Сделай Сам Свою Работу на 5

Ведущий научный сотрудник ОАО «ИТКОР» кандидат экономических наук, доцент Кузьмичева М.Б.





Российский рынок фруктов

В настоящее время потребность во фруктах и ягодах, необходимая для обеспечения населения Российской Федерации, оценивается в 11 млн. тонн, а среднегодовой сбор в стране составляет менее 4 млн. тонн, или 36% от потребности.

По данным экспертов, россиянин потребляет примерно 34 кг фруктов при рекомендуемой норме около 100 кг в год. Среднестатистический американец потребляет 126 кг, австралиец - 135 кг, китаец - 50 кг. За 2009 год средняя российская статистическая семья тратила на приобретение фруктов 12-14% семейного бюджета.

Российский рынок фруктов характеризуется устойчивой тенденцией к росту. Темпы увеличения объема рынка составляют примерно 15% в год, преимущественно рост рынка осуществляется за счет увеличения импортных поставок фруктов. Ocновными факторами, влияющими на динамику рынка, выступают уровень цен на фрукты и благосостояние населения, как индикатор общей покупательской способности, а также факторы сезонности и качества фруктов. Сказывается возросшая культура питания и укрепляющаяся в России мода на здоровый образ жизни.

На рис. 1 представлены предпочтения в выборе фруктов на российском рынке за 2009 год.



 

Рис. 1 Предпочтения в выборе фруктов на российском рынке за 2009 год

 

Емкость российского рынка фруктов составляет более 8 млн. тонн, около 50% фруктов составляет российское производство.

На рис. 2 представлена динамика производства фруктов за период 2002-2009 г.г.

Рис. 2 Динамика производства фруктов за период 2002-2009 г.г.

 

Анализ данных рис. 2 показывает рост объемов производства фруктов за рассматриваемый период на 28%.

В последние годы объемы импорта фруктов также растут. Это связано с ростом потребления фруктов не только традиционных, например, яблок, но и экзотических, которые не произрастают в нашей стране. Рост потребления импортных фруктов связан с ростом благосостояния российских граждан, а это ведет к увеличению покупательной способности и перераспределения семейного бюджета, немалую долю в котором выделяется на покупку фруктов.

В Россию поступают по импорту следующие фрукты: бананы, финики, инжир, ананасы, авокадо, гуаява, манго, апельсины, мандарины, грейпфруты, лимоны и лаймы , виноград, арбузы, дыни, яблоки, папайя, груши и яйва, абрикосы, вишня и черешня, персики и нектарины, сливы и терн, земляника и клубника, малина и ежевика, смородина и крыжовник, клюква и черника, киви.



Самый популярный в России экзотический фрукт - ананас. На его долю приходится более 70% от общего объема импорта фруктовой экзотики. Наименее известными в России являются питайя, личчи, карамбола, дуриан и рамбутан. Доля экзотических фруктов составляет 3% совокупной стоимости фруктового импорта.

Зарубежные компании — экспортеры фруктов неоднократно заявляли, что рассматривают Россию как очень перспективный рынок.

Объем импорта фруктов за 2009 год составил 4250 тыс. тонн.

На рис. 3 представлена структура импорта фруктов в Россию за 2009 год.

Рис. 3 Структура импорта фруктов в Россию за 2009 год

 

Анализ рис.3 показывает, что наибольшую долю в объеме импорта фруктов занимают бананы – 22% и яблоки – 20%, доля апельсин, мандарин, винограда, груш и айвы – 12, 10 и по 8% соответственно. Эти приоритеты во многом отражают потребительские предпочтения россиян.

Среди различных сегментов фруктового рынка в России спрос наиболее велик на бананы, являющиеся абсолютными лидерами продаж. Как отмечают эксперты компании-импортера «JFC», за последние два года потребление бананов возросло вдвое. Однако сегмент бананов сохраняет значительный потенциал. На одного россиянина приходится 4,5-5 кг бананов в год, тогда как в странах Восточной Европы среднедушевое потребление бананов вдвое больше, составляя 8-10 кг в год



По мнению российских импортеров, высокая доля в общем объеме импорта бананов в России связана прежде всего с тем, что цены на бананы очень низкие: в России цена, включающая и расходы на транспортировку за тысячи километров, и стоимость погрузочно-разгрузочных работ, и уплату всех таможенных платежей, не превышает одного доллара США.

Бананы в Россию поставляли 8 государств. Объем импорта бананов в 2009 году составил 895,4 тыс. тонн на сумму 480,7 млн. долларов. Основным поставщиком бананов на российский рынок является Эквадор, доля которого в 2009 году составляла 90% в объеме импорта бананов. Другими поставщиками бананов являются Колумбия, Коста-Рика, Панама, Филиппины, их доли составляют 1-3%.

