Занятие 14. «Городецкий фазан»
Занятие 1. «Основные элементы росписи»
Цель. Освоение простейших элементов городецкой росписи: дуг, капелек, спиралек, штрихов,точек искобочек.
Организация занятия. Перед тем, как дети приступятк рисованию, необходимо рассказать им о промысле и дать рассмотреть городецкие изделия. По возможности показать иллюстрации, открытки, слайды и фильмы. Можно посетить с детьми музей или выставку народного декоративно-прикладного искусства.
Выполнение задания. Все элементы городецкой росписи дети рисуют сразу кистью (кисть № 1), без предварительной прорисовки карандашом. Чтобы получить дугу красивой формы, ее начинают аккуратно прописывать кончиком кисти, едва касаясь поверхности, затем к середине дуги нажим усиливается и заканчивается рисование элемента опять без нажима. Кисть необходимо держать перпендикулярно расписываемой поверхности.
Занятие 2. «Украешки и рамки»
Цель. Освоение традиционных городецких орнаментов.
Организация занятия. Дети внимательно рассматривают представленные образцы орнаментов и слушают рассказ учителя об особенностях их построенияна полосе. Целесообразно напомнить, что слова орнамент, декор и украшение— синонимы и что орнамента без предмета, который он украшает, не существует. Детям предлагается отыскать орнаменты на различных предметах. Следует рассказать особенности построения орнамента в городецкой росписи, напомнить законы симметрии.
Выполнение задания. Упражнение на воспроизведе-ние образца. Дети продолжают начатый орнамент на полосе, максимально точно копируя предложенный вариант.
Занятие 3. «Розан и ромашка»
Цель. Знакомство с традиционным элементом городецкой росписи — «розаном».
Организация занятия. С детьми следует рассмотреть городецкие изделия, в росписи которых встречается элемент «розан». Пояснить, что так называется цветок, имеющий круглую середину в центре и лепестки в виде дужек по краю цветка. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка.
Необходимо внимательно рассмотреть последовательность выполнения каждого этапа росписи и запомнить название этих этапов.
Выполнение задания. Обратите внимание на последовательность выполнения работы. Сначала крупной кистью (кисть №4) делается «подмалевка» —цветное пятно круглой формы. Затем мелкой кистью (кисть № 2) выполняется «теневка» — обозначается середина цветка и лепестки. На заключительном этапе осуществляется «оживка» — у цветка прорисовываются многочисленные детали ввиде штрихов, дуг, лепестков и точек (кисть № 1).
Последовательность выполнения узора «ромашка» та же, что ипри рисовании «розана».
Занятие 4. «Ваза с цветами»
Цель, Освоение основных элементов городецкой росписи—«розана» и «ромашки».
Выполнение задания. Дети завершают работу над панно «Ваза с цветами» дорисовывая «розаны» и «ромашки» в букет таким образом, чтобы получилась симметричная композиция.
Занятие 5. «Листья и кустики»
Цель. Знакомство с художественным элементом городецкой росписи —«листочком».
Организация занятия. Рассмотреть с детьми различные цветочные орнаменты на городецких изделиях. Обратить внимание па различную форму листьев, ритмичность их чередования и количество элементов узора. Листочки обычно обьединяют в группы из грех, пяти и более штук, как бы вырастающих из одного стебля. Центральный лист, как правило, всегда намного больше боковых. Нередко листочки присутствуют в узоре парами, в этом случае они обычно одинакового размера.
Выполнение задания. Дети рассматривают верхнюю строчку, где подробно показан порядок выполнения работы. Последовательность росписи та же, что и в предыдущих случаях: сначала рисуют общий контур, имеющий вид листовидного пятна, затем осуществляют теневку иоживку его при помощи тонких штрихов.
Рядом с образцами воспроизводят листья икустики.
Занятие 6. «Расписное панно»
Цель. Закрепление умения составлять узор излистьев.
