Сделай Сам Свою Работу на 5

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС





По дисциплине «РЫНОК ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ»

Для специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии пищевой промышленности»

специализации «Управление инновациями»

Екатеринбург


Составитель: старший преподаватель ________________________ Блинов И.В.

 

УМК рекомендован кафедрой экономики и организации пищевых производств

Протокол № 5 от 15 января 2011 г.

 

Зав. кафедрой ______________________ (Ершова Г.Е.)

 

Одобрен методической комиссией факультета экономики и управления

Протокол № __________ от ______________________ г.

 

Председатель _______________________ (Царева С.В.)

 

Декан факультета _________________ (Балаболин В.Г.)

 

 

 

 

© Блинов И.В., составление, 2011

© Оформление. УрГСХА, 2011


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Цель и задачи дисциплины ………………………………………………….... 4

2. Учебно-тематический план ………………………………………………....… 5

3. Рабочая программа курса ……...……………………………………………… 5

4. Методические указания к проведению семинарских и практических

занятий ……………………………………………………………………………. 7

5. Методические указания по организации самостоятельной работы



студентов …………………………………………………………..…….……….. 8

6. Методические указания по выполнению курсовых работ …...……………. 10

7. Вопросы к экзамену ………………………………………………………….. 20

8. Библиографический список ………………………………………...………... 22

9. Приложение …………………………………………………………………... 25

 

 

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель изучения дисциплины – дать студентам науч­ные и практические знания о продовольственных рынках, сырья и готовой продукции; развить у студентов аналитическое мышление для оценки и понимания проблем продовольственных рынков, тенденций его развития с точки зрения эффективности принимаемых экономических и политических решений, а также их влияния на развитие экономики страны.

В связи с этим ставятся следующие задачи:

- изучение методов оценки и прогнозирования продовольственных рынков;

- изучение государственно-правового регулирования продовольственных рынков;

- получение навыков практической работы на продовольственных рынках;



- развитие аналитических навыков для принятия управленческих решений.

Форма итогового контроля – экзамен.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «Рынок продовольственных товаров» студент должен:

знать:

- методики оценки результатов влияния экономических и политических решений на агропродовольственные рынки, окружающую среду, международную торговлю, и т. д.;

- факторы, оказывающие влияние на производство и потребление продовольствия, доходы населения, и другие показатели экономического развития;

- механизмы влияния тарифов, субсидий, квот и других инструментов защиты продовольственных рынков,

- принципы и цели программ развития продовольственных рынков.

уметь:

- анализировать источники информации о продовольственных рынках;

- оценивать причинно-следственные связи между конкретным политическим решением и развитием продовольственных рынков;

- понимать механизмы влияния тарифов, субсидий, квот и других инструментов защиты отечественных продовольственных рынков.

 

Дисциплина Рынок продовольственных товаров
Экономический Факультет Кафедра Экономики и организации пищевых производств
Курс  
Семестр  
Лекции (часы по учебному плану)
Практические занятия (часы по учебному плану)
Всего часов
Вид итогового контроля экзамен

 

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

 

    №   Тема Лекции   Практические и семинарские занятия
1. Потребитель на рынке продовольствия.
2. Маркетинг на рынке продовольствия.
3. Роль перерабатывающей индустрии в формировании рынка продовольствия.
4. Роль оптовой торговли в формировании рынка продовольствия.
5. Роль розничной торговли в формировании рынка продовольствия.    
6. Обеспечение качества, безопасности и конкурентоспособности продовольственных товаров.
7. Государственно-правовое регулирование продовольственных рынков.
8. Обеспечение продовольственной безопасности.
Итого

 



 

3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА.

 

Тема 1. Потребитель на рынке продовольствия.

 

Понятие, структура и элементы продовольственного рынка. Характеристика основных продовольственных рынков.

Факторы, влияющие на выбор потребителями продовольствия.

Предпочтения потребителей пищи и современные тенденции их изменений.

Разновидности спроса на продовольствие.

 

 

Тема 2. Маркетинг на рынке продовольствия

Анализ организационно-экономических отношений на продовольственном рынке: объем и источники товарных ресурсов, каналы распределения, система товародвижения.

Особенности маркетинга и рекламы продовольственных товаров.

Новые формы и методы стимулирования сбыта.

