Сделай Сам Свою Работу на 5

Рынок, его механизм и условия формирования.





1. Сущность рынка и рыночных отношений.

2. Структуры, виды и сегментация рынка.

Вся современная мировая э-ка, за небольшими изъятиями, может быть названа рыночной. Элементы рыночных отношений, возникают в период распада, первобытно общинного общества, когда различные племена того времени, обменивались излишками продуктов, необходимыми для жизни племени, однако обмен носил эпизодический непостоянный характер.

Полновесные, классически определённые формы товарных отношений, рыночных отношений, появляются в эпоху разложения феодализма и становления капитализма (буржуазного общества).

Первым условием становления рыночных отношений является развитое разделение труда, то есть специализации на производстве одного или нескольких видов продукции, а отсюда как результат необходимого систематического и постоянного обмена результатами деятельности (продуктами труда).

Товар- это продукт труда способный удовлетворять какие либо человеческие потребности и произведённый специально для обмена, натурального (современный бартер) или по средствам денег и денежного обращения.

Вторым существенным условием развития рыночных отношений явл превращение рабочей силы в товар.



Для этого необходимы 2 условия:

a) Юридическая свобода личности

b) Свобода личность от собственности

Отсюда необходимость для личности продавать свою способность к труду (труд) и получать за это зарплату как единственный источник существования.

 

Рынок – это особая форма орг-ии социально-хозяйственной жизни общества, где товары и услуги переходят в собственность потребителя по средством обмена на деньги.

Деньги – это особый вид товара, служащий всеобщим эквивалентом, т.е. способностью обмениваться на любой вид товара в определенной пропорции.

Деньги обладают 5 функциями:

1. мера стоимости

2. средство обмена

3. средство платежа

4. средство образования сокровищ

5. мировые деньги

 

Основу любой экономики составляет масса хозяйствующих субъектов. В условиях рыночной экономики движение товаров и денег у предприятия фирмы можно представить в виде следующей схемы:

Средство производства

Деньги Производство – Товар – Деньги



 

Рабочая сила

Это движение факторов

На движение товаров и денег, на размеры дельта Д оказывают влияние целый ряд экономических законов. Одним из важнейших является закон спроса и предложения. Рыночные отношения базируются на экономической свободе, которая означает для А. продавца Б. покупателя:

1. как производить

2. сколько производить

3. для кого производить

4. по какой цене реализовывать сделанный товар

 

Рыночные отношения существуют только при условии свободной купли и продажи товаров и услуг. Построение рыночной экономики основывается на том, что из всего перечня упущенных возможностей выбирается наихудший вариант с гарантированным доходом, т.е. функционирование бизнеса заранее закладывается форс-мажорными ситуациями.

2 ой принцип построения рыночной экономики основывается на экономической рациональности, т.е. на сопоставлении выгод и издержек. Речь идет о принципе издержек альтернативного выбора. Издержки альтернативного выбора выступают в виде суммы прямых издержек и неполученных выгод, связанных с отказом от других способов использования ресурсов или деятельности предпринимателей.

 

Рынок имеет сложную многоплановую структуру и охватывает все сферы экономики. Структура рынка зависит от следующих факторов:

А. господствующими формами собственности( частная, гос-ая, собственность общественных и религиозных орг-ий)

Б. структурой товаропроизводителей( гос-ые, арендные, кооперативные, частные, индивидуальные)

В. особенностями сферой обращения товаров

Г. уровнем приватизации



Д. видами торговли используемых в стране

 

Весь рынок можно разделить на составляющие по следующим критериям:

1. по экономическому назначению объектов рыночных отношений, т.е. рынки материальных товаров и рынки услуг; рынки средств производства; рынки рабочей силы.

Существование рынков, по пространственному признаку можно представить таким образом А. внутри региональные, Б.межрегиональные, В.республиканские, Г. международные.

2. рынки можно разделить по степени ограничения конкуренции– монопольный рынок, олигопольный, межотраслевой.

3. по видам субъектов рыночных отношений – рынки оптовой торговли; рынки розничной торговли; рынки государственных закупок с\х закупок

4. с учетом соблюдения законов – легальные; нелегальные(теневые)

 

В повседневной хозяйственно правовой практике выделяют:

1. рынки товара и услуг- сюда в первую очередь входит торговля продуктами потребительского назначения и бытовых услуг.

2. рынок факторов производства – рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.

3. финансовые рынки- рынки капиталов, т.е. во многом инвестиционные рынки.

4. рынки интеллектуального продукта – информационные услуги

5. рынки рачей силы – предложение рабочей силы оказывает миграционные процессы.

6. региональные рынки – местные, внутренние, национальные.

Приведенный перечень сегментация рынка не является исчерпывающим, но в любом случае в основе всей системы рыночных отношений лежат- капитал, наемный труд, вся совокупность фаторов производства.

 

Совершенная и несовершенная рыночная конкуренция

 

1. Общая характеристика и содержание совершенной конкуренции

2. Общая характеристика и содержание не совершенной конкуренции

 

В экономической теории конкуренция как таковая представляет собой состязательность соревнования, соперничество, борьбу и т.д. хозяйствующих субъектов. Существуют различные виды конкуренции.

Техника экономическом отношении различают конкуренцию:

a) Внутри отраслевую

b) Межотраслевую

Характеристика внутри отраслевой конкуренции.

