Сделай Сам Свою Работу на 5

Государственный и муниципальный долг. Управление государственным и муниципальным долгом.





Бюджетный дефицит, причины его возникновения и источники

Финансирования.

БД-это превышение Р бюджета над его Д.

Причинами дефицита бюджета могут быть:

- возникновение чрезвычайных непредвиденных расходов, вызванные крупным стихийным бедствием;

- осуществление чрезмерного вмешательства гос-ва в эк-кие и соц. процессы;

- финансирование неэффективного фин. механизма, при кот. результаты фин. контроля невысоки, наблюдается нецелевое использование средств, нерациональное использование средств и прямые хищения гос. ресурсов.

2 типа дефицитного бюджета:

- структурный (дефицит, кот. сознательно формируется правительством в результате изменения структуры и объема расходов);

- циклический (возникает в условиях нахождения страны в стадии кризиса или депрессии).

В современной науке отношение к дефициту бюджета неоднозначно. С одной стороны дефицит бюджета считается нормой и дефицитно-бюджетное финансирование нормальным видом фин. политики. С др. стороны дефицит бюджета м. выйти из-под контроля в воздействия множества факторов на дефицит бюджета.

Считается, что дефицит бюджета в 3% от ВВП относительно безопасен. Свыше 3% оказывает негативное влияние на состояние финансов и народное хоз-во в целом.



Увеличение размера дефицита ведет к стимулированию спекуляции на фин. рынке, т.к.появляется дополнительное количество спекулятивных инструментов государственных обязательств.

Дефицит бюджета .Для его покрытия государство может использовать следующие способы:

- увеличение денежной массы в обращении (эмиссия)- выпуск государственных займов- увеличение налогового бремени- заранее сформированные резервные фонды- получение внешних займов

Денежная эмиссия не оказывает отрицательного влияния на объем частных инвестиций, поскольку приводит к снижению ставки банковского процента. Однако этот способ вызывает усиление инфляционных тенденций в экономике.

Выпуск государственных займов представляет собой неинфляционный способ покрытия бюджетного дефицита, что является его несомненным достоинством. В то же время ему присущи два серьёзных недостатка:

1.Выпуск государственных ценных бумаг вызывает повышение ставки процента, что приводит к снижению инвестиционной активности частного бизнеса.



2.Покупая государственные ценные бумаги, частные лица затрачивают не только свои сбережения, но и часть дохода, которая могла бы пойти на потребление, что приводит к сокращению совокупного спроса.

Увеличение налогов однозначно отрицательно влияет как на потребительский, так и на инвестиционный спрос. Положительный эффект может дать только повышение на сверхвысокие доходы.

Что же касается внешних займов, то этот путь ведет к увеличению внешнего долга страны.

Ряд стран использует в качестве источников финансирования дефицита бюджета – создание благоприятных условий для резервных фондов.

Проблема бюджетного дефицита тесно связана с проблемой государственного долга. Он представляет собой временную мобилизацию государством дополнительных средств для покрытия своих расходов, как правило, посредством выпуска займов. Величина государственного долга равна общей сумме задолженности государства по непогашенным займам и невыплаченным процентам по ним.

Различают два вида государственного долга:

1.Внешний долг – это долг данной страны иностранным государствам, международным организациям и иностранным частным лицам. Рост внешнего долга может привести к утрате экономической, а в перспективе и политической независимости государства.

2. Внутренний долг – увеличение данного вида долга не создает особых проблем, так как по существу этот долг страны самой себе. Противники увеличения внутреннего долга полагают, что он ложится тяжелым бременем на экономику, о чем говорят постоянно растущие расходы государственного бюджета по обслуживанию этого долга.



Финансовая система страны, характеристика ее звеньев.

Фин. СИ – совокупность сфер, звеньев, фин-ых рынков и методов фин-го регулирования.

финансовая система – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами, сгуппированных в элементы по однородным признакам.

Финансовая система РФ:

· 1 сфера (централизованная) – гос. и муниципальные финансы;

ее звенья: бюджетная система РФ и гос. кредит

· 2 сфера (децентрализованная) – финансы хоз-х субъектов + финансы домашних хозяйств.

Финансовая система развитых стран включает следующие звенья финансовых отношений:

· федеральный бюджет;

· специальные государственные внебюджетные фонды;

· государственный кредит;

· финансы предприятий различных форм собственности;

· финансовый рынок.

