Бюджетный процесс, его участники, их полномочия.
Участники бюджетного процесса. Определение бюджетного процесса, виды и функции участников бюджетного процесса, бюджетное учреждение, распорядители бюджетных средств, администраторы, получатели бюджетных средств. Полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня.
2. Составление проектов бюджета. Бюджетное планирование, подготовка и состав пакета сопровождающих документов, характеристики планируемого бюджета, порядок составления бюджета.
Рассмотрение и утверждение бюджета. Первое, второе и третье чтения, секретные статьи бюджета. Внесение изменений в бюджет.
4. Исполнение бюджета. Бюджетная роспись, кассовый план. Принцип единства кассы, блокировка, иммунитет бюджета. Кассовое обслуживание исполнения бюджета.
Казначейская система: структура, роль как элемента управления бюджетным процессом, развитие.
Государственный и муниципальный финансовый контроль (Глава 26 БК РФ). Содержание и значение, формы и методы. Парламентский, президентский, правительственный, региональный, муниципальный, общественный финансовый контроль. Виды и институты финансового контроля.
Контрольные вопросы по теме.
1. Дайте определение бюджетного процесса. В чем состоит экономический и процедурный аспект бюджетного процесса?
2. Каковы этапы бюджетного процесса? С принятия какого документа начинается бюджетный процесс?
3. Кто является участником бюджетного процесса? Каковы права и обязанности получателя бюджетных средств?
4. Какими нормативными документами регулируется бюджетный процесс на федеральном уровне, на региональном уровне и на уровне муниципалитетов?
5. Охарактеризуйте процесс составления проектов бюджета. Какие сведения используются на этом этапе бюджетного планирования и какие документы подготавливаются во время его проведения?
6. Сколько чтений проходит процедура принятия федерального бюджета? Сколько чтений проходит процедура принятия бюджета в Вашем регионе, муниципальном образовании?
7. Что является предметом обсуждения федерального бюджета в первом чтении?
8. Каковы действия исполнительных органов власти в случае снижения объема поступлений доходов бюджета?
9. Какой этап является завершающим в бюджетном процессе на федеральном уровне (в Вашем регионе, муниципальном образовании)?
10. Опишите казначейскую систему России?
11. В чем состоит содержание и значение финансового контроля?
12. Каковы формы и методы финансового контроля?
13. Какие органы государственной и муниципальной власти принимают участие в финансовом контроле?
14. Как Вы считаете, с какой целью финансовый контроль осуществляется на разных уровнях власти?
15. Как Вы понимаете, что такое общественный контроль?
Задание по теме:
1. Руководствуясь Бюджетным кодексом изучить этапы бюджетного процесса. Выяснить состав участников каждого этапа бюджетного процесса, а также содержание каждого этапа. Результаты представить в виде табл. 1.
Таблица 1
Этапы бюджетного процесса
Этапы бюджетного процесса
|
Участники
|
Содержание этапа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Руководствуясь Бюджетным кодексом изучить этап рассмотрения и утверждения бюджета. Выяснить, что является предметом каждого чтения данного этапа. Результаты представить в виде табл. 2.
Таблица 2
Этапы рассмотрения и утверждения бюджета
Чтение
|
Предмет чтения бюджета
| Срок проведения по бюджетному законодательству
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Руководствуясь законодательством изучить этапы бюджетного процесса на региональном (Рязанская область) и муниципальном (Рязань) уровнях. Выяснить состав участников каждого этапа бюджетного процесса, а также содержание каждого этапа. Результаты представить в виде табл. 2.
Таблица 2
Этапы бюджетного процесса
Этапы бюджетного процесса
|
Участники
|
Содержание этапа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Руководствуясь законодательством изучить этапы рассмотрения и утверждения бюджета на региональном (Рязанская область) и муниципальном (Рязань) уровнях. Выяснить, что является предметом каждого чтения данного этапа. Ссылки на источники обязательны. Результаты представить в виде табл. 4.
Таблица 4
Этапы рассмотрения и утверждения бюджета
Чтение
|
Предмет чтения бюджета
| Срок проведения по бюджетному законодательству
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бюджетный процесс, его участники, их полномочия.
Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлением бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.(БК, ст.6).
Бюджетный процесс включает четыре стадии бюджетной деятельности:
1) составление проектов бюджетов;
2) рассмотрение и утверждение бюджетов;
3) исполнение бюджетов;
4) составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.
Участниками бюджетного процесса являются:
- Президент Российской Федерации;
- высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
- законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);
- исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
- Центральный банк Российской Федерации;
- органы государственного (муниципального) финансового контроля;
- органы управления государственными внебюджетными фондами;
- главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
- главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
- главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
- получатели бюджетных средств.
Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса определяются Бюджетным Кодексом РФ, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ (по вопросам особенностей полномочий федеральных участников бюджетного процесса), законами субъектов РФ (по вопросам особенностей полномочий органов государственной власти субъектов РФ) и муниципальными правовыми актами.
Законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов.
Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом и осуществляют иные полномочия.
Центральный Банк совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики и обслуживает счета бюджетов.
Главный распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или)получателями бюджетных средств, если иное не предусмотрено Бюджетным Кодексом.
Главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
- обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
- формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;
- ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;
- осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;
- составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
- вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;
- вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;
- определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений;
- формирует государственные (муниципальные) задания;
- обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении;
- организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности;
- формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;
- несет соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений);
- осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Администратор доходов бюджета– орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ, если иное не установлено Бюджетным Кодексом.
Главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:
- формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета;
- представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;
- представляет сведения для составления и ведения кассового плана;
- формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета;
- осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:
- осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;
- осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
- принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
- принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;
- в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;
Администратор источников финансирования дефицита бюджета – определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти, орган местного самоуправления орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие право в соответствии с Бюджетным Кодексом осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета.
Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:
- формирует перечни подведомственных ему администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
- осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета;
- обеспечивает адресность и целевой характер использования выделенных в его распоряжение ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета;
- распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным администраторам источников финансирования дефицита бюджета и исполняет соответствующую часть бюджета;
- организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности;
- формирует бюджетную отчетность главного администратора источников финансирования дефицита бюджета.
Бюджетное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Бюджетное учреждение осуществляет свои расходы в соответствии с бюджетной сметой; бюджетным учреждениям не предоставляются субсидии и бюджетные кредиты, они также не имеют права получать кредиты (займы). Положения Бюджетного Кодекса относительно бюджетных учреждений распространяются на органы государственной власти, органы местного самоуправления и органы управления государственными внебюджетными фондами.
Получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
- составляет и исполняет бюджетную смету;
- принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;
- обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;
- вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;
- ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии);
- формирует и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;
На федеральном уровне участниками бюджетного процесса являются:
- Президент Российской Федерации;
- Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;
- Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
- Правительство Российской Федерации;
- Министерство финансов Российской Федерации;
- Федеральное казначейство;
- Центральный банк Российской Федерации;
- Счетная палата Российской Федерации;
- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
- органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации;
- главные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета;
- главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
- главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета;
- главные администраторы (администраторы) доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
- главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета;
- главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации обладает следующими бюджетными полномочиями:
- организует составление и составляет проект федерального бюджета, представляет его в Правительство Российской Федерации, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
- осуществляет методологическое руководство в области составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации основные направления бюджетной и налоговой политики;
- ведет реестр расходных обязательств Российской Федерации;
- разрабатывает прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации;
- проектирует предельные объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств федерального бюджета либо субъектам бюджетного планирования;
- разрабатывает по поручению Правительства Российской Федерации программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации, условия выпуска и размещения государственных займов Российской Федерации, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации, проводит государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг;
- разрабатывает по поручению Правительства Российской Федерации программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и является уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственные внутренние и внешние заимствования, разрабатывает программу государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте и программу государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации;
- ведет Государственную долговую книгу Российской Федерации;
составляет и ведет сводную бюджетную роспись федерального бюджета и представляет ее в Федеральное казначейство;
- устанавливает единую методологию бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетной отчетности;
- утверждает коды составных частей бюджетной классификации Российской Федерации, являющиеся в соответствии с настоящим Кодексом едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- обеспечивает предоставление бюджетных кредитов в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- устанавливает порядок составления бюджетной отчетности федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджетной отчетности Российской Федерации, представляет в Правительство Российской Федерации бюджетную отчетность Российской Федерации;
- устанавливает план счетов бюджетного учета и единую методологию бюджетного учета, а также другие функции.
Руководитель Министерства финансов РФ имеет исключительное право:
- утверждать сводную бюджетную роспись федерального бюджета;
- вносить изменения в сводную бюджетную роспись федерального бюджета;
- утверждать лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета;
- вносить изменения в лимиты бюджетных обязательств;
- давать разрешение на предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета.
Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями:
- производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетом возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным Бюджетным Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными муниципальными правовыми актами, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетом возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным Бюджетным Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными муниципальными правовыми актами, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
осуществляет управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета в установленном им порядке;
устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом;
доводит до главных распорядителей средств федерального бюджета представленные Министерством финансов Российской Федерации бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств;
составляет на основании бюджетной отчетности, представленной главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, бюджетную отчетность об исполнении федерального бюджета и представляет ее в Министерство финансов Российской Федерации;
составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на основании отчета об исполнении федерального бюджета, отчетности и материалов, представленных органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора обладает бюджетными полномочиями, установленными настоящим Кодексом и Правительством Российской Федерации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|