Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1.Этапы становления и развития экономической науки





ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

для студентов факультета очного обучения,

обучающихся по специальности

Экономическая безопасность»

 

Квалификация – СПЕЦИАЛИСТ

Рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры

Протокол № 6 от «27» июня 2012 г.

Зав. кафедрой Озина А.М.

___________________

г. Нижний Новгород

2012 г.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения учебной дисциплины «Экономическая теория» является:

· получение студентами знаний о функционировании современной экономической системы.

 

Задачи изучения дисциплины:

· усвоение обучаемыми теоретико-методологических основ данной дисциплины;

· понимание рационального в экономике и условий экономической оптимизации домохозяйств, предприятий и националь­ных хозяйственных систем;

· выработка навыков творче­ского анализа сложных процессов экономической действительности;

· формирование умения исследовать и давать аргументированную оценку теорий и концепций, поло­женных в основу социально-экономической политики;

· глубокое осмысление сути хозяйственных процессов, происходящих в современной российской экономике.



МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Шифр дисциплины[С3.Б3.01]. Дисциплина «Экономическая теория» входит в раздел базовой части профессионального цикла дисциплин.

Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина:

Курс «Экономическая теория» является фундамен­тальным в системе экономического образования. Поэтому с этой дисциплины начинается изучение дисциплин экономического профиля.

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей:

«История экономических учений», «Мировая экономика и международные экономические отношения».

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям студента, необходимым при освоении данной дисциплины:уметь активно воспринимать устную речь лектора, иметь навыки работы с различными видами учебной и научной литературы, анализировать экономические процессы, выявлять основные проблемы в экономическом развитии.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



1) способность ориентироваться в политических и социальных процессах, использовать знания и методы гуманитарных и социальных наук при решении профессиональных задач (ОК-4);

2) способность к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);

3) способность креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции (ОК-10);

4) способность осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-13);

5) способность применять математический инструментарий для решения экономических задач (ОК-15);

6) способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации, применять в профессиональной деятельности автоматизированные информационные системы, используемые в экономике, автоматизированные рабочие места, проводить информационно-поисковую работу с последующим использованием данных при решении профессиональных задач (ОК-16);

7) способность подготавливать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);



8) способность обосновывать выбор методик расчета экономических показателей (ПК-2);

9) способность осуществлять сбор, анализ, систематизацию, оценку и интерпретацию данных, необходимых для решения профессиональных задач (ПК-31);

10) способностью принимать оптимальные управленческие решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможностей использования имеющихся ресурсов (ПК-46);

11) способность применять методы проведения прикладных научных исследований, анализировать и обрабатывать их результаты, обобщать и формулировать выводы по теме исследования (ПК-51);

12) способность готовить отчеты, справки и доклады по результатам выполненных исследований (ПК-53).

В результате освоения дисциплины студент должен:

1) Знать:

· систему экономических категорий и законов, методы анализа экономических процессов и явлений;

· пути обеспечения высокоэффективного хозяйствования и особенности поведения субъектов экономики в различных рыночных структурах;

· внутреннюю логику формирования и функционирования экономических систем, их содержание, структуру и основания классификации;

· современную систему национального счетоводства и ведущие макроэкономические переменные;

· макроэкономические пропорции общественного воспроизводства, равновесие национального рынка и механизм его обеспечения;

· современные формы проявления макроэкономической нестабильности и основные направления стабилизационной политики государства;

· содержание и методы регулирования национального рынка, основы теории экономической политики в смешанной и переходной экономике;

2) Уметь:

· самостоятельно анализировать сложные социально-экономические процессы, происходящие в со­временных рыночных структурах;

· творчески применять полученные знания для разработки научно обоснованной стратегии производственной деятельности первичного хозяйственного звена;

· исследовать, выявлять и обосновывать конкретные пути повышения экономической эффективности деятельности индивидов и фирм в современных условиях;

· высокоэффективно использовать результаты микроэкономического анализа при решении конкретных хозяйственных задач предприятия;

· грамот­но и корректно оценивать микроэкономические послед­ствия институциональных преобразований, а также по­литических решений органов государственного управле­ния;

· самостоятельно исследовать сложные макроэконо­мические процессы, прежде всего, в переходных хозяйст­венных системах нового типа;

· на практике использовать результаты макро­экономического анализа для определения состояния и перспектив нового качества экономического роста в ус­ловиях переходной экономики.

Иметь представление

· о глубинных философско-методологических основах изучаемого курса;

· о дискуссионности и степени научной разработанности ведущих проблем курса;

· об основных направлениях развития теории экономического поведения хозяйственных агентов в современной смешанной экономике;

· о путях практического использования выводов и рекомендаций экономической теории в деятельности домохозяйств, фирм и го­сударства, а также в успешном решении народнохозяйственных и социально-экономических задач;

· о роли и месте данного курса в системе гуманитарных, общепрофессиональных и специальных экономических дисциплин.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц (1 з.е. = 36 часов), 360 часов.

