Сделай Сам Свою Работу на 5

Бюджетный процесс как форма управления бюджетными отношениями.





Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

 

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят:

 

- финансовые органы (Министерство финансов, Федеральное казначейство, Налоговая инспекция и др.);

- органы денежно-кредитного регулирования (Банк России);
- органы государственного (муниципального) контроля.

Каждый орган имеет свои задачи и свои бюджетные полномочия.

 

Участники бюджетного процесса:

- Президент РФ, Государственная дума, Совет Федерации, Правительство РФ;
- органы законодательной (представительной) власти;
- органы исполнительной власти;
- органы денежно-кредитного регулирования;
- органы государственного и муниципального финансового контроля;
- органы государственных внебюджетных фондов;
- главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
- иные органы (бюджетные учреждения, получатели бюджетных средств).



 

Органы представительной власти рассматривают, утверждают и контролируют исполнение федерального бюджета.

Органы исполнительной власти составляют и исполняют бюджеты, представляют отчеты об их исполнении.

Банк России разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, выполняет функции генерального агента по государственным ценным бумагам.

Органы государственного контроля контролируют исполнение бюджетов и государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов и целевых программ.

 

Главный распорядитель бюджетных средств

распределяет бюджетные средства по получателям и распорядителям, утверждает сметы доходов и расходов, составляет бюджетную роспись (документ о поквартальном распределении доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджетов, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств), контролирует целевое использование бюджетных средств, их возврат, представляет сводный отчет об исполнении бюджета, выступает в суде от имени казны РФ.



Распорядитель бюджетных средств распределяет средства по подведомственным получателям, составляет бюджетную роспись, утверждает сметы доходов и расходов бюджетных учреждений, контролирует использование бюджетных средств.

Сущность бюджетного процесса на примере федерального бюджета. Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Одновременно с проектом бюджета составляется перспективный финансовый план на три года, который законодательно не утверждается.

Разработка и согласование показателей проекта бюджета завершаются не позднее 15 июля года, предшествующего финансовому году. С 15 июля по 15 августа Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития РФ, проект федерального бюджета и проекты государственных внебюджетных фондов, а также другие документы, утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную думу.

Проект закона о бюджете содержит основные характеристики бюджета:

- общий объем доходов и расходов, дефицит бюджета;

- доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям;

- нормативы отчислений от доходов в пользу бюджетов других уровней;

- расходы бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации; - - общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;

- доходы и расходы целевых бюджетных фондов;



- объемы финансовой помощи бюджетам других уровней;

- распределение бюджетных средств по главным распорядителям бюджетных средств и другие показатели.

В проекте закона о бюджете должны быть даны характеристики государственного долга.

Одновременно с проектом закона о бюджете рассматриваются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов. Эти законы должны быть утверждены до начала финансового года. Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной думы и Президента проект федерального закона о федеральном бюджете не позднее 15 августа текущего года. Государственная дума рассматривает проект в четырех чтениях.

В Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов. Органы исполнительной власти организуют исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Эти органы являются кассирами всех расходов и получателями бюджетных средств, осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Орган, исполняющий бюджет, утверждает для распорядителей и получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств.

Контроль за исполнением бюджета осуществляют законодательные органы. Существуют следующие формы контроля:

- предварительный - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов;
- текущий - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов (комиссиями, рабочими группами законодательных органов власти);
- последующий - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Финансовый контроль осуществляют Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств. Отчет об исполнении бюджета проверяется контрольными органами

36.

Домохозяйство —Субъект экономических отношений, представляющий собой группу лиц, которые сообща принимают хозяйственные решения. ДОМОХОЗЯЙСТВО —социально экономическая ячейка, объединяющая людей отношениями, возникающими при организации их совместного быта: ведении общего домашнего хозяйства, совместном проживании и т. д.

Домохозяйства являются субъектом экономической деятельности, потому как они участвуют во всех экономических процессах общества.

