Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация затрат на производство и реализацию туристических услуг





Экономическое обоснование проекта тура

Туризм сегодня - это сфера народнохозяйственного комплекса, которая превратилась в бурно развивающуюся отрасль. Туристский бизнес привлекает предпринимателей небольшим стартовым капиталом, быстрым сроком его окупаемости, постоянным спросом на услуги туризма, высоким уровнем рентабельности произведенных затрат и гибкими ценами.

Деятельность любого предприятия, в том числе и предприятия сферы туризма, направлена на получение прибыли. Для достижения данной цели компаниям необходимо производить тот товар или услугу, который удовлетворял бы нужды потенциальных покупателей и тем самым обеспечивал необходимую для развития бизнеса величину прибыли. Важным компонентом в развитии прибыльного бизнеса являются затраты на производство, продвижение и реализацию туристского продукта. В международной и российской практике они оцениваются по себестоимости.

Себестоимость в сфере туризма представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства и продажи туристского продукта текущих трудовых, материальных, финансовых и других затрат на производство и реализацию туристских услуг. Себестоимость является важнейшей экономической категорией, которая определяет эффективность хозяйственной деятельности туристкой организации и характеризует уровень использования всех ресурсов, находящихся в ее распоряжении. Как экономическая категория себестоимость выполняет ряд функций:



§ позволяет осуществлять учет и контроль затрат на производство и реализацию туристских услуг;

§ является базой для формирования отпускной цены на туристский продукт и услуги и определения прибыли и рентабельности;

§ служит экономическим обоснованием принятия управленческих решений о целесообразности разработки новых туристических услуг;

Функции, выполняемые себестоимостью, позволяют сделать вывод о важности процедуры формирования затрат в туристских организациях. Грамотный подход к включению затрат и формированию себестоимости туристской услуги во многом определяет конечный финансовый результат деятельности организации. Этот подход состоит в группировке затрат в зависимости от различных факторов.



Наиболее часто используемые классификационные признаки и виды затрат приставлены в таблице.

Таблица № 6 - Классификация затрат на производство и реализацию туристских услуг

Признак классификации Виды затрат Характеристика затрат
Экономическая роль, выполняемая в процессе формирования турпродукции, и целевому назначению Основные затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства и реализации туристских услуг. К ним относятся расходы на размещение и проживание туристов, транспортное обслуживание, питание, экскурсионное обслуживание, визовое обслуживание, медицинское страхование, обслуживание гидами-переводчиками и сопровождающими.
  Накладные расходы, связанные с обслуживанием и управлением туристской фирмой. Они включают заработную плату с отчислениями административно-управленческого персонала, амортизацию зданий и инвентаря, расходы на текущий ремонт; расход электроэнергии для освещения помещений и др.
Способ включения в себестоимость туристских услуг Прямые затраты по формированию конкретного вида турпродукции. Они могут быть непосредственно отнесены в одну из статей калькуляции в момент их совершения
Косвенные связаны с формированием нескольких видов турпродукции, например, затраты по управлению и обслуживанию процесса формирования турпродукции (международные телефонные переговоры, оплата услуг доступа в интернет, изготовление рекламных каталогов и сувенирной продукции, арендная плата и т.д.). Они сначала собираются в специальном документе (смете затрат), а затем включаются в себестоимость конкретных видов турпродукции с помощью специальных расчетов распределения пропорционально какой-либо базе
  Нужно заметить, что основные затраты чаще всего выступают в виде прямых, а накладные — косвенных расходов, но они не являются тождественными. Группировка затрат на прямые и косвенные необходима при организации раздельных систем учета полных и частичных затрат на формирование турпродукции.  
Состав (однородность) Простые состоят их одного элемента, например услуги проживания и размещения, услуги питания, услуги по страхованию и др.
Комплексные состоят из нескольких элементов в зависимости от функциональной роли в процессе производства, либо от места осуществления затрат, например накладные расходы
Отношение к объему производства Условно-переменные изменяются прямо пропорционально изменению объема производства услуг (например, чем больше номеров в гостинице сдано в эксплуатацию, тем выше затраты на стирку белья)
Условно-постоянные не изменяются или изменяются незначительно в зависимости от изменения объема производства услуг

 



На практике в целях анализа и учета всего многообразия затрат, входящих в себестоимость туристских услуг, применяются две взаимосвязанные классификации: по элементам затрат и по статьям затрат.

