Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности аграрных преобразований в ведущих странах мира.





Англия: крестьяне свободны с 15 века. Участки собственность крестьян. В 16 веке началось создание регулярных армий. Создавались специализированные товарные хозяйства, мелкие крестьянские хозяйства исчезали. Высвобождающаяся рабочая сила могла найти применение в городской промышленности. Начали ткать сукно. Ленд Лорд – феодал в Англии. «Огораживание земли»- крестьяне с их землей. Земля сосредоточена в руках одного человека Ленд Лорда. Появляется «английский арендатор» - взятие земли в аренду у Ленд Лорда. Государственная поддержка осуществлялась по средствам хлебных законов, ограничивающий импорт дешевого зерна.

Франция:1798г. – освобождение крестьян. Им дали землю «парцеллу». Крестьяне были в долгах перед ростовщиками. Крестьянское сельское хозяйство было очень не эффективным. Земля сосредоточена у дворян, буржуазии их земли были направлены на рынок. Мощное сельское хозяйство было сосредоточено в руках крупных землевладельцев. Французское сельское хозяйство развивалось медленно причины этого:

• огромные государственные налоги;

• высокие ростовщические проценты по ссудам под залог земли;



• малоземелье основной части хозяйств. Германия в начале XIX в. считалась аграрной страной, почти 80% ее населения были заняты в сельском хозяйстве. Как и в России экономический подъем здесь тормозился наличием феодальной системы. Основными чертами экономического развития Германии в XVIII - первой половине XIX в. была социально-политическая раздробленность, которая препятствовала образованию внутреннего рынка, а также наличие крепостничества. В Германии развивались мануфактуры с применением принудительного труда крепостных крестьян; было много малых и средних городов с неразвитой промышленной инфраструктурой.

 

17. Начало научно-технической революции и переход от мануфактуры к фабрике в ведущих странах мира.

Начало крупной машинной инду­стрии было положено в Англии. В этой стране сложились благо­приятные исторические условия для быстрого развития капитали­стического способа производства: ранняя отмена крепостного права и ликвидация феодальной раздроблённости, победа буржу­азной революции в XVII веке, насильственное обезземеливание крестьянства, а также накопление капиталов путём широко разви­той торговли и ограбления колоний.



В середине XVIII века Англия являлась страной с большим количеством мануфактур. Важнейшей отраслью промышленности было текстильное производство. Именно с этой отрасли началась промышленная революция, происшедшая в Англии в течение по­следней трети XVIII века и первой четверти XIX века.

Расширение рынка и погоня капиталистов за прибылью обу­словили необходимость совершенствования техники производства. В хлопчатобумажной промышленности, развивавшейся быстрее других отраслей производства, господствовал ручной труд. Глав­ными операциями в хлопчатобумажной промышленности являются пряденье и ткачество. Продукт труда прядильщиков служит пред­метом труда ткача. Рост спроса на хлопчатобумажные ткани ска­зался прежде всего на технике ткачества: в 1733 г. был изобретён самолётный челнок, повысивший вдвое производительность труда ткача. Это вызвало отставание прядения от ткачества. На мануфактурах ткацкие станки часто простаивали из-за недостатка пряжи. Возникла насущная потребность в улучшении прядильной техники.

Эта задача бнла разрешена путём изобретения (в 1765— 1767 гг.) прядильных машин, каждая из которых имела полтора-два десятка веретён. Двигательной силой первых машин был сам человек или рабочий скот, затем появились машины, которые при­водились в движение силой воды. Дальнейшие технические усовер­шенствования позволили не только увеличить выработку пряжи, но и улучшить её качество. В конце XVIII века уже существовали прядильные машины, имевшие до 400 веретён. В результате этих изобретений производительность труда в прядении сильно воз­росла.В хлопчатобумажной промышленности возникло теперь новое несоответствие: пряденье обогнало ткачество. Это несоответствие было устранено изобретением в 1785 г. механического ткацкого станка. После ряда усовершенствований механический ткацкий станок получил в Англии широкое распространение и к 40-м го­дам XIX века полностью вытеснил ручное ткачество. Коренным изменениям подверглись и процессы обработки тканей — отбелка, крашение, печатание. Применение химии сократило длительность этих процессов и улучшило качество продукции.Первые текстильные фабрики строились по руслам рек, и ма­шины приводились в действие при помощи водяных колёс. Это сильно ограничивало возможности применения машинной техники. Необходим был новый вид двигателя, не зависящего от местности и времени года. Таким двигателем явилась паровая машина (изо­бретённая в России в 1763 г., но не получившая тогда распростра­нения; в Англии паровая машина была изобретена в 1784 г.).



