Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие, виды и органы государственного финансового контроля.





Гос. и муниц. фин. контроль— это деятельность уполномоченных гос. органов, органов местного самоуправления, а в ряде случаев и организаций, реализующих публичный интерес за соблюдением законности в процессе собирания, распределения и использования денежных фондов государства и муниц. образований.

цель гос. и муниц. фин. контроля является обеспечение эффективнсти фин. деятельности государства и муниц. образований. В широком понимании целью гос. и муниц. фин. контроля, как и всякого другого, является создание научно обоснованной финансовой политики и эффективного фин. механизма.

Конкретно гос. и муниц. фин. контроль состоит в следующем:

— проверки выполнения фин. обязательств пе­ред государством и муниц-ми образованиями со стороны физических лиц и организаций;

— проверки и ревизии целевого выделения государст­вом и муниц-ми образованиями запланированных денежных средств из бюджета и внебюджетных фондов (гос. и местных);

— проверки и ревизии целевого использования средств, выделенных из бюджетов;

— проверки правил ведения кассовых операций на пред­приятиях, а также правил работы с валютной выручкой;



— ревизии финансово-хозяйственной деятельности ор­ганизаций и др.

Объектом контроля яв­ляется денежные процессы, имеющие место при формировании, распределении и использовании гос. и муниц. фондов денежных средств. Не­посредственным предметом гос. и муниц. фин. контроля являются бухгалтерские отчеты, балансы, сметы и другие документы.

Виды:

I. Гос. фин. контрольвыделяется в системе фин. контроля тем, что его осуществляют гос. органы. Контроль осуществляется в шести формах:

1) администрацией Президента РФ (президентский фин. контроль); ) осуществляется через Главное кон­трольное управление Президента РФ.

2) законодательными органами и органами исп. власти общей компетенции; . На федеральном уровне и на уровне субъектов РФ эти органы осуществляют бюд­жетный контроль в ходе утверждения проектов бюджетов, исполнения бюджетов, а также утвер­ждения отчетов об исполнении бюджетов.

3) органами исполнительной. власти специальной компетенции в отношении самых различных объектов вне зависимости от их ведомственной подчиненности; занимает основное место в системе гос. фин. контроля. К числу органов, осуществляющих его, относятся Казначейство России, ФНС России, Росфиннадзор.



Казначейство России является фед. органом исп. власти, Кроме того, бюд­жетные полномочия Казначейства России и направления фин. контроля, осуществляемого им, определены в БК. Казначейство России находится в ведении Минфина России, и одной из его задач является контроль за веде­нием операций со средствами федерального бюджета глав­ными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Казначейство России осуществляет предварительный и текущий фин. контроль.

Росфиннадзор бюджетные полномочия и направления фин. контроля этой службы определены в БК.

Росфиннадзор находится в ведении Минфина России и является фед. органом исп. власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в фи­нансово-бюджетной сфере, а также функции органа валют­ного контроля.

ФНС России является фед. органом исп. власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сбо­рах, за правильностью исчисления, полнотой и своевремен­ностью внесения в бюджеты налогов и сборов, а в случаях, установленных законодательством, — и иных обязательных платежей. Кроме того, ФНС России выполняет функции агента валютного контроля.

Полномочия органов ФНС России по налоговому кон­тролю определены в НК.

Росфинмониторинг осуществляет гос. фин. контроль, находится в ведении Минфина России

4) главными распорядителями бюджетных средств (внутриведомственный фин. контроль); В качестве главных распорядителей бюджетных средств выступают ор­ганы гос. власти, органы местного самоуправ­ления, органы местной администрации и другие субъекты, имеющие право распределять бюджетные ассигнованияи лимиты бюджетных обязательств между подведомствен­ными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.



5) главными администраторами доходов бюджета и глав­ными администраторами источников финансирования де­фицита бюджета; В качестве указан­ных субъектов выступают гос. органы, органы местного самоуправления, орган управления гос. внебюджетным фондом, иные организации и т.д. Главные администраторы доходов по каждому бюджету и главные администраторы источников финансирования дефицитов бюджетов определяются соответствующим за­коном о бюджете.

6) органами независимого гос. фин. контроля. Особо важное значение в системе гос. фин. контроля отводится Счетной палате РФ и счетным палатам субъектов РФ. Правовое положение Счетной палаты РФ определено Фед. законом «О Счетной палате РФ».

