Разработка внутрикорпоративных нормативных документов
Матрица разделения административных задач управления (РАЗУ)
Юридическая функция
| Генеральный директор
| Коммерческий директор
| Директор по финансам
| Директор по логистике
| Директор по персоналу
| Директор по производству
| Юридический отдел
| Сервисный отдел
| Осуществляет разработку учредительных документов; обеспечивает регистрацию юридических лиц, эмиссий ценных акций, внесение изменений в учредительные документы; координирует работу по ведению реестров акционеров (сторонними организациями); определяет правовые основы органов предприятия (разрабатывает положения о полномочиях Общего собрания, о совете директоров, о правлении, о ревизионной комиссии, пр.); разрабатывает положение о сделках, связанных с приобретением или отчуждением имущества; координирует сделки с акциями предприятия; определяет правовые основы дивидендной политики на предприятии и осуществляет ее координацию.
| Р,К,П
|
|
|
|
|
| У,И
|
| Осуществляет: проверку соответствия законодательству представляемых на подпись руководителю предприятия проектов приказов, инструкций, положений и других документов правового характера; проверку соблюдения этапов согласования проектов документов с ответственными работниками; визирование проектов документов; выдачу ответственным работникам предприятия предписаний о внесении изменений или отмене актов, обусловленных изменением федерального зак-ва.
| Р
| И
| И
| И
| И
| И
| К,У
|
| Ведет договорную работу на предприятии
| Р,К
| П
| П
|
| П
| П
| У,И
|
| Разрабатывает проекты договоров
|
|
|
|
|
|
|
|
| Проверяет соответствие законодательству проектов договоров, представляемых предприятию контрагентами
| Р,К
|
|
|
|
|
| И
|
| Ведет претензионную работу на предприятии
| К
| У
| У
| У
| У
| У
| И,Р
|
| Ведет исковую работу
| Р,К
| У
| У
| У
| У
| У
| И,П
|
| Подготавливает заявки, заявления и другие документы для получения лицензий, разрешений, необходимых для осуществления деятельности предприятия.
| Р,К
|
|
|
|
|
| И
|
| Принимает участие в разработке документов, касающихся вопросов обеспечения сохранности собственности предприятия (договоров о материальной ответственности; инструкций, устанавливающих порядок поступления и приемки на предприятии материальных ценностей, учета их движения; инструкций учета выпуска и отпуска готовой продукции).
| Р
|
|
|
|
| К
| У
| И
| Осуществляет проверку законности увольнения и перевода работников, наложения на них дисциплинарных взысканий.
|
|
|
|
| И,Р
|
| К
|
| Представляет интересы предприятия при проверках, проводимых на предприятии государственными контрольно-надзорными органами с целью правового контроля за соблюдением процессуальных действий проверяющими, обоснованностью и правильностью выводов проверяющих, оформлением результатов проверок и составлением процессуальных документов.
| Р,К
| П
| П
| П
| П
| П
| И
|
| Представительствует от имени предприятия в государственных надзорных органах, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, выявленных на предприятии; готовит и направляет жалобы на действия должностных лиц государственных надзорных органов, на неправомерно наложенные на предприятие административные взыскания.
| К,П
| У
| У
| У
| У
| У
| И,Р
|
| Осуществляет письменное и устное консультирование работников предприятия по различным правовым вопросам, оказывает правовую помощь в составлении юридических документов.
| К
|
|
|
|
|
| И,Р
|
|
Положение о подразделении:
О юридическом отделе
1. Общие положения юридического отдела
1.1. Юридический отдел является самостоятельным структурным подразделением предприятия.
1.2. Отдел создается и ликвидируется приказом директора предприятия.
1.3. Отдел подчиняется непосредственно директору предприятия.
1.4. Руководство отделом:
1.4.1. Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом директора предприятия.
1.4.2. Начальник юридического отдела имеет ______ заместителя (ей).
1.4.3. Обязанности заместителя (ей) определяются (распределяются) начальником юридического отдела.
