Сделай Сам Свою Работу на 5

Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS. Эффект храповика





Пересечение кривых AD и AS определяет точку макроэкономического равновесия, равновесный объем выпуска и равновесный уровень цен. Изменение в равновесии происходит под влиянием сдвигов кривой AD, кривой AS или той и другой вместе.

Последствия увеличения AD зависят от того, на каком отрезке AS оно проходит:

§ на горизонтальном отрезке AS рост AD ведет к увеличению реального объема выпуска при неизменных ценах;

§ на вертикальном отрезке AS увеличение AD приводит к повышению цен при неизменном объеме выпуска;

§ на промежуточном отрезке AS рост AD порождает как увеличение реального объема выпуска, так и определенное повышение цен.

Сокращение AD должно привести к следующим последствиям:

§ на кейнсианском отрезке AS реальный объем производства сократится, а уровень цен останется неизменным;

§ на классическом отрезке цены упадут, а реальный объем производства останется на уровне полной занятости;

§ на промежуточном отрезке модель предполагает, что и реальный объем производства, и уровень цен снизятся.

Однако существует один важный фактор, который модифицирует последствия снижения AD на классическом и промежуточном отрезках. Обратное движение AD из положения в (рис. 2.4) может не восстановить первоначальное равновесие, по крайней мере, в короткий период времени. Это связано с тем, что цены на товары и ресурсы в современной экономике являются во многом негибкими в краткосрочном периоде и не проявляют тенденцию к снижению. Это явление получило название эффекта храповика (храповик — это механизм, который позволяет крутить колесо вперед, но не назад). Рассмотрим действие этого эффекта с помощью рис. 2.4.



Эффект храповика

Первоначальный рост AD, до состояния привел к установлению нового макроэкономического равновесия в точке , для которой характерен новый равновесный уровень цен и объем производства . Падение совокупного спроса от состояния до , не приведет к возврату в первоначальную точку равновесия , поскольку возросшие цены не имеют тенденции к снижению в краткосрочном периоде и останутся на уровне . В этом случае новая точка равновесия переместится в состояние , а реальный уровень производства снизится до уровня .



Как мы выяснили эффект храповика связан с негибкостью цен в краткосрочном периоде.

Почему же цены не имеют тенденции к снижению?

§ Это связано в первую очередь с неэластичностью заработной платы, которая составляет примерно ¾ расходов фирмы и в значительной мере влияет на цену продукции.

§ Многие фирмы обладают существенной монопольной властью, чтобы противостоять снижению цен в период падения спроса.

§ Цены на некоторые виды ресурсов (помимо труда) фиксируются условиями долгосрочных контрактов.

 

Эффект храповика

Основная причина эффекта храповика - ограниченность конкуренции как на многих рынках товаров и услуг, где предложение и, следовательно, цены контролируют крупные фирмы, так и на рынках ресурсов, где, помимо прочего, сильны институциональные ограничители (деятельность профсоюзов, трудовое законодательство и т.п.). Большое влияние оказывает также психологическая неготовность людей добровольно соглашаться на снижение номинальных доходов; даже сами владельцы частных фирм стараются по возможности избегать подобных мер, опасаясь ухудшения качества труда наемных работников. Итак, крупные фирмы поддерживают цены, стремясь уменьшить потерю прибылей, но в условиях кризиса, падающего совокупного спроса это можно сделать, лишь сократив совокупное предложение и рабочие места. Поэтому более вероятно, что макроэкономическое равновесие в результате окажется не в точке N, а в точке М, в условиях общего спада.

 

34. Потребление, сбережения и инвестиции. Теория мультипликатора.



Потребление – это средства, направленные населением на приобретение товаров и услуг. Потребление определяется как объективными, так и субъективными факторами.

Объективные факторы: уровень дохода, уровень цен, норма процента и т.д.

Субъективные факторы: психологическая склонность людей к потреблению.

Основным объективным фактором, определяющим уровень потребления, является доход, поэтому потребление движется в направлении последнего. Поэтому можно рассматривать потребление как функцию от национального дохода (Y).