В составе общих финансов выделяют финансы домашних хозяйств. Фина́нсы дома́шнего хозя́йства — совокупность отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств и финансовых активов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности членов домашнего хозяйства.. Финансы домашних хозяйств отражают уровень развития производственных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Состояние экономики страны определяет состояние финансов домохозяйств. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы домохозяйств характеризуются устойчивостью и стабильностью; стимулируют развитие производства жизни граждан страны.

В условиях рыночных отношений домашние хозяйства:

1) выступают в качестве покупателей товаров и услуг;

2) предоставляют рыночным субъектам факторы производства (прежде всего рабочую силу);

3) выполняют функцию сбережения части совокупного дохода и приобретают реальные и финансовые активы.

Социально-экономическая сущность финансов домохозяйств проявляется через их функции.

Распределительная функция финансов выражается в распределении на последней ступени стоимости валового внутреннего продукта между всеми участниками домашних хозяйств. К участникам домашних хозяйств относятся дети, совершеннолетние неработающие члены семьи. Поэтому через распределительную функцию каждый человек получает денежные средства для поддержания жизни. Распределяется семейный бюджет после выплаты всех налогов и других обязательных платежей.

Контрольная функция домашних хозяйств выражается в поддержании определенного уровня потребления, обычного для каждой семьи и ее членов, поскольку этот уровень может изменяться, повышаясь или снижаясь, под воздействием различных макроэкономических факторов и микроэкономических ситуаций.

Регулирующая функция домашних хозяйств заключается в сбалансированном развитии домашних хозяйств при согласовании интересов и взаимопонимании участников домашних хозяйств на основе перераспределения денежных средств или путем саморегулирования

Инвестиционная функция домашних хозяйствзаключается в том, что домашние хозяйства — один из основных поставщиков финансовых ресурсов для экономики. Рост доходов домашних хозяйств служит материальной основой для выполнения данной функции. Часто инвестиционную функцию домашних хозяйств связывают только с долей капитализируемых доходов, т.е. используемых как сбережения (вложения средств в финансовые институты и реальное производство). Но это односторонний подход. На самом деле и увеличение доли потребления становится фактором, способствующим росту инвестиций в экономике.

Домашнее хозяйство может вступать в финансовые отношения:

§ с другими домашними хозяйствами — по поводу формирования и использования совместных денежных фондов (к ним не относятся отношения взаимного обмена, в которых также могут участвовать домашние хозяйства);

§ с предприятиями, работающими в разных сферах материального производства или производства услуг и выступающими в качестве работодателей но отношению к участникам домашнего хозяйства, — по поводу распределения части произведенного ВВП в его стоимостной форме;

§ с коммерческими банками — по поводу привлечения потребительских кредитов, их погашения; по поводу размещения временно свободных денежных средств на банковские счета;

§ со страховыми организациями — по поводу формирования и использования различного рода страховых фондов;

§ с государством — по поводу образования и использования бюджетных и внебюджетных фондов.

 

Состав финансовых ресурсов домохозяйств включает:

1) собственные средства, то есть заработанные каждым членом домашнего хозяйства: заработная плата, полученный доход от подсобного хозяйства, прибыль от коммерческой деятельности;

2) средства, мобилизованные на рынке, в форме полученного кредита у кредитных организаций, дивиденды, проценты;

3) средства, поступившие в порядке перераспределения: пенсии, пособия, ссуды из бюджетов и внебюджетных социальных фондов.

 

Доходы домашнего хозяйства (валовой доход) – это часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов домохозяйства.

Валовой доход домашнего хозяйства включает в себя:

1.Натуральные доходы - в основном состоят из продуктов, полученных в личном подсобном хозяйстве или в порядке натуроплаты от сельскохозяйственных предприятий, и потребленных в хозяйстве, а также предоставленных государством и различными предприятиями льгот, дотаций, подарков в натуральном выражении (без учета накопленных сбережений).