Брендинг на рынке продовольствия. Основные направления совершенствования маркетинговой деятельности в сфере производства, переработки и реализации продовольственных товаров.

 

 

Тема 3. Роль перерабатывающей индустрии в формировании рынка продовольствия.

Размещение предприятий пищевой перерабатывающей индустрии.

Проблема разработки технических регламентов.

Проблемы и современные тенденции развития предприятий пищевой перерабатывающей индустрии.

 

Тема 4. Роль оптовой торговли в формировании рынка продовольствия.

Оптовая торговля продовольственными товарами: сущность, субъекты, значение.

Конкуренция и ценообразование в оптовой торговле продовольствием.

Проблемы и современные тенденции развития предприятий оптовой торговли продовольствием.

 

Тема 5. Роль розничной торговли в формировании рынка продовольствия.

Розничная торговля продовольственными товарами: сущность, субъекты, значение.

Конкуренция и ценообразование в розничной торговле продовольствием.

Проблемы и современные тенденции развития предприятий розничной торговли продовольствием.

Рынок продовольственных услуг.

Тенденции развития мировой торговли продовольственным сырьем и товарами.

 

Тема 6. Обеспечение качества, безопасности и конкурентоспособности продовольственных товаров.

Понятия качества, безопасности и конкурентоспособности продовольственных товаров.

Современные системы менеджмента качества и методики обеспечения безопасности продовольствия: ISO 22000, HACCP и др.

Факторы, определяющие конкурентоспособность продовольственных товаров.

Пути повышения конкурентоспособности отечественных предприятий агропродовольственнго сектора и продовольственных товаров.

 

Тема 7. Государственно-правовое регулирование продовольственных рынков.

Сущность и значение государственного регулирования продовольственных рынков.

Цели и задачи государственного регулирования продовольственных рынков.

Формы и методы государственного регулирования продовольственных рынков.

Отраслевые союзы на продовольственном рынке: функции и значение.

 

Тема 8. Обеспечение продовольственной безопасности

Понятие продовольственной безопасности.

Доктрина продовольственной безопасности России.

Нацпроект «Развитие АПК» и Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

Мировой продовольственный кризис. Пути решения проблемы голода.

 

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

 

Тема 1. Потребитель на рынке продовольствия.

Вопросы на обсуждение:

1. Экспортные возможности и импортная зависимость России на рынках продовольственного сырья.

2. Предпочтения потребителей пищи и современные тенденции их изменений; новая продукция пищевых перерабатывающих предприятий.

 

Тема 2. Маркетинг на рынке продовольствия.

Вопросы на обсуждение:

1. SWOT-анализ деятельности конкретного предприятия пищевой индустрии.

2. Принципы разработки маркетинговой стратегии развития предприятия пищевой индустрии.

 

Тема 3. Роль перерабатывающей индустрии в формировании рынка продовольствия.

Вопросы на обсуждение:

1. Принципы размещения предприятий пищевой перерабатывающей индустрии.

2. Проблемы взаимодействие предприятий пищевой индустрии и сетевого ритейла.

 

Тема 4. Роль оптовой торговли в формировании рынка продовольствия.

Вопросы на обсуждение:

1. Квотирование рынков продовольственного сырья: плюсы и минусы.

2. Международная торговая и макроэкономическая политика.

 

Тема 5. Роль розничной торговли в формировании рынка продовольствия.

Вопросы на обсуждение:

1. Федеральный закон 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»: плюсы и минусы для розничных торговых предприятий.

2. Мероприятия по стимулированию продаж в сетевом ритейле.

 

Тема 6. Обеспечение качества, безопасности и конкурентоспособности продовольственных товаров.

Вопросы на обсуждение:

1. Российские и международные знаки качества на рынке продовольствия.

2. Разработка программы повышения конкурентоспособности конкретного предприятия агропродовольственного сектора.

 

Тема 7. Государственно-правовое регулирование продовольственных рынков.

Вопросы на обсуждение:

1. Меры государства по стимулированию спроса на рынке продовольствия.

2. Практика работы отраслевых союзов в России и за рубежом.

 

Тема 8. Обеспечение продовольственной безопасности.

Вопросы на обсуждение:

1. Вступление России в ВТО: плюсы и минусы для предприятий агропродовольственного сектора.

