|
Соц-но-эк-ая сущность гос.кредита.
В условиях развитых товарно-д-х отношений гос-во может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хоз-ых структур и средства населения. Гл. способом их получения явл гос-ый кредит. Он выражает отношения между государством и многочисленными физ-ми и юрид-ми лицами по поводу формирования дополнительного д-го фонда, наряду с бюджетом, в руках гос-ва. При осуществлении кредитных операций внутри страны гос-во обычно явл заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. Тем не менее гос-во может оказаться и в роли кредитора. Такое явление встречается не только в сфере межгос-х отношений, но и во внутренней финансовой жизни по линии использования казначейских ссуд. Гос-й кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных д-х средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях. Гос-й кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. В сферу его применения попадает часть дох и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через гос-й кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими явл временно свободные д-е средства населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но при определенных эконом-х и политических ситуациях население и хоз-ые органы могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу гос-ого кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или соц-х нужд. Гос-й кредит – это совокупность эконом-х отношений, возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов для финансирования бюджетных расх и др гос-х программ. Отличительными чертами гос-го кредита явл: безотзывность и непередаваемость прав по кредиту.
28.Понятие и состав гос долга.Гос-й долг – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным гос-ым займам. Понятие гос-го долга различными теоретиками дается различное. При этом в конечном итоге для полноценного понимания понятия гос-й долг применительно к конкретной стране следует искать, прежде всего, официального толкования этого понятия в различных нормативных правовых актах. Долговые обязательства РФ могут существовать в форме: кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов; гос-х ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ; договоров о предоставлении гос-х гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет. Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Классиф-я гос долга: 1) в зависимости от заемщика: а) гос долг Рф –это долговые обяз-ва перед физ и юрид лицами, иност гос-ми б) гос долг субъекта РФ в) муниц долг; 2) в зависимости от валюты возникновения обяз-в: а) внутренний б) внешний 3) в зав-ти от срока погашения и объема: а) капитальный гос долг – долг на всю сумму выпущенных непогашенных долговыз обяз-в гос-ва включая начисленные проценты по этим обяз-вам б) текущий – расх по выплате дох кредиторов и по погашению обяз-в срок оплаты кот наступил.
29.Сущность и содержание международных финансово-кредитных отношений.Международные финансовые отношения (МФО) — это система наднациональных д-х отношений, опосредствующая движение капитала и д-х потоков в мировом хозяйстве. Их цель — обеспечение свободного перемещения разнообразных эконом-х и интеллектуальных ресурсов между отдельными странами. Российские хоз-ющие субъекты в мировой экономике представлены различными формами международного предпринимательства: кооперацией, ассоциацией, торговым домом, совместным предприятием и т.п. Все эти формы международного предпринимательства можно объединить одним понятием — «международная организация» (это юрид-ое лицо, одной из функциональных задач которое явл международная деятельность по реализации внешнеэконом-х связей государства). Эффективное упр-е международными организациями предполагает их научную классификацию по определенным признакам для достижения поставленных целей: 1. По сфере распространения различают мировые международные институты (Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Лондонский и Парижский клуб кредиторов, и др.) и международные организации одного гос-ва (это хоз-ющие субъекты, созданные в соответствии с з/д-ом данного гос-ва для выполнения определенных видов внешнеэконом-й деятельности.). 2. Структурный признак классификации международных организаций (МО) определяет виды международной деятельности и подразделяет МО на: 1. внешнеторговые (торговые, комиссионные и брокерские фирмы, торговые дома, ассоциации и др.), 2. производственные (к ним относятся хоз-ющие субъекты, работающие с зарубежными партнерами на принципе кооперации: консорциумы, международные объединения, предприятия с иностранными инвестициями. Международная производственная кооперация представляет собой форму длительных и устойчивых связей между хоз-ющими субъектами, занятыми совместным изготовлением и реализацией продукции на основе специализации их производства. Консорциум представляет собой временное добровольное объединение для решения конкретных задач. Выполнив поставленную перед ним задачу, консорциум прекращает свою деятельность. Консорциум не явл юрид-им лицом.), 3. финансовые (к ним относятся банки, страховые и др финансовые компании, созданные резидентами разных стран и выполняющие функции финансовых посредников. Международная банковская деятельность назыв банкингом и включает в себя иностранные организационные единицы банка, международные корреспондентские отношения, валютные переводы, кредиты и др международные банковские операции и услуги.) и прочие (они включают в себя различные фонды и общества по осуществлению культурных, религиозных и др связей с зарубежными странами). Особенности функционирования финансов международных организаций обусловлены: 1. порядком ценообразования на продукты внешнеэконом-й деятельности; 2. контрольными и регулирующими функциями гос-ва и управляющей компании; 3. определяющей ролью мировых международных институтов и стандартов. Функции РФ в МФО осуществляются на основании федеральных законов, постановлений Правительства РФ и нормативных актов ЦБ РФ. Регламентирующая роль мировых институтов в МФО осуществляется с помощью различных международных правил, конвенций, законов, стандартов и т.п., например Единообразного вексельного закона, принятого рядом стран в 1930 г. (Женевская конвенция), Международных правил INCOTERMS-90 и др. Таким образом, международная система финансов регламентируется как национальными, так и международными нормативными актами, при этом последние имеют определенный приоритет.
