Занятие 6. Роспись салфетницы
ОСНОВЫ НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Л. В, Орлова
Рабочая тетрадь по основам народного искусства
Рекомендуется для занятий с детьми 6-8 лет на уроках труда и изобразительного искусства
Данное издание выпускается в рамках серии рабочих тетрадей «Искусство — детям» и знакомит детей с основами народного и декоративно-прикладного искусства. Серия предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста на уроках труда и изобразительного искусства. В данной тетради представлены основные приемы хохломской росписи. Материал изложен по принципу от простого к сложному, от изучения основных элементов хохломской росписи и упражнений на повтор до заданий на импровизацию и роспись объемных изображений.
Книга с успехом может быть использована учителями, воспитателями старших групп дошкольных образовательных учреждений, педагогами художественных школ, руководителями кружков и различных студий, а также родителями в домашних занятиях с детьми.
Для начала работы необходимо иметь:
• краски гуашевые желтого, красного, зеленого и чер ного цветов;
• кисти беличьи № 2 и № 3;
• банку с водой;
• мягкую тряпочку для снятия лишней краски с кисти;
• листок белой плотной бумаги или белую мелкую та релку без узоров, которая будет служить палитрой.
Занятие 1. Узор «травка»
Учимся рисовать простейшие элементы травного орнамента. Дети выполняют упражнения на повтор главных отличительных элементов узора «травка». В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками.
Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. В упражнение включены главные элементы «травки»:
«Осочки» — самый простой элемент узора; он выполняется легким движением копчика кисти сверх}' вниз;
«Травинки» — это мазки с небольшим плавным утолщением;
«Капельки» рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге;
«Усики» рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.
«Завитки» выполняются с легким нажимом в середине элемента;
«Кустик» — это наиболее сложный элемент «травки»; он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков».
Занятие 2. «Подарок для Мишутки»
Во всех заданиях па импровизацию дети сначала рассматривают роспись, выполненную мастером, а затем самостоятельно расписывают рисунок изделия.
Рассмотрите с детьми чашку с травным узором, выполненную мастером. Праздничный и торжественный колорит росписи достигается сочетанием золотого, красного и черного цветов.
Детям предлагается самостоятельно придумать и украсить ложку элементами травного орнамента, используя два цвета — черный и красный.
Занятие 3. Травный орнамент
Цель занятия — постепенно, методом от простого ксложному, научить детей рисовать сложный травный орнамент, с использованием всех ранее изученных элементов.
Сначала дети упражняются в наведении ведущего стебля «криуля». Главный элемент «криуля» — «завиток», он имеет одинаковую длину и закручивается попеременно то вверх, то вниз. Затем узор усложняется добавлением красных и черных «кустиков».
Занятие 4. Роспись чашки
Рассматривая солонку с травным узором, обращаемвни-
мание детей на ритмичное чередование элементов орнамента. Плавное течение ведущей линии — «криуля» подчеркивает округлую форму изделия, красный ичерный цвета придают росписи торжественное и праздничное звучание.
Дети украшаютчашку травным орнаментом, самостоятельно наводя ведущий стебель ииспользуя ранее изученные элементы травного орнамента.
Занятие 5. Узор «листочки»
Вхохломском узоре «листочки» кроме красного и черного цветов используются также зеленый и желтый.
Занятие 6. Роспись салфетницы
Рассматривая работу мастеров, следует обратить внимание детей на расположение ветки с осенними листочками. Свободное расположение листочков, травки подчеркивает форму изделия, придаст легкость ипышность узору.
Дети импровизируют, создают свою композицию,применяя хохломскую палитру красок: красный, зеленый, черный и желтый цвета.
Занятие 7. Узор «ягодки»
На этом занятии дети учатся рисовать узоры кистью и печаткой-тычком. Тычок делается из бумаги, для этого полоска бумаги сворачивается в тугую трубочку.
Ягоды брусничка, смородинка и рябинка (левая сторона листа) рисуются печаткой-тычком.• Ягоды крыжовник, клубничка и малинка рисуются кистью. По высохшей краске ягоды «разживляются»желтым цветом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|