2. Пути решения глобальной проблемы голода.

 

 

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

 

Во внеаудиторное время студенты самостоятельно по указанию преподавателя (в зависимости от количества часов, выделенных на изучение дисциплины для конкретной группы студентов) изучают отдельные темы и вопросы, пользуясь литературой, перечисленной в списке и другими источниками: периодической литературой, справочными изданиями, сетью Интернет, автоматизированными информационно-справочными системами (Консультант-Плюс, Гарант, Кодекс).

При работе с литературой необходимо систематизировать излагаемые точки зрения по отдельным вопросам, запоминать и анализировать аргументацию различных авторов, знакомиться с законодательной базой и практикой ее применения по публикациям в периодических изданиях. Особое внимание необходимо уделять событиям, влияющим на ситуацию на продовольственных рынках.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

 

Тема 1. Потребитель на рынке продовольствия.

1. Факторы, влияющие на выбор потребителями продовольствия.

2. Разновидности спроса на продовольствие.

 

Тема 2. Маркетинг на рынке продовольствия.

1. Подходы к формированию структуры маркетинговых отделов на предприятиях агропродовольственного сектора.

2. Брендирование продовольственных товаров: сущность, цели, задачи, значение.

 

Тема 3. Роль перерабатывающей индустрии в формировании рынка продовольствия.

1. Федеральный закон 184-ФЗ « О техническом регулировании»: основные положения, цели, задачи, значение, критика.

2. Пути решения проблемы сырья на предприятиях пищевой перерабатывающей индустрии.

 

Тема 4. Роль оптовой торговли в формировании рынка продовольствия.

1. Каналы распределения продовольствия: механизмы их создания и функционирования.

2. Биржевая торговля продовольственным сырьем: сущность, цели, значение.

 

Тема 5. Роль розничной торговли в формировании рынка продовольствия.

1. Федеральный закон 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»: основные положения, цели, задачи, значение, критика.

2. Федеральный закон 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»: основные положения, цели, задачи, значение, критика.

 

Тема 6. Обеспечение качества, безопасности и конкурентоспособности продовольственных товаров.

1. Федеральный закон 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»: основные положения, цели, задачи, значение, критика.

2. Федеральный закон 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»: основные положения, цели, задачи, значение, критика.

 

Тема 7. Государственно-правовое регулирование продовольственных рынков.

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы. (Принята Постановлением Правительства РФ №446 от 14 июля 2007 г.): основные положения, цели, задачи, значение, критика.

2. Федеральный закон 264-ФЗ « О развитии сельского хозяйства»: основные положения, цели, задачи, значение, критика.

 

Тема 8. Обеспечение продовольственной безопасности.

1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120): основные положения, цели, задачи, значение, критика.

2. Роль бизнес-сообщества, науки и государства в обеспечении продовольственной безопасности России.

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ.

 

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

В современных условиях дипломированный экономист должен быть хорошо подготовлен к работе в реальном секторе экономике. Это требование к реализации знаний и умений в практической профессиональной деятельности в соответст­вии с Государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования в рамках подго­товки специалиста в высшем учебном заведении тесно свя­зано с организацией его самостоятельной работы, важней­шей частью которой является написание курсовой работы.

Цель и значение курсовой работы.

Курсовая работа является завершающим этапом изу­чения дисциплины «Рынок продовольственных товаров». Цель курсовой работы – углубить знания студентов по ана­лизу структуры потребления продовольственных товаров, полученные ими в ходе теоретических и практических заня­тий, привить им навыки самостоятельного изучения дея­тельности субъектов данного рынка, а также научить их ра­ботать с соответствующими статистическими данными, до­кументами, подбирать, изучать и обобщать материалы раз­личных источников информации.

Значение курсовой работы состоит в том, что в про­цессе ее выполнения студент не только закрепляет, но и уг­лубляет полученный теоретический материал. Выполнение ее является проверкой подготовки студента к самостоятель­ной работе и важной формой развития навыков самостоя­тельной научной работы.

Курсовая работа позволяет студентам проявить ини­циативу и в выборе самого широкого круга дополнительной информации по намеченной теме (помимо конспектов лек­ций и обязательных учебников), и в изучении тех разделов курса, которые в ходе занятий рассматривались лишь в ог­раниченной степени. Она приобщает студентов дневного отделения к исследовательской работе. Подготовка и защи­та курсовой работы по данной дисциплине обогащает опы­том и знаниями, необходимыми им при выполнении ди­пломных работ.