Применение паровой машины имело огромное значение. Паро­вая машина представляет собой двигатель универсального зна­чения, свободный от многочисленных недостатков, свойственных водяному двигателю. Потребляя уголь и воду, паровая машина производит двигательную силу, которая находится всецело под контролем человека. Эта машина подвижна; она освобождает промышленность от привязанности к природным источникам энер­гии и даёт возможность концентрировать производство в любом месте.Паровая машина стала быстро распространяться не только в Англии, но и за её пределами, создавая предпосылки для появления крупных фабрик с множеством машин и большим количе­ством рабочих.Машины революционизировали производство во всех отраслях промышленности. Они охватили не только хлопчатобумажное производство, но получили применение и в шерстяной, льняной, шёлковой промышленности. Вскоре были найдены способы исполь­зования паровой машины на транспорте: в 1807 г. в США был создан первый пароход, а в 1825 г. в Англии была построена пер­вая железная дорога.

Первоначально машины изготовлялись на мануфактурах при помощи ручного труда. Они обходились дорого, были недостаточно мощны и совершенны. Мануфактуры не могли изготовлять такое количество машин, какое требовалось для быстро растущей про­мышленности. Задача была разрешена переходом к машинному производству машин. Возникла новая, быстро развивавшаяся отрасль промышленности — машиностроение. Первые машины изготовлялись преимущественно из дерева. Затем деревянные части машин стали вытесняться металлическими. Замена дерева металлом, повысив долговечность и прочность машин, открыла возможность работать с такой скоростью и с таким напряжением, какие раньше были немыслимы. В начале XIX века были изобре­тены механические молоты, прессы, металлообрабатывающие станки: токарный, затем фрезерный и сверлильный.

Для производства машин, паровозов, рельсов, пароходов понадобилась огромное количество железа и стали. Стала быстро развиваться металлургия. В развитии металлургии большое значение имело открытие способа плавки железных руд на минеральном топ­ливе вместо древесного. Всё более совершенствовались доменные печи. С 30-х годов XIX столетия холодное дутьё стало заменяться горячим, что ускоряло доменный процесс и давало большую эконо­мию топлива. Были открыты новые, более совершенные способы выплавки стали. Распространение паровой машины, рост металлур­гии вызвали потребность в огромных количествах каменного угля, что привело к быстрому росту каменноугольной промышленности.В результате промышленного переворота Англия преврати­лась в промышленную мастерскую мира. Вслед за Англией ма­шинное производство стало распространяться в других странах Европы и в Америке.

 

 

18. Промышленный переворот в Англии. Во второй половине XVIII в. в Англии сформировались предпосылки для промышленного переворота. Первые машины появились в хлопчатобумажной промышленности. Эта отрасль была сравнительно молодой и восприимчивой к прогрессивным начинаниям. В 1733 г. Кей изобрел летучий челнок, позволивший увеличить производительность труда ткача вдвое. В 1765 г. появилась механическая прялка – «Дженни», которая заменяла труд 16–18 прядильщиков. Изобретенный в 1785 г. ткацкий станок давал возможность заменить труд 40 ткачей.

Важнейшим этапом технического прогресса стало создание в 1784 г. парового двигателя, который мог применяться во всех производствах, привел к созданию новых видов транспорта – пароходного и железнодорожного.

Технический прогресс в черной металлургии был достигнут, когда удалось использовать в производстве чугуна и стали каменный уголь. За короткий период (1788–1804) выплавка чугуна возросла в 3 раза. В тот же период были созданы первые металлорежущие станки, стало развиваться машиностроение.

В ходе промышленного переворота произошел переход к фабричной форме организации производства. Использование машин с водяным двигателем способствовало внедрению машин, которые можно было применять только в специальных производственных помещениях – фабриках. С конца XVIII в. на основе паровой энергетики создавались фабрики во многих отраслях промышленности.

