Функции финансов и их проявление в системе финансовых отношений
Финансы: их сущность и роль в системе отношений рыночной
Экономики
Финансы - это совокупность экономических отношений, отражающих формирование и использование фондов денежных средств в процессе их кругооборота.
Финансовые ресурсы – это совокупность фондов денежных средств, а также ценных и коммерческих бумаг, драгоценных металлов, сокровищ, имущественных прав, которые имеют рыночную стоимость, ликвидны, и могут быть аккумулированы и использованы для обеспечения потребностей государства.
Предметом финансов как науки является изучение общественных отношений, одним из субъектов которых является государство по поводу материальных условий обеспечения его воспроизводства.
Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную
Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении и перераспределении ВВП и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины национального дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между сферами материального и нематериального производства, между отраслями, регионами и т.д.
Контрольная функция финансов означает участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов. Контрольные функции выполняют многие финансовые органы: Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионное управление, Министерство финансов РФ; Федеральная таможенная служба; Федеральная налоговая служба;
Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.
Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:
1. Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства. 2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов. 3. Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.
Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).
Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.
Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными методами:
- через эффективное вложение финансовых ресурсов; - создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.); - использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития); - использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т.п.).
Финансы как Эконом Категория характеризуются:
• длительностью становления;
• слабым, недостаточным уровнем абстрактного понимания сущности финансов, поскольку финансы связанные с практикой формирования и расходования денежных средств государства (как правило, в рамках одного города).
• на этапе вычленения категории финансов они были тождественны понятию «казна», далее по мере накопления исторического опыта и практических знаний, расширения источников и способов финансовых потребностей государства изменение материальных носителей денег произошла трансформация и сущности и понятия финансов.
Функции финансов и их проявление в системе финансовых отношений
финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств.
Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.
1) Обеспечение воспроизводства гос-ва на основе аккумулирования и использования фин.ресурсов;
2) Стимулирующая, выражающаяся в способности оказывать воздействие на развитие субъектов экономики , ф/л, ю/л;
3) Распределительная функция позволяет с помощью финансовых отношений распределить созданный валовой национальный продукт (ВНП) между субъектами хозяйствования .
Назначением распределительной функции финансов является обеспечение субъектов хозяйствования. На первом этапе распределения ВНП образуются первичные доходы, на втором - вторичные, которые направляются в непроизводственную сферу, личное потребление. Т.е. первичное распределение доходов происходит в производственной сфере. Там, где товар не производится, нет первичного распределения доходов.
Субъектами распределительной функции являются государство, юридические и физические лица.
Благодаря распределительной функции финансы обслуживают воспроизводственный процесс в целом, активно влияя на все его стадии. С помощью этой функции осуществляется прежде всего возмещение стоимости потреблённых средств производства и образование доходов в различных формах, а также формируются фонды целевого назначения. На основании данной функции обеспечиваются также общегосударственные потребности, , осуществляется внутриотраслевое, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение национального дохода и т.д. С ёё помощью предупреждаются возможные диспропорции на отдельных участках хозяйственного строительства и обеспечивается необходимая маневренность в использовании ресурсов.
4) Контрольная функция вытекает из первой функции благодаря оценке величины фондов денежных средств и их предусмотренной направленности финансовый контроль направлен на обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.
Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.
Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
5)регулирующую функцию-эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.
6)стабилизационную функцию-ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан
стабильные условия в экономических и социальных отношениях.
7) Информационная, отражающая способность информировать об экономическом состоянии субъектов хозяйствования, а также об их интересах
3. Финансовая система: понятие, структура, основные подсистемы и элементы. Назначение системы.
Финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.
Формирование и развитие национально-государственной финансовой системы осуществляется государственными и муниципальными органами и направлено на:
1.формирование единых правили порядка образования финансов, инструментов и механизмов движения финансов, а также правовое, институциональное и организационное обеспечение финансов;
2.регулирование макроэкономических процессов посредством инвестиционной, научно-технической, налоговой, бюджетной, кредитно-денежной политики,
3.государственную поддержку национального бизнеса, создание необходимых условий для включения национального бизнеса в международные экономические и финансовые отношения;
4.проведение комплексной социальной политики и обеспечение социальной стабильности;
5.финансирование государственных программ, проектов на федеральном и региональном уровнях.
Финансовая система имеет сложную многоуровневую структуру и подразделяется на отдельные подсистемы. В составе финансовой системы присутствуют централизованные финансы (государственные финансы, муниципальные финансы) и децентрализованные финансы (финансы организаций и финансы домашних хозяйств). Государственные и муниципальные финансы представлены: федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, муниципальными бюджетами и внебюджетными фондами.
Основу финансовой системы составляют централизованные финансы, где формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества. Децентрализованные финансы -это денежные средства хозяйствующих субъектов.
Финансовая система, как форма организации денежных отношений, включает три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов:
а) у государства и органов местного самоуправления;
б) у хозяйствующих субъектов;
в) у населения.
Каждая из подсистем имеет специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов, собственное функциональное назначение и финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.
Перечисленные подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья: финансы властных структур, финансы самодеятельных субъектов экономической сферы.
Финансы властных структур включают в себя государственные и муниципальные финансьг Они отражают формирование доходов и расходов органов государственной власти: федеральных, субъектов РФ и местного самоуправлении. Таким образом, в целом финансы властных структур являются трехуровневыми
Финансы властных структур включают также внебюджетные фонды, которые создаются федеральными и региональными органами государственной власти, а также органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, расходуемых по строго целевому назначению. В составе государственных внебюджетных фондов представлены: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|