 

ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

К курсовой работе как самостоятельному исследова­нию предъявляются следующие требования:

• курсовая работа должна быть написана на высоком теоретическом уровне, при написании работы должны быть обобщены теоретические материалы по избранной теме с использованием соответствующей финансовой отчетности предприятия, нормативных и методических документов;

• курсовая работа должна быть написана самостоя­тельно, отличаться критическим подходом, как к изучаемым литературным источникам, так и к практике финансовой деятельности предприятий; изложение темы должно быть конкретным, насыщенным фактическими данными, сопос­тавлениями, расчетами;

• желательно, чтобы работа заканчивалась выводами и предложениями.

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ

Процесс подготовки выполнения и защиты курсовых работ состоит из следующих этапов:

1. Выбор темы.

2. Подбор и первоначальное ознакомление с литера­турой по избранной теме.

3. Составление предварительного варианта плана.

4. Изучение отобранных литературных источников.

5. Составление окончательного варианта плана.

6. Сбор и обработка фактических данных, их систе­матизация и обобщение в сочетании с материала­ми литературных источников.

7. Написание текста курсовой работы.

8. Защита курсовой работы.

 

ВЫБОР ТЕМЫ

Успех в написании курсовой работы предопределя­ется правильным выбором темы. Тематика курсовой работы подготавливается и утверждается кафедрой. Студентам предоставляет­ся право выбора любой предложенной темы.

Студент по согласованию с руководителем может остановиться и на теме, не вхо­дящей в рекомендуемый кафедрой перечень тем курсовых работ.

В любом случае выбор темы курсовой работы не может быть случайным. С самого начала студент должен хотя бы приблизительно ориентироваться в сущности той или иной темы, иметь некоторое представление о материа­лах, которыми он сможет располагать при выполнении ра­боты. В большинстве случаев для этого необходима беседа с преподавателем-руководителем.

При выборе темы нужно учитывать научный и прак­тический интерес, вызванный чтением специальной литера­туры, опытом прошлой работы, докладами на семинарских занятиях, курсовыми работами по смежным дисциплинам. Тема курсовой работы должна увязываться в перспективе с разработкой вопросов в дипломной работе. В этом случае студент ставит перед собой цель углубить полученные ра­нее знания с тем, чтобы всесторонне изучив проблему, вы­полнить дипломную работу на близкую к его интересам те­му.

Студент может выбрать такую тему, которая им ма­ло изучена в процессе учебы, однако выбор темы курсовой работы должен быть обоснован. При выборе темы необхо­димо иметь ориентировочное представление о сущности той или иной проблемы, знать, какие вопросы следует осве­тить в работе.

 

ПОДБОР И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЛИТЕРАТУРОЙ ПО ИЗБРАННОЙ ТЕМЕ.

Подбор литературы – это, прежде всего, самостоя­тельная работа студента, успешность которой зависит от его инициативности и умения работать с каталогами, библио­графическими справочниками, первоисточниками инфор­мации по теме курсовой работы. В приложениях к настоя­щим указаниям дается список основной литературы.

Специфика выполнения курсовой работы по дисцип­лине «Рынок продовольственных товаров» заключается в том, что при ее написании особое внимание следует уделить анализу источников, т.к. ситуация на рынке даже за полгода может кардинально изменится. Лучше всего – пользоваться свежими источниками.

При подборе литературы можно пользоваться основной лите­ратурой по соответствующим разделам курса.

Подбирая литературу в библиотеке, рекомендуется обратиться к библиографу. Работая с предметно-тематическим каталогом, надо просмотреть не только раз­делы, строго совпадающие с темой курсовой работы, но и по темам, близким с избранной. При этом следует подбирать литературу, освещающую как теоретическую сторону проблемы, так и практический опыт хозяйствующих субъектов на продовольственных рынках. На каждый литературный источник заводится отдельная карточка с указанием автора, названия издательства, года издания, краткого ее содержания (анно­тации).

