологический климат в сообществе напрямую связан с уровнем социально-психологического развития последнего.

Настроение и общественное мнение, эмоциональный тонус и уровень взаимоотношений в коллективе определяются сложившимся в нем социально-психологическим климатом. Содержательная характеристика психологического климата в коллективе связана с отношениями между людьми, с их настроением, самочувствием, удовлетворенностью в процессе совместной деятельности и общения, следовательно, для характеристики психологического климата важны эмоциональные оценки. Педагогический коллектив с положительным социально-психологическим климатом отличается благоприятной морально-психологической атмосферой, дружелюбием, чувством долга и ответственности, взаимной требовательностью, бодростью, защищенностью его членов. Социально-психологический климат представляет собой систему эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения. Исходя из такого понимания социально-психологического климата, можно назвать его основные функции. Консолидирующая функция социально-психологического климата в педагогическом коллективе заключается в сплочении его членов, в объединении коллективных усилий на решение учебно-воспитательных задач.

Стимулирующая функция состоит в создании "эмоциональных потенциалов" кол-лектива (А.Н.Лутошкин), его жизненной энергии, которая затем реализуется в педагогической деятельности.

Стабилизирующая функция обеспечивает устойчивость внутриколлективных отношений, создает необходимые предпосылки для успешного вхождения в коллектив новых педагогов.

Регулирующая функция проявляется в утверждении норм взаимоотношений, прогрессивно-этической оценке поведения членов коллектива.

В психологии предприняты попытки выделения основных показателей положительного социально-психологического климата (Е.С.Кузьмин, А.Г.Ковалев и др.). К таким характеристикам относятся:

  • удовлетворенность членов коллектива своим пребыванием в коллективе, процессом и результатами труда;
  • признание авторитета руководителей, совмещающих признаки формальных и неформальных лидеров;
  • мажорное, жизнеутверждающее настроение в коллективе;
  • высокая степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении коллективом;
  • сплоченность и организованность членов коллектива;
  • сознательная дисциплина;
  • продуктивность работы;
  • практическое отсутствие текучести кадров.

Важнейшими признаками благоприятного социально- психологического климата являются:

  • 1) доверие и высокая требовательность членов коллектива друг к другу;
  • 2) доброжелательная и деловая критика;
  • 3) свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся жизнедеятельности коллектива;
  • 4) отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними
  • права принимать – значимые для коллектива решения;
  • 5) достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
  • 6) удовлетворенность принадлежности к коллективу;
  • 7) принятие на себя ответственности за состояние дел в коллективе каждым из его членов (Аникеева Н.П., 1989).

Судить о состоянии социально-психологического климата в организации можно по такому важному показателю, как удовлетворенность неудовлетворенность.

Данные признаки положительного социально-психологического климата вполне применимы к оценке педагогического коллектива.

Социально-психологический климат оказывает положительное или негативное влияние на личность в силу сложившихся в нем норм отношений между людьми. В педагогическом коллективе, где сотрудничество, взаимопомощь, поддержка и уважение являются нормой взаимоотношений, опытный или начинающий учитель испытывают радость от совместного труда, желание находиться в таком окружении. Там же, где царят равнодушие, формализм или давление, член коллектива ощущает эмоциональную подавленность, отчужденность, а может быть, испытывает и стрессовые состояния, что ведет к снижению результатов профессиональной деятельности, к возникновению конфликтных ситуаций, к переходу в другой коллектив.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.