Сделай Сам Свою Работу на 5

Денежно-кредитная политика Банка России, ее основные параметры в современных условиях.





Денежно-кредитная политика – это «совокупность мероприятий центрального банка и правительства, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, процентных ставок и других показателей денежного обращения с целью снижения уровня инфляции, устойчивого роста денежной массы и создания предпосылок для стабильного экономического роста».

Цели денежно- кредитной политики формулируются в соответствии с принятыми на текущий год целями макроэкономической политики.

Основные цели денежно-кредитной политики государства меняются в зависимости от уровня социально-экономического развития, на котором находится это государство.

Приоритет целей денежно-кредитной политики определяется состоянием государственных финансов, стабильностью экономики государства или ее отсутствием, наличием сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета или его дисбалансом.

Главная задача кредитно-денежной политики центрального банка - поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. Основным направлением денежно- кредитной политики как составной части современной экономической политики России является постепенное снижение уровня инфляции и поддержание ее на определенном уровне. С помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.



Выделяют два основных типа денежно-кредитной политики:

политика денежно-кредитной рестрикции (ограничения кредитных операций, повышения уровня процентных ставок, торможения темпов роста денежной массы в обращении);

политика денежно-кредитной экспансии (стимулирование кредитных операций через снижение нормы процента и увеличение денежной массы в обращении).

Политика денежно-кредитной рестрикции (политика "дорогих денег") применяется в условиях циклического оживления хозяйственной конъюнктуры. Политика денежно-кредитной экспансии (политика "дешевых денег") применяется в кризисной фазе цикла, в условиях падения производства и увеличения безработицы. Она заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении более льготных условий кредитования в целях хозяйственного оживления.



Различают методы и инструменты денежно-кредитной политики.

Методы денежно-кредитной политики - это способы воздействия на ориентиры денежно-кредитной политики, осуществляемые посредством применения определённых инструментов денежно-кредитной политики

Инструменты денежно-кредитной политики - это тесно связанные с целевыми ориентирами денежно-кредитной политики показатели, находящиеся в сфере воздействия Банка России как органа денежно-кредитного регулирования, величина которых может быть достаточно быстро скорректирована.

Базовые принципы применения этих инструментов:

Принцип эффективности: означает способность точно и быстро получать результаты, соответствующие намеченным целям;

Принцип равного отношения ко всем кредитным организациям независимо от их размеров, что достигается стандартизацией правил и процедур проведения операций;

Принцип последовательности: означает, что нельзя слишком часто менять правила и процедуры, чтобы, участвуя в мероприятиях денежно-кредитной политики, центральный банк и его контрагенты могли опираться на прошлый опыт;

Принцип надёжности требует минимизации финансовых и операционных рисков;

Стоимость проводимых операций должна быть минимальна для обеих сторон.

К наиболее широко используемым методам денежно-кредитной политики относятся: изменение ставки учетного процента ЦБ, операции на открытом рынке, изменение норм обязательных резервов, политика рефинансирования коммерческих банков и другие методы регулирования денежной массы в обороте.



Использование инструментов денежно-кредитной политики, их результативность отражает направленность деятельности государства на экономическую ситуацию в стране.

В настоящее время Центральным банком России применяется такие основные инструменты денежно-кредитной политики, как: курсовую политику, ограничения с помощью операций на открытом рынке денежного предложения, установление краткосрочных процентных ставок по операциям Банка России, политику обязательного резервирования и политику рефинансирования коммерческих банков.

Проводимая в России денежно-кредитная поли­тика направлена на обеспечение внутренней и внеш­ней стабильности национальной валюты. Стабильно низкий уровень инфляции является условием для дос­тижения устойчивого экономического роста, который позволит значительно повысить уровень жизни насе­ления.

 

1. Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории проявляется в выполнении им функций. Разные авторы выделяют, то 2 то 3 функции. В том случае если их 3 (выделяют авторы Родионова, Романоский), то они звучат так: 1. Стимулирующая – заключается в создании денежного фонда за счёт источников. Источники ( налоговые и не налоговые).

2. Распределительная – заключается в наличии конечного количества бюджетополучателей финансируемых из этого бюджета.3. Контрольная функция – самостоятельно не существует, а реализуется или с первой или со второй функции.

В случае если функций у бюджета 2(выделяет автор Нешитой), они называются 1. Перераспределительная

2. Контрольная.

Бюджетуниверсальная форма образования и расходования денежных средств (общественных фондов) для финансового обеспечения задач и функций государства, регулирования секторов экономики и социальной сферы.

Бюджету государства как экономической категории присущи две функции:

-распределительная (перераспределение денежных доходов ме­жду разными сферами деятельности, подразделениями обще­ственного производства, уровнями государственного управ­ления, социальными слоями общества и т.д.);

-контрольная (сигнализация обо всех отклонениях в движе­нии бюджетных средств и контроль результатов расходования бюджетных средств).

 

2. Бюджетная классификация РФ– это группировка доходов, расходов источников финансирования дефицитов бюджетов, а так же операций сектора государственного управления по экономической сущности необходимой в бюджетном планировании. Каждая статья представляет собой количество показателей которому соответствует 20и значный код.

