Сделай Сам Свою Работу на 5

Занятие 14. «Городецкий фазан»





Занятие 1. «Основные элементы росписи»

Цель. Освоение простейших элементов городецкой росписи: дуг, капелек, спиралек, штрихов,точек иско­бочек.

Организация занятия. Перед тем, как дети приступятк рисованию, необходимо рассказать им о промысле и дать рассмотреть городецкие изделия. По возможности показать иллюстрации, открытки, слайды и фильмы. Можно посетить с детьми музей или выставку народ­ного декоративно-прикладного искусства.

Выполнение задания. Все элементы городецкой роспи­си дети рисуют сразу кистью (кисть № 1), без предва­рительной прорисовки карандашом. Чтобы получить ду­гу красивой формы, ее начинают аккуратно прописывать кончиком кисти, едва касаясь поверхности, затем к се­редине дуги нажим усиливается и заканчивается рисо­вание элемента опять без нажима. Кисть необходимо держать перпендикулярно расписываемой поверхности.

Занятие 2. «Украешки и рамки»

Цель. Освоение традиционных городецких орна­ментов.

Организация занятия. Дети внимательно рассматри­вают представленные образцы орнаментов и слушают рассказ учителя об особенностях их построенияна по­лосе. Целесообразно напомнить, что слова орнамент, декор и украшение— синонимы и что орнамента без предмета, который он украшает, не существует. Детям предлагается отыскать орнаменты на различных пред­метах. Следует рассказать особенности построения ор­намента в городецкой росписи, напомнить законы симметрии.




Выполнение задания. Упражнение на воспроизведе-ние образца. Дети продолжают начатый орнамент на полосе, максимально точно копируя предложенный ва­риант.

Занятие 3. «Розан и ромашка»

Цель. Знакомство с традиционным элементом горо­децкой росписи — «розаном».

Организация занятия. С детьми следует рассмотреть го­родецкие изделия, в росписи которых встречается эле­мент «розан». Пояснить, что так называется цветок, име­ющий круглую середину в центре и лепестки в виде дужек по краю цветка. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка.

Необходимо внимательно рассмотреть последователь­ность выполнения каждого этапа росписи и запомнить название этих этапов.

Выполнение задания. Обратите внимание на последо­вательность выполнения работы. Сначала крупной ки­стью (кисть №4) делается «подмалевка» —цветное пят­но круглой формы. Затем мелкой кистью (кисть № 2) выполняется «теневка» — обозначается середина цвет­ка и лепестки. На заключительном этапе осуществля­ется «оживка» — у цветка прорисовываются многочис­ленные детали ввиде штрихов, дуг, лепестков и точек (кисть № 1).



Последовательность выполнения узора «ромашка» та же, что ипри рисовании «розана».

Занятие 4. «Ваза с цветами»

Цель, Освоение основных элементов городецкой рос­писи—«розана» и «ромашки».


Выполнение задания. Дети завершают работу над пан­но «Ваза с цветами» дорисовывая «розаны» и «ромаш­ки» в букет таким образом, чтобы получилась симме­тричная композиция.

Занятие 5. «Листья и кустики»

Цель. Знакомство с художественным элементом горо­децкой росписи —«листочком».

Организация занятия. Рассмотреть с детьми различ­ные цветочные орнаменты на городецких изделиях. Об­ратить внимание па различную форму листьев, ритмич­ность их чередования и количество элементов узора. Листочки обычно обьединяют в группы из грех, пяти и более штук, как бы вырастающих из одного стебля. Цен­тральный лист, как правило, всегда намного больше бо­ковых. Нередко листочки присутствуют в узоре парами, в этом случае они обычно одинакового размера.

Выполнение задания. Дети рассматривают верхнюю строчку, где подробно показан порядок выполнения ра­боты. Последовательность росписи та же, что и в пре­дыдущих случаях: сначала рисуют общий контур, име­ющий вид листовидного пятна, затем осуществляют теневку иоживку его при помощи тонких штрихов.



Рядом с образцами воспроизводят листья икустики.

Занятие 6. «Расписное панно»

Цель. Закрепление умения составлять узор излис­тьев.

Выполнение задания. Дети заканчивают работу над расписным панно добавляя листочки и кустики та­ким образом, чтобы получилась симметричная ком­позиция.