1.4.4. Заместитель(и) и руководители структурных подразделений в составе юридического отдела, другие работники отдела назначаются на должности и освобождаются от должностей приказом директора предприятия по представлению начальника юридического отдела.
2. Структура юридического отдела
2.1. Состав и штатную численность юридического отдела утверждает директор предприятия исходя из условий и особенностей деятельности предприятия по представлению начальника юридического отдела и по согласованию с
(отделом кадров; отделом организации и оплаты труда)
2.2. В состав отдела входя
(структурные подразделения, группы специалистов и пр.)
2.3. Начальник юридического отдела распределяет обязанности между сотрудниками отдела и утверждает их должностные инструкции.
3. Задачи и функции юридического отдела
№ п/п Задача Функции
3.1 Обеспечение соблюдения законности на предприятии и юридическая защита его интересов. Поиск, сбор, приобретение нормативно-правовых документов, необходимых для осуществления деятельности предприятием.
Организация систематизированного учета и хранения поступающих на предприятие нормативных правовых актов.
Учет локальных нормативных правовых актов, принимаемых предприятием.
Приобретение и эксплуатация электронных баз данных правовой информации.
Подписка на газеты и журналы, являющиеся официальными источниками опубликования нормативных правовых актов и публикующие нормативно-правовые акты по хозяйственной, финансовой, налоговой, трудовой и иной тематике, а также на электронные версии газет и журналов.
Проверка соответствия закону представляемых на подпись руководителю предприятия проектов приказов, инструкций, положений и других документов правового характера по следующим направлениям:
- определение правомочности руководителя предприятия издавать приказ (другой акт правового характера) по данному вопросу;
- определение специалиста предприятия или руководителя подразделения, который компетентен подписывать, правовой акт по конкретному правовому вопросу;
- определение степени необходимости согласования с подразделениями предприятия;
- определение правильности ссылок на законы и другие нормативные правовые акты;
Проверка этапов согласований с заинтересованными подразделениями предприятия.
Визирование проектов, составленных правильно по существу и форме.
Возврат проектов без визы в подразделения (специалистам), разработавшие его, с приложением письменного заключения, в котором указываются положения, не соответствующие законодательству и приводятся обоснованные ссылки на нормативно-правовые акты, инструкции по делопроизводству, пр.
Контроль за приведением проектов в соответствие с законодательством согласно письменному заключению, переданному с возвращаемыми в подразделения (специалистам) проектами.
Выдача руководителям (специалистам) подразделений предписаний об изменении или отмене актов, изданных с нарушением законодательства.
3.2 Договорная работа Определение форм договорных отношений с учетом производственных и финансовых планов, взаимоотношений (хозяйственных связей) с контрагентами и других факторов.
Внесение руководству предприятия предложений о возможном способе установления договорных отношений:
- путем заключения договоров, подписываемых сторонами;
- путем подтверждения поставщиком принятия заказа покупателя;
Разработка примерных форм договоров и передача их в структурные подразделения предприятия.
Проверка наличия на проектах хозяйственных договоров, представленных для визирования в юридический отдел, виз руководителей структурных подразделений, с которыми эти проекты должны быть согласованы.
Визирование проектов хозяйственных договоров, заключаемых предприятием с контрагентами, и передача их на подпись руководителю предприятия.
Составление протоколов разногласий в случае, если у юридического отдела возникли возражения по отдельным условиям договоров.
Рассмотрение протоколов разногласий, полученных от контрагентов:
- проверка своевременности их составления контрагентами;
- законности и мотивированности возражений структурных подразделений против тех или иных предложений контрагентов;
Принятие мер к доарбитражному (несудебному) урегулированию разногласий в случае полного или частичного несогласия предприятия с предложениями контрагентов.
Обеспечение нотариального удостоверения и (или) государственной регистрации отдельных видов договоров.