C = C(Y ) .

Субъективная склонность людей к потреблению может быть средней и предельной.

Средняя склонность к потреблению выражается отношением потребляемой части национального дохода ко всему национальному доходу:

Предельная склонность к потреблению выражается отношением изменения в потреблении к тому изменению в доходе, которое его вызвало:

Человек не только потребляет, но и сберегает. Сбережения – это та часть дохода, которая не потребляется:

Сбережения = Доход Потребление

Как и потребление, сбережение зависит от двух групп факторов: объективных и субъективных.

Основным объективным фактором является доход, ибо доход – это сумма потребления и сбережения. Соответственно сбережение рассматривается так же как функция от национального дохода.

S = S(Y) .

Основным субъективным фактором выступает склонность данного человека к сбережению, т.е. желание сберегать.

Мультипликатор Кейнса (или мультипликатор накопления, множитель Кейнса) — коэффициент, равный обратной величине предельной склонности к сбережению (ПСС) — 1/ПСС или обратной величине разницы единицы и предельной склонности к потреблению (ПСП) — 1/(1-ПСП). Данный коэффициент показывает, на сколько увеличится национальный доход в результате первоначальных инвестиций.

Первоначальные инвестиции порождают прирост национального дохода, поскольку лишь частично пойдут на сбережение, часть будет потрачена (потреблена), вследствие чего произойдет новый прирост национального дохода, но вновь меньший из-за откладываемых сбережений и так далее.

Рассмотрим на примере. Допустим, жители страны в среднем из 10 заработанных рублей проедают 8, а два кладут в банк. Их предельная склонность к сбережению равна 2/10 = 1/5.

Банк же те рубли, которые приносят жители, может выдать на кредиты. Сбереженные деньги вновь возвращаются в оборот. Домохозяйства, которые получили в банке кредиты, тратят их по своему разумению, а это значит продавцы в магазинах, к примеру бытовой техники, получают доход, равный сумме выданного кредита. Продавцы вновь из 10 заработанных рублей проедают 8, сберегая 2. Дальше все по кругу.

35. Денежный рынок. Спрос на деньги, предложение денег.

Де́нежный ры́нок (англ. Money market) — система экономических отношений по поводу предоставления денежных средств на срок до одного года. Система экономических отношений по поводу предоставления денежных средств на срок, превышающий один год получила названиерынок капитала (англ. Capital market). Денежный рынок, наряду с рынком капитала представляет собой часть более общей финансовой категории — финансовый рынок.[1].

Денежный рынок может быть подразделён на:

1. Рынок краткосрочных ценных бумаг

2. Рынок межбанковских кредитов

3. Рынок евровалют[2]

Предложение денег.

Для нормального функционирования рыночной экономики, поддержания стабильных темпов ее роста, уровня и динамики цен, занятости требуется определенная денежная масса. Она представляет собой совокупность платежных средств, обращающихся в стране на данный момент.

Предложение денег – это объем денежной массы в обращении.

Формирование денежной массы происходит за счет наличных денег, эмитированных Центральным банком, и кредитных денег, создаваемых системой коммерческих банков. Для правильного измерения объема денежной массы нужно определить ее структуру. С этой целью вводятся денежные агрегаты, иерархия которых устанавливается по мере укрупнения и способности выполнения деньгами тех или иных функций Спрос на деньги определяется величиной денежных средств, которые хранят хозяйственные агенты, т.е., по существу, это спрос на денежные запасы, или номинальные денежные остатки.

Совокупный, или общий, спрос на деньги (Dm) – это общее количество денег, которое домохозяйства, бизнес, правительство желают иметь в данный момент. Он распадается на две составляющие: спрос на деньги для сделок и спрос на деньги как средство сохранения богатства.

Спрос на деньги для сделок (Di) – это нужда в деньгах населения, предприятий и правительства для покупки товаров и услуг, включая и денежный резерв для незапланированных покупок.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.