Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Композиционные средства: тождество, нюанс, контраст

Тождество,

Нюанс,

контраст».

Преподаватель:

Чиркова Э.В.

 
 


СОДЕРЖАНИЕ

Композиционные средства: тождество, нюанс, контраст………………………………………..стр.3 – стр. 11

 

1.Тождество как принцип полного сходства элементов в архитектурной композиции………………………………..стр.4

2.Нюанс как отношение близких состояний свойств элементов архитектурной формы………………………………………стр.6

3.Контраст как проявление различий в свойствах объемно-пространственных форм……………………………………стр.8

 

Список литературы……………………………………..стр.11

 
 


Композиционные средства: тождество, нюанс, контраст

 

Слова контраст и нюанс не являются специфическими архитектурными терминами, они общезначимы и применяются тогда, когда нужно определить степень различия между какими-либо предметами или явлениями. Контраст (от франц. contraste) – противоположность в каком-либо отношении. Нюанс (франц. nuance) – оттенок, тонкое различие в чем-либо. Исходным состоянием при отсчете различия является состояние полного сходства, совпадения, одинаковости, идентичности, то есть тождества. Обозначение меры различия между формами, величинами или цветовыми тонами с помощью понятий контрастности и нюансности принято в тех областях человеческой деятельности, где основную роль в оценке явлений действительности играет живое восприятие, непосредственная реакция человека, в искусстве в первую очередь. Контрастным считают такое отношение между сравниваемыми объектами, в которых явно преобладает различие, нюансным – когда явно преобладает сходство при незначительном различии.

Тождество, нюанс и контраст являются категориями архитектурной композиции и в то же время ее средствами, с помощью которых решаются многие композиционные задачи. Эти категории можно назвать количественно-качественными, так как они выражают сложный процесс накопления количественных изменений в различии форм и перехода их в новое качество. Это относится в одинаковой мере к простым объектам и сложным, например, к элементарным геометрическим фигурам и к трехмерным объектам.



Тождество, нюанс и контраст как композиционные средства играют формирующую, регулирующую роль в создании целостной архитектурной композиции, определяя меру отношений между другими средствами композиции. Возможности проявления этих трех типов достаточно широки и используются главным образом для упорядочения пространственной структуры архитектурной формы, часто решающим образом изменяя ее облик, что составляет основу вариантного проектирования – поиска оптимальных решений. Контрастно-нюансные отношения определяют взаимодействие между композицией и окружающим пространством (или формой и фоном), между двумя или несколькими композициями, между частями одной и той же композиции, между композицией и ее деталями. Тождество, нюанс и контраст присутствуют в каждом объекте архитектуры, однако заметно проявляются в том случае, если какое-то из них преобладает и приобретает роль ведущего отношения в структуре формы.

 

Тождество как принцип полного сходства элементов в архитектурной композиции.

Принцип тождества является самым древним законом взаимодействия элементов, из которых когда-либо возводились обитаемые сооружения. Тождественные элементы в виде стволов деревьев издавна служили материалом для ограждения обитаемых пространств разного рода. Тождественные по форме и величине блоки из естественного, искусственного камня, а также кирпичи. Крупные поверхности современных зданий состоят из тождественных элементов: окон, панелей. Принцип тождества широко применяется в современном массовом строительстве: повторяются сборные элементы, повторяются пространства в крупных градостроительных образованиях, например, в жилых районах. На принципе тождества основано построение метрических и некоторых ритмических рядов. Принцип тождества положен в основу модульных систем.

В некоторых странах принцип тождества, на основе которого построены размерные модули, является существенной частью национальной культуры. Например, татами – японское жилище, построенное по этому принципу. Тем не менее, тождество в построении композиции играет лишь определенную роль и имеет определенные ограниченные возможности. Тождественные отношения способны выражать лишь некую массовость, множество или протяженность. Поэтому формы, построенные на основе повторяющихся элементов, как правило, содержат дополнения, включения, отличающиеся от основного материала, фона или закономерности. Так, метрические ряды из тождественных элементов, не выражающих в принципе ничего, кроме некоторой протяженности, могут быть остановлены с помощью привнесения в ряд какого-либо признака или акцента, дополнительно к основной закономерности. Орнаментированная поверхность карнизов в ордерных композициях, построенная из модульных тождественных элементов в форме метрического ряда, всегда имеет завершение на углах фасадов. В древнегреческих периптерных храмах ряды тождественных элементов – колонн фиксировались на углах с помощью утолщенной колонны или измененного интерколумния между колоннами, образующими угол. Главный фасад получал акцент по центральной оси, однако, другими средствами – с помощью портала основного входа в храм, размещенного на втором плане за колоннадой в стене целлы.

 

Нюанс как отношение близких состояний свойств элементов архитектурной формы.