Анализ практики заключения и исполнения хозяйственных договоров за предыдущие годы по следующим направлениям:
- соответствие условий договоров как интересам предприятия, так и его контрагентов;
- определение условий, которые следует уточнить или изменить;
- определение перечня условий, подлежащих изменению в связи с изменениями законодательства, экономической и правовой ситуации в отрасли и на товарных рынках (введение в условия договора дополнительных санкций, технических оговорок, пр.);
Проверка состояния договорной работы в структурных подразделениях предприятия и в случае выявления недостатков (несвоевременного заключения договоров, "амнистирования" нарушителей договорной дисциплины, нарушения порядка расчетов с контрагентами, нарушения инструкций о порядке приемки про-дукции по количеству и качеству, др.) выработка предложений и разработка мероприятий по исправлению сложившейся ситуации.
Анализ данных о суммах штрафов, выплаченных предприятием за нарушения договорных обязательств, и принятие мер по пересмотру системы подготовки, заключения и исполнения договоров.
3.3 Претензионная работа Учет претензий и связанных с ними документов по единой утвержденной на предприятии форме (журнальной).
Разработка формы учета исполнения контрагентами своих обязательств.
Подготовка претензий и материалов к ним в количестве экземпляров, необходимых для передачи претензий контрагенту-нарушителю, оставления в деле и передачи в арбитраж.
Передача проектов претензий для визирования заинтересованными структурными подразделениями.
Предъявление претензий контрагентам.
Проверка соблюдения требований, указанных в претензиях, на основе данных, представленных структурными подразделениями (при положительных ответах на претензии).
Подготовка и представление руководству предприятия соответствующих предложений по досудебному урегулированию, о предъявлении исков в арбитражный суд.
Контроль за исполнением претензий, предъявленных контрагентам, и ведение учета их исполнения.
Рассмотрение претензий, поступивших на предприятие:
- проверка их юридической обоснованности: не истекли ли установленные сроки исковой давности для данной категории дел, правильны ли ссылки заявителей претензий на нормативные акты, договор и другие документы правового характера и т.п.;
- проверка фактических обстоятельств, изложенных в претензиях;
- ...
Составление проектов ответов на претензии и согласование их с заинтересованными подразделениями.
Представление руководителю предприятия для утверждения решения о полном или частичном удовлетворении претензии.
3.4 Исковая работа Принятие мер по соблюдению доарбитражного порядка урегулирования хозяйственных споров.
Получение от контрагентов-нарушителей доказательств, подтверждающих отказ от удовлетворения претензий или неполучение в установленный срок ответов на заявленные претензии.
Подготовка исковых заявлений и материалов для предъявления в арбитражные суды.
Предъявление исковых заявлений в арбитражные суды.
Изучение исковых заявлений, направленных предприятию.
Формирование по каждому исковому производству дел, в которые подшиваются копии исковых заявлений и приложений к ним, отзывы на исковые заявления, повестки о вызове на заседание арбитража (суда) и другие документы.
Подготовка встречных исковых заявлений, решений о добровольном удовлетворении исковых требований, предложений по заключению мировых соглашений.
Согласование с руководством предприятия состава специалистов, представительство которых необходимо в суде (представителей отдела материально-технического снабжения - по спорам, связанным с качеством сырья и материалов, поставленных предприятию; представителей отдела контроля качества - по спорам, связанным с качеством продукции, изготовленной предприятием, пр.).
Представительство в заседаниях суда.
Своевременное получение копий решений, определений и других документов, принимаемых судом или арбитражным судом по делу, имеющему отношение к предприятию.
Изучение решений, определений, постановлений и подготовка жалоб в случае, если есть основания считать их необоснованными.
3.5 Общие задачи Консультирование руководителей структурных подразделений и работников предприятия по юридическим вопросам.
Оформление заявок и других документов и передача их в государственные и муниципальные органы для получения лицензий, разрешений, торговых патентов, иных разрешительных документов, необходимых для осуществления деятельности предприятия.
Работа по страхованию имущества предприятия, страхованию ответственности в страховых организациях.