Яблоки в Россию в 2009 году поставляло около 40 государств. Объем импорта яблок составил 812,7 тыс. тонн на сумму 351,1 млн. долларов.

На рис. 4 представлены доли основных стран поставщиков яблок в Россию в 2009 году.

Рис. 4 Доли основных стран поставщиков яблок в Россию в 2009 году

 

На долю двух основных поставщиков яблок Польши – 23% и Китая – 18% приходилось в 2009 году более 40% от общего объема импорта яблок за рассматриваемый период.

Апельсины поставляли в Россию в 2009 году около 20 государств. Объем импорта апельсин составил 509,8 тыс. тонн на сумму 281,4 млн. долларов.

На рис. 5 представлены доли основных стран поставщиков апельсин в Россию в 2009 году.

Рис. 5 Доли основных стран поставщиков апельсин в Россию в 2009 году

 

Крупнейшими поставщиками апельсин в Россию в 2009 году являлись Марокко – 25%, Египет – 21%, Турция – 20%, Аргентина – 13% и ЮАР – 16%. Суммарная доля этих поставщиков в общем объеме импорта апельсин составляла 95%.

Мандарины в Россию поставляли в 2009 году 25 государств. Объем импорта мандарин составил 410,6 тыс. тонн на сумму 261,5 млн. долларов.

На рис. 6 представлены доли основных стран поставщиков мандарин в Россию в 2009 году.

Рис. 6 Доли основных стран поставщиков мандарин в Россию в 2009 году

На долю 2 крупнейших поставщиков мандарин в Россию в 2009 году Марокко – 37% и Турция – 23% приходилось 60% от общего объема импорта мандарин за этот период.

Виноград в Россию в 2009 году поставляло около 40 государств. Объем импорта винограда составил 320 ,7 тыс. тонн на сумму 342,7 млн. долларов.

На рис. 7 представлены доли основных стран поставщиков винограда в Россию в 2009 году.

Рис. 7 Доли основных стран поставщиков винограда в Россию в 2009 году

Крупнейшими поставщиками на российский рынок винограда в 2009 году являлись Узбекистан – 45% и Турция – 16%. Таким образом, на долю двух поставщиков винограда приходилось более 60% от объема импорта этого продукта за этот период.

В связи со значительной долей импорта на российском фруктовом рынке особое значение приобретает деятельность отечественных импортеров фруктов. Среди поставщиков на российском фруктовом рынке лидируют три петербургских компании: «Sunway Traders», «СОРУС» и «JFC International». Особенно заметных достижений эти компании достигли в части поставок бананов.

Основная доля фруктов, официально ввозимых в Россию, доставляется в петербургский порт (около 80%), 20% поставок приходится на порт в Новороссийске. Это связано с достаточно высокой мощностью порта второй столицы и его относительно развитой технологической базой, а также с тем, что Петербург расположен ближе Новороссийска к основным российским рынкам сбыта.

Эксперты высказывают мнение, что во многом именно популярность петербургского порта стала причиной лидерства петербургских компаний-импортеров на российском фруктовом рынке. Эти компании начинали с торговли на рынках, в настоящее время став крупными современными компаниями, которые используют передовые технологии хранения и транспортировки фруктов и практически не имеют в стране легальных конкурентов, соперничая главным образом со структурами теневого фруктового бизнеса. В ближайшем будущем развитие петербургских компаний – лидирующих импортеров фруктов в России, продолжится в связи с активным ростом потребления фруктов в России.
Одна из основных проблем российских импортеров фруктов связана с таможенными правилами и платежами. Представители компаний отмечают, что во взаимоотношениях с таможней остается масса проблем, связанных, в частности, со взяточничеством, высокими пошлинами и налогами.

На долю этих компаний-импортеров приходится около 80% ввозимых на территорию России бананов. Доля «JFC Internationa» в общем объеме импорта бананов составляет около 30%, по другим позициям - апельсинам, яблокам, грушам – доля этого импортера колеблется от 20 до 25% . Компания «СОРУС» занимает около 20% фруктового рынка России. Доля «Sunway Traders» несколько превосходит долю двух описанных компаний, приближаясь к 30%.

Один из ведущих операторов российского фруктового рынка, компания «Sunway», образовала международный холдинг, обеспечив таким образом усиление собственных позиций на рынке в России. В 2004 году был образован холдинг «Sunway Group», в состав которого вошли пять компаний, обеспечивающих развитие специализированных направлений и проектов: ООО «Санвэй групп», ООО «Агролайн», ООО «Русагро», SWT Trader S.A. (Эквадор), «Sunway Traders Beijing» (Китай). Другим шагом к усилению позиций на российском рынке для компании «Sunway» стало строительство фруктового терминала в пос. Шушары под Санкт-Петербургом на площади в 3 гектара.