Занятие 7. «Купавка и бутон»

Цель. Знакомство с традиционным элементом горо-децкой росписи-—«купавкой».

Организация занятия. Следует рассмотреть с деть­ми городецкие изделия, в росписи которых встреча­ется элемент «купавка». Пояснить, что так называет­ся цветок со смещенным центром. Пусть дети самостоятельно сформулируют разницу между «купав­кой» и«розаном».

Выполнение задания. Проводится аналогично за­нятию № 3.

Занятие 8. «Поставец»

Цель. Декоративное оформление деревянного изде­лия с использованием традиционных элементов горо-децкой росписи — «купавок», «бутонов» и «листочков».

Организация занятия. В левой части листа представ­лены две композиции на круглой и прямоугольной фор­мах. Дети внимательно рассматривают предложенные рисунки и при желании используют их как образец при расписывании поставца.

Выполнение задания. Задание выполняется на повтор или импровизацию по рекомендации учителя.

Занятие 9. «Гроздь винограда»

Цель. Знакомство с традиционным городецким мо­тивом—«гроздь винограда».

Организация занятия. Проводится аналогично заня­тию №3.

Выполнение задания. На схеме показана последова­тельность рисования «грозди винограда»и оставлено место для самостоятельной работы. Обратите внимание на то, что каждая гроздь имеет свою оживку.

Занятие 10. «Декоративное блюдо»

Цель. Освоение росписи Городецкого мотива —«гро­здь винограда».

Выполнение задания. Необходимо закончить панно. Нижняя часть рисунка должна быть симметрична верхней.

Занятие 11. «Городецкая роза»

Цель. Знакомство с декоративным изображением ро­зы в городецкой росписи.

Организация занятия и выполнение задания. Прово­дится аналогично занятию №3.

Занятия 12. «Солонка»

Цель. Декоративное оформление деревянного изде-


лияс использованием традиционного мотива «горо-децкая роза».

Организация занятия. В левой части листа представ­лены три типа «оживки» городецкой розы. Дети вни­мательно рассматривают предложенные рисунки и при желании используют их при росписи поставца.

Выполнение задания. При росписи солонки дети могут придумать своюкомпозицию, либо использовать в ка­честве образца роспись верхней части солонки.

Занятие 13. «Основы композиции»

Цель. Знакомство с вариантами композиционного раз­мещения узора на разделочных досках.

Организация занятия. Детям рассказывают о суще­ствовании традиционных схем расположения узора в прямоугольной форме: с одним крупным цветком инесколькими мелкими (схемы 1, 2, 3); с двумя круп­ными (схема 4) и тремя крупными цветками (схемы 5 и 6) в сочетании с разным количеством мелких цве­тов. Внизу приводятся различные формы разделоч­ных досок. Конечный вид изделия будет зависеть от избранной формы предмета, схемы узора и цветово­го решения всей композиции. Последовательность ра­боты над композицией показана на примере выполнения гирлянды: сначала рисуется самый крупный цветок (цветки), затем цветы помельче, потом листочки, и в конце выполняется теневка и оживка всей композиции.

Выполнение задания. Детям предлагается самостоя­тельно расписать разделочную доску предложенной формы.

Занятие 14. «Городецкий фазан»

Цель. Знакомство с традиционным мотивом горо­децкой росписи — «птицей».

Организация занятия. Детей следует познакомить с городецкими сюжетами, в которых присутствует данный мотив. В рабочей тетради дети рассматривают и запоминают последовательность выполнения каждого этапа росписи. Птиц обычно рисуют начиная с крыла, затем выполняют грудь, причем, линию наносят, ориентируясь ( на линию крыла. После этого дорисовывают остальные части тела. Когда контур нанесен, всю поверхность рисунка закрашивают, оставляя лишь основные внутренние линии. После этого приступают к оживке, то есть к детальной проработке образа с помощью тонких мазков, штрихов и нанесению более светлых оттенков на контур.

Выполнение задания. Дети самостоятельно заверша-


ют симметричную композицию, вписывая городецко-го фазана в правую часть панно.

Занятие 15. «Птицы волшебногосада»

Цель. Знакомство с изображением различных видов городецких птиц.

