Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие «налог» и его сущность





Введение

 

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов, потому что налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой, носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Вопросам исследования посвящено множество работ. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В связи с этим приобретает особую роль значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования, а также проблема распределения налогового бремени в обществе.



Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является анализ налогов и распределения налогового бремени в обществе. Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в современных условиях налоговая система являются одним из важнейших экономических регуляторов, основой государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно заведен механизм действия фискальной политики и построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование народного хозяйства. Поэтому данная проблема относится к наиболее актуальным задачам современности.



 

В соответствии с целью, основными задачами работы являются:

- рассмотрение понятия «налог» и его сущности;

- рассмотрение проблемных аспектов понятия «налоговое бремя»;

- изучение проблемы распределения налогового бремени в обществе.

Методологической основой работы, послужили нормативные акты, налоговый кодекс, гражданский кодекс и др., а также работы Барулина С.В, Ермаковой Е.А., Степаненко В.В., Волковой Н.Д., Лихтермана С.С., Ревазова М.А., Жидковой Е.Ю, Толкушкина А.В., Иохина В.Я. и других.

Работа состоит из введения, двух глав, которые содержат шесть параграфов, приложения, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Налоги. Экономическое содержание и функции налогов

 

Понятие «налог» и его сущность

 

Экономическая мысль не выработала до настоящего времени единого толкования понятия налога, независимого от политического и экономического строя общества, природы и задач государства. Мало того, некоторые современные российские исследователи считают нецелесообразным давать в налоговом законодательстве четкую формулировку определения дефиниции «налог». Они нередко ссылаются на опыт других стран, в законодательстве которых отсутствуют четкие и подробные формулировки понятия «налог» [6, С. 9].

По образному выражению К. Маркса, «налоги – это материнская грудь, кормящая государство, или пятый бог наряду с собственностью, семьей, порядком и религией» [10, С. 229].

В условиях становления основ механизма рыночных отношений, когда еще не в полной мере заработал собственно рыночный механизм, особо актуальной является система экономического принуждения в сочетании с финансовой заинтересованностью хозяйствующих субъектов. Главным звеном этой системы выступают налоги, которые по мере социально-экономического развития общества становятся основным финансовым инструментом экономической политики государства, одним из определяющих факторов развития предпринимательской деятельности, национальной экономики международных экономических отношений, движения капиталов.



Экономически правильное определение понятия налога имеет существенное значение, поскольку точное уяснение содержания категории «налог» способствует обоснованному и единообразному применению норм законодательства, определяющих право частной собственности налогоплательщика. Кроме того, понятие налога должно быть одной из отправных точек при разработке законов, регулирующих порядок установления и взимания налоговых платежей; четкое понимание термина «налог» позволяет право-допустимо ограничить объем полномочий и компетенцию как налогоплательщиков, так и контролирующих органов [6, С. 11].

 

Исторические направления основных теоретических представлений сущности налогов представлены на рисунке 1. [5, C. 123]:

 

Теория налогов

Плата граждан по государству     Источник доходов государства   Регулятор экономических процессов

 

Договорная плата   Страховой платеж государству   Средство уравнивания доходов

Покупка гражданами государственных услуг   Добровольные взносы граждан для государственных целей   Встроенные стабилизаторы рыночной экономики

 

Аванс части состояния граждан   Средство обеспечения расходов государства

 

Рисунок 1. Основные теоретические представления сущности налогов

 

