Сделай Сам Свою Работу на 5

Толкование права: понятие и виды.





Толкование права: понятие и виды.

3.6. Способы толкования права.

 

Реализация права: понятие и формы.

Конечной целью любого правового акта является реализация положений его правовых норм в конкретных жизненных ситуациях, в практической деятельности.

По характеру действий, обусловленных содержанием правовой нормы, выделяют четыре формы: соблюдение, исполнение, использование и применение права:

Соблюдением реализуются запрещающие нормы (соблюдение запретов). Суть этой формы состоит в пассивном воздержании от совершения действий, находящихся под запретом.

Исполнение требует активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих предписаний (исполнение обязанностей).

Использование направлено на осуществление правомочий лица, и, следовательно, по его усмотрению здесь может быть как активное, так и пассивное поведение (использование права).

Особое место занимает применение права как комплексная властная деятельность по реализации правовых норм, сочетающая в себе одновременно разные поведенческие акты. Это своего рода «приложение» общих правовых норм к конкретным обстоятельствам и конкретным лицам. Применением правовых норм занимаются компетентные органы и должностные лица, и только в рамках предоставленных им полномочий. В качестве исключения государство может передавать свои отдельные полномочия общественным органам (например, профсоюзы применяют некоторые нормы трудового законодательства).



Применение права имеется там, где субъекты правоотношений не могут реализовать свои предусмотренные законом права и обязанности без такого рода посредничества государственных органов. Нельзя самому себе оформить паспорт, назначить пенсию, присвоить очередное воинское звание и т.д. без разрешения компетентного органа, даже если в действительности имеются все предусмотренные законом для этого условия. Таким образом, часть правовых норм реализуется через правоприменение, правоприменительную деятельность, правоприменительные акты.

 

Применение как форма реализации права. Стадии правоприменительного процесса.

Применение права –это властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за данным процессом.



Выделяют три стадии правоприменительной деятельности.

1) установление фактических обстоятельств дела;

2) установление юридической основы дела;

3) решение дела.

Единственным основанием для начала процесса применения правовых норм является наступление предусмотренных ими фактических обстоятельств. Поэтому первая стадия правоприменения состоит в установлении юридических фактов и юридических составов (совокупностей различных юридических фактов). Обычно круг обстоятельств, подлежащих установлению, обозначен в законе.

Часто сбор доказательств и предварительное установление фактов являются делом одних лиц, а вынесение решения по делу – других, в этом случае правоприменяющий орган обязан убедиться в достаточности фактов и их обоснованности.

Целью второй стадии правоприменительного процесса является достижение фактической объективной истины. Установление юридической основы дела включает:

• нахождение нормы, подлежащей применению;

• проверку правильности текста акта, в котором содержится искомая норма;

• проверку подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц;

• уяснение содержания нормы.

Третья стадия окончательная правовая оценка обстоятельств и принятие (вынесение) решения по делу всегда является делом правоприменителя. Все указанные действия служат одной цели – правильной квалификации фактов, а значит, упрочению законности и правопорядка, поэтому тесно переплетаются в действительности с действиями, составляющими содержание предшествующих стадий.



принятие (вынесение) решения по делу всегда сопровождается изданием акта правоприменения (правоприменительного акта).

 

Понятие правоприменительного акта и его виды.

Правоприменительный акт –это государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их осуществления.

Правоприменительные акты представляют самостоятельную ценность поскольку выполняют особую роль в механизме правового регулирования общественных отношений, реализуют определенные социальные цели одновременно с нормативными правовыми актами.

Признаки акта применения права:

1. Государственное решение властного субъекта по конкретному юридическому делу компетентного органа государственной власти ли должностного лица.

2. Содержит властное волеизъявление, обязательное для соблюдения и исполнения теми субъектами права, кому оно адресовано.

3. Исполнение акта обеспечивается государственным принуждением.

4. Имеет процессуальную форму выражения (приговор, решение, и т. д.).

5. Носит персонифицированный характер и регулирует конкретные общественные отношения.

 

Различают следующие виды правоприменительных актов.

1. По субъектам, осуществляющим применение права, выделяют акты:

• федеральных органов государственной власти.

 

• органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

• органов местного самоуправления.

• органов судебной власти.

• органов исполнительной власти.

• издаваемые администрацией предприятий, учреждений, организаций.

 

2. По предмету правового регулирования, то есть по отраслям применяемых норм, различают акты:

• конституционно-правовые.