2. Денежные доходы – это объем денежных средств, которыми располагает домохозяйство для обеспечения своих расходов, они являются преобладающей частью дохода домохозяйства и формируются за счет таких источников:

1) оплата труда членов домохозяйств (семьи), полученная при выполнении трудовых соглашений при найме, а также премии, доплаты, постоянные надбавки к заработной плате, выплаты работодателями на социально-культурные цели: пособия, оплата транспортных услуг, путевок и т.п.;

2) доходы от предпринимательской деятельности в форме прибыли, дивидендов, процентов по ценным бумагам и вкладам, арендная плата и др.;

3) государственные социальные выплаты (трансферты): пенсии, пособия и другие платежи из бюджета и внебюджетных социальных фондов

 

Денежные расходы домохозяйства (семьи) – это фактические затраты на приобретение материальных и духовных ценностей, необходимые для продолжения жизни человека, которые включают потребительские расходы и расходы, не связанные непосредственно с потреблением.

Расходы домохозяйства можно классифицировать по разным признакам:

1) По степени регулярности:

- постоянные расходы (на питание, коммунальные услуги и др.);

- регулярные расходы (на одежду, транспорт и др.);

- разовые расходы (на лечение, товары длительного пользования).

2) По степени необходимости:

- первоочередные (необходимые) расходы - на питание, одежду, медицину;

- второочередные (желательные) расходы - образование, страховые взносы;

- прочие расходы (остальные).

3) По целям использования :

- потребительские расходы (на покупку товаров и оплату услуг);

оплата обязательных платежей;

- накопления и сбережения во вкладах и ценных бумагах;

- покупка иностранной валюты;

- прирост денег на руках населения.

Государство оказывает существенное воздействиена объем бюджета домашнего хозяйства, так как в рыночной экономике оно полностью интегрировано в общий кругооборот материальных и денежных средств. Это воздействие осуществляется:

1) через налоговую систему - домохозяйства платят налоги, сборы, пошлины и делают другие обязательное отчисления;

2) через оплату труда работников в государственном секторе;

3) через предоставляемые различные общественные блага и услуги;

4) через государственное ценообразование.

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. В процессе ее выработки и претворения в жизнь обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические интересы.

Финансовые системы развитых стран представляют в экономике каждого государства сферу накопления – аккумуляции денежных средств в централизованных и децентрализованных фондах денежных средств. Общая структура финансовых систем зарубежных стран:

1) государственные финансы;

2) корпоративные финансы;

3) финансы домохозяйств, которые формируют и используют финансовые ресурсы централизованных и децентрализованных фондов. Национальные особенности систем определяются своеобразием организации финансовых потоков, обусловленным спецификой государственного, политического и экономического строя, исторических, географических и других факторов.

Финансовые системы экономически развитых стран состоят из следующих подсистем:

1. Централизованные финансы. Ведущее звено – государственный бюджет. За 200 лет его существования доля средств, перераспределяемых через бюджет, возросла в 2–3 раза, через него проходит более 40 % национального дохода.

Бюджетная система – совокупность элементов внутренней структуры государственного бюджета.

Государство может иметь:

1) двухзвенную бюджетную систему, характерную для унитарных государств(Великобритании, Италии, Франции, Японии). Действуют центральные и муниципальные бюджеты;

2) трехзвенную бюджетную систему, существующую в федеративных государствах (Канаде, США, Германии). Включает в себя федеральный бюджет, региональные бюджеты федеральных единиц (штата, провинции, земли) и местные бюджеты.

Базовые принципы построения бюджетной системы:

1) самостоятельность территориальных бюджетов;

2) равенство территориальных бюджетов в отношениях с вышестоящими бюджетами;

3) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

Характерен такой способ построения, при котором обеспечивается высокий уровень самостоятельности местных бюджетов. Степень автономности определяется типом бюджетной системы:

1) американский тип – практически полная независимость всех звеньев;

2) западноевропейский тип – относительная самостоятельность, при которой существует межбюджетное перераспределение финансовых ресурсов.