Взгляды на сущность налогов менялись в связи с экономическим прогрессом общества. Основоположником теоретического осмысления налогов является английский экономист У.Петти (1623-1687). Он считал, что налоги должны быть пропорциональными, поскольку это обеспечивает «нейтральность» по отношению к разным по величине доходам. В XVII-XVIII вв. Ш. Монтескье, Ф.Вольтером, В.Р. Мирабо и другими экономистами была разработана теория «общественного договора». Согласно данной теории налог представляет собой договорную плату граждан государству за обеспечение их личной и имущественной безопасности. Позднее на базе аналогичных представлений о сущности налогов в период с XVII по XIX в. появилась «теория обмена», в соответствии с которой посредством налогов граждане покупают государственные услуги по военной и правовой защите. Шотландский экономист А.Смит, развивая классическую «теорию налогового нейтралитета», считал, что налоги – это исключительно источник доходов государства. В XIX в. швейцарский экономист Ж.Сисмонди разработал «теорию наслаждения». Согласно этой теории налог представляет собой аванс части состояния граждан для пользования услугами государства в перспективе. По мнению экономистов А. Тьера и Дж. Мак-Куллоха, налог по своей сути – это страховой платеж граждан государству. К началу XIX в. представители маржиналистской школы политэкономии Г. Госсен, У. Джевонс, К. Менгер и другие рассматривали налоги как средство уравнивания доходов. В конце XIX в А. Маршалл считал, что налог представляет собой регулятор экономических процессов. Согласно Дж. Кейнсу налоги в сущности – это встроенные стабилизаторы рыночной экономики. Автор теории монетаризма американский экономист Д. Фридмен рассматривал налоги как регулятор денежного обращения. По мнению Н.И. Тургенева – основоположника теоретических представлений сущности налогов в России, налоги представляют собой добровольные взносы граждан для государственных целей. Российские экономисты С.Ю. Витте, Ю.А. Гегемейстер, Е.Г. Осокин, В.А. Лебедев и другие рассматривали налоги преимущественно как средство обеспечения расходов государства [6, C. 12].

Отличительной чертой налога как экономической категории является наличие в нем признаков:

- императивность;

- индивидуальная безвозмездность;

- законность;

- уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства;

- абстрактность;

- относительная регулярность.

Признак императивности налога предполагает правовую обязанность безусловной, полной и своевременной уплаты налогов государству налогоплательщиком, или, иными словами, налог представляет собой обязательный платеж.

Индивидуальная безвозмездность налогов означает, что налогоплательщик не вправе рассчитывать на эквивалентную выгоду государства.

Законность налогов означает, что их установление, взимание осуществляются в порядке, определенном законом.

Налог уплачивается в целях финансового обеспечения деятельности государства. Налоги всегда были и остаются базовой составляющей государственных доходов.

Признак абстрактности налогов предполагает их поступление на нужды всего государства, а затем распределение по видам расходов.

Относительная регулярность налога выражается в периодической его уплате в установленные законом сроки [9, C. 68].

 

1.2. Экономическое содержание налога

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством взнос, уплачиваемый лицами, признанными налогоплательщиками, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Именно в налогах концентрируется вся совокупность складывающихся в любой национальной экономике интересов вне зависимости от уровня развития, форм организации общества и государственного устройства страны. Из этого следует, что налог является комплексной категорией, т.е. одновременно экономической, финансовой и правовой [8, C. 24].

Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся между государством и юридическими и физическими лицами, носят объективный характер и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию финансовых ресурсов в распоряжение государства. Налоги представляют собой одну из важнейших форм реализации государством своего экономического права на получение части созданного в результате чистого дохода.

Вместе с тем налог – это финансовая категория. Налоги характеризуются общими свойствами, присущими всем финансовым отношениям, носят объективный характер, базируются на существовании различных форм собственности, реализуются через общественную форму движения, т.е функции, и специфически выражают одну из частностей реально существующих финансовых отношений.

Одновременно налог является и правовой категорией. Налоги выражают объективные юридически формализованные отношения государства и налогоплательщиков в форме налогового законодательства, базовой составляющей государственного финансового права. Налог потому и является нормой права, что иначе, как по закону, он уплачен быть не может [8, C. 23].

Одновременно объединяющим началом всех налогов являются их элементы, представленные на рисунке 2. [6, C. 22]:

 

Субъект налога
Налоговая база
Налоговая ставка
Налоговый период
Объект налогообложения
Источник налога
Единица обложения
Налоговые льготы
Налоговый оклад

 

 

Рисунок 2. Основные элементы налогов

Собственно через эти элементы в законах о налогах и устанавливается вся налоговая процедура:

- субъект налога (налогоплательщик) – то лицо, юридическое или физическое, на которое по закону возложена обязанность платить налог;

- объект налогообложения – действие, состояние или предмет, подлежащий налогообложению (имущество, прибыль, добавленная стоимость, сделки по купле-продаже товаров, иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику);

- источник налога – валовый внутренний продукт (ВВП);

- единица обложения (масштаб налога) – определенная законом количественная мера измерения объекта обложения (по налогу на доходы физических лиц - рубль);

- налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, только та часть объекта налога, к которой по закону применяется налоговая ставка;

- налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога;

- налоговая ставка (норма налогового обложения) – величина налога на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут быть твердыми (специфическими), процентными, маргинальными, фактическими и экономическими.