Аннотация – краткая характеристика источника ин­формации. Главная ее цель – сообщить, о чем говорится в источнике. В ней должно быть подробное библиографиче­ское описание, перечень основных вопросов содержания, главные положения, развиваемые в источнике, какие вспо­могательные иллюстративные материалы имеются в источ­нике. Различают аннотации справочные (без критических оценок) и рекомендательные, включающие оценку источни­ка, общие – характеризующие источник в аспектах, которые интересуют специалистов.

В картотеку целесообразно записывать все литера­турные источники по теме курсовой работы, изданные за последние 5 лет. Используются инструктивные материалы только последних изданий.

Самостоятельная работа при подборе литературы не исключает, а наоборот, предполагает систематические кон­сультации с научным руководителем. С ним должен быть согласован список подобранной литературы. С руководителем следует также проконсультировать­ся о том, какие новейшие изменения и дополнения необхо­димо учесть при обработке подобранной литературы. По мере ознакомления с источниками они включаются в спи­сок использованной литературы.

Предварительное ознакомление с отобранной лите­ратурой необходимо для того, чтобы выяснить, насколько содержание той или иной книги или журнальной статьи со­ответствует избранной теме. Кроме того, без такого озна­комления нельзя получить полного представления о круге вопросов, охватываемых темой, и составить первоначаль­ный план курсовой работы.

 

СОСТАВЛЕНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ПЛАНА

На основе предварительного ознакомления с литера­турой и цифровым материалом, который может быть ис­пользован при написании курсовой работы, составляется первоначальный план. Обычно курсовая работа состоит из введения, двух-четырех параграфов и заключения.

При составлении плана следует, прежде всего, наме­тить основные аспекты исследуемой проблемы, определить круг вопросов, которые будут рассмотрены в параграфах работы, и их последовательность. Эти вопросы могут в окончательно отработанном варианте плана не указываться, но на первоначальном этапе они используются для так на­зываемого рабочего, развернутого плана, по которому и пишется курсовая работа.

Любая тема может быть раскрыта по-разному, но именно план курсовой работы отражает ее основные на­правления. План работы должен отражать в целом ее струк­туру, основную идею, раскрывать ее содержание и харак­тер. В нем должны быть выделены наиболее актуальные во­просы темы.

Как правило, в первом параграфе рассматриваются теоретические вопросы по теме исследования. В последую­щих параграфах анализируется выбранная проблема, приводятся статистические данные, мнения экономистов. В конце работы должно быть отве­дено место разработке мероприятий по совершенствованию регулирования тех или иных аспектов продовольственных рынков или деятельности конкретного предприятия на продовольственном рынке.

Составленный план студент согласовывает с руково­дителем курсовой работы.

 

ИЗУЧЕНИЕ ОТОБРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

После согласования с руководителем рабочего плана следует приступать к детальному изучению отобранной ли­тературы, ее конспектированию и систематизации. При изучении отобранной литературы, как правило, составля­ются конспекты. Характер последних определяется воз­можностью и формой использования изучаемого материала в будущей работе. Это могут быть выписки или краткое из­ложение мыслей фактов или характеристика прочитанного материала в виде подробного плана тех мест работы, кото­рые могут потребоваться при написании текста курсовой работы. Во всех случаях при конспектировании литературы необходимо записывать название источника, издательство и страницы, откуда заимствованы записи, чтобы в дальней­шем при написании работы делать ссылки на литературные источники.

Важное значение имеет систематизация получаемых сведений по основным разделам работы, предусмотренным в плане. Прочитав и законспектировав тот или иной источ­ник, следует продумать вопрос о том, где, исходя из плана курсовой работы, могут быть использованы сведения. По­добная систематизация позволяет на основе практического анализа отобранного материала более глубоко и всесторон­не осветить основные вопросы темы.

При изучении литературы для выполнения курсовой работы по дисциплине «Рынок продовольственных това­ров» рекомендуется соблюдать определенную последова­тельность. Начинать следует с изучения методики анализа основных статистических данных, отражающих результаты деятельности на рынке продовольственных предприятий, а также соответствующих отчетных документов по выбран­ной теме. Затем можно перейти к учебникам, учебным по­собиям и монографиям. Особое внимание следует уделить комментариям по ситуации на продовольственных рынках и к методикам изучения деятельности предприятий на продовольственном рынке. Заканчивать изучение литературы целесообразно инструктивными материалами, статьями. Такая последова­тельность изучения литературы позволяет постепенно нака­пливать и углублять знания, идти от простого к сложному, от общего к частному. Тщательное изучение литературы должно быть завершено до того, как начат подбор фактиче­ского материала, так как только глубокое и всестороннее ознакомление с теорией и практикой по литературным ис­точникам позволит критически оценить фактическое поло­жение дел.