30.Особенности функционирования фин систем в экономич развитых странах.Кредитная система США явл наиболее развитой в мире и представляет собой совокупность гос-х и частных кредитных институтов. Основным ее компонентом явл Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции Центрального банка. ФРС осуществляет кредитно-д-ую политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и д-го обращения. Важнейшими инструментами кредитно-д-й политики явл операции с правительственными ценными бумагами на открытом рынке, расширение или ограничение кредитов через механизм учетной ставки и прямое регулирование банковских резервов. По уровню концентрации банковского капитала Великобритания уже в начале века находилась на одном из первых мест в мире. Среди банков – могущественная «большая пятерка» лондонских банков: «Барклейз Бэнк», «Ллойз Бэнк», «Мидленд Бэнк», «Нэшнл Бэнк», «Вестминстер Бэнк». Затем произошло объединение двух последних, что привело к еще большей концентрации банковской мощи страны. В Великобритании можно выделить несколько крупнейших финансовых групп, которые контролируют большую часть экономики – промышленности, торговли, кредитной системы и др. Наиболее крупные финансовые группы Великобритании приближаются по своей мощи к крупнейшим финансовым группам США. Особенностью финансового капитала Великобритании явл его широкие международные связи. Банковская система Японии состоит из гос-х и частных финансовых организаций (акционерные компании, кооперативы). Ее важной особенностью явл специализация; существуют специализированные банки долгосрочного финансирования, специализированные банки для мелких и средних предприятий. В то же время отсутствуют универсальные банки, строго проводится разделение банковского бизнеса и бизнеса с ценными бумагами. Среди гос-х финансовых организаций – Центральный банк Японии и Японский банк развития. В составе специализированных финансовых организаций - для мелкого и среднего бизнеса, для сельского, лесного хозяйства и рыболовства, для внешнеэкономической деятельности. Японскую финансовую систему объединяет межбанковская информационная система телекоммуникаций, которая явл самой развитой в мире, так как, связывая с помощью компьютерной сети примерно 5300 финансовых организаций и 42000 филиалов, позволяет получать переведенные из любого места средства в тот же день. Характерным для ФРГ явл контрольфинансового рынка в лице банков над производственным сектором экономики. Банки владеют значительными пакетами акций промышленных и других компаний, осуществляют доверительное (трастовое) управление акциями мелких совладельцев (акционеров) компаний, имеют своих представителей в наблюдательных советах компаний, получая право участвовать в принятии важнейших финансовых и инвестиционных решений. Банковский механизм контроля основан на прямом доступе к внутрифирменной информации и влиянии на производственную, финансовую, инновационную деятельность фирм. Эффективность экономики ФРГ базируется на стабильной денежной и валютной системе. Немецкие кредитные учреждения занимают сильную позицию в общественной структуре страны. В ФРГ создана двухступенчатая банковская система, при которой четко разграничиваются функции Центрального банка, с одной стороны, и частных банков, с другой.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|