Участие в разработке документов, касающихся вопросов обеспечения сохранности собственности предприятия (договоров о материальной ответственности; инструкций, устанавливающих порядок поступления и приемки на предприятии материальных ценностей, учета их движения; инструкций учета выпуска и отпуска готовой продукции; пр.).
Проверка и визирование договоров о полной материальной ответственности.
Проверка соответствия закону проектов приказов об увольнении или переводе лица, несущего полную материальную ответственность.
Участие в подготовке материалов о хищениях, растратах, недостачах и порче имущественных ценностей для принятия мер по возмещению ущерба.
Анализ совместно с заинтересованными подразделениями (бухгалтерией, отделом материально-технического снабжения, отделом сбыта и др.) причин, повлекших за собой порчу материальных ценностей, а также причин и условий, способствующих хищениям, возникновению потерь, пр.
Участие в проверках, проводимых на предприятии государственными контрольно-надзорными органами с целью правового контроля за соблюдением процессуальных действий проверяющими, обоснованностью и правильностью выводов проверяющих, оформлением результатов проверок и составлением процессуальных документов, пр.
Подписание актов проверок или протоколов об административных правонарушениях, выявленных в результате проверок на предприятии, изложение причин несогласия с ходом проверок и их результатами.
Представительство в государственных надзорных органах, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, выявленных на предприятии.
Обеспечение подразделений предприятия, отдельных работников нормативно-правовыми актами, необходимыми для осуществления ими своих функций и обязанностей.
Разработка графиков приема работников предприятия для консультирования по юридическим вопросам.
Письменное и устное консультирование, оказание правовой помощи в составлении правовых документов.
4. Регламентирующие документы
4.1. Внешние документы:
Законодательные и нормативные акты.
4.2. Внутренние документы:
Устав предприятия, Положение о подразделении, Должностная инструкция, Правила внутреннего трудового распорядка.
5. Взаимоотношения юридического отдела с другими подразделениями
Для выполнения функций и реализации прав юридический отдел взаимодействует:
№ п/п Подразделение Получение Предоставление
5.1 Со всеми структурными подразделениями приказов, распоряжений, инструкций, проектов договоров для визирования и правовой экспертизы;
- материалов для предъявления претензий и исков к поставщикам и покупателям по поводу нарушения ими договорных обязательств;
- претензий, предъявленных предприятию контрагентами;
- имеющихся сведений о поставщиках, покупателях, иных контрагентах;
- заявок на поиск необходимых нормативно-правовых документов, разъяснение действующего законодательства; результатов правовой экспертизы на соответствие действующему законодательству представленных для визирования договоров, приказов, распоряжений, инструкций;
- согласованных претензий и исков к контрагентам по поводу нарушения ими договорных обязательств;
- ответов на претензии и иски контрагентов по поводу нарушения структурными подразделениями предприятия договорных обязательств;
- разъяснений действующего законодательства и порядка его применения;
- анализа изменений и дополнений законодательства;
5.2 С главной бухгалтерией проектов договоров о материальной ответственности;
- результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей;
- сведений о недостачах, хищениях, растратах товарно-материальных ценностей;
- материалов по взысканию дебиторской задолженности - расчетов для представительства отдела в судах (размеров госпошлин, штрафов, пр.);
- отчетов о расходовании средств, выделенных отделу;
5.3 С финансовым отделом проектов финансовых договоров для правовой экспертизы;
- заключений по претензиям и искам, предъявленным предприятию;
- документов о перечислении денежных средств по оплате госпошлины в счет удовлетворения претензий и исков, предъявленных предприятию;
- сведений о дебиторской и кредиторской задолженности;
решений по предъявленным предприятию претензиям, искам;
- обобщенных результатов рассмотрения претензий, судебных и арбитражных дел;
- разъяснений действующего законодательства и порядка его применения;
- правовой помощи в претензионной работе;
- согласованных материалов о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, предложений по принудительному взысканию долгов;