В федерациях применяется симметричная модель, когда права всех субъектов равны, но отдельным регионам в связи с их важным значением может быть присвоен отдельный статус.

2. Внебюджетные фонды – социальные, научно-исследовательские, экономические, военно-политические. Наиболее значимыми являются фонды социального страхования. Особенность:существование кредитных внебюджетных фондов, пользователями которых являются исполнители государственных заказов или государственных программ.

Принципы построения:

1) обязательность страхования;

2) объединение рисков;

3) эквивалентность трудового вклада и выплат;

4) бюджетное дотирование;

5) государственные гарантии.

3. Децентрализованные финансы являются главным источником мобилизации финансовых ресурсов. Это предприятия различных форм собственности, уплачивающие налоги и сборы.

Целью концепции финансовой политики, разработанной в современных условиях, является достижение более высокого уровня жизни народа на основе развития хозяйства, всемерного повышения эффективности общественного производства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в принципиально новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Большое значение для подъема экономики и расширений на этой основе финансовых возможностей страны имеет привлечение в ее экономику иностранных инвестиций. Они могут осуществляться в различных форма. Мировой опыт доказывает огромную действенность прямых иностранных инвестиций.

Удовлетворение тех или иных потребностей обеспечивается только при условии наличия финансовых ресурсов. Это означает, что финансовая политика разрабатывается и проводится с учетом реальных финансовых возможностей.

При рыночной экономике отпадает необходимость использовать особые финансовые методы для повышения заинтересованности предприятий в лучшем использовании производственных факторов, строго регламентировать их финансовую деятельность. Рыночная конкуренция заставляет предприятия постоянно заботиться об эффективности производства, повышении качества финансового планирования, углублении внутрихозяйственного финансового контроля за использованием финансовых ресурсов. В то же время возрастает значение финансового регулирования рыночных отношений со стороны государства. Оно осуществляется посредством налогообложения прибыли предприятий (через изменение ставок, налоговых льгот, дифференциацию объектов обложения), введения дополнительных налогов (например, налог на экспорт и импорт, налог на другие доходы, НДС), налогообложения доходов трудящихся, финансирования целевых программ. Ожесточается система финансовых санкций за нарушение хозяйственных договоров, качественных параметров выпускаемой продукции, за несоблюдение требований по охране окружающей среды, санитарных норм и правил. Государство усиливает санкции за несвоевременное и неполное выполнение финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, сокрытие прибыли и иных объектов налогообложения. Широкое развитие получает аудиторский финансовый контроль.

 

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83914/?frame=1

На сегодняшний день одной из приорететных задач в области финансов РФ является создание в Москве мирового финансового центра. Еще в 2008 году Правительством была утверждена Стратегия развития финансового рынка до 2020 года. Согласно ей, создание мирового финансового центра, как системы взаимодействия организаций, которые нуждаются в привлечении капитала, с инвесторами, стремящимися разместить свои средства, является основной долгосрочной целью.

Формирование мирового финансового центра рассматривается как неотъемлемая часть перехода РФ к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития. Это, по мнению экспертов, обеспечит России лидирующие позиции на финансовых рынках евразийского пространства, создаст условия для притока инвестиций с международного рынка капиталов, приведет к росту торговых оборотов на рынке ценных бумаг и производных финансовых инструментов.

С политической точки зрения создания такого центра означает сосредоточение основных инвестиционных, интеллектуальных и информационных ресурсов, концентрацию финансовых услуг высшего мирового уровня, обеспечение доступа к глобальным потокам капитала. Все это, несомненно, будет стимулировать экономический рост страны. Помимо прочего, это создаст необходимые предпосылки для превращение нашей национальной денежной единицы в одну из мировых резервных валют

Согласно Стратегии, до 2020 года необходимо воплотить в жизнь следующие задачи развития финансового рынка:

1. Повысить емкость и прозрачность финансового рынка;

2. Обеспечить эффективность рыночной инфраструктуры;

3. Сформировать благоприятный налоговый климат для участников;

4. Провести совершенствование правового регулирования на финансовом рынке [3].

