УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
По дисциплине «РЫНОК ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ»
Для специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии пищевой промышленности»
специализации «Управление инновациями»
Екатеринбург
Составитель: старший преподаватель ________________________ Блинов И.В.
УМК рекомендован кафедрой экономики и организации пищевых производств
Протокол № 5 от 15 января 2011 г.
Зав. кафедрой ______________________ (Ершова Г.Е.)
Одобрен методической комиссией факультета экономики и управления
Протокол № __________ от ______________________ г.
Председатель _______________________ (Царева С.В.)
Декан факультета _________________ (Балаболин В.Г.)
© Блинов И.В., составление, 2011
© Оформление. УрГСХА, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель и задачи дисциплины ………………………………………………….... 4
2. Учебно-тематический план ………………………………………………....… 5
3. Рабочая программа курса ……...……………………………………………… 5
4. Методические указания к проведению семинарских и практических
занятий ……………………………………………………………………………. 7
5. Методические указания по организации самостоятельной работы
студентов …………………………………………………………..…….……….. 8
6. Методические указания по выполнению курсовых работ …...……………. 10
7. Вопросы к экзамену ………………………………………………………….. 20
8. Библиографический список ………………………………………...………... 22
9. Приложение …………………………………………………………………... 25
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель изучения дисциплины – дать студентам научные и практические знания о продовольственных рынках, сырья и готовой продукции; развить у студентов аналитическое мышление для оценки и понимания проблем продовольственных рынков, тенденций его развития с точки зрения эффективности принимаемых экономических и политических решений, а также их влияния на развитие экономики страны.
В связи с этим ставятся следующие задачи:
- изучение методов оценки и прогнозирования продовольственных рынков;
- изучение государственно-правового регулирования продовольственных рынков;
- получение навыков практической работы на продовольственных рынках;
- развитие аналитических навыков для принятия управленческих решений.
Форма итогового контроля – экзамен.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Рынок продовольственных товаров» студент должен:
знать:
- методики оценки результатов влияния экономических и политических решений на агропродовольственные рынки, окружающую среду, международную торговлю, и т. д.;
- факторы, оказывающие влияние на производство и потребление продовольствия, доходы населения, и другие показатели экономического развития;
- механизмы влияния тарифов, субсидий, квот и других инструментов защиты продовольственных рынков,
- принципы и цели программ развития продовольственных рынков.
уметь:
- анализировать источники информации о продовольственных рынках;
- оценивать причинно-следственные связи между конкретным политическим решением и развитием продовольственных рынков;
- понимать механизмы влияния тарифов, субсидий, квот и других инструментов защиты отечественных продовольственных рынков.
Дисциплина
| Рынок продовольственных товаров
| Экономический Факультет
| Кафедра Экономики и организации пищевых производств
| Курс
|
| Семестр
|
| Лекции (часы по учебному плану)
|
| Практические занятия (часы по учебному плану)
|
| Всего часов
|
| Вид итогового контроля
| экзамен
|
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№
| Тема
| Лекции
|
Практические
и семинарские занятия
| 1.
| Потребитель на рынке продовольствия.
|
|
| 2.
| Маркетинг на рынке продовольствия.
|
|
| 3.
| Роль перерабатывающей индустрии в
формировании рынка продовольствия.
|
|
| 4.
| Роль оптовой торговли в формировании рынка продовольствия.
|
|
| 5.
| Роль розничной торговли в формировании рынка продовольствия.
|
|
| 6.
| Обеспечение качества, безопасности и конкурентоспособности продовольственных товаров.
|
|
| 7.
| Государственно-правовое регулирование продовольственных рынков.
|
|
| 8.
| Обеспечение продовольственной безопасности.
|
|
| | Итого
|
|
|
3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА.
Тема 1. Потребитель на рынке продовольствия.
Понятие, структура и элементы продовольственного рынка. Характеристика основных продовольственных рынков.
Факторы, влияющие на выбор потребителями продовольствия