Счетная палата РФ осуществляет фин. контроль как на стадии рассмотрения проекта федерального бюджета и бюджетов гос. вне­бюджетных фондов, так и на стадии его исполнения..

Методами работы Счетной палаты РФ являются реви­зии и проверки.

Во всех субъектах РФ имеются счетные палаты, контро­лирующие региональные бюджеты. Они действуют на осно­ве региональных законов о счетных палатах.

II. Муниц. фин. контроль в формах осуществления в значительной мере схож с гос. фин. контролем. Его можно подразделить:

— на контроль, осуществляемый представительными ор­ганами муниц. образований и местными админи­страциями муниц. образований;

— контроль, осуществляемый главными администрато­рами доходов бюджета и главными администраторами ис­точников финансирования его дефицита;

—контроль главных распорядителей бюджетных средств.

III. Внутрихозяйственный фин. контроль проводится в самой организации специальными службами (бухгалтериями,фин.и отделами гос. и муниц. унитарных предприятий и другими организациями, все имущество которых является гос. собствен­ностью). Главный бухгалтер предприятия обеспечивает соответствие хозяйственных операций за­конодательству РФ и контролирует движение имущества и выполнение обязательств.

IV. Аудиторский контроль в ряде случаев также явля­ется разновидностью гос. и муниц. фин. контроля. В данном случае можно говорить о внутреннем и внешнем аудите.

Внутренний фин. Аудит осуществляется органа­ми исп. власти и органами местных админи­страций, созданными в них подразделениями внутреннего фин. аудита (внутреннего контроля). Эти подраз­деления разрабатывают внутренние стандарты и ведут кон­троль за соблюдением процедур составления и исполнения бюджета, за составлением бюджетной отчетности и ведения бухгалтерского учета, а также осуществляют подготовку и организацию мер, направленных на повышение резуль­тативности (эффективности и экономичности) использова­ния бюджетных средств (ст. 270.1 БК).

Внешний аудит предусмотрен ФЗ «Об аудиторской деятельности», согласно которому аудит — это предпринимательская дея­тельность, осуществляемая аудиторскими коммерческими организациями.

обязательный аудит, несмотря на то, что его осуществляет коммерческая организация, мож­но рассматривать как разновидность гос. фин. контроля.

Обязательный аудит осуществляется ауди­торской организацией на основе договора с аудируемой организацией.

В зависимости от времени проведения фин. кон­троль подразделяется на предварительный, текущий, после­дующий.

1. Предварительный гос. и муниц. фин. контроль производится соответствующими гос.и органами и органами местного само­управления до совершения фин. операций, непо­средственно обеспечивающих образование, распределение и использование гос. и муниц. фон­дов денежных средств. Этот вид контроля предотвращает нарушения финансовой дисциплины. Он осуществляется законодат. (представительными) органами гос. власти и местного самоуправления при рас­смотрении и утверждении бюджетов (ст. 265 БК), Казна­чейством России в ходе исполнения бюджетов и т.д.

2. Текущий (или оперативный) гос. и муниц. фин. контроль производится в момент совершения фин. операций, а именно: в процессе расходования организациями бюджетных средств; в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов.Такой контроль осуществляют законодат. (представительные) органы гос. власти и местного самоуправления, Казначейство России и т.д.

Предварительный и текущий фин. контроль осу­ществляется исключительно путем визуальных проверок. Актами и справками такой контроль не оформляется.

3. Последующий фин. контроль осуществляется после совершения фин. операций и направлен на выявление тех нарушений, которые не были установлены во время предварительного и текущего контроля. В ходе этого последующего контроля государство и муниц. образования проверяют: законность использования управомоченными субъектами выделенных им из бюдже­та и гос. внебюджетных фондов денежных средств.

Гос. и муниц. фин. кон­троль подразделяется по форме проведенияна обязатель­ный и инициативный.

Обязательный фин. контроль производится компетентными органами в соответствии с требованиями законодательства.

Инициативный фин. контроль осуществляется по решению руководителей гос. и муниц. унитарных предприятий, а также других органи­заций, все имущество которых является гос. или муниципальной собственностью (Росгосстрах, Военно-страховая компания и др.). Кроме того, он осуществляется по решению органов исп. власти для проведе­ния внутреннего фин. аудита (ст. 270.1 БК).

В зависимости от той сферы финансовой деятельности государства и муниц. образований, в которых он имеет место выделяют: бюджетный, налоговый контроль, кон­троль за денежной массой, валютный контроль.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.