Конкурентами ведущих импортеров являются небольшие компании, производящие совместные закупки судовых партий в составе логистических групп «Konfey», «Baltfruit», «Fruitbrothers». Кроме того, на рынке работают мелкие фирмы-импортеры, перекупающие фрукты в Европе, в то время как у крупных игроков существуют прямые контракты с первым звеном экспорта — фруктовыми компаниями Эквадора или Чили. Как было отмечено выше, своим лидирующим положением успешные петербургские фирмы во многом обязаны наличию в Петербурге достаточно развитого порта, но нельзя сбрасывать со счетов и их собственные достижения.

Лидеры-импортеры российского рынка фруктов начинали бизнес в середине 1990-х годов с закупки фруктов на европейских рынках. За прошедшее время многое изменилось — петербургские импортеры успели создать серьезную инфраструктуру: так, «Sunway» покупает суда, а «JFC» активно приобретает и строит склады и терминалы. Инвестиции в инфраструктуру у всех петербургских компаний включают создание разветвленной российской сети дистрибьюции. Так, у «JFC» в шести российских городах расположены терминалы, а в структуре "СОРУС" действуют 15 представительств. В 1999 году «JFC» разработала масштабную программу закупок и реализации бананов и стала владельцем торговой марки "Bonanza-Золотое дно", а в 2002 году создала компанию «JFC-Cargo», оказывающую логистические услуги розничным сетям. Таким образом, инвестиции в инфраструктуру, а также грамотно построенные логистические цепочки являются основными причинами успеха петербургских импортеров.

Актуальной проблемой для российского рынка фруктов является наличие значительного количества пестицидов и нитратов в импортируемых фруктах. В частности, даже выборочные проверки плодоовощных баз, проведенные Россельхознадзором, обнаружили десятки тонн овощей и фруктов, уровень пестицидов в которых вреден для здоровья.
В мае текущего года Россельхознадзор предотвратил попытку ввоза в Россию нескольких партий яблок и овощей польского производства, содержащих пестициды и нитраты. В двух партиях яблок общим весом 38 тонн были обнаружены остаточные количества пестицида карбендазим, не допустимого в яблоках согласно российскому законодательству

Именно несоответствие продукции фруктов международным стандартам продовольственной безопасности явилось причиной, по которой в 2005 году Россельхознадзор выдал запрет на ввоз в Россию плодоовощной продукции из Молдавии. В 2006 году было принято соглашение о возобновлении поставок, но с большими оговорками: Молдавия могла экспортировать лишь оставшиеся фрукты из прошлого урожая; вся продукция должна была проходить через единственный таможенный пункт в Бричанах; российские специалисты в течение месяца наблюдали за произрастанием будущего урожая и контролировали работу местных фитосанитарных служб. Лишь в 2007 году Россельхознадзор и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Молдавии пришли к соглашению о возобновлении поставок в Россию овощей и фруктов в полном объеме.

Приоритетными форматами продаж фруктов на российском рынке являются оптовые базы и рынки, на долю этих форматов приходится порядка 70% фруктов, реализуемых в России. Это связано с тем, что на рынках цены на фрукты, как правило, значительно ниже, чем в продовольственных магазинах и супермаркетах. Также на выбор потребителей влияет сложившееся представление о качестве фруктов, предлагаемых на рынке. Этот связано с более короткой логистической цепочкой - фрукты на рынке оказываются более свежими, чем продукция, реализуемая в продовольственных магазинах и супермаркетах. Также среди российских потребителей распространена покупка фруктов с лотка или с машины, в киосках и ларьках. Наибольшим предпочтением эти форматы пользуются у потребителей в городах с населением от 100 тысяч жителей. Основными достоинствами киосков и ларьков являются удобство расположения – близость к маршруту перемещения потребителя, – а также оперативность покупки

Несмотря на существующие тенденции, эксперты полагают, что формат «магазинной» торговли фруктами имеет значительный потенциал. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что доля супермаркетов в розничном обороте свежих фруктов хотя и медленно, но растет. Регулярные посетители супермаркетов и гипермаркетов склонны совмещать покупку фруктов с приобретением других товаров в целях экономии времени.

В заключение можно отметить, что российский рынок фруктов является перспективным и динамично развивающимся. Потенциал этого сегмента продовольственного рынка очень велик, это отмечают как российские, так и зарубежные эксперты. В будущем можно прогнозировать дальнейший рост емкости российского рынка фруктов, как за счет увеличения объемов собственного производства, так и за счет роста импортных поставок.

 

Ведущий научный сотрудник ОАО «ИТКОР» кандидат экономических наук, доцент Кузьмичева М.Б.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.