Сделай Сам Свою Работу на 5

Поздняя средневековая философия XIV–XV вв.





МОСКОВСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Для 2-го курса Московской Православной духовной семинарии

 

 

Составитель:

 

СТСЛ, 2009

 

 

Программа утверждена на заседании кафедры богословия МПДАиС

От

«__» ________________ 200______ г.

Протокол №_________

 

Заведующий кафедрой: М. С. Иванов, засл. проф.

 

Автор программы:

 

Рецензент: ФИО, звание, ученая степень (если есть)

 

Пояснительная записка к курсу «История философии» для II курса МПДС

 

Курс рассчитан на преподавание в течение года по 2 ч. в неделю. В случае необходимости преподавания курса в течение полугода, число часов уменьшается в два раза. По-возможности к лекционным часам добавляется такое же количество семинарских часов, в рамках которых производится закрепление материала путем работы с текстами первоисточников.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

№ Тема Количество академических часов

 

I СЕМЕСТР

Тема 1. Введение в историю средневековой философии 4

Тема 2. Ранняя средневековая философия (X в.) 4

Тема 3. Ранняя средневековая философия (XI в.) 2



Тема 4. Ранняя средневековая философия (XI–XII вв.) 2

Тема 5. Ранняя средневековая философия (XII в.) 4

Тема 6. Средневековая философия арабского Востока 4

Тема 7. «Арабское влияние на средневековую мысль XIII в

и схоластика 2

Тема 8. Францисканские и августинианские мыслители XIII в. 4

 

II СЕМЕСТР

Тема 9. Теология и философия доминиканцев 4

Тема 10. Латинский аверроизм (XIII в) 4

Тема 11. Иоанн Дунс Скот 2

Тема 12. У. Оккам. 2

Тема 13. Поздняя средневековая философия XIV–XV вв. 4

Тема 14. Мистическая философия позднего средневековья 2

Тема 15. Вторая схоластика 4

Тема 16. Средневековая философия как предмет

научного исследования 2

 

Итого аудиторных занятий: 50

Самостоятельная работа в течение года: 50

Всего: 100

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

 

Тема 1

Введение в историю средневековой философии

 

Особенности средневековой философии: тесная связь с христианской догматикой, зависимость от античной философской традиции. Периодизация средневековой философии. Идейная связь средневековой философии и патристики. Наиболее важные для латин­ского средневековья патристические труды: Августин, Боэций, «Ареопагитики», Иоанн Дамаскин.



 

Ист.: Боэций. Утешение философией и другие трактаты. М., 1990;

Блж. Августин. О граде Божием (любое издание);

Преп. Иоанн Дамаскин. Источник знания (любое издание).

Также см. общую литературу.

 

Тема 2

Ранняя средневековая философия (X в.)

 

Ранняя средневековая философия (X в.): общий обзор, главные темы и особенности метода. Иоанн Скот Эриугена: сочинение «О природе»; связь с греческими авторами (Ориген, свт. Григорий Нисский, «Ареопагитики»). Неоплатонические мотивы в учении Эриугены о мире и человеке. Проблема предопределения.

 

Ист.: PL. Vol. 122; Гомилия на пролог Евангелия от Иоанна. М., 1995; О разделении природы (фрагмент) // АСМ. Т. 1. С. 166–189.

Антология мировой философии. М., 1969. Т.1. Часть 1. С.787-794.

Лит.: Бриллиантов А. И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. М., 1998.

 

Тема 3

Ранняя средневековая философия (XI в.)

 

Ранняя средневековая философия (XI в.) Алкуин. Ансельм Кентерберийский. «Единственное доказательство» бытия Божия у Ансельма. Теологическая этика Ансельма: проблема свободы воли, происхожде­ние и природа зла.

Ансельм Кентерберийский. Ист.: PL. Vol. 158; Сочинения. М., 1995; Об истине. О свободном выборе // АСМ. Т. 1. С. 203–249.

Лит.: Фокин А. Р. Ансельм Кентерберийский // Православная энциклопедия (далее: ПЭ). Т. 2.

 

Тема 4

Ранняя средневековая философия (XI–XII вв.)