Для повышения емкости и прозрачности финансового рынка необходимо, в первую очередь, создать предпосылки для участия в торгах розничных инвесторов. Это демонстрирует не только достаточно высокий уровень жизни в стране, но и зрелость финансового рынка, благодаря которой появляется возможность использовать частные сбережения в качестве инвестиций. Для достижения этой цели важно, чтобы государтсво обеспечило защиту прав и интересов розничных инвесторов.

Предполагается, что будет создан компенсационный фонд, формирующийся за счет взносов профессиональных участников рынка, а законодательно будет установлено кто и при каких условиях имеет право на получение компенсационных выплат. Также говорят о необходимости создания добровольных компенсационных систем объединениями участников финансового рынка.

В связи с участившимися случаями создания финансовых пирамид и прочих злоупотреблениях на финансовых рынках, выдвинут на рассмотрение вопрос о том, чтобы наделить компетентный орган власти соответствующими полономчиями по контролю и надзору за финансовым рынком, в частности – за рекламой на нем. Также необходимо создать институт инвестиционных консультантов, поскольку их помощь в выборе собственной инвестиционной стратегии считается одним из лучших способов привлечения населения к финансовому рынку.

Для осведомленности граждан о возможностях инвестиционной деятельности предполагается реализация мер, направленных на широкое информирование населения о возможностях инвестирования личных сбережений. Для этого необходимо провести исследование, определить целевую аудиторию и разработать специальную информирующую их программу.

В целях обеспечения эффективности инфраструктуры финансового рынка предполагается унифицироваться все сегменты финансового рынка, создать возможности для консолидации биржевой и расчетно-депозитарной инфраструктуры, и создать четкие правовые рамки осуществления клиринга обязательств и формировании клиринговых организаций финансового рынка.

Для того, чтобы соответствовать общемировым тенденциям развития биржевой торговли необходимо создать условия для возможности консолидации биржевого рынка и концентрации на нем ликвидности. Также важно повышение стандартов биржевой торговли: раскрытие информации и противодействие нерыночным практикам.

Этим данная задача перекликается с необходимостью совершенствованием правового регулирования на финансовом рынке. Помимо различных мер по снижению административных барьеров для размещения ценных бумаг на рынке (в частности для эмитентов, которые производят дополнительный выпуск акций, которые уже торгуются на бирже, в отношении этих акций), предполагается, что будет действовать система раскрытия информации. Она должна включать правила и процедуры, установленные государством.

Для повышения эффективности системы раскрытия информации следует:

· создать систему публичного раскрытия информации организациями, которые оказывают розничные услуги на рынке;

· обеспечить правовую основу деятельности рейтинговых агентств, что позволит им использовать более широкие возможности для составления рейтингов;

· установить требования к раскрытию информации о реальных собственниках компаний-эмитентов и кредитных организаций и об иностранных ценных бумагах, учитывая их специфику.

Помимо прочего, важно создать эффективную правовую базу по

предотвращению манипулирования ценами и совершения сделок на основе инсайдерской информации. Уже разработан законопроект, направленный на противодействие злоупотреблению инсайдерской информацией и манипулированию рынком. Он предусматривает:

· определение понятия инсайдерской информации;

· обеспечивает уполномоченным лицам доступ к банковским счетам профессиональных участниковРЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

и управляющих компаний;

· наделяет уполномоченный орган государственной власти в сфере финансовых рынков полномочиями по привлечению правоохранительных органов при выявлении и расследовании фактов недобросовестной деятельности на финансовом рынке.

Считают необходимым помимо данного законопроекта подготовить еще один, предусматривающий уже уголовную ответственность за недобросовестные операции на финансовом рынке и разглашение инсайдерской информации.

