|
Модель кругооборота деловой активности
Всех субъектов хозяйствования делят на три большие группы: домашние хозяйства, бизнес (предприятия, фирмы), государство.
1) Домохозяйства– это самостоятельный, рационально действующий субъект, целью экономической деятельности которого выступает максимизация полезности, являющийся в экономике: а) собственником экономических ресурсов (труда, земли, капитала и предпринимательских способностей). Продавая экономические ресурсы, домохозяйства получают доходы, большую часть которых они тратят на потребление (потребительские расходы) и поэтому выступают б) основным покупателем товаров и услуг. Оставшуюся часть дохода домохозяйства сберегают и поэтому являются в) основным сберегателем или кредитором, т.е. обеспечивают предложение кредитных средств в экономике.
2) Фирмы ˗ это самостоятельный, рационально действующий субъект, целью экономической деятельности которого выступает максимизация прибыли. Фирмы выступают: а) покупателем экономических ресурсов, с помощью которых обеспечивается процесс производства, и поэтому фирмы являютсяб) основным производителем товаров и услуг в экономике. Полученную выручку от продажи произведенных товаров и услуг, фирмы выплачивают домохозяйствам в виде факторных доходов. Для расширения процесса производства, обеспечения прироста запаса капитала и возмещения износа капитала фирмам необходимы инвестиционные товары (в первую очередь, оборудование), поэтому фирмы являются в) инвесторами, т.е. покупателями инвестиционных товаров и услуг. Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор экономики.
3) Государство– это совокупность государственных учреждений и организаций, которые обладают политическим и юридическим правом воздействовать на ход экономических процессов, регулировать экономику. Государство ˗ это самостоятельный, рационально действующий субъект, основная задача которого – ликвидация провалов рынка и максимизация общественного благосостояния – и выступающий поэтому: а) производителем общественных благ; б) покупателем товаров и услуг; в) перераспределителем национального дохода (через систему налогов и трансфертов); г) в зависимости от состояния государственного бюджета ˗ кредитором или заемщиком на финансовом рынке. Кроме того, государство создает и обеспечивает институциональные основы функционирования экономики (законодательная база, система безопасности, система страхования, налоговая система и др.), т.е. разрабатывает «правила игры»; обеспечивает и контролирует предложение денег в стране, поскольку обладает монопольным правом эмиссии денег; проводит макроэкономическую политику.
Взаимодействие участников рыночной деятельности можно выразить в виде модели кругооборота деловой активности (рисунок 8.1).
Домохозяйства покупают (предъявляют спрос на) товары и услуги, которые производят фирмы (обеспечивают предложение) и поставляют на рынок товаров и услуг. Чтобы производить товары и услуги, фирмы закупают (предъявляют спрос на) экономические ресурсы – труд, землю, капитал и предпринимательские способности ˗ (т.е. предъявляют спрос на экономические ресурсы), собственниками которых являются домохозяйства (обеспечивают предложение экономических ресурсов). Материальные потоки должны быть опосредованы денежными потоками. Покупая товары и услуги, домохозяйства за них платят. Расходы домохозяйств на покупку товаров и услуг носят название потребительских расходов. Фирмы, продавая свою продукцию домохозяйствам, получают выручку от продаж, из которой выплачивают домохозяйствам плату за экономические ресурсы, что для фирм представляет собой издержки, а для домохозяйств – факторные доходы – заработную плату (за фактор труд), ренту (за фактор землю), процент (за фактор капитал) и прибыль (за фактор предпринимательские способности), сумма которых составляет национальный доход. Полученные доходы домохозяйства тратят на покупку товаров и услуг (потребительские расходы). Доходы и расходы движутся по кругу. Доход каждого экономического агента расходуется, создавая доход другому экономическому агенту, что, в свою очередь, служит основой для его расходов. Увеличение расходов ведет к росту дохода, а рост дохода является предпосылкой для дальнейшего увеличения расходов.
| | |
Рисунок 8.1 ˗ Схема взаимодействий между макроэкономическими субъектами: 1 – предложение благ; 2 – спрос на блага со стороны домашних хозяйств; 3 – спрос на инвестиции; 4 – спрос на блага со стороны государства; 5 – экспорт; 6 – импорт; 7 – предложение труда; 8 – спрос на труд; 9 – спрос на деньги; 10 – предложение денег; 11 – предложение ценных бумаг; 12 – спрос на ценные бумаги; 13 – налоги.
