Сделай Сам Свою Работу на 5

Рыночная экономика и её модели. Модель национальной экономики Республики Беларусь





Понятия "рынок" и "рыночная экономика" не являются тождественными. рынок в тех или иных формах существует с тех пор, с каких функционирует товарное производство.

Рыночная экономикаэто качественное состояние, тип функционирования экономической системы, базирующейся на всеобщности рыночных отношений во всех звеньях и стадиях общественного воспроизводства (производство, распределение, обмен и потребление) и регулирующих функциях государственных структур.

Эффективное функционирование рыночной экономики предполагает ряд условий.

1. Главное из таких условий, вытекающее из самой сути рынка, — это экономическая свобода и самостоятельность хозяйствующих субъектов.

2. Рыночная экономика может эффективно функционировать, базируясь на многообразных формах собственности. Реализация данного условия позволяет, во-первых, выявить наибольшую эффективность тех или иных форм собственности, во-вторых, осуществить право личности на выбор определенной формы хозяйственной деятельности

3. Необходимым условием поддержания здоровой конкуренции является ликвидация монополизма в производстве и реализации товаров. Например, по действующим в США правилам ни одна из крупнейших фирм не вправе держать в своих руках более 31 % продаж от их общего объема, три — более 54 %, четыре — более 64 %. Практика показывает, что для нормальной деятельности рыночной экономики необходимо, чтобы каждый субъект рынка имел не менее 5—7 конкурентов



4. Функционирование рыночной экономики предполагает, чторыночные цены формируются под влиянием колебаний спроса и предложения. В условиях отсутствия монополизации рыночная цена, как правило, не опускается ниже себестоимости и не поднимается выше суммы себестоимости и прибыли, которая соответствует среднему нормативу рентабельности

5. Обеспечение примата потребителя. При дефицитной экономике неминуема власть производителя над потребителем.

6. Устойчивость финансовой и денежной системы. В механизме функционирования рыночной экономики должны быть предусмотрены экономические методы по укреплению национальной денежной единицы, преодолению дефицита госбюджета, сокращению непроизводительных расходов, созданию гибкой банковской системы, которая бы обеспечивала управление кредитом и денежной массой.



7. Открытость экономики. Данное условие реализуется путем предоставления права предприятиям и организациям осуществлять внешнеэкономические связи и операции при соблюдении установленных правил.

8. Достаточно полный охват экономики рыночными отношениями,

9. Развитая инфраструктура, т.е. комплекс отраслей и хозяйственных служб, обеспечивающих общие условия производства и жизнедеятельности людей.

10. Обеспечение социальной защищенности населения. В странах с развитой рыночной экономикой системы социальной защиты в целом сложились и показывают свою высокую эффективность.

11.Государственное регулирование рыночной экономики. Оно включает следующие главные направления:

стабилизацию производства через налоговую и инвестиционную политику;

финансирование научно-технического прогресса (политика научно-целевых программ);

дотацию социально значимых отраслей (инвестиционная политика); выравнивание уровней экономического развития различных регионов (региональная экономическая политика); государственную поддержку конкуренции (политика демонополизации); стабилизацию и оздоровление денежной системы (финансовая и антиинфляционная политика); преодоление чрезмерной имущественной дифференциации населения (политика доходов). систему социальной защиты,

Несовершенство (фиаско) рынка. Объективная необходимость государственного регулирования рыночной экономики.

В современных условиях любая развитая рыночная экономика является смешанной экономикой в силу существования наряду со свободным предпринимательством государственного регулирования и государственного сектора в национальном хозяйстве.



Государственное регулирование экономики– это система экономических, политических, юридических мер, с помощью которых государство вмешивается в экономические процессы для достижения стабильного экономического развития и решения социальных проблем.

Внешние эффекты – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются внешними, так как затрагивают интересы не только участников рыночной сделки, но и третьих лиц. Внешние эффекты могут быть отрицательными и положительными. Отрицательные внешние эффекты связаны с издержками, положительные – с выгодами для третьих лиц.

Вместе с тем государственное регулирование имеет существенные недостатки: слабо и с опозданием учитывает изменения потребительского спроса; медленно уравновешивает спрос и предложение по их объему и структуре; государственный сектор, финансируемый за счет бюджетных средств, мало заботится о повышении эффективности производства. Учет этих недостатков позволяет определить оптимальные границы вмешательства государства в рыночный механизм.

Метод государственного регулирования можно разделить на административные (прямого регулирования) и экономические (косвенного регулирования).

Административные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Административные методы применимы для защиты национальных интересов в системе мирохозяйственных связей – при установлении таможенных пошлин, лицензировании экспорта и т.д.

Экономические методыгосударственного регулирования включают бюджетно-налоговую (фискальную) политику; кредитно-денежную (монетарную) политику; социальную политику и др. Поскольку рыночная экономика представляет собой во многом самонастраивающуюся систему, то воздействие на нее должно оказываться преимущественно косвенными, экономическими методами и инструментами.

Бюджетно-налоговая политика – это политика в области налогов и государственных расходов. Ее главными инструментами являются государственные расходы, налоги, льготы, трансфертные платежи, т.е. выплаты, которые осуществляются на базе государственного бюджета. Налоги в экономике играют двоякую роль: с одной стороны, они формируют доходы государства, с другой – оказывают стимулирующее влияние на потребителей и производителей.

Кредитно-денежная политика, влияя на объем денежной массы, может оказывать непосредственное влияние на процентную политику, а тем самым на инвестиции предприятий и потребление населения. Она использует такие инструменты, как регулирование ставки рефинансирования (в настоящее время в РБ - 17%), изменение нормы обязательного резервирования, операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

Спрос. Закон спроса

Спрос — это денежная форма выражения потребности, т.е. это количество товаров и услуг, которое покупатели желают и могут (готовы) купить по некоторой цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от разных факторов: цен на товары, доходов и вкусов покупателей, числа покупателей и т.д. Одним из главных факторов является цена. Следовательно, существует отрицательная, или обратная связь между ценой и величиной спроса.

Эту зависимость можно объяснить следующими причинами:

1. Высокая цена отбивает у потребителей желание купить товар, а низкая усиливает число покупателей и количество покупок, что означает увеличение спроса.

2. Потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения, а поэтому потребители покупают дополнительные единицы продукции лишь при условии, что цена его снижается.

3. Закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. «Эффект дохода» указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров.

«Эффект замещения» выражается в том, что покупатель стремится приобрести подешевевший товар вместо аналогичного товара.

Вместе с тем, на спрос влияют и другие факторы:

1. Изменение вкусов покупателей

2. Изменение числа покупателей

3. Изменение дохода

4. Изменение цен на сопряженные товары

5. Изменения в ожиданиях потребителей

6. Изменения в экономической политике государства

Изменение одного или более из этих факторов вызывает изменение спроса: при увеличении спроса кривая спроса смещается вправо вверх, а уменьшение — влево вниз.

Таким образом, закон спроса является одним из величайших законов рыночной экономики, ибо он придает поведению покупателей и продавцов объективную экономическую логику, а это позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цены.

Эластичность спроса, как правило, велика при высоких ценах, а при снижении цен она сокращается и может вообще исчезнуть, если падение цен настолько сильно, что достигается уровень насыщенности спроса.

На динамику спроса на тот или иной товар при неизменном доходе может оказывать воздействие и изменение цен на другие товары. Силу такого воздействия определяют перекрестным коэффициентом эластичности спроса по цене

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.