Также в рамках осуществления данной задачи будут созданы условия для снижения выхода на рынок новых быстро растущих эмитентов, в том числе наукоемких, инновационных и инвестиционных компаний. Хотя обычно инвестирование в такого рода проекты представляет собой огромный риск для большей части инвесторов, ценные бумаги таких компаний могут быть привлекательны для отдельных групп квалифицированных инвесторов.

В рамках реализации задачи по формированию благоприятного налогового климата необходимо усовершенствовать следующие направления:

· Режим налогообложения услуг, предоставляемых участниками финансового рынка и операций с финансовыми инструментами налогом на добавленную стоимость;

· Режим налогообложения налогом на прибыль организаций-участников финансового рынка;

· Механизм налогообложения доходов физических лиц, получаемых от операций с финансовыми инструментыми.

Помимо перечисленных выше задач в Стратегии говорится о необходимости повысить эффективность контрольно-надзорной деятельность Федеральной службы по финансовым рынкам, проводить постоянный анализ применения законодательных норм и на основе этого совершенствовать нормативно-правовую базу.

Предполагается, что решение задач, поставленных в «Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года» позволит уже через восемь лет создать надежную базу долгосрочного роста российского финансового рынка и сформировать на его основе самостоятельный конкурентоспособный финансовый центр, показатели развития которого будут превышать действительные к моменту написания стратегии в среднем в шесть, а самое большое – в 25 раз.

Однако, не все разделяют мнение, что мировой финансовый центр необходимо создавать именно в Москве. По словам Павла Самиева, директора департамента рейтингов финансовых институтов, нужно создать мощный суверенный центр, причем не конкретно в столице, а по всей стране. Это должен быть емкий финансовый рынок, не зависящий от иностранных капиталов и составляющий достойную конкуренцию иностранным.

Очевидно, что предстоит длительная и кропотливая работа, поскольку создать международный финансовый центр только с помощью единовременных политических и административных решений невозможно. Как показывает мировая практика, такого рода центры формируются там, где есть интенсивный экономический рост, благоприятная законодательная база и социальная среда [3].

Произошедшее в этом году объединение крупнейших российских бирж – ММВБ и РТС является большим шагом к созданию в нашей стране международного финансового центра. По мнению Р.А.Аганбегяна, президента ММВБ, на российском рынке обращаются акции достаточно большого числа эмитентов, которые не представлены на западных биржах. Вполне вероятно, что в скором времени на нем появятся представители стран СНГ и Восточной Европы. Кроме того, объединенная биржа может заполнить «пробел» между Лондонской и Гонконгской биржей, которые работают в разных часовых поясах. Особенно это важно в свете того, что торги сегодня продолжаются круглосуточно [4].

По мнению главы Лондонской фондовой биржи Ксавье Роле, через несколько лет в мировых финансах будут перобладать от четырех до шести глобальных биржевых групп, и борьба за место в числе них уже началась. России для того, чтобы стать одной из них, необходимо решить ряд важнейших проблем, оглашенных в Стратегии, качественно усовершенствовать свой внутренний финансовый рынок и наладить глубокие партнерские связи с иностранными финансовыми площадками [1].

 

Деятельность кредитных и страховых организаций характеризуется двойственностью: с одной стороны, она ориентирована на извлечение прибыли, т.к. эти организации являются коммерческими, а с другой – имеет макроэкономическое значение, т.к. связана с обслуживанием наличного и безналичного оборота денежных средств в экономике, предоставлением страховой защиты и обеспечением на этой основе макроэкономической стабильности и устойчивости государства, субъектов хозяйствования.

Такая двойственность обусловливает следующие особенности финансов кредитных и страховых организаций:

· высокую степень государственной регламентации операций, осуществляемых кредитными и страховыми организациями, и процессов формирования и использования ими финансовых ресурсов;

· перераспределительный характер, так как кредитные и страховые организации опосредуют процесс перераспределения финансовых ресурсов как на макро-, так и на микроэкономическом уровнях;

· создание и функционирование системы финансовых резервов с целью обеспечения устойчивости как кредитных и страховых организаций, так и финансово-кредитной системы страны.