Виды классификаций: 1. по доходам 2. по расходам 3. источникам финансирования дефицитов бюджета 4. классификация операций сектра гос управления.

Классификация доходов: 1. налоговые, не налоговые, 2. безвозмездные поступления. Неналоговые дох.- это дополнительные источники ден. средств поступающие от регламентированных операций. Безвозмездные поступления – включают в себя денежные средства полученные как финансовая помощ из вышестоящих бюджетов, т. же благотворительные пожертвования от физических и юр лиц. Классификация расходов состоит из 14 статей: общегос. вопросы, нац.оборона. расходы на нац.безопасность и правоох.деят, национ.экономика, ЖКХ, охрана окружающей среды, образование, здравоох, культура, кинематограф, физ.культ и спорт,СМИ, обслуживание гос и мун долга (внеш и внут долг).межбюдж.трансф.

Классиф источников финансирования дефиц.бюджета: внешние(ин.валюта) и внутренние(ин.валюта) источники; Банковский кредит-могут быть и внешн.и внутр; Ден.сред. кредитных организ; финансовая помощ иностр-х гос-в.

Классификация операций оектора гос управления – она связана с тем, что любое бюджетное учреждение относящиеся к структурам управления заранее регламентируется все возможные операции.

Основными принципами построения бюджетной классификации являются:
1) принцип единства, т.е. бюджетная классификация служит основой единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов;
2) принцип ясности означает надежность и достоверность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующих территорий и реалистичность расчета доходов и расходов бюджетов всех видов
3) принцип детализации доходов и расходов означает, что доходы классифицируются по источникам возникновения, а затраты по целевым статьям расходов.

 

3. Бюджетная система государства — совокупность бюджетов всех властных структур данного государства (федеральных, муниципальных, региональных).

Все звенья соответствующих бюджетных систем самостоятельны, т. е. принимаются соответствующими региональными и местными органами управления.

Бюджетная система Российской Федерации основывается на ряде принципов.

Основными принципами бюджетной системы Российской Федерации являются:
1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации. Этот принцип означает единство правовой базы, единство денежной системы, применение единых форм бюджетной документации.
2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Принцип этот состоит в закреплении (полностью или частично) соответствующих видов налоговых доходов за определенным уровнем бюджета.
3. Самостоятельность бюджетов. Принцип самостоятельности бюджетов означает:
а) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс,
б) наличие собственных источников доходов оборотов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством России;
в) законодательное закрепление регулирующих доходов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством;
г) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств бюджетов, определять источники покрытия дефицитов бюджетов.
4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Этот принцип означает, что все доходы и расходы бюджетов и иные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, подлежат отражению в бюджетах в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулированных в бюджетной системе России.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей учитываются по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.
5. Принцип сбалансированности бюджетов. Сбалансированность бюджетов означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита. При составлении бюджета органы власти должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

 

 


6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении бюджетов и использовании бюджетных средств уполномоченные органы и получатели средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с определенного объема бюджетных средств.
7. Принцип гласности.
Принцип гласности означает опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
8. Принцип достоверности бюджета.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогнозов социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств — из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Действия должностных лиц, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, к расходованию их на цели, не обозначенные в бюджете, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

Функции бюджетов заложены в их сущности, которые проявляются через их свойства.

Основными функциями бюджетов являются:
распределительная функция бюджета;
перераспределительная функция ВВП;
регулирующая функция;
стимулирующая функция;
социальная функция;
функция планирования;
функция организации;
контрольная функция.

-распределительная (перераспределение денежных доходов ме­жду разными сферами деятельности, подразделениями обще­ственного производства, уровнями государственного управ­ления, социальными слоями общества и т.д.);

-контрольная (сигнализация обо всех отклонениях в движе­нии бюджетных средств и контроль результатов расходования бюджетных средств).

4. Бюджетный федерализм - это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.

Бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств. Бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:

1) законодательном разграничении полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;

2) обеспечении соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

3) обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;

4) наличии единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов.

Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности

 

5. Внебюджетные фонды, сущность, содержание

В ходе развития современной цивилизации общество пришло к выводу о необходимости социальной защиты людей. Для этих целей за счет бюджетных источников, средств предприятий, населения во всех странах создаются внебюджетные фонды. Они используются для финансирования учреждений образования и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказания материальной помощи отдельным гражданам. Объем средств, выделенных на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны. Источником формирования средств внебюджетных фондов служит национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджеты и внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлеченных государством для финансирования некоторых общественных потребностей.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные. А в соответствии с уровнем управления на: государственные; региональные.

С помощью внебюджетных фондов можно:

влиять на процесс производства путем субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специальных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

оказывать социальные услуги населению путем выплат пособий, пенсий, стипендий и др.;

предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам.

Создание первых внебюджетных фондов РФ относится к 1990-м годам.

Через систему внебюджетных фондов РФ реализуется политика государства по осуществлению обязательного социального страхования.

