Сделай Сам Свою Работу на 5

Анализ прибыли и показателей рентабельности





Система базовых показателей экономического анализа

Система показателей экономического анализа вкл. след группы показателей:

А) Показатели, используемые для оценки имущественного положения

1. Сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия- это показатель обобщенной стоимостной оценки активов, числящихся на балансе предприятия = итог баланса;2. Доля основных средств в активах – стоимость ос к итогу баланса3. Доля активной части основных средств – доля машин, оборудования и транспортных средств в структуре ос. 4. Коэффициент износа - характеристика состояния основных фондов.

5. Коэффициент обновления - показывает, какую часть от имеющихся на конец отчетного периода основных средств составляют новые ос;

6. Коэффициент выбытия - показывает, какая часть основных средств выбыла из-за ветхости и по другим причинам.

Б) Показатели оценки ликвидности и платежеспособности

1.Величина собственных оборотных средств - характеризует ту часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия текущих активов. Величина собственных оборотных средств численно равна превышению текущих активов над текущими обязательствами;2. Маневренность функционирующего капитала - характеризует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств. 3. Коэффициент покрытия - общая оценка ликвидности активов, показывает, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств. Если предприятие имеет превышение текущих активов над величиной текущих обязательств, это предприятие рассматривается как успешно функционирующее;4. Коэффициент текущей ликвидности - доля оборотных средств в текущих обязательствах.5. Коэффициент абсолютной ликвидности – доля ден. средств в текущих обязательствах.



В) Показатели оценки финансовой устойчивости

1. Коэффициент концентрации собственного капитала - характеризует долю собственного капитала в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Чем выше значение этого коэффициента, тем более устойчиво финансовое положение предприятия;



2. Коэффициент финансовой зависимости – явл. обратным к коэффициенту концентрации собственного капитала. Рост этого показателя в динамике означает увеличение доли заемных средств;

3. Коэффициент маневренности собственного капитала - какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т.е. вложена в оборотные средства;

4. Коэффициент структуры долгосрочных вложений - какая часть основных средств и прочих внеоборотных активов профинансирована внешними инвесторами;

5. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств - характеризует структуру капитала.

6. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств - он дает общую оценку финансовой устойчивости предприятия. Рост показателя свидетельствует об усилении зависимости от внешних инвесторов.

Г) Оценка деловой активности

Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств.выработка, фондоотдача, оборачиваемость производственных запасов, продолжительность операционного цикла, оценка авансированного капитала.

К обобщающим показателям относятся “показатель ресурсоотдачи и коэффициент устойчивости экономического роста”:

- “ресурсоотдача (коэффициент оборачиваемости авансированного капитал)” - характеризует объем реализованной продукции на 1 тыс.руб. средств, вложенных в деятельность предприятия.

- “коэффициент устойчивости экономического роста” - показывает какими в среднем темпами может развиваться предприятие.

Д) Показатели, применяемые при оценке рентабельности.



К таким показателям относятся рентабельность авансированного капитала и рентабельность собственного капитала. При расчете можно использовать либо балансовую прибыль, либо чистую.

Нормативные финансовые коэффициенты

1.Общий показатель ликвидности

А1+0.5А2+0.3А3

L1= П1+0.5П2+0.3П3, L1>1

2.Коэффициент абсо­лютной ликвидности

А1 _

L2= П1+П2, L2>0.2-0.7 Показывает, какую часть кратко­срочной задолженности органи-за­ция может погасить в бли-жайшее время за счет денежных средств.

3.Коэффициент «критической» оценки

А1+А2

L3=П1+П2, Допустимое ~0.7 : 0.8; желательно L3> 1.5Показывает, какая часть кратко­срочных обязательств организа­ции может быть немедленно по­гашена за счет средств на различ­ных счетах, в кратко-срочных цен­ных бумагах, а также поступлений по расчетам.

4.Коэффициент текущей ликвидности

А1+А2+А3

L4= П1+П2, Необходимое значение 1; оптимальное не менее 2.0

Показывает, какую часть текущих обязательств по кредитам и расче­там можно погасить, мобилизовав все оборотные средства.

5.Коэффициент манев­ренности функциони­рующего капитала

А3_________

L5=[А1+А2+А3]-[П1+П2], Уменьшение показателя в динамике – положитель­ный факт. Показывает, какая часть функцио­нирующего капитала обездвижена в производственных запасах и долгосрочной дебиторской задол­женности

6.Доля оборотных средств в активах

А1+А2+А3

L6= Б, Зависит от отраслевой принадлеж­ности органи­зации

7.Коэффициент обеспе­ченности собственными средствами

П4 - А4__

L7= А1+А2+А3, Не менее 0.1, Характеризует наличие собст-вен­ных оборотных средств у органи­зации, необходимых для ее фи­нансовой устойчивости.

8.Коэффициент восста­новления платежеспо­собности организации

L4ф+6/t(L4ф-L4н)

L8= 2

Не менее 1.0, Рассчитывается в случае, если хотя бы один из коэффициентов L4 или L7принимает значение меньше критериального.