Особое внимание следует уделить спорным вопро­сам, по которым в литературе ведутся дискуссии. Важно изучить позиции отдельных ученых, продумать их аргумен­тацию. Это позволит не только сделать правильное сопос­тавление различных точек зрения по интересующему во­просу, но и сформировать свое отношение к ним.

СОСТАВЛЕНИЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ВАРИАНТА ПЛАНА

После того, как тщательно изучена и систематизиро­вана собранная по теме литература, возможны некоторые изменения первоначального варианта плана работы.

Изменения в плане могут быть связаны с корректи­ровкой самого направления работы, в необходимости кото­рой студент убеждается после детального ознакомления с изучаемой проблемой или с тем обстоятельством, что по ряду вопросов, выделенных в самостоятельный раздел, не оказалось достаточного материала, а по другим, наоборот, имеются свежие, представляющие теоретический и практи­ческий интерес данные.

В случае, если по ознакомлении с литературными источниками составлен новый вариант плана, последний также должен быть согласован с руководителем курсовой работы. Окончательный вариант плана курсовой работы должен быть дополнен графиком ее написания.

 

СБОР И ОБРАБОТКА ФАКТИЧЕСКОГО И НОРМАТИВНОГО МАТЕРИАЛА

Особенностью курсовых работ по дисциплине «Ры­нок продовольственных товаров» является то, что большое внимание в них должно быть уделено расчету эмпириче­ских данных. В работе необходимо проиллюстрировать особенности деятельности объекта исследования, положи­тельные и отрицательные явления и тенденции в развитии конкретного рынка или предприятия. В силу этого сбор фактического материала представляет собой один из наиболее ответственных и трудных этапов. От того, как и насколько правильно и пол­но собран фактический материал, во многом зависит каче­ство написания курсовой работы. Поэтому, прежде чем приступить к сбору материала, следует тщательно проду­мать, какой именно материал необходим для работы, и со­ставить, по возможности, специальный план.

Уже на этой стадии выполнения курсовой работы студент должен продумать выводы, вытекающие из его анализа, и сформулировать свои предложения и замечания.

Обработка фактического материала необходима и при написании курсовых работ и на так называемые общие (теоретические) темы. В этом случае упор может быть сде­лан на рассмотрении методических проблем изучения поставленной проблемы, в том числе в историческом ракурсе, охватывая генезис методик исследования, концепций про­гнозирования развития продовольственного рынка и т. п.

 

НАПИСАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа пишется на основе тщательно про­работанных источников информации, собранного и обрабо­танного конкретного материала.

Следует отметить некоторые особенности различных разделов курсовой работы.

Во введении на одной-двух страницах должна быть показана цель курсовой работы, указаны задачи, которые ставит перед собой студент при написании. Кратко следует коснуться содержания отдельных глав (параграфов) работы, отметить особенность используемых в работе методики и подходов, охарактеризовать в общих чертах основные ис­точники, которые нашли в ней свое отражение. Желательно также дать краткую характеристику объекту исследования, по материалам которого пишется курсовая работа. При этом следует остановиться на тех особенностях функционирова­ния изучаемого рынка или деятельности предприятия на конкретном рынке.

Первый параграф, как правило, носит теоретический характер. В нем указывается сущность исследуемой про­блемы, ее роль и значение. Все эти вопросы должны быть освещены применительно к кон­кретной теме.

Приведенный в параграфе текст желательно проил­люстрировать цифровыми и статистическими данными из статистических справочников, монографий, журнальных статей и других источников, не забывая при этом давать соответствующие ссылки на источники.

В следующих параграфах рассматривается объект исследования – конкретный рынок продовольствия или предприятие на рынке продовольствия. Изло­жение материала должно быть последовательным, логич­ным, конкретным и аргументированным и опираться на действующую практику. Важно не просто переписывание статистических данных и отчетности, а критический анализ ситуации на данном рынке. Студент должен творчески по­дойти к написанию курсовой работы, приводя при этом конкретные расчеты, отражающие суть динамики анализа данного рынка.