Организация занятия. Образ птицы в славянской ми­фологии связан с мечтой о небе. Наши предки счита­ли, что по ту сторону облаков находится волшебный сад — «ирий». Там произрастает мировое дерево, увер­шины которого обитают удивительные птицы. Птицы также часто служили посредниками между землей и могущественными небесными силами, от которых во многом зависела жизнь человека. Педагог рассказыва­ет детям об изображении птиц в декоративно-приклад­ном искусстве, о символике и мифологии, связанной с образом птицы в народном искусстве; показывает и называет городецких птиц, изображенных в рабочей тетради.

Выполнение задания. Дети самостоятельно выбирают птицу для копирования и произвольно вписывают ее в предложенную рамку.

Занятие 16. «Конь вороной»

Цель. Знакомство с традиционным мотивом городец­кой росписи — «конем».

Организация занятия. Следует рассмотреть с детьми сюжеты, в которых присугствует изображение коня. Ве­личавость и грациозность коня выражаются в плавнос­ти и ритмичности формы, в которой органично уравно­вешены красота и сила. Дети рассматривают и запоминают последовательность выполнения росписи. Существует несколько способов рисования — здесь показан лишь один из них. Городецкого коня обычно рисуют черной краской. Вначале наносится изображение, похожее на большую каплю —это грудь и шея, затем наводят изоб­ражение перевернутой капли размером поменьше —это круп и задняя нога горолепкого коня. После этого до­писывают ноги, голову и, на заключительном этапе ра­боты над контуром, прорисовывают гриву и хвост. По­сле этого приступают к оживке, которая заключается в прорисовке сбруи и седла. Если конь без всадника, то уздечку изображают привязанной к передней поднятой ноге, а сбрую на груди выполняют в форме цветка.

Выполнение задания. Дети самостоятельно завершают симметричную композицию, вписывая Городецкого ко­ня в правую часть панно.


Городецкая роспись


 

Городецкая роспись по дереву— знаменитый народ­ный промысел Нижегородского края. Он получил раз­витие во второй половине XIX века в заволжских де­ревнях по речке Узоле близ Городца. Большинство окрестных жителей, с давних времен, слыли искусны­ми ремесленниками. Среди них встречалось много куз­нецов, ткачей, красильников, пряничников, но самый большой простор для деятельности был у мастеров по дереву— резчиков, плотников, столяров. В народе да­же говорили, что «лес заволжанина кормит». Леса да­вали дешевый и разнообразный материал, из которо­го делали все: от детских игрушек и колыбелей до могильных крестов. Много ремесленников было заня­то изготовлением орудий труда для обработки льна. Особой известно­стью пользовались городецкие прял­ки, в большом количестве прода­вавшиеся на Нижегородской ярмарке и расходившиеся по всей России. Их с удовольствием поку­пали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на сте­ну вместо картины. Со временем по­добной росписью стали украшать не только крестьян­ские прялки, но и лубяные лукошки, коробки для хранения пряжи, берестяные бураки, солонки'и мно­гие другие предметы деревенского быта.

Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спу­тать с какой-нибудь другой —так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купав­ки, ромашки. И хотя городецкие мастера не знали за-


конов перспективы, и их рисунки были плоскими, рос­пись всегда получалась какой-то удивительно легкой и прозрачной.

Другой важной отличительной чертой городецкои рос­писи можно считать ее сюжетность.

Мастера любили изображать прогулки кавалеров с да­мами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены ча­епития в богатых интерьерах, украшенных колонами, на­стенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко исполь­зовались и более знакомые мастерам темы; пряхи за ра­ботой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество дру­гих сцен из народного быта.

Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, которые наноси­лись на предмет большими цветовы­ми пятнами, без предварительного контура, с преобладанием синих, крас­ных, белых и черных цветов. В наши дни мастера перешли на масляную краску, сильно расширили цветовую гамму, и уже не расписывают донца прялок, но технология росписи оста­лась такой же как и много лет тому назад и те же образы и мотивы при­сутствуют в их работах. Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изде­лия. Это — декоративные панно, ларцы, шкатулки, раз­нообразные комплекты для кухни: шкафчики, полочки, разделочные доски, хлебницы, солонки, наборы постав-ков, а также игрушки, детская мебель. Люди, как и рань­ше, с удовольствием покупают изделия Городецких ма­стеров и украшают ими свой дом.

5-86775-065-5 ©«Мозаика-Синтез» 2001

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.