Выполнение задания. Дети заканчивают работу над расписным панно добавляя листочки и кустики таким образом, чтобы получилась симметричная композиция.
Занятие 7. «Купавка и бутон»
Цель. Знакомство с традиционным элементом горо-децкой росписи-—«купавкой».
Организация занятия. Следует рассмотреть с детьми городецкие изделия, в росписи которых встречается элемент «купавка». Пояснить, что так называется цветок со смещенным центром. Пусть дети самостоятельно сформулируют разницу между «купавкой» и«розаном».
Выполнение задания. Проводится аналогично занятию № 3.
Занятие 8. «Поставец»
Цель. Декоративное оформление деревянного изделия с использованием традиционных элементов горо-децкой росписи — «купавок», «бутонов» и «листочков».
Организация занятия. В левой части листа представлены две композиции на круглой и прямоугольной формах. Дети внимательно рассматривают предложенные рисунки и при желании используют их как образец при расписывании поставца.
Выполнение задания. Задание выполняется на повтор или импровизацию по рекомендации учителя.
Занятие 9. «Гроздь винограда»
Цель. Знакомство с традиционным городецким мотивом—«гроздь винограда».
Организация занятия. Проводится аналогично занятию №3.
Выполнение задания. На схеме показана последовательность рисования «грозди винограда»и оставлено место для самостоятельной работы. Обратите внимание на то, что каждая гроздь имеет свою оживку.
Занятие 10. «Декоративное блюдо»
Цель. Освоение росписи Городецкого мотива —«гроздь винограда».
Выполнение задания. Необходимо закончить панно. Нижняя часть рисунка должна быть симметрична верхней.
Занятие 11. «Городецкая роза»
Цель. Знакомство с декоративным изображением розы в городецкой росписи.
■ Организация занятия и выполнение задания. Проводится аналогично занятию №3.
Занятия 12. «Солонка»
Цель. Декоративное оформление деревянного изде-
лияс использованием традиционного мотива «горо-децкая роза».
Организация занятия. В левой части листа представлены три типа «оживки» городецкой розы. Дети внимательно рассматривают предложенные рисунки и при желании используют их при росписи поставца.
Выполнение задания. При росписи солонки дети могут придумать своюкомпозицию, либо использовать в качестве образца роспись верхней части солонки.
Занятие 13. «Основы композиции»
Цель. Знакомство с вариантами композиционного размещения узора на разделочных досках.
Организация занятия. Детям рассказывают о существовании традиционных схем расположения узора в прямоугольной форме: с одним крупным цветком инесколькими мелкими (схемы 1, 2, 3); с двумя крупными (схема 4) и тремя крупными цветками (схемы 5 и 6) в сочетании с разным количеством мелких цветов. Внизу приводятся различные формы разделочных досок. Конечный вид изделия будет зависеть от избранной формы предмета, схемы узора и цветового решения всей композиции. Последовательность работы над композицией показана на примере выполнения гирлянды: сначала рисуется самый крупный цветок (цветки), затем цветы помельче, потом листочки, и в конце выполняется теневка и оживка всей композиции.
Выполнение задания. Детям предлагается самостоятельно расписать разделочную доску предложенной формы.
Занятие 14. «Городецкий фазан»
Цель. Знакомство с традиционным мотивом городецкой росписи — «птицей».
Организация занятия. Детей следует познакомить с городецкими сюжетами, в которых присутствует данный мотив. В рабочей тетради дети рассматривают и запоминают последовательность выполнения каждого этапа росписи. Птиц обычно рисуют начиная с крыла, затем выполняют грудь, причем, линию наносят, ориентируясь ( на линию крыла. После этого дорисовывают остальные части тела. Когда контур нанесен, всю поверхность рисунка закрашивают, оставляя лишь основные внутренние линии. После этого приступают к оживке, то есть к детальной проработке образа с помощью тонких мазков, штрихов и нанесению более светлых оттенков на контур.