Ранняя средневековая философия (XI–XII вв.). Вопрос об универсалиях в раннем средневековье (Росцелин, Петр Абеляр). Логика Абеляра и ее применение к теологической проблематике. Рационалистиче­ская этика Абеляра: понятия «акт» и «интенция». Споры вокруг учения Абеляра.



Ист.:PL. Vol. 178; Петр Абеляр Тео-логические трактаты. М., 1995; Глоссы к «Категориям» Аристотеля // АСМ. Т. 1. С. 403–426.

Антология мировой философии. М., 1969. Т.1. Часть 1. С.794-809.

Лит.:Неретина С. С. Слово и текст в средневековой культуре: Концептуализм Абеляра. М., 1994, 1996.

Тема 5

Ранняя средневековая философия (XII в.)

Ранняя средневековая философия (XII в.). Монашеская философия: Бернард Клервоский. Шартрская и Сен-Викторская школы (обзорно). «Сентенции» Петра Ломбардского и их значение для развития схоластической философии. Спекулятивная мистика раннего средневековья. Общие итоги раннего периода развития средневековой философии.

 

Бернард Клервоский: Ист.: PL. Vol. 182–185; Проповеди на Песнь Песней. О благодати и свободной воле // АСМ. Т. 1. С. 444–476; О благодати и свободе воли // Средние века. Вып. 45. М., 1982; Послание 190 к папе Иннокентию II, или Трактат против некоторых ошибочных положений Абеляра // Классическая филология на современном этапе. М., 1996.

Лит.: Мудрагей Н. С. Знание и вера: Абеляр и Бернард // Вопросы философии. 1988. № 10; Неретина С. С. Бернард Клервоский: сопряженность свободы и воли // Она же. Верующий разум: К истории средневековой философии. М., 1995; Фокин А. Р. Бернард Клервоский // ПЭ. Т. 4.

Гуго Сен-Викторский: Ист.: PL. Vol. 175–177; Семь книг назидательного обучения, или Дидаскалион (фрагмент) // АСМ. Т. 1. С. 294–351; О созерцании и его видах // Знание за пределами науки. М., 1996. С. 304–314.

Лит.: Фокин А. Р. Гуго Сен-Викторский // ПЭ. Т. 13.

Петр Ломбардский: Ист.: PL. Vol. 192; Четыре книги сентенций (фрагмент) // АСМ. Т. 1. С. 477–493. См. также общую литературу.

 

Тема 6

Средневековая философия арабского Востока

Средневековая философия арабского Востока (обзорно). Основные направления: фальсафа и калам. Восточная философия как посредник между античностью и средневековьем. Платонистические (Ибн Сина) и аристотелианские (аль-Фараби, Ибн Рушд) тенденции в арабской философии.

Ист.:Ибн Сина. Избранные философские произведения. М., 1980; Ибн Рушд (Аверроэс). Опровержение опровержения. К., 1999.

Антология мировой философии. М., 1969. Т.1. Часть 1. С.709-764

Лит.: Сагадеев А. В. Ибн Рушд (Аверроэс). М., 1973; Он же. Ибн Сина (Авиценна). М., 1985; Смирнов Д. В. Ибн Рушд // ПЭ. 2009. Т. 20; Он же. Ибн Сина // Там же.

 

Тема 7

Арабское влияние на средневековую мысль XIII в и схоластика

Арабское влияние на средневековую мысль XIII в. Основание университетов. Аристотелизм: основные понятия (причина, сущность, акциденция, материя, форма). Понятие «схоластика» и особенности схоластического метода в период его расцвета. Монашеские ордена (францисканцы, доминиканцы, августинианцы) и связанные с ними философские направления. Оксфордская францисканская школа: Роберт Гроссетест, Роджер Бэкон, Иоанн Пекам.

 

Ист.: Франциск Ассизский. Сочинения. М., 1995; Гроссетест Сочинения. М., 2003; Об истине. Об истине высказывания. О знании Бога (фрагменты) // АСМ. Т. 2. С. 5–29. Бэкон Р.Избранное. М., 2005; Он же. Opus tertium // АСМ. Т. 2. С. 81–121. Также см. общую литературу.

Тема 8

Францисканские и августинианские мыслители XIII в.