В развитом рыночном хозяйстве существуют десятки отраслей. В каждой отрасли есть предприятия (фирмы), которые делятся на мелкие, средние, крупные, и монополистические. Статистика каждой страны даёт свою классификацию соответствующих размеров фирм. Однако в любой случае независимо от размеров предприятия находясь внутри одной отрасли, все предприятия конкурируют между собой, за рынок сбыта, за привлечение квалифицированных кадров, за финансовые ресурсы, за кредитные ресурсы. Здесь нужно различать экономическую конкуренцию и не экономическую конкуренцию. Вне экономическая кон. Связана с факторами личностного свойств.

В первом случае речь идёт об использовании технико-экономических преимуществ, основанных на использовании новых технологий, инноваций, нетипичных для данной отрасли способов и методов производства. Здесь технико-экономическими показателями уровня внутри отраслевой конкуренции служат такие понятия как техническое строение капитала, стоимостное строение капитала, органическое строение капитала.

Техническое строение капитала - это соотношения между массой средств производства на одной стороне и кол-вом рабочей силы приводящей в движение данное средство производства на другой стороне. Чем выше техническое строение капитала, тем совершеннее технический уровень пр-ва. Рост технического строения капитала основывается на возрастании производительности труда. То есть речь идёт о постоянной модернизации пр-ва.

Стоимостное строение капитала – это техническое строение капитала, но выраженное в стоимостной форме. Через использование соответствующий денежных единиц, то есть стоимостное строение капитала, это соотношение по стоимости. Стоимость средств пр-ва на одной стороне и совокупная зарплата на другой стороне. В длительном периоде стоимостное строение изменяется в след за изменением технического.

Органическое строение капитала- это стоимостное строение капитала определяемое изменениями техническими строениями капитала и отражающие его изменения. Таким образом орг. Строение капитала это взаимно связь двух изменяющихся величин. Что в длительное перспективе техническое совершенствование производств как важнейший фактор конкуренции внутри отраслевой и частично межотраслевой.

В рамках внутри отраслевой конкуренции для любой фирмы для любого предприятия. Единственно надёжным и перспективным средством эффективной конкуренции явл инновационная деятельность. Как для внутри отраслевой так и межотраслевой конкуренции существеннейшее значение имеет экономико-правовой статус предприятия. Здесь различают партнёрства, корпорацию, индивидуальное владения и некотерые другие формы.

Для кон. И всех её разновидностей важнейшую роль играет, оценка положения предприятия фирм по следующим параметрам:

1.Хозяйствующий субъект в рыночных условиях полностью и самостоятельно отвечает по всем своим обязательствам .

2.предприятие/фирма самостоятельно планирует все виды своей деятельности. Современное рыночное предприятие осуществляет планирование примерно по 15 направлениям.(производственное пл-ие, финансовое п-ие, кадровое, бизнес пл-ие…)

3.предприяте/фирма самостоятельно отыскивает источники своего финансирования по всем параметрам существования

4.предприятие/фирма самостоятельно вырабатывает кредитную и дивидентную политику.

5.предприятие самостоятельно определяет размеры и возможности своей инновационной деятельности, а так же производственный объекты для орг-ии.

6.прендприятие самостоятельно несчёт ответственность за финансовую и экономическую добропорядочность избранных к сотрудничеству партнёров.

Только в том случае если предприятие/ фирма активна постоянна занимается совершенствованием всех названных параметров своего существования то она конкурентно способна во всём многообразии рыночных отношений.

 

Межотраслевая конкуренция не предполагает прямого столкновения инетерссов хозяйствующих субъектов. Поскольку речь идёт о производстве качественно различных товаров, использование которых предполагает удовлетворение совершенно различных потребностей. здесь конкуренция между различными фирмами материального и духовного производства идёт за доллар потребителя перед которым стоит проблема выбора наиболее эффективного использования семейного или личного бюджета. В этом случае одним из сильнейших средств конкурентной борьбы выступает реклама навязывающая массовому и индивидуальному потребителю продукты труда, нередко не являющие для него предметом первой необходимости.

В межотраслевой конкуренции выигрывают те хозяйствующие субъекты к-ые предлагают потребителю новое по содержанию или по форме товары индивидуального или коллективного потребления.

И для внутри отраслевой и для межотраслевой конкуренции существенное значение играет экономико-правовое положение предприятия (фирмы). Предприятие – это всегда основное звено рыночной экономики. Функционирование предприятия взаимно увязываются, интересы производителя и потребителя, наёмного работника и предпринимателя. Реализуются практически весь комплекс достижений (НТП). Не меньшее значение здесь имеет возможность решения многих соц. проблем наёмных работников. В целом чем успешнее решаются все названные проблемы, тем более конкурентно способно предприятие. Производственно предприятие характеризуется производственно техническим организационным, экономическим, и соц. единством.

Организационное единство определяется наличием единого кол-ва и ру-ва.

Экономическое единство. Определяется общностью, экономических результатов работы. Объём реализованной продукции, уровень прибыльности, состояние основного капитала и т.д.

Соц. единство. Определяется политикой профсоюзов, уровней квалификации, занятых на предприятии и т.д.

Предприятие это не только хозяйствующий субъект но и юридическое лицо.

Юридическим лицом признаётся орг-ия, к-ая:

a) Имеет обособленное имущество, собственность, хозяйятвенном ведении или оперативном упр-ии.

b) Отвечает имуществам по своим обязательствам.

c) Может от своего имени приобретать имущественные и не имущественные права.

d) Может нести обязанности

e) Может быть истцом и ответчиком в суде

f) Имеет самостоятельный баланс или смету

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.