Выполнение задания. Дети самостоятельно заверша-
ют симметричную композицию, вписывая городецко-го фазана в правую часть панно.
Занятие 15. «Птицы волшебногосада»
Цель. Знакомство с изображением различных видов городецких птиц.
Организация занятия. Образ птицы в славянской мифологии связан с мечтой о небе. Наши предки считали, что по ту сторону облаков находится волшебный сад — «ирий». Там произрастает мировое дерево, увершины которого обитают удивительные птицы. Птицы также часто служили посредниками между землей и могущественными небесными силами, от которых во многом зависела жизнь человека. Педагог рассказывает детям об изображении птиц в декоративно-прикладном искусстве, о символике и мифологии, связанной с образом птицы в народном искусстве; показывает и называет городецких птиц, изображенных в рабочей тетради.
Выполнение задания. Дети самостоятельно выбирают птицу для копирования и произвольно вписывают ее в предложенную рамку.
Занятие 16. «Конь вороной»
Цель. Знакомство с традиционным мотивом городецкой росписи — «конем».
Организация занятия. Следует рассмотреть с детьми сюжеты, в которых присугствует изображение коня. Величавость и грациозность коня выражаются в плавности и ритмичности формы, в которой органично уравновешены красота и сила. Дети рассматривают и запоминают последовательность выполнения росписи. Существует несколько способов рисования — здесь показан лишь один из них. Городецкого коня обычно рисуют черной краской. Вначале наносится изображение, похожее на большую каплю —это грудь и шея, затем наводят изображение перевернутой капли размером поменьше —это круп и задняя нога горолепкого коня. После этого дописывают ноги, голову и, на заключительном этапе работы над контуром, прорисовывают гриву и хвост. После этого приступают к оживке, которая заключается в прорисовке сбруи и седла. Если конь без всадника, то уздечку изображают привязанной к передней поднятой ноге, а сбрую на груди выполняют в форме цветка.
Выполнение задания. Дети самостоятельно завершают симметричную композицию, вписывая Городецкого коня в правую часть панно.
Городецкая роспись
| Городецкая роспись по дереву— знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях по речке Узоле близ Городца. Большинство окрестных жителей, с давних времен, слыли искусными ремесленниками. Среди них встречалось много кузнецов, ткачей, красильников, пряничников, но самый большой простор для деятельности был у мастеров по дереву— резчиков, плотников, столяров. В народе даже говорили, что «лес заволжанина кормит». Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до могильных крестов. Много ремесленников было занято изготовлением орудий труда для обработки льна. Особой известностью пользовались городецкие прялки, в большом количестве продававшиеся на Нижегородской ярмарке и расходившиеся по всей России. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины. Со временем подобной росписью стали украшать не только крестьянские прялки, но и лубяные лукошки, коробки для хранения пряжи, берестяные бураки, солонки'и многие другие предметы деревенского быта.
Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой —так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. И хотя городецкие мастера не знали за-
конов перспективы, и их рисунки были плоскими, роспись всегда получалась какой-то удивительно легкой и прозрачной.
Другой важной отличительной чертой городецкои росписи можно считать ее сюжетность.
Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колонами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы; пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта.
Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, которые наносились на предмет большими цветовыми пятнами, без предварительного контура, с преобладанием синих, красных, белых и черных цветов. В наши дни мастера перешли на масляную краску, сильно расширили цветовую гамму, и уже не расписывают донца прялок, но технология росписи осталась такой же как и много лет тому назад и те же образы и мотивы присутствуют в их работах. Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия. Это — декоративные панно, ларцы, шкатулки, разнообразные комплекты для кухни: шкафчики, полочки, разделочные доски, хлебницы, солонки, наборы постав-ков, а также игрушки, детская мебель. Люди, как и раньше, с удовольствием покупают изделия Городецких мастеров и украшают ими свой дом.
5-86775-065-5 ©«Мозаика-Синтез» 2001
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|