У кредитных организаций возникают следующие группы денежных отношений:

1. отношения, характерные для коммерческих организаций: отношения с потребителями банковских услуг; отношения, связанные с уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы страны; отношения внутри кредитных организаций, а также кредитных организаций с другими хозяйствующими субъектами, которые опосредуют процесс использования финансовых ресурсов кредитных организаций;

2. отношения, обусловленные спецификой деятельности кредитных организаций в области денежного оборота.

Финансы кредитных организаций - это совокупность денежных перераспределительных отношений, связанных с формированием и использованием доходов, накоплений на основе оказания услуг, опосредующих процесс движения денежных средств в национальном хозяйстве.

Финансовые ресурсы кредитной организации в условиях рыночной экономики представляют собой денежные доходы, накопления и поступления, являющиеся собственными для банков и небанковских кредитных организаций, т.е. это часть их собственных средств (капитала). В отношении финансовых ресурсов кредитные организации обладают всей полнотой реальной юридической власти, которая предоставляется и гарантируется собственнику действующим в стране правопорядком. Отличительным признаком финансовых ресурсов кредитных организаций является перераспределительный характер их образования в результате операций на денежном рынке по привлечению и размещению финансовых средств различных субъектов, а также оказания последним разнообразных услуг.

В кредитных организациях широко сочетаются фондовая и нефондовая формы использования финансовых ресурсов, их соотношение показывает степень свободы данного субъекта хозяйствования в вопросах распоряжения финансовыми ресурсами. Фондовая форма (используется, например, при формировании резервного фонда) обеспечивает строго целевое их использование, а также дает возможность акционерам (пайщикам) осуществлять жесткий контроль за движением свободных финансовых средств кредитной организации, ограничивать их направление на непроизводительное потребление. Нефондовая форма использования финансовых ресурсов дает возможность кредитной организации оперативно решать различные проблемы, такие как расширение филиальной сети, приобретение основных средств, материальное стимулирование сотрудников, благотворительная помощь и др.

Финансы страховых организаций характеризуются – наряду с общими для коммерческих и некоммерческих организаций началами организации финансов – отдельными специфическими признаками:

1. Формирование собственных средств на уровне, достаточном для принятия инвестиционных рисков

2. Получение инвестиционного дохода от размещения как собственных средств, так и полученных страховых премий

3. Высокий удельный вес резервов в структуре финансовых ресурсов страховых организаций.

Финансовые ресурсы страховых компаний формируются в виде денежных доходов, накоплений и поступлений. При этом денежные доходы включают в себя прибыль от страховой деятельности, прибыль от инвестиционной деятельности, прибыль по прочим внереализационным операциям страховой организации. Кнакоплениям относятся амортизация, средства финансовых фондов, созданных за счет прибыли в предыдущие годы (например, резервного фонда, формируемого страховыми организациями, функционирующими в форме акционерных обществ). Поступления формируются в порядке перераспределения финансовых ресурсов (в рамках холдинга или финансово-промышленной группы и т.п.).

Направления использования финансовых ресурсов страховых организаций определяются организационно-правовой формой их функционирования и включают:

1. уплату налогов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

2. расчеты с финансово-кредитными учреждениями;

3. формирование за счет прибыли резервного фонда в соответствии с действующим законодательством;

4. инвестирование свободных финансовых ресурсов;

5. материальное поощрение сотрудников организации;

6. распределение прибыли между акционерами (пайщиками) страховой организации и т.д.

При этом использование финансовых ресурсов должно осуществляться с учетом необходимости соблюдения требований к финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций, устанавливаемых в нормативно-правовых актах Российской Федерации.

Финансы хозяйствующих субъектов являются основой любой финансовой системы. Именно в их звене создается валовый внутренний продукт, который затем перераспределяется, в том числе в пользу государства, в виде налогов и других платежей. Эти финансы — основа любой финансовой системы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.