В зависимости от источника финансирования и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на:

- централизованные;

- децентрализованные.

Централизованные государственные внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач. К ним относятся: Пенсионный фонд, ФСС, ФОМС.

Децентрализованные– формируются для решения территориальных, отраслевых и межотраслевых задач. К ним относятся внебюджетные фонды, создаваемые для решения региональных, местных и отраслевых задач.

 

 

3. Финансы –это экономические отношения связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов ден. средств или (финансовых ресурсов).

Централизованные фонды- это экономические отношения связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств в системе государственного бюджета и государственных внеб.фондов.

Децентрализованные – это экономические отношения связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств юр.физ-и лицами (организациями или частными лицами).

Государственные финансы –связаны с осуществлением своих функций государством и местным самоуправлением. Звенья

Государственные финансы — форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство. Государственные финансы - совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.

Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы, в той ее части, которая относится к централизованным (публичным) финансам. Главное назначение государственных финансов - обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.

Государственным финансам, также как и другим категориям финансов присущи функции:

распределительная

контрольная

регулирующая

Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся: Федеральный бюджет; Бюджеты субъектов Российской Федерации; Внебюджетные фонды Российской Федерации (централизованные федеральные бюджетные и внебюджетные фонды) Внебюджетные фонды субъектов Российской Федерации. К категории "государственные финансы" следует также отнести такие понятия как :государственный кредит: налоговая система, формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды; неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды бюджетная система другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств, управление которыми осуществляет государство и его органы.

 

8.Региональные финансы– система экономических отношений, по средствам которой определяется и распределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие регионов.
Роль региональных финансов постоянно возрастает потому что:
- через региональные финансы осуществляется выравнивание уровня экономического и социального развития регионов;
- через региональные финансы государство проводит свою социальную политику путем финансирования учреждений здравоохранения, образования, культуры.
С другой стороны региональные финансы – совокупность денежных средств, которые используются на экономическое и социальное развитие региона.
Финансы регионального развития:
1. Региональный бюджет, состоящий из закрепленных и регулируемых доходов.
2. Ценовые внебюджетные фонды.
3. Средства предприятий на развитие региональной инфраструктуры.

Муниципальные финансы - форма организации фондов денежных средств, формируемых и используемых на уровне муниципального образования.

Муниципальные финансы составляют основу экономической самостоятельности муниципальных образований.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), который принимает орган представительной власти, избираемый гражданами, проживающих на территории муниципального образования.

К доходам местного бюджета относятся:

доходы от местных налогов и сборов

отчисления в местный бюджет от некоторых региональных налогов и сборов

отчисления от некоторых федеральных налогов и сборов

безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований

доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности

часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей

штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления

добровольные пожертвования

иные законные поступления.

Экономическую основу неналоговых доходов муниципальных образований составляет находящееся в муниципальной собственности имущество, а такжеимущественные права

муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятияи учреждения.

Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений

Муниципальные финансы предполагают возможность осуществлять заимствования, в т.ч. путем выпуска муниципальных облигаций

 

4 вопрос по налогам: Роль налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней. Значительную долю доходов бюджета всех 3 уровней занимают налоговые доход. В фед бюджете преобладают доход от НДС, на втором месте НДПИ, на 3-м Нал на прибыть организ. В бюджете УР преобладают доходы от НДФЛ(35%) и Налога на прибыль организ(32%),в бюджете Ижевска преоблад доходы от НДФЛ, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деят, земельный налог,

 

 

7.Характеристика основных составных частей бюджета. Доходы — это основные источники создания ден.фондов государства. Доходы: Налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления. Неналоговые дох-дополнительные источники ден.ср-в поступающие от регламентированых операций(штрафные санкции, доходы от имущества)-. Безвозмезд.поступл.-включают в себя ден.ср-ва получ как фин.помощь из выше стоящих бюджетов, также благот пожертвования от физ. И юр.лиц. Расходы бюдж.-это строго целевые мероприятия финансируемые бюджетами всех уровней ради выполнения всех фун-ий госуд. общегос.расх*национ.оборона*расх на национ.безопасность и правоохранительную деятельность*национ.экономика*ЖКХ*охрана окруж.среды*образование*здравоохранение*культура, кинематография*социальная политика*физтческая культура и спорт*СМИ*обслуживание госуд. И муниципал.долга*межбюджетные трансферты

 

 

9.Система доходов, принципы организации их источников и доходных поступлений.
Доходы — это основные источники создания ден.фондов государства. Доходы: Налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления. Налоги-прямые(нал.на дох.ф.л, нал.на приб.организ.,нал.на имущ.), косвенные (акцизы, НДС, таможпошлины)Неналоговые дох-дополнительные источники ден.ср-в поступающие от регламентированых операций(штрафные санкции, доходы от имущества)-. Безвозмезд.поступл.-включают в себя ден.ср-ва полученные как фин.помощь из выше стоящих бюджетов, также благотворительные пожертвования от физ. И юр.лиц.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.