Поэлементная группировка затрат показывает, сколько произведено тех или иных видов затрат в целом по организации за определенный период времени независимо от того, где они возникли и на формирование какой конкретной туристской продукции они использованы.

Данная группировка дает возможность составлять важнейший финансовый документ - смету затрат.

Смета — документ, который включает все элементы затрат, связанные с деятельностью туристской организации. Она содержит следующие элементы:

1. материальные затраты. Они включают:

- расходы на организацию новых туристских продуктов, маршрутов, услуг в период их освоения;

- затраты, непосредственно связанные с оказанием услуг, производством работ, продукции, обусловленные технологией и организацией процессов обслуживания туристов и экскурсантов;

- затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии обслуживания туристов и организацией производства, а также с улучшением качества туристского продукта;

- расходы по обеспечению выполнения санитарно-гигиенических требований в помещениях по обслуживанию туристов;

- расходы на проведение рекреационных работ, направленных на поддержание территории туристских предприятий и их территорий в надлежащем экологическом и санитарном состоянии;

- расходы, связанные с организацией и обеспечением процесса обслуживания туристов: услуги, предоставляемые предприятиями средств размещения, транспорта, проживания, питания и др.; эксплуатационные услуги; расходы на туристские походы; расходы на развлекательные мероприятия для туристов и экскурсантов; оплата услуг по страхованию туристов и др.;

- расходы по оплате работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями и предприятиями, не относящимися к основному виду деятельности и т. д.

Стоимость материальных затрат формируется исходя из цен их приобретения, включая стоимость, оговоренную в контрактах и договорах на поставку и обслуживание.

2. расходы на оплату труда – это затраты на оплату труда основного производственного персонала туристского предприятия, включая премии за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в основной деятельности. В этот элемент затрат включены:

- выплаты заработной платы за фактически выполненную работу в соответствии с тарифными ставками и должностными окладами;

- стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты работникам;

- премии, надбавки и оклады за производственные результаты и др.

В себестоимость не включаются выплаты, непосредственно не связанные с оплатой труда: материальная помощь, подарки работникам и др.

3. отчисления от заработной платы (социальный налог и страховые выплаты в соответствии с установленными федеральными законами нормативами отчислений в фонды: социального страхования; пенсионный фонд; фонд обязательного медицинского страхования).

4. амортизационные отчисления - это денежное выражение суммы износа основных фондов, перенесенной на реализуемый туристский продукт (услугу). Амортизационные отчисления производятся туристскими предприятиями, исходя из установленных правительством норм, методов и правил амортизации.

Сумма начисленной амортизации относится на себестоимость туристского продукта (услуги) ежемесячно, а в сезонных туристских предприятиях годовая сумма отчислений включается в себестоимость за фактический период работы предприятия в году в течение нормативного срока эксплуатации. Начисление амортизации осуществляется в зависимости от учетной политики туристского предприятия.

Вместе с выручкой от реализации амортизация поступает на расчетный счет предприятия, на котором накапливаются отчисления.

5. прочие затраты. К ним относятся:

- налоги, сборы и другие платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком;

- расходы на содержание работников АУП и других структурных подразделений, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности;

- оплата услуг связи, банков, вычислительных центров, за пожарную и сторожевую охрану;

- оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг;

- командировочные и представительские расходы ;

- оформление документов для выезда за границу;

- хозяйственные расходы, связанные с отправкой (приемом) туристских групп (почтовые, телефонные, канцелярские и т. п.);

- расходы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров;

- оплата процентов по кредитам банков (за исключением просроченных);

- расходы на: разработку и издание рекламной продукции; рекламные мероприятия; приобретение рекламных кино- и видеофильмов; изготовление стендов, щитов, указателей; оформление витрин, выставок-продаж;

- расходы по сертификации; износу нематериальных активов (лицензия, торговый знак и др.) и др.;

- налоги: транспортный, на пользователей автомобильных дорог; налог с владельцев транспортных средств.

Смета позволяет контролировать общий уровень затрат и их динамику, а также показывает уровень самоокупаемости организации. Однако классификация затрат по экономическим элементам не позволяет определить конкретное направление и место использования затрат, не позволяет анализировать эффективность их использования, вскрыть резервы снижения. А главное, на основе элементов сметы невозможно определить себестоимость единицы выпускаемых услуг. Для решения этих задач применяют классификацию затрат по статьям калькуляции.

Калькуляционной статьей принято называть определенный вид затрат, образующий себестоимость как отдельных видов, так и всей турпродукции в целом.

Группировка затрат по калькуляционным статьям позволяет:

§ определять назначение расходов и их роль;

§ организовать контроль над расходами;

§ выявлять качественные показатели хозяйственной деятельности как туристской организации в целом, так и ее отдельных подразделений;

§ устанавливать, по каким направлениям необходимо вести поиск путей снижения издержек производства.

На основании группировки затрат строится аналитический учет затрат, составляется плановая и фактическая калькуляция себестоимости отдельных видов турпродукции.

Калькуляция — это документ, который отражает общую сумму фактических затрат на производство одной калькуляционной единицы и составляется на основе сметы затрат. Итогом калькуляции является единичная себестоимость калькуляционной единицы, которая отражает затраты туристской организации на производство и реализацию одной туристской услуги.

Калькуляционная единица специфична для каждой отрасли, рассматриваемой в составе туризма. Так, для гостиниц калькуляционной единицей являются койко-сутки, для ресторана — посадочное место, для туроператора - тур и т.д. Это приводит к существенной дифференциации подходов при калькулировании затрат в различных предприятиях туристской сферы. Кроме того, меняется структура единичной себестоимости, которая показывает удельный вес отдельной статьи в общей сумме затрат на производство туристской услуги. Так, в структуре себестоимости тура максимальный удельный вес занимают затраты на оплату услуг сторонних организаций — поставщиков, предоставляющих услуги в составе туристского путешествия.

Тем не менее, все туристские организации составляют калькуляцию для реализации одних и тех же целей. На основе калькуляции проводится анализ, выявляются резервы и разрабатываются мероприятия по снижению себестоимости туристских услуг. Грамотно составленная калькуляция дает возможность реально оценить затраты на производство и реализацию туристских услуг и обоснованно установить цену.

Калькуляция является основой традиционно распространенного затратного метода формирования цен, который наиболее часто используется в практике туристского бизнеса. Его основу составляет подход «средние издержки плюс прибыль». Прибыль в данном случае рассчитывается в виде наценки на себестоимость туристской услуги.

В данном случае цена туристской услуги (Цу, руб.) определяется по формуле

Цу = Зу + Нс + НДСс,

где Зу — себестоимость туристской услуги, руб.;

Нс — сумма наценки, соответствующая нормативу прибыли, руб. (обычно составляет 5—20% и определяется в процентном отношении от себестоимости)

НДСС — сумма налога на добавленную стоимость, руб. (определяется в процентах от суммы себестоимости и прибыли в соответствии с Налоговым кодексом РФ)

Популярность данного подхода обоснована рядом причин:

§ туристские организации больше знают об издержках, чем о спросе. Привязывая цену к издержкам, продавец упрощает для себя проблему ценообразования. Ему не приходится часто корректировать цены в зависимости от колебаний спроса.

§ признано, что это самый справедливый метод по отношению и к покупателям и к продавцам.

§ метод уменьшает ценовую конкуренцию, так как все туристские предприятия рассчитывают цену по одному и тому же принципу «средние издержки плюс прибыль», поэтому их цены очень близки друг к другу.

§ он гарантирует предпринимателям возмещение затрат.

Недостаток затратного метода заключается в том, что использование стандартной наценки не позволяет в каждом конкретном случае учесть особенности покупательского спроса и конкуренцию, а, следовательно, определить оптимальную цену.

Основными документами, которыми руководствуются туристские организации при формировании себестоимости туристских услуг, являются:

§ Положение «О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552, с последующими изменениями и дополнениями.

§ отраслевые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта в организациях, занимающихся туристкой деятельностью, утвержденные приказом Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму от 4 декабря 1998 г. № 402

В соответствии с ними затраты туристской организации подразделяются на производственные, то есть связанные с производством туристского продукта, и коммерческие, к которым относятся затраты, связанные с продвижением и продажей туристского продукта.

Туристским организациям в качестве типовой рекомендуется группировка производственных затрат на прямые и косвенные (накладные).

Прямые затраты включают:

1) затраты на приобретение в целях производства туристского продукта прав на следующие услуги туристам:

- размещение и проживание;

- транспортное обслуживание (перевозка);

- питание;

- экскурсионное обслуживание;

- медицинское обслуживание (а также иные затраты, связанные с оформлением турпоездки);

- культурно-просветительское, культурно-развлекательное и спортивное обслуживание;

- добровольное страхование от несчастных случаев, болезней и медицинское страхование в период турпоездки;

- обслуживание гидами-переводчиками и сопровождающими;

2) затраты, связанные с деятельностью производственного персонала:

- на оплату труда производственного персонала с отчислениями на социальные нужды;

- на служебные разъезды в пределах пункта нахождения туристской организации, в том числе с использованием личного автотранспорта в служебных целях.

В группу накладных расходов включаются:

1) затраты, связанные с организацией производства туристского продукта:

- на оплату труда работников аппарата управления и хозяйственных работников, включая отчисления на социальные нужды;

- на командировки, связанные с производственной деятельностью, включая затраты по оформлению различных выездных документов;

- на содержание и эксплуатацию зданий и помещений, в том числе на коммунальные услуги, ремонт и техническое обслуживание;

- на пожарную и сторожевую охрану зданий и помещений;

- аренда зданий, помещений и другого имущества, используемого туристской организацией;

- на транспортное обслуживание деятельности работников туристской организации;

- на содержание, эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание вычислительной техники и оргтехники, средств сигнализации, а также других технических средств управления;

2) амортизационные отчисления

- на полное восстановление основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, специальных инструментов и приспособлений;

3) затраты на освоение новых туров, в том числе стажировка по иностранному языку работников в странах, в которых организуются туры;

4) оплата услуг связи, а также затраты на содержание, эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание средств связи;

5) затраты на приобретение специальных бланков и документов, канцелярских принадлежностей и соответствующей литературы, необходимых для целей производства и управления;

6) оплата услуг банков по обслуживанию счетов туристской организации, информационных, аудиторских, а также консультативных услуг;

7) затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров:

- на обучение и повышение квалификации, включая оплату отпусков обучающимся в вечерних и заочных учебных заведениях;

- на организованный набор работников, в том числе услуг сторонних организаций по подбору кадров;

8) затраты на охрану труда и технику безопасности, в том числе на приобретение аптечек и медикаментов, на улучшение условий труда, обеспечение санитарно-гигиенических и бытовых условий;

9) платежи по обязательному и добровольному страхованию имущества туристской организации, а также ее гражданской и профессиональной ответственности туристской организации;

10) представительские расходы, связанные с приемом и обслуживанием представителей других организаций, включая иностранных:

- на проведение официального приема представителей (участников);

- на транспортное обеспечение (в том числе такси);

- на посещением культурно-зрелищных мероприятии

- на буфетное обслуживание во время переговоров и мероприятий культурной программы;

11) отчисления в специальные внебюджетные фонды, в том числе налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления;

12) затраты, возникающие из-за невостребованности туристами части услуг,права на которые приобретаются партиями, блоками и иными неразделяемыми комплексами:

- по фрахтованию всего транспортного средства или его части (чартер) у перевозчика или иного организатора чартерных программ;

- по приобретению блока мест в транспортном средстве (блок-чартер);

- по размещению и проживанию у организаций гостиничной сферы или иных организаций, оказывающих такие услуги, а также у обладателей прав на такие услуги.

К коммерческим затратам, связанным с продвижением и продажей туристского продукта, относятся:

1) затраты, связанные с деятельностью точек реализации (турагентств) в качестве подразделений туристской организации;

2) затраты на комиссионные вознаграждения сторонним организациям (турагентствам), оказывающим коммерческие услуги;

3) затраты на оплату труда работников, непосредственно занимающихся продвижением туристского продукта, а также отчисления на социальные нужды;

г) затраты на рекламу, в том числе:

- на разработку, изготовление и приобретение рекламных изделий и сувениров;

- на рекламные мероприятия через средства массовой информации или наружную рекламу;

- на приобретение, изготовление и демонстрацию рекламных кино-, видео-, диафильмов и т.п.;

- на организацию или участие в выставках, способствующих продвижению туристского продукта.

Туристские организации могут применять и другие методы формирования цен, из которых популярным является агрегатный метод, при котором конечная цена услуги определяется посредством суммирования цен на услуги, входящие в состав этой услуги. В данном случае цена конечной услуги (Цу, руб.) определяется по формуле

Цу =Цуi

где Цуi – цена конкретной i-той услуги, входящей в состав

Следует отметить, что в чистом виде отдельные методы используются редко. Как правило, туристские организации выбирают комбинированный подход к ценообразованию. Кроме того, необходимо помнить, что при всех условиях цена должна возмещать затраты изготовителя услуг, поэтому использование калькуляции целесообразно в любом случае.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.