Структура учебной дисциплины

№ п/п Разделы (темы) учебной дисциплины Семестр / подсеместр Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости по темам
Лек-ции Семи-нары Прак. занят Сам. раб.
1. Тема 1. Этапы становления и развития экономической науки 1.1 - -
2. Тема 2. Предмет, методология и функции современной экономической теории 1.1 - опрос
3. Тема 3. Основы общественного производства 1.1 - собеседование
4. Тема 4. Организация экономи-ческой жизни в обществе. Госу-дарство и рынок 1.1 - -
5. Тема 5. Экономическая теория товара и денег 1.1 - опрос
6. Тема 6. Механизм функционирования рынка. Теория спроса и предложения 1.1 - Тесты, решение контрольных задач
7. Тема 7. Поведение потребителя в рыночной экономике 1.1 - Тесты, решение контрольных задач
8. Контрольное занятие по первому разделу (тестирование) 1.1 - - - тестирование
9. Всего часов по первому разделу   -  
  Раздел II. Микроэкономика
10. Тема 8. Предприятие (фирма) в рыночной экономике. Капитал, его структура 1.2 - Тесты, решение контрольных задач
11. Тема 9. Издержки и доходы предпринимательской деятельности 1.2 - опрос
12. Тема 10. Поведение предприятия в условиях совершенной конкуренции 1.2 - Тесты, решение контрольных задач
13. Тема 11. Предприятие на рынке несовершенной конкуренции 1.2 - Тесты, решение контрольных задач
14. Тема 12. Рынки факторов произ-водства. Рынок труда и заработная плата 1.2 - опрос
15. Тема 13. Рынки капитала и ссудный процент 1.2 - собеседование
16. Тема 14. Рынок земли и земельная рента 1.2 - собеседование
17. Тема 15. Внешние эффекты и общественные блага 1.2 - собеседование
18. Всего часов по второму разделу   -  
  Раздел III. Макроэкономика
19. Тема 16. Макроэкономика, ее предмет, основные проблемы и показатели. Система национальных счетов. 2.1 - тестирование, опрос
20. Тема 17. Накопление. Сбережение. Инвестиции. Модель IS. 2.1 - опрос
21. Тема 18. Экономический рост и структурные изменения в экономике. 2.1 - тестирование, опрос
22. Тема 19. Макроэкономическое равновесие. Модель AD – AS. 2.1 - опрос
23. Тема 20. Циклы и кризисы в экономике. Антициклическая политика государства. 2.1 - собеседование
24. Тема 21. Воспроизводство народонаселения. Занятость и безработица. 2.1 - тестирование
25. Тема 22. Денежно-кредитная система. Инфляция и антиинфляционная политика государства. 2.1 - опрос
26. Тема 23. Финансовая система и рынок ценных бумаг. 2.1 - опрос
27. Тема 24. Налогово – бюджетная система и фискальная политика государства. 2.1 - собеседование
28. Тема 25. Благосостояние населения и социальная политика государства. 2.2 - опрос
29. Всего часов по второму разделу   -  
  Раздел IV. Теоретические основы мировой экономики.
30. Тема 26. Этапы становления и развития мировой экономики 2.2 - опрос
31. Тема 27. Международная торговля, ее формы, тенденции и теории развития. 2.2 - опрос
32. Тема 28. Валютные отношения. Международная валютная система. 2.2 - опрос
33. Тема 29. Международное движение капитала. 2.2 - опрос
34. Тема 30. Международная миграция рабочей силы. 2.2 - собеседование
35. Тема 31. Платежный баланс и макроэкономическое равновесие национальной экономики. 2.2 - опрос
36. Тема 32. Международная экономическая интеграция. 2.2 - опрос
37. Всего часов по четвертому разделу 2.2 -  
38. Итого: 360 часов   - (в том числе ИРС- 18 ч.)  

 

Форма итогового контроля:экзамен.

Форма промежуточного контроля:курсовая работа.

Содержание учебной дисциплины

Тема 1.Этапы становления и развития экономической науки

Экономические воззрения в традиционных обществах Древнего мира: отношение к хозяйственной деятельности, к труду, богатству, деньгам, ссудному проценту.

Источники экономической мысли Древнего Востока: Вавилон-кодекс царя Хаммурапи; Китай – Конфуций; Индия – трактат Архашастра. Экономическая мысль древней Греции в трудах Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Средневековая схоластика – первый опыт систематизации экономических категорий.

Теоретические системы рыночной экономики. Меркантилизм.Физиократия. Классическая политическая экономия. Экономическое учение К. Маркса.

Формирование и эволюция современной экономической мысли. Маржиналистская революция. Австрийская школа. Неоклассическое направление мысли. Кейнсианство. Современные неолиберальные концепции: монетаризм, социально ориентированная рыночная экономика. Новая австрийская школа. Институционализм. Экономический империализм. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли. Научный вклад М.И. Туган – Барановского в понимание экономических циклов. Аграрная теория А.В. Чаянова. Теория длинных волн Кандратьева Н.Д. Традиции отечественной экономико – математической школы (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.