Промышленный переворот вступил в первой трети XIX в. в заключительную стадию – создание принципиально новых видов транспорта, соответствовавших индустриальной структуре промышленного производства. Первый пароход появился в Англии в 1811 г. Первая железная дорога была построена в 1825 г. Использование новых транспортных средств позволило ускорить обращение и удешевить стоимость перевозок товаров. В результате промышленного переворота и последовавшего за ним промышленного подъема в 1850–1870 гг. изменилась отраслевая структура экономики Англии. Из аграрной она превратилась в индустриальную державу. В 1870 г. в промышленности и строительстве было сосредоточено около 50 % трудовых ресурсов страны; 86 % населения проживало в городах и рабочих поселках.

 

19. Особенности промышленного переворота во Франции.Промышленный переворот начался во Франции в последние годы XVIII в. Его ускорила Великая французская революция. Была уничтожена цеховая система, получили признание принципы свободной торговли. Падение феодального режима облегчило миграцию крестьян. Возник рынок труда. В начале XIX в. улучшилось экономическое положение крестьянства. Сбыт промышленных товаров в деревне возрос. Наполеоновские походы расширили экспорт французских готовых изделий. Английская конкуренция вынудила ускорить механизацию производства. Использование английской техники облегчало переход к фабричной системе.

До середины XIX в. по уровню экономического развития Франция относилась к числу самых крупных промышленных стран и стояла на втором месте после Англии. В период империи Наполеона III (1852–1870) во Франции возникали десятки акционерных обществ, учреждались различные банки, создавались компании по постройке железных дорог, доков, фабрик, заводов и других предприятий. Быстро развивалась горная и металлургическая промышленность, была построена широкая сеть железных дорог, протяженность которой в 1870 г. составила 17 924 км против 3685 км в 1851 г. Проходил процесс концентрации производства, особенно в металлургической промышленности. Более чем в 10 раз увеличилось число применяемых в промышленности паровых двигателей. За период с 1851 по 1871 г. сельское население уменьшилось на 1,7 млн. человек, а городское население увеличилось на 2,1 млн. человек.

До середины XIX в. кредитно-банковская система Франции была развита слабо. В 1800 г. были организованы центральный эмиссионный институт – Французский банк и мелкие местные эмиссионные банки, ставшие впоследствии его отделениями. Стремление Французского банка монополизировать выпуск банкнот и другие сферы банковского дела сдерживало развитие акционерных банков. Большую роль в организации банковского дела сыграли главные сборщики налогов и нотариусы, которые взяли на себя некоторые функции банкиров. Наиболее дешевый и доступный кредит предоставлялся появившимися с 1830 г. учетными банками. Они действовали в форме торговых товариществ, рано возникших во Франции.

Первым крупным акционерным банком во Франции стал банк «Креди Мобилье», созданный в 1852 г. Этот банк, а также акционерный ипотечный банк «Французский поземельный кредит» и Общество взаимного кредита для мелкой торговли стали центром кредитной системы, которая объединила бесчисленные мелкие капиталы. Следующим шагом в развитии банковского дела в стране была выдача концессии в 1859 г. на создание первого депозитного акционерного банка «Сосьете Женераль» (промышленный и торговый кредит). В 1864 г. было основано Генеральное общество для содействия развитию торговли и промышленности Франции, ставшее новым типом банка, соединившим депозитный банк и общество для финансирования и основания предприятий.

 

 

20. Специфика промышленного переворота в Германии. Начало промышленного переворота в германских землях приходится на середину 30-х годов XIX в. Механизация производства и строительство фабрик в 30-40-е годы получили распространение в ткацкой промышленности. После революции 1848 г. промышленный переворот стал происходить быстрыми темпами. За 50-е годы XIX в. объем промышленного производства удвоился, а за 60-е годы возрос еще в полтора раза.

Опережающими темпами развивались отрасли тяжелой промышленности. Широкое развитие получила химическая промышленность. Открытие анилиновых красителей (1856) легло в основу производства не только красок, но и фармацевтической продукции, взрывчатых веществ, каучука. Германская индустрия механизировалась на основе развития отечественного машиностроения. В Германии возникли крупнейшие по тому времени машиностроительные заводы. На базе изобретенного в 1867 г. Э. Сименсом генератора для выработки электрического тока стала развиваться электротехническая промышленность.

Новые предприятия в тяжелой промышленности представляли собой настоящие индустриальные гиганты, оснащенные самым передовым оборудованием, работавшие на основе новейших технологий. Материальной основой динамично развивавшейся тяжелой промышленности являлось железнодорожное строительство. В 1880 г. Германия заняла первое место в Европе по длине рельсового пути. По относительной плотности дорог она уступала лишь Бельгии и Англии. Огромное значение для ускоренного развития тяжелой промышленности имела милитаризация Пруссии, стремившейся объединить Германию силой, а также подготовка к войне с Францией. В Германии был создан мощный военно-промышленный комплекс.