5.4 С отделом сбыта согласованных условий договоров по реализации продукции;
- сведений о нарушениях контрагентами договорных обязательств, несоблюдении сроков поставок и оплаты поставленной продукции предложений по корректировке примерных хозяйственных договоров в зависимости от специфики отдельных контрагентов;
- заключений и ответов на предъявленные контрагентами претензии и иски по поводу неисполнения предприятием договорных обязательств;
- согласованных претензий и исков к контрагентам по поводу нарушения ими договорных обязательств;
- анализа изменений и дополнений гражданского законодательства;
5.5 С отделом материально-технического снабжения сведений о нарушениях контрагентами договорных обязательств, несоблюдении сроков поставок;
- материалов и необходимых расчетов для предъявления претензий и исков к поставщикам материально-технических средств по поводу нарушения ими договорных обязательств проектов договоров на приобретение материально-технических средств;
- протоколов согласования разногласий по условиям заключаемых договоров;
- согласованных претензий и исков к поставщикам материально-технических средств по поводу нарушения ими договорных обязательств;
6. Права юридического отдела
Юридический отдел имеет право:
6.1. Запрашивать и получать от структурных подразделений сведения, справочные и другие материалы, необходимые для осуществления деятельности отдела.
6.2. Вести самостоятельную переписку с государственными и муниципальными органами по правовым вопросам.
6.3. Представлять в установленном порядке предприятие в органах государственной власти, иных учреждениях и организациях по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
6.4. Давать структурным подразделениям и отдельным специалистам обязательные для исполнения указания по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
6.5. Принимать меры при обнаружении нарушений законности на предприятии и докладывать об этих нарушениях руководителю предприятия для привлечения виновных к ответственности.
6.6. По согласованию с руководителем предприятия привлекать экспертов и специалистов в отрасли права для консультаций, подготовки заключений, рекомендаций и предложений.
7. Ответственность юридического отдела
7.1. Ответственность за надлежащее и своевременное выполнение функций отдела несет начальник юридического отдела.
7.2. На него, в частности, возлагается персональная ответственность в случае:
7.2.1. Несоответствия законодательству визируемых и подписываемых документов.
7.2.2. Составления, утверждения и предоставления недостоверной отчетности о соблюдении законодательства на предприятии.
7.2.3. Необеспечения или ненадлежащего обеспечения руководства предприятия информацией по правовым вопросам.
7.2.4. Несвоевременного, а также некачественного исполнения документов и поручений руководства предприятия.
7.2.5. Допущения использования информации сотрудниками отдела в не служебных целях.
7.2.6. Несоблюдения трудового распорядка сотрудниками отдела.
7.2.7. Перерасхода средств на содержание отдела.
7.2.8. Привлечения предприятия к административной ответственности вследствие ненадлежащей работы юридического отдела.
7.3. Ответственность сотрудников юридического отдела устанавливается должностными инструкциями.
8. Заключительные положения
8.1. При выявлении несоответствия какого-либо пункта положения реальному состоянию дел в юридическом отделе руководителем отдела, сотрудником либо другим лицом необходимо обратиться в
(службу персонала, отдел кадров, экспертную комиссию по положениям и должностным инструкциям и т.д.)
с заявкой на внесение изменений и дополнений в положение. (Форма заявки представлена в Приложении 1).
8.2. Внесённое предложение рассматривается подразделением указанным в п. 8.1. данного положения в течение одного месяца со дня подачи заявки.
По результатам рассмотрения выносится решение:
- принять изменение или дополнение,
- отправить на доработку (с указанием срока доработки и исполнителя),
- отказать в принятии вносимого предложения (в этом случае заявителю направляется обоснованный отказ в письменном виде).
8.3. Внесение изменений и дополнений в положение утверждается
(заместителем генерального директора, генеральным директором и т.д.
по представлению
(менеджера по персоналу, начальника отдела кадров, руководителя экспертной комиссии по Положениям и должностным инструкциям и т.д.)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|