Понятие, признаки и сущность государства
ЭЛЕКТРОННЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ
ДЛЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Уфа 2010
Электронный конспект лекций по правоведению.
Подготовка к зачетам и экзаменам студентов очной и заочной форм обучения всех специальностей / УГНТУ, каф. ПСиСО; сост. доц., к.ю.н., Ю.С. Шафиков/. – Уфа: УГНТУ, 2010. –108 с.
Электронный конспект предназначен для студентов всех специальностей, а также для преподавателей и сотрудников, занимающихся вопросами правоведения.
В электронном конспекте содержатся ответы на вопросы по курсу правоведения, соответствующие Государственному общеобразовательному стандарту по данной дисциплине.
Составитель: доц., к.ю.н., Шафиков Ю.С.
Рецензенты:
Габдулхакова Р.В., доц.;
Гареев Э.С., проф., канд.филос.наук;
Козлова Ю.Б., доц., канд.социол.наук;
Махов А.А., доц., канд.социол.наук;
Дорожкин Ю.Н., проф., д-р филос.наук;
© Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2010
- Основные концепции происхождения государства
- Понятие, признаки и сущность государства
- Функции государства
- Формы государственного устройства: понятие, виды
- Монархия как форма государственного правления
- Республика как форма государственного правления
- Политический режим
- Правовое государство: понятие, виды
- Понятие, признаки и сущность права
- Источники права: понятие, виды
- Классификация нормативно-правовых актов
- Понятие, признаки, структура нормы права
- Виды норм права
- Система права и ее структурные элементы
- Основные правовые системы современности
- Правоотношение: понятие, признаки, структура
- Юридические факты: понятие, признаки, виды
- Реализация права: понятие, виды
- Отличие нормативно-правовых актов от акта применения права
- Толкование права: понятие, виды
- Понятие и виды правомерного поведения
- Понятие, признаки и виды правонарушений
- Состав правонарушения
- Понятие и виды юридической ответственности
Общая характеристика основ конституционного строя России
Основные права человека и гражданина в РФ
Конституционные обязанности граждан РФ
Гарантии реализации прав и свобод
Гражданство РФ
Федеративное устройство РФ
Президент РФ
Правительство РФ
Федеральное собрание РФ
Судебная власть РФ
Субъекты и объекты гражданского права
Дееспособность и правоспособность физических и юридических лиц
Право собственности и иные вещные права
Обязательства в гражданском праве: понятие, основания возникновения и
Прекращения, виды, способы обеспечения исполнения
Наследование по закону и по завещанию
Понятие, предмет и источники трудового права. Понятие и условия трудового
Договора
Основания расторжения трудового договора
Понятие и порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
Понятие и порядок рассмотрения коллективных трудовых споров
Брак (понятие, условия заключения)
Расторжение брака. Недействительность гражданского брака
Преступление. Понятие, категории, виды
Уголовные наказания. Понятие, виды
Виды административных правонарушений
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие уголовные наказания
Основания освобождения от уголовной ответственности и наказания
Основные концепции происхождения государства
Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. Рассмотрим следующие теории:
Теологическая
Представитель — Ф. Аквинский. Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана. Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.
Патриархальная
Представители — Аристотель, Филмер, Михайловский. По утверждению Аристотеля, государство — наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха — естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.
Теория насилия
Представители — Дюринг, Гумплович, Каутский. Сторонники этой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими. По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен.
Договорная теория происхождения государства
Значительной теорией происхождения государства является договорная теория, получившая широкое распространение в XVII – XVIII веках. В Голландии в XVII веке сторонниками этой теории были Гроций и Спиноза, в Англии — Локк и Гоббс, во Франции в XVIII веке — Руссо. В России представителем договорной теории был революционный демократ А. Н. Радищев, который утверждал, что государственная власть принадлежит народу, передана им монарху и должна находиться под контролем народа. Люди же, входя в государство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. Отсюда он и выводил право народа на восстание и революционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупотребление властью и произвол. В договорной теории государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в “естественном”, первобытном состоянии. Государство — это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству.
5. Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли. Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле "Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий". Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но также нет основания считать классы единственной первопричиной его появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов; кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие, более глубинные факторы.
Понятие, признаки и сущность государства
Основными признаками государства являются:
§ Легитимность: признание лицом в добровольном порядке обязательности для себя государственных велений.
§ Территориальный характер государства: государственная власть всегда распространяется на определенную территорию.
§ Состав территории государства: участок суши, прилегающие к этому участку земные недра, воздушное пространство до границ с космосом, прилегающие к суши морские территории, территории дипломатических представительств и их транспортных средств и т. д.