Нюансные различия между размерностью отдельных элементов и в интервале между ними служат основой построения ритмических рядов, в то случае, если эти различия нарастают или убывают равномерно. Этот процесс можно проследить на примере одной из работ голландского художника-графика Маурица Корнелиса Эсхера – композиции, названной им «Небо и вода», в которой еле заметные изменения величины и формы изображений, направленно возрастая, приводят к полному преображению вида и смысла фигур, показанных на композиции. «Рождение» ритмического ряда в результате нюансных изменений, происходящих в его элементах, хорошо заметно в рисунке одной из разновидностей сложных спиралей. Более простым способом обнаружения является рассматривание любого метрического ряда (колоннады или шеренги столбов) в перспективе. Более близкими к архитектуре и весьма выразительными примерами возникновения и развития ритмического ряда на основе незначительного, но последовательного изменения величин являются ассиро-вавилонские зиккураты и спирали, на основе которых построены волюты ионических капителей. Нюанс как количественное отношение величин служит мерой в формировании целостной архитектурной формы и участвует в сложной совместной «работе» всех средств архитектурной композиции, формирующих все состояния формы: легкость и тяжесть, статичность и динамичность, массивность и пространственность и т.п.

В ряде случаев к нюансным различиям в форме нужно относиться внимательно и избегать их в работе, считая прямыми ошибками. К ошибкам такого рода относятся так называемые «плохие углы» – тупые или острые по отношению к прямому, но оцениваемые глазом как уродливый, искаженный, неполноценный прямой угол. Отклонение вертикальной линии от строгой вертикали или горизонтальной – от горизонтали в незначительной степени, даже в весьма малой, остро воспринимается глазом как некий беспорядок и связано с ведущей ролью вертикали и горизонтали как направлений, определяющих ориентацию человека в пространстве. В фронтальных композициях и фасадах зданий величинные соотношения плоскостей и проемов должны прочитываться четко, не оставляя сомнений в их действительном смысле. В противном случае нюансные различия станут причиной того, что отклонения элементов фасада от ожидаемого положения будут восприниматься как неточность, допущенная автором проекта.

Понимание роли нюансных отношений между элементами формы в архитектурной композиции связано с представлением о развитии как о постепенном накоплении определенного качества, о движении, о росте, что нашло выражение в композиционной фиксации таких важных характеристик здания, как его верх и низ. Истории архитектуры известно множество примеров, подтверждающих это, хотя здесь необходимо указать на тесную взаимосвязь принципа организации формы как организма, растущего по вертикали, также и с конструктивно-тектоническим смыслом принятой пространственной системы. В соответствии с идеей роста решены объемы русских церквей и фасады ренессансных палаццо. И в том, и в другом случае убывание качества формы – величины – по вертикали по направлению вверх осуществляется за счет нюансных различий между ее элементами.

Вряд ли можно считать нюансные различия достаточной основой для построения целостной композиции, но это возможно осуществить, если поставить целью создание спокойной уравновешенной формы, лишенной, однако, почти всякой динамичности, но тем не менее гармоничной. В архитектуре часто встречается взаимодействие нюансных отношений с контрастными.

 

Контраст как проявление различий в свойствах объемно-пространственных форм.

Применение такого композиционного средства, как контраст, является одним из основных путей в процессе поиска выразительной и динамичной архитектурной формы. Трудности, возникшие при попытке построения целостной композиции с помощью лишь нюансных различий в форме и ее элементах, объясняются главным образом тем, что в восприятии человека быстрее и активнее фиксируются элементы окружения, выделяющиеся среди остальных своей величиной, геометрической формой или положением в пространстве. Именно поэтому представление о контрасте в архитектурной композиции связывается, прежде всего, с акцентными узлами, доминантами, а также элементами, играющими в композиции огромную роль, а поэтому требующими специальных средств для выявления этой роли и обеспечивающих повышенную информативность. Если в недостаточно упорядоченную систему пространств добавить элемент, содержащий различия в форме, то он внесет некоторый порядок в общую структуру композиции.

Принцип контрастного различия может быть использован в сопоставлении формы с окружающим пространством. Степень взаимодействия доминантного элемента композиции со средой, в которую он включен, может изменяться и в пределах контрастной характеристики.

Контраст часто применяется в качестве своеобразного регулятора отношений между элементами формы и определяет место каждого из них в общей иерархической системе. Это происходит из-за того, что контрастно выделяющийся элемент в композиции привлекает внимание в той степени, в какой он контрастен по отношению к соседним элементам. Эта закономерность позволяет обеспечить упорядоченность и гармоничность (соразмерность, уравновешенность) формы, состоящей из ряда элементов, связанных между собой некоторыми соотношениями (возможно, нюансными или отношениями тождества). Например, «бесконечный» метрический ряд вертикальных членений главного фасада здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге построенного зодчим А.Д. Захаровым, остановлен контрастными элементами – портиками. Автор постройки использовал различия элементов своей композиции в форме, положении в пространстве, противопоставив вертикаль и горизонталь по величине.

Положение контрастных элементов в композиции не является произвольным, а определено необходимостью выявления функционально важных зон пространства, объемов или деталей, а также композиционных кульминаций. В этом отношении интересен пример решения композиции триумфальных арок, в которых контрастно противопоставлены масса и пространство. Кульминационная точка композиции размещается не на фронтоне или пилонах сооружения, а в пространстве среднего проема на уровне лица всадника, въезжающего в арку.

Арсенал возможностей контрастных противопоставлений практически неисчерпаем. Однако всегда следует помнить о мере контрастности сравниваемых элементов – слишком сильный контраст способен разрушить форму.

 

Список литературы:

Объемно-пространственная композиция: Учебник для вузов/А.В. Степанов, В.И. Мальгин, Г.И. Иванова и др. – М.: Стройиздат, 1993 г.

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.