 

 

21. Становление крупного промышленного производства в США.

Промышленный переворот в США начался в первом десятилетии XIX в. На северо-востоке страны он в основном повторил классическую английскую модель и завершился к 1860 г. утверждением фабричного типа производства в ведущих отраслях хозяйства.

Начальный этап промышленного переворота был отмечен механизацией и становлением фабричной системы в текстильном производстве. Первые машины появились в хлопкопрядении еще в конце XVIII в. После англо-американских войн 1812–1815 гг. начался длительный подъем национальной промышленности. Ему способствовали переориентация инвестиций из сфер торговли и мореплавания в промышленность и протекционистская политика правительства. По уровню механизации ткачества северо-восточные штаты в 30-е годы превзошли Англию. Наряду с текстильным производством промышленный переворот охватил пищевую промышленность, а также отрасли, производящие товары широкого потребления.

Промышленный переворот вызвал развитие строительства каналов, шоссейных и железных дорог. Темпы железнодорожного строительства в США были самыми высокими в мире. Основы современной металлургической промышленности были заложены в 1816 г. созданием небольших прокатных сталеплавильных заводов близ Питсбурга. На них были освоены нововведения – прокат вместо ковки, пудлингование вместо сырого дутья.

К началу 60-х годов XIX в. на северо-востоке страны появилось крупное заводское машиностроение, что свидетельствовало о вступлении промышленного переворота в завершающую стадию. Изобретение Фултоном и спуск на воду в 1807 г. первого парохода «Клермонт» привели к революции в речном и морском транспорте. Из других крупных американских изобретений первой половины XIX в. можно отметить телеграф (1832), вулканизацию каучука (1844), ротационную типографскую машину (1846), турбину (1849), электровоз (1851).

По переписи 1860 г. в США насчитывалось 140 433 промышленных предприятия, стоимость их годовой продукции достигла 1,9 млрд долл., на них было занято 1,3 млн. рабочих. Радикальные сдвиги в отраслевой структуре экономики выражались прежде всего в том, что уже в 1850 г. промышленная продукция по стоимости превзошла сельскохозяйственную.

 

22. Вторая НТР и ее влияние на экономику ведущих стран мира

В основе второй технологической революции лежали изменения в производительных силах, вызванные бурным развитием науки и техники в конце XIX – начале XX в. Вторая технологическая революция развернулась в последней четверти XIX в. и продолжалась до мирового экономического кризиса конца 20-х – начала 30-х годов XX в. До недавнего времени считалось, что вторая технологическая революция протекала в последней трети XIX в. и продолжалась до Первой мировой войны.

Важное значение имело изменение энергетической базы производства. Паровая энергия была заменена электрической, началась электрификация, распространилась технология производства, передачи и приема электроэнергии. В 80-е годы XIX в. была изобретена паровая турбина и был создан турбогенератор. Возникли новые отрасли промышленности – электрохимия, электрометаллургия, а также электрический транспорт. Появились двигатели внутреннего сгорания.

Рост промышленного производства и торговли обусловил развитие транспорта. Получила развитие электрическая сварка. В машиностроении стали применяться конвейеры. В 1885 г. был построен первый автомобиль. Двигатель внутреннего сгорания стал широко использоваться на транспорте. Совершенствовались конструкции паровозов и пароходов. Началась электрификация железнодорожного транспорта, появились новые транспортные средства – танкеры и дирижабли. Первые шаги делала авиация. Было изобретено радио, началось использование телефонной связи, увеличилась протяженность телеграфных линий.

В военной области появилось автоматическое стрелковое оружие, возросла мощность взрывчатых веществ, начали изготавливаться отравляющие вещества.

Технологическая революция изменила отраслевую структуру промышленности. Ускорилось развитие тяжелой индустрии, значительно опередив по темпам роста легкую промышленность. Структурные сдвиги вызвали возрастание минимальных размеров капитала, необходимого для создания и работы отдельного предприятия. Привлечение дополнительных капиталов достигалось путем создания акционерных обществ. Важной тенденцией развития экономики во многих отраслях стал переход от свободной конкуренции к монополии или олигополии.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.