Население государства разделяется на группы в зависимости от их принадлежности к административно-выделенному участку территории. Государственная власть также организуется на основе этого признака. Большинство государственных органов имеет территориальные пределы своих полномочий.
Государственный суверенитет — это независимость государства от волеизъявления других государств, а также физических и юридических лиц, находящихся на территории государства. Выделяют внешний и внутренний суверенитет. Внешний — независимость от других государств или их объединений, внутренний — независимость от частной воли граждан или их объединений.
Суверенитет государства предполагает, что:
§ только государство может настаивать на своем волеизъявлении в случае противоречия его с волеизъявлением иных лиц;
§ государство настаивает на обязательности своего веления под угрозой физического принуждения;
§ государство является верховной властью, т. е. его веления обладают прямым действием в пределах государственных границ — государственное веление не может быть отменено, изменено или приостановлено действиями всех иных лиц:
§ только государство издает и обеспечивает выполнение общеобязательных правил поведения (правовых норм), т. е. обязательных для любых лиц на территории государства. Только оно устанавливает права и обязанности организаций, физических и юридических лиц, определяет компетенцию государственных органов и государственных должностных лиц.
Формы проявления суверенитета:
1. суверенитет может реализовываться как одноактное государственное веление (ненормативное);
2. суверенитет может принимать форму постоянной, нормативной, периодически воспроизводимой воли государства.
Политический характер государства — это действие государства по обеспечению общих интересов всех граждан. Государство должно действовать в порядке консенсуса.
Формальная сторона политического характера государства складывается из следующего:
§ всеобъемлющего характера государственного объединения граждан. Государство является единственной организацией, объединяющей всю их совокупность;
§ института политических выборов — замещение должности в государственном аппарате посредством волеизъявления граждан, когда ни к избирателям, ни к кандидатам на должность не предъявляются никакие квалификационные требования. Избирательные барьеры не носят профессионального характера. Государственная власть выступает незаинтересованным арбитром в процессе волеизъявления граждан и подчиняется целям, которые ставит ей победившая на выборах группа граждан;
§ правомерного характера управления — действия государственной власти осуществляются на основе и во исполнение законов, принимаемых народными представителями;
§ конституционного законодательствования народа: конституция принимается посредством референдума — волеизъявления граждан, имеющего обязательный характер.
Таким образом, политический характер государства предполагает, что народ (совокупность граждан) выбирает управляющих должностных лиц, сам устанавливает основные (конституционные) законы и превращает государственный аппарат в средство обеспечения интересов общества.
Функции государства
Функции государства — это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.
В этом определении выделены наиболее существенные признаки функций государства.
1. Функции государства непосредственно выражают и предметно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества.
2. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене.
3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности.
4. В функциях государств различных исторических типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.
В связи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их научная классификация.
Наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой являются: во-первых, особенности объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятельности; во-вторых, обусловленная последними специфика содержания каждой функции, т. е. более или менее однородных, близких друг к другу видов государственной деятельности.
В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни — внутренней или внешней — осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат — внутриполитических или внешнеполитических — они подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние функции государства — это, например, экономическая, экологическая, функция развития культуры, науки и образования.
К внешним функциям относятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т. д.
Среди внутренних и внешних функций государства различаются функции основные и неосновные.
Основные функции — это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период. Основным функциям государства присущ ряд общих черт.
Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение.
Во-вторых, в отличие от многочисленных государственных функций, осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого органами (например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование, финансовая деятельность, дипломатия, внешняя торговля и т. д.), основные функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются, хотя и в разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата.
В-третьих, основная функция воплощает сосредоточение усилий государства на одном из решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней деятельности. Ее объектом является широкий круг обладающих известным сходством общественных отношений в какой-то определенной большой области социальной жизни.
Сообразно с этим основные функции государства охватывают, группируют по наиболее важным направлениям государственного воздействия на общественные отношения множество других его функций, именуемых неосновными функциями. Последние, будучи составными структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни.
От основных и неосновных функций государства следует отграничивать функции органов государства, т. е. реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме политической системы общества.
К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, относятся следующие виды функций:
§ Охранительная.
§ Экономическая.
§ Социальная.
§ Культурно-воспитательная.
§ Природоохранительная.
К внешним функциям, направленным на обеспечение существования государства в мировом обществе, относятся:
§ Защита государства от вооруженных нападений других государств.
§ Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей.
§ Борьба с международной преступностью.
§ Участие в международной охране окружающей среды.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|