Через финансовую систему государство воздействует на фор­мирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы федерального бюджета, государственный кредит.

Финансовая система состоит из трёх основных элементов:

1. совокупность сфер и звеньев финансовых отношений (собственно финансовая система в узком понимании);

2. совокупность создаваемых в каждом звене денежных фондов;

3. система финансовых органов – финансовый аппарат (инфраструктура финансовой системы), или финансовая система с точки зрения управления финансами.

1 сфера. Бюджетная система – основанная на эк-ких отношениях в гос-ном устройстве, регулируемая нормами права совокупность фед. бюджета и бюджета гос-ых. внебюджетных фондов.

Гос. бюджетная си России включает три звена:

1. федеральный бюджет;Федеральный бюджет является главным звеном финансо­вой системы. Он представляет собой форму образования и ис­пользования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

2. бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований (к ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных областей, автономных округов и городские бюджеты). Это бюджеты субъектов Федерации;

3. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в фед. республиканский бюджет.

2 сфера.

1. коммерческие организации (получение прибыли)

2. некоммерческие организации

3. финансы домохозяйств

Государственный и муниципальный долг. Управление государственным и муниципальным долгом.

Гос. долг — долговые обязательства Правительства РФ перед физ. и юр. лицами, иностранными гос-ми, м/д народ. организациями и иными субъектами м/д народ. Права ( в состав Гс.долга включаются и обязательства по Гос. Гарантиям, предоставленным РФ). Различают государственный и общегосударственный долг. Общегос-ый долг —включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав гос-а. Обеспечением гос-о долга РФслужит все имущество, составляющее гос. казну.

Гос. долг состоит из задолженности прош. лет и вновь возникшей задолженности. Долговые обязательства РФ погашают в сроки, установ-ые конкретными условиями займа, кот. не м.б. больше 30 лет.

Муниц. долг — совокупность долговых обязательств муниц-го образования. Он полностью обеспечивается муниципальным имуществом. Долговые обязательства муниц. образования м. существовать в форме: кредитных соглашений и договоров; займов, осуществляемых выпуском муниц. цен. бумаг; договоров о получении муниц. образованием бюджетных кредитов от бюджетов др. уровней бюдж. си РФ; договоров о предоставлении муниц. гарантий.

В объем муниц. долга включаются:

• номинальная сумма долга по муниц. цен. бум.;• объем основного долга по кредитам, полученным муниц. образованием;• объем долга по бюджетным кредитам, полученным муниц. образованием от бюджетов др. уровней;• объем обязательств по муниц. гарантиям, предоставленным муниц. образованием.

Долговые обязательства муниц. образования погашают в сроки, определяемые условиями заимствований, кот. не д. превышать 10 лет.

Управление гос. долгом выражает совокупность мер Правительства РФ по выплате Д кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых гос. ценных бумаг.

 

Госдолг классифицируется по ряду критериев:

Внутренний и Внешний

Крсткосрочный (до 1 года)Сраднесрочный (от 1 до 5 лет)Долгосрочный (от 5 до 30 лет)

по форме:

облдигационные займы

безоблигационные займы (жилищные сертификаты)

Управление гос.долгом осущ. Органы Законодательной власти (они же и определяют предельный размер госдолга).

Цели управления гос. долгом:

1. Политические: поддержание устойчивости функционирования политической системы.

2. Социальные: своевременное финансирование соц. программ, обеспечение соц. стабильности.

3. Эк-кие: минимизация стоимости привлекаемых внешних заимствований, улучшение условий рефинансирования и переоформления задолженности, сокращение Р по обслуживанию внешнего долга, повышение эффективности использования фин. ресурсов.

Методы управления госдолгом:

1. Реструктуризация - иземение условий долговых обязательств и замены одних обязательств с прекращением их действия на новые (на новых условиях обслуживания и погашения обязательств). Реструктуризация м. б. осуществлена с частичным снижением суммы основного долга. Сумму расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включают в объем затрат на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включена в обший объем реструктурируемых обязательств.

2. Рефинансирование госдолга – испольвание привелеченных средств для погашения ранее размещенных обязательств («финансовая пирамида», как пример)

3. Пролнгация долга – отсрочка исполнения долговых обязательств

4. Конверсия – изменение доходности займа. Ввыражает все способы, обеспечивающие замещение внешнего долга др. видами обязательств, более привлекательными для страны-должника.

5. Консолидация – изменение сроков займа.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.