• гражданско-правовые.

• административно-правовые.

• уголовно-правовые.

• процессуально-правовые.

 

3. По форме правоприменительной деятельности выделяют акты:

 

• регулятивные, связанные с реализацией диспозиции правовых норм.

• правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за

совершенное правонарушение, а также с применением мер по их

предупреждению.

 

 

Структура правоприменительного акта

Правоприменительный акт обычно включает четыре части – вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную.

Вводная частьсодержит наименование акта (приказ, решение, приговор, постановление, определение, распоряжение и т.д.), место и дату его принятия, наименование властного органа или уполномоченного лица, принявшего решение.

 

В описательной частиприводятся факты, являющиеся предметом исследования, рассматриваются обстоятельства и способы совершения определенных действий, т.е. когда, где и кем они совершены.

 

В мотивировочной частиизлагается анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств юридического дела, обоснование данной правовая квалификация, официальное разъяснение применяемого нормативно-правового акта и процессуальные нормы, которыми руководствовался уполномоченный субъект.

 

Резолютивная частьсодержит принятое решение по конкретному юридическому делу (формулируются права и обязанности сторон, мера юридической ответственности).

 

Толкование права: понятие и виды.

Выбор правовых норм в ходе правоприменения неизбежно связан с уяснением их содержания правоприменителем для себя (как внутренний мыслительный процесс), и разъяснением их (как выражение своих заключений вовне) о содержании права с целью показать, как надо понимать правовой акт, чаще всего объединяют одним понятием – «толкование права».

Проблема толкования выходит за рамки собственно правоприменения или даже реализации права; она имеет самостоятельное значение в процессе как научного, так и обыденного познания государственно-правовой жизни.

Объектом толкования являются нормы законов и подзаконных актов.

Предметом толкования является воля законодателя, выраженная в нормативном акте.

Толкование подразделяется, прежде всего, в зависимости от того, идет ли речь об уяснении нормативных актов или об их разъяснении.

По объему толкование подразделяется на три вида:

• адекватное,

• ограничительное

• расширительное.

Как правило, имеет место адекватное толкование. Ограничительное и расширительное допускаются всегда при одном обязательном условии – несовпадении действительного (настоящего, подлинного) смысла нормы с буквальным. Норма истолковывается шире или уже буквального ее смысла, но обязательно в соответствии с тем, что найдено в итоге уяснения истинного содержания нормы.

При оценке роли расширительного и ограничительного толкования норм не следует смешивать их с аналогией закона и аналогией права, когда происходит распространение действия норм на не предусмотренные ими обстоятельства.

По субъекту (органу или лицу, дающему это разъяснение):

Официальное толкование дается или тем же органом, который издал данный акт (аутентичное толкование), или же другими органами, на которые возложена обязанность толковать нормативные акты (легальное толкование). Акты официального толкования обязательны для правоприменителей.

Субъектами официального аутентичного толкования могут выступать все государственные органы, организующие процесс реализации закона путем издания подзаконных актов. Они могут толковать только свои нормативные акты.

Высшей юридической силой обладают акты толкования парламентских органов и высших судебных инстанций, если они уполномочены на толкование законов.

толкование подзаконных актов осуществляют правительство, министры и другие исполнительные органы.

В правоохранительной сфере большую роль играют разъяснения (инструктивные и директивные письма, приказы и инструкции) таких ведомств, как Министерство юстиции, Высший Арбитражный Суд, прокуратура, органы внутренних дел. Большинство из них являются внутриведомственными, но есть и такие разъяснения, которые принимаются к руководству гражданами. Таковы, например, официальные разъяснения органами внутренних дел правил дорожного движения.

Неофициальное толкование не является юридически обязательным. Сила его только в глубине анализа, в убедительности и обоснованности. Соответственно выделяют обыденное толкование, даваемое гражданами; компетентное, которое дается сведущими в праве людьми (специалистами); доктринальное, исходящее от ученых, ведущих исследовательскую работу в этом направлении.

В зависимости от сферы действия актов разъяснения правовых норм проводится деление толкования на нормативное (изначально предназначено для распространения его результатов на неопределенный круг лиц и случаев. Оно, подобно правовой норме, имеет абстрактный характер, т.е. не привязывается к конкретной ситуации) и казуальное (вызвано только конкретным случаем и преследует основной целью правильное решение именно данного дела).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.