Особое внимание следует обратить на стилистику, язык работы и ее оформление. Цифровой материал приво­дится в работе в виде таблиц, для наглядности рекоменду­ется строить схемы и графики. Ссылки на приложения сле­дует давать с указанием номера. Все разделы работы долж­ны быть связаны между собой, поэтому особое внимание необходимо обращать на логические переходы от одного параграфа к другому, а внутри параграфа – от одного во­проса к другому.

Все содержание курсовой работы от введения до за­ключения должно иметь один смысловой стержень, одну основную идею. Все части работы должны дополнять и уг­лублять одна другую.

В заключении следует сделать общие выводы и кратко изложить предложения, направленные на улучшение деятельности предприятий пищевой промышленности.

После заключения студент должен поставить дату окончания работы, свою подпись, а также привести список использованной литературы, источников получения ин­формации (это также относится к данным, полученным по сети Интернет) и приложения.

 

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Материал в работе располагается в следующей по­следовательности:

1. Титульный лист (заполняется по единой форме, его форма приведена в приложении 1).

2. Оглавление (план).

3. Текстовое изложение курсовой работы (по главам и параграфам)

5. Заклюсение.

4. Список использованной литературы.

6. Приложения (статистический материал, графики, таблицы, диаграммы, использованные в работе).

Работа выполняется на одной стороне листа стан­дартного формата. Объем работы – 15-20 листов формата А4, шрифт: Times New Roman 14, полутор­ный интервал, отступы: слева 30 мм, справа 10 мм, сверху и снизу по 20 мм, красная строка – 12,5 мм.

Все листы курсовой работы должны быть пронуме­рованы. Каждый параграф в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в оглавлении (плане).

Новый параграф можно начинать на той же страни­це, на которой кончился предыдущий, если на этой страни­це кроме заголовка поместится несколько строк текста.

Цифровые данные в сгруппированном и системати­зированном виде представляются в таблицах и графиках, при этом немаловажное значение имеет оформление по­следних. Таблицы обычно помещаются по ходу изложения, после ссылки на них, однако не рекомендуется переносить таблицы с одной страницы на другую. Недопустимо разры­вать заголовок с таблицей, помещая их на разных страни­цах. Таблицы должны иметь порядковый номер, заголовок, отражающий их содержание и примечание - ссылку на ис­точник.

Количество цифрового материала должно соответст­вовать содержанию курсовой работы, не следует приводить данных, не имеющих прямого отношение к излагаемому вопросу.

В таблицах и в тексте следует избегать полного на­писания больших чисел. Для этого целесообразно укруп­нять единицы измерения.

В работе можно использовать только общепринятые сокращения и условные обозначения.

Использованные в работе цифровые данные, выво­ды, высказывания других авторов в пересказе и цитаты в обязательном порядке должны сопровождаться ссылками на использованные работы. Эти ссылки могут быть сделаны в виде сносок в нижней части страницы с указанием автора, названия работы, издательства, года издания и номера страницы, где находится данное высказывание, или с ука­занием в скобках сразу же после высказывания номера ис­точника в списке литературы, если речь идет о содержании всего источника, например (1). Если дается цитата, то в скобках приводятся как номер источника, так и номер стра­ницы или страниц, например (2, С.42).

Пересказ мыслей и выводов других авторов следует делать без искажения этих мыслей, цитаты должны быть тщательно выверены и заключены в кавычки. Студент не­сет ответственность за точность приводимых данных, а также за объективность изложения мыслей других авторов.

Список использованной литературы и других источ­ников составляется в алфавитном порядке:

1. Законы, постановления правительства Российской Федерации и Государственной Думы.

2. Законы и постановления органов власти субъектов Российской Федерации.

3. Нормативные акты, инструктивные материалы, официальные справочники.

4. Специальная литература по фамилиям авторов или названиям, если на титульном листе книги автор не указан (коллективные монографии, отчеты).

5. Периодические издания с указанием года и месяца выпуска журналов и газет (если статьи из них не приведены в предыдущем разделе списка литературы).

Последним этапом выполнения курсовой работы яв­ляется ее внешнее оформление. Страницы курсовой работы должны быть пронумерованы, а сама работа – подписана студентом.

 

ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.