- налоговые льготы – полное или частное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством;

- налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком с одного объекта обложения. Существует три способа взимания налогового оклада: у источника, по декларации, по кадастру [6, C. 24-25].

 

Функции налогов

Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений, взаимосвязи государства и отдельного налогоплательщика.

Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной экономической категории, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как части единого процесса воспроизводства, инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Функции представляют собой формы движения налогов как финансовой категории, предопределяют их роль и значение во всей совокупности финансовых отношений; реализуют то или иное значение налога, во взаимодействии образуя систему; предопределяют государственную налоговую политику и ее влияние на экономическую ситуацию в стране. Схематично функции налога показаны на рисунке 3. [5, C. 127-128].

Фискальная

Рисунок. 3. Функции налога

 

Рассмотрим суть и механизмы налоговых функций.

1) Фискальная функция (от лат. Fiscus – фиск, т.е государственная казна) является основной функцией налога. Она носит всеобъемлющий характер, распространяется на все физические и юридические лица, которые согласно действующему законодательству обязаны платить налоги; характерна для любого налога, любой налоговой системы любого государства. Благодаря этой функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т.е. в процесс перераспределения части стоимости ВВП, происходит огосударствление строго необходимой части ВВП. Именно она предопределяет появление и проявление других функций налога.

2) Распределительная функция – функция, выражающая экономическую сущность налога как особого централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение.

3) Стимулирующая функция – оказывает воздействие на сам процесс воспроизводства. Её практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок, льгот, вычетов, кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Как и распределительная, она направлена на обеспечение устойчивого развития как экономики в целом, так и отдельного хозяйствующего субъекта; в основном посредством определенной мотивации хозяйствования ориентирована на микроэкономические процессы.

4) Контрольная функция – тесно связана с распределительной и фискальной функциями. Механизм ее проявляется в проверке эффективности хозяйствования и в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. Развитая контрольная функция позволяет осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступления налогов в государственный бюджет, препятствует уклонению от уплаты налогов и подрывает финансовую основу теневой экономики, поскольку уплата налогов с доходов означает признание их законности и, напротив, сокрытие доходов от налогообложения в силу их нелегального характера преследуется государством; она обеспечивает необходимый уровень устойчивой мобилизации налоговых доходов в государственный бюджет, который должен быть достаточным хотя бы на минимальном уровне для качественного выполнения государством конституционных функций.

Недостаточно обоснованным представляется объединение некоторыми экономистами распределительной, стимулирующей и контрольной функций в одну регулирующую функцию или выделение регулирующей функции в качестве дополнительной пятой функции налогов. Хотя, безусловно, с того момента, как государство стало выступать активным участником организации хозяйственной жизни общества, появилось и налоговое регулирование. Действительно налоговое регулирование неразрывно связано с воспроизводственным процессом в целом и развитием отдельных отраслей и сфер [5, C.28-29].

Выводы: налог - обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государственный взнос, уплачиваемый лицами, признанными налогоплательщиками, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Он является одновременно экономической, финансовой и правовой категорией. Налог характеризуется основными признаками и элементами. Сущность налогов в условиях формирования рыночных отношений проявляется через фискальную, распределительную, стимулирующую и контрольную функции.

Классификация налогов

Множественность налогов, их различное назначение и построение делают необходимой классификацию налогов. Налоговая система включает различные виды налогов, классифицируемые по разным признакам. Группировка налогов по методам их установления, взимания, характеру применяемых ставок и объектов обложения, а также по некоторым другим признакам представляет собой классификацию налогов. Данная классификация представлена в таблице 1.(Классификация налогов).см.Приложение.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.