Францисканские и августинианские мыслители XIII в.: Бонавентура, Матвей из Акваспарты, Александр Гэльский, Генрих Гентский. «Метафизика света» и учение о божественном озарении. Учение Генриха Гентского о человеческой воле.

 

Ист.: Бонавентура. Путеводитель души к Богу. М., 1993; Он же. О возвращении наук к теологии // АСМ. Т. 2. С. 122–140.

Также см. общую литературу.

 

Тема 9

Теология и философия доминиканцев

 

Теология и философия доминиканцев. Перипатетизм Альберта Великого (обзорно). Фома Аквинский: корпус сочинений, основные темы.«Сумма теологии» — структура и тематика. Принцип аналогии. Учение о сущности и существовании. Доказательства бытия Божия у Фомы. Философская антропология и этика Аквината.

Ист.: Альберт Великий Об интеллекте и интеллигибельном // АСМ. Т. 1. С. 43–80.

Фома Аквинский: Opera omnia // http://www.corpusthomisticum.org/iopera.html [электронный ресурс]; Он же. Сумма теологии / Пер.: А. В. Апполонов. М., 2006–2008. Т. 1–3 [издание продолжается]; Сочинения. М., 2002; Он же. Сумма против язычников. М., 2004. Т. 1–2; Он же. Учение о душе. СПб, 2004.

Лит.: Жильсон Э. Томизм // Избранное. Т. 1. М., 1999; Коплстон Ф. Ч. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя. СПб., 1999;

Тема 10

Латинский аверроизм (XIII в)

 

Латинский аверроизм (XIII в). Основные концепции: единство ра­зума, вечность мира. Боэций Дакийский и Сигер Брабантский. Теория «двойственной истины». Осуждения 1270 и 1277 гг. Последующая история аверроизма (XIV-XV вв.).

 

Ист.: Боэций Дакийский. Сочинения. М., 2003; Он же. О высшем благе. О вечности мира (фрагменты) // АСМ. Т. 2 . С. 252–282; Сигер Брабантский. Вопросы о разумной душе // АСМ. Т. 2. С. 239–251.

Лит.: Шевкина Г. В. Сигер Брабантский и парижские аверроисты XIII в. М., 1972; Смирнов Д. В. Двойная истина // ПЭ. М., 2006. Т. 14. С. 253–263

Тема 11

Иоанн Дунс Скот

 

Иоанн Дунс Скот. Соотношение естественного и сверхъестественного познания. Практический характер теологии. Теория познания и учение об очевидности. Принцип «однозначной предикации» сущего. Трактовка проблемы универсалий: общая природа, чтойность, этовость (haecceitas).

 

Ист.: Иоанн Дунс Скот. Избранное. М., 2001; Трактат о Первоначале. М., 2001; Ordinatio. Пролог. Часть первая: О необходимости откровенного учения. Вопрос единственный: Необходимо ли, чтобы человеку в силу нынешнего его состояния сверхъестественным образом было внушаемо некое особое учение? // Философия религии: альманах. 2006–2007 / Под ред. В. К. Шохина. М.: Наука, 2007. С. 348–392.

Лит.: Vos A. The Philosophy of John Duns Scotus. Edinburgh, 2006; The Cambridge companion to Duns Scotus / Ed. T. Williams. Camb., 2003.

 

Тема 12

У. Оккам.

 

У. Оккам. Номиналистические и волюнтаристские тенденции в философии Оккама. Учение о познании: теория интуиции.

 

Ист.: Оккам У. Избранное. М., 2002;

Лит.: The Cambridge Companion to Ockham / Ed. P. V. Spade. Camb.,1999.

 

 

Тема 13

Поздняя средневековая философия XIV–XV вв.

 

Поздняя средневековая философия (XIV–XV вв.): основные направления и идеи. Дуранд из Сен-Пурсена, Эгидий Римский, Григорий из Римини, Каэтан.

 

Ист.:Из сочинений Эгидия Римского // Гаврюшин Н.К. Непогрешимый богослов. М., 2007. С.205-357.

Лит.: Гаврюшин Н.К. Непогрешимый богослов. М., 2007.

См. также общую литературу.

Тема 14

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.