9.Коэффициент утраты платежеспособности организации

L4ф+3/t(L4ф-L4н)

L9= 2

, Не менее 1.0

Рассчитывается в случае, если оба коэффициента L4 и L7 принимают значение меньше критериального.

Анализ прибыли и показателей рентабельности

Анализ уровня и динамики финансовых результатов

В ходе анализа рассчитываются следующие показатели:

1. Абсолютное отклонение:

ДПР = ПР! — ПР0,

где ДПР — изменение прибыли; ПР! — прибыль отчетного периода; ПР0 — прибыль базисного периода.

2. Темп роста:

Тр = ПР! / ПР0 • 100 %.

3. Уровень каждого показателя к выручке от реализации (в %):

Уровень каждого показателя _.„„о,

= ИР1/ ИР0 • 100 %. относительно выручки от реализации г 0

Показатели рассчитываются в базисном и отчетном периодах.

4. Изменение структуры:

ДУ = УПР1 — УПР0,

где УПР1 — уровень отчетного периода; УПР0 — уровень базисного периода.

Показатели финансовых результатов характеризуют эффективность хозяйствования предприятия в абсолютной оценке.Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в себя:1) горизонтальный анализ — изучение изменений по каждому показателю за анализируемый период;2) вертикальный анализ — анализ структуры показателей прибыли и их структурной динамики;3) факторный анализ — выявление источников и факторов роста прибыли и их количественную оценку;4) оценку динамики показателей рентабельности.

Факторный анализможно использовать при определении влияния каждого из факторов на сумму прибыли от продаж, используя следующие формулы.

Влияние изменения выручки от продажи продукции на прибыль от продаж:

∆ Ппр = Ппб × (Ир - 1),

где ∆ Ппр — прирост (уменьшение) прибыли от продаж за счет изменения выручки от продажи продукции, тыс. руб.;

Ппб — прибыль от продаж предыдущего года, тыс. руб.

Ир — индекс изменения выручки от продаж, определяемый отношением выручки от продажи отчетного года (Во) к выручке от продаж предыдущего года (Вб) по формуле:

Ир = Во / Вб.

Влияние изменения уровня себестоимости на прибыль от продаж:

∆ Ппс = Сб × Ир - Со,

где Сб, Со — себестоимость продукции предыдущего и отчетного периода, тыс. руб.

Влияние изменения уровня управленческих расходов на прибыль от продаж:

∆ Ппур = УРб × Ир - УРо,

где УРб и УРо — управленческие расходы предыдущего и отчетного года соответственно, тыс. руб.

Влияние изменения уровня коммерческих расходов на прибыль от продаж:

∆ Ппкр = КРб × Ир - КРо,

где КРб и КРо — коммерческие расходы предыдущего и отчетного года соответственно, тыс. руб.

В итоге сумма факторных изменений дает общее изменение прибыли от продаж продукции за анализируемый период:

Показатели рентабельности продукции

Рентабельность является важнейшим относительным показателем, характеризующим эффективность работы предприятия и конечные результаты его хозяйственной деятельности.

Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля вложенных в производство средств. Измеряются показатели рентабельности в относительных величинах (процентах, коэффициентах).

В практике наиболее распространены следующие группы показателей рентабельности:

Рентабельность продукции исчисляется как отношение прибыли от продаж к себестоимости проданной продукции:

Рентабельность продаж рассчитывается как отношение прибыли от продаж к сумме выручки от реализации продукции:

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли организация получает с каждого рубля выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг.

Рентабельность активов рассчитывается как отношение прибыли до налогообложения к средней стоимости активов:

Рентабельность активов показывает, сколько прибыли организация получает с каждого рубля, вложенного в активы.

Рентабельность внеоборотных активов (основного капитала) равна отношению прибыли до налогообложения к средней величине внеоборотных активов предприятия:

Рентабельность оборотных активов (оборотного капитала) определяется отношением валовой прибыли до налогообложения к средней величине оборотных активов:

Рентабельность собственного капитала определяется как отношение чистой прибыли к величине собственного капитала организации:

Рентабельность собственного капитала показывает, сколько прибыли организация получает с каждого рубля, вложенных собственных средств.

Анализ рентабельности деятельности организации может быть продолжен факторным анализом, который позволяет определить резервы роста рентабельности. При этом можно использовать так называемую модель Дюпона.

Двухфакторная модель Дюпона (рентабельности активов) выглядит следующим образом:

Приведенная формула раскрывает зависимость рентабельности активов организации от двух факторов: рентабельности продаж и оборачиваемости активов. Экономический смысл связи заключается в том, что модель прямо указывает пути повышения рентабельности активов: при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборачиваемости активов, и наоборот.

Трехфакторная модель Дюпона (рентабельности собственного капитала) выглядит следующим образом:

 

Как видно, рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: уровня рентабельности продаж, скорости оборота активов и структуры капитала организации

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.