Монополия. Естественные монополии. Ценовая дискриминация.
Монополии– крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
Виды монополий
1. естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д.
2. административная возникает вследствие действий государственных органов.
3. экономическая. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке.
Современная экономическая теория выделяет три типа монополий:
1) монополия отдельного предприятия;
2) монополия как соглашение;
3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.
Основными признаками естественной монополии являются следующие:
1.Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками.
2.Высокие барьеры входа на рынок.
3.Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами.
Существуют два типа естественных монополий:
а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение.
б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.
При монополии, в краткосрочном периоде период времени слишком короткий, чтобы п/п смогло изменить свои производс-е мощности, но достаточно продолжительный для изменения степени интенсивности их использования.
Мод.ь краткосроч. периода Р S
(р/шт)
D
Q(шт/мес)
Пересечение кривых спроса и предложения образуют равновесное положение.
Долгосрочный период – период времени достаточно продолжительный, чтобы изменить кол-во всех занятых ресурсов, включая и произ-е мощности, фирма может поменять объем производства. Проблема выбора оптимального объема продаж решается по принципу максимизации прибыли. Монопольная фирма продает ровно столько товара, сколько воспринимает рынок, чтобы принести максимальную прибыль. Цены в монополии диктует рынок (спрос)! Предельная выручка равна предельным затратам.- условие макс-ии прибыли.
Ценовая дискриминация – это проявление поведения продавца на современном рынке при условии несовершенной конкуренции, заключающееся в установлении различных цен на однотипные товары.
Ценовая дискриминация может проводиться при следующих условиях:
• покупатель, приобретя продукцию, не имеет возможности ее перепродать;
• существует возможность разделить всех потребителей данной продукции на рынки, спрос на которых имеет разную эластичность.
Именно Дж.Робинсон ввела в эконом.теорию понятие "дискриминация в ценах", Продажа по разным ценам одной и той же продукции, изготовленной одним производителем, разным покупателям известна как ценовая дискриминация”. "Золотое правило" политики ценовой дискриминации заключается в том, что самая высокая цена устанавливается там, где эластичность спроса меньше всего, а самая низкая - там, где эластичность спроса выше всего.
Основные положения российского антимонопольного законодательства
1) запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;
2) запрещаются монопольные сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм;
3) подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросов. конкуренцией, в частности: распространяющие ложные сведения о товарах и фирмах своих конкурентов, обманывающие покупателей относительно реальных свойств и качества своего товара; незаслуженно принижающие в своей рекламе качество товаров своих конкурентов и т.д.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|