Часть произведенных товаров и услуг фирмы, помимо домашних хозяйств, продают государству с оплатой за счет бюджетных ассигнований. Государство представляет предприятиям услуги управленческого характера, оказывая финансовую поддержку, выделяя субсидии или кредиты. Предприятия, в свою очередь, обязаны платить государству налоги и вносить другие обязательные отчисления и платежи. Взаимодействие государства с домохозяйствами осуществляется путем предоставления услуг в виде защиты прав, страхования, охраны безопасности, оплаты образования, здравоохранения, экологической защиты, различных социальных выплат (главным образом, трансферты (пенсии, пособия и другие виды помощи нетрудоспособным, безработным и малообеспеченным слоям населения). Со своей стороны домохозяйства поставляют государству трудовые ресурсы для работы в госаппарате, вносят налоги и платежи, предусмотренные законом.
Один и тот же субъект может быть одновременно и в составе домашнего хозяйства, и госучреждения, и участником бизнеса. Например, работая госслужащим он является он является представителем государства, владея ценными бумагами какой-либо организации ˗ находится в составе бизнеса, расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства.
Эта модель показывает взаимосвязь всех участников рыночной деятельности. Все они заинтересованы друг в друге, благополучие одного из участников зависит от благополучия других. С другой стороны, все участники рыночных отношений имеют собственные интересы, которые не обязательно совпадают с интересами других субъектов хозяйствования. Домохозяйства стараются максимально удовлетворить свои потребности; фирмы ˗ максимизировать прибыль; государство ˗ достигнуть максимального благосостояния общества. Каждый из субъектов хозяйствования занимает определенное место в системе общественного разделения труда и чтобы реализовать свои экономические интересы, должен предложить то, что необходимо другим субъектам рыночных отношений.
Функции рынка
Функции рынка многообразны, рассмотрим важнейшие из них. К числу подобных следует отнести функцию регулирования общественного производства. Дело в том, что фирмы, корпорации могут определять ситуацию на рынке лишь посредством экспертных оценок. Фирма может проанализировать конъюнктуру рынка и на этой основе сделать прогноз своих действий. Но окончательная ситуация выяснится после поступления товаров на рынок. Устанавливаемое здесь соотношение спроса и предложения предопределит, какие товары и в каком объеме нужны потребителю, тем самым скорректируется производство относительно нужд и запросов покупателей материальных благ и услуг.
Весьма важна для экономики ценообразующая функция рынка. Цена говорит и производителю, и потребителю об очень многом. Они получают информацию об объеме и тенденциях развития спроса, об издержках и уровне рентабельности, о доходах населения и так далее и тому подобное. Только рынок дает окончательный ответ на вопрос об уровне цен на реализуемые товары и услуги.
С ценообразующей тесно связана информационная функция рынка. Она чрезвычайно важна и для продавца, и для покупателя. Эту информацию получают непосредственные субъекты рыночных отношений, позволяющие принимать тактические и стратегические действия на рынке товаров и услуг. Но информационная функция еще более важна потенциальным участникам рыночных отношений. Она выполняется товарными и фондовыми биржами, снабжая читателей оперативными сведениями об уровне цен, числе состоявшихся продаж и т.д.
Следующей функцией рынка можно назвать конкурентообразующую. Конкуренция ˗ очень важный двигатель научного и технического прогресса, соперничества между производителями и предпринимателями. Важно здесь то, что рынок посредством своего механизма и выполняемых функций формирует конкурентную среду. Самым мощным оружием конкуренции выступают издержки и цены, а рынок в этом аспекте дает очень четкую и всеобъемлющую информацию. В этом плане вполне оправдан тезис о том, что рынок и конкуренция в определенном смысле ˗ синонимы, так как одно без другого не существует. Конкуренция принуждает производителей к деловой активности, поиску новых возможностей экономического роста. Но конкуренция обладает и разрушительной силой.
С учетом этого целесообразно выделить санирующую функцию рынка. Рынок не дает дотаций убыточным производствам, он их предупреждает (состоянием цен и уровнем издержек), а затем разоряет. Не выдерживающие конкуренцию производства сходят со сцены. Конечно, их можно преобразовать, модернизировать, сохранив при этом прежние названия, но на рынке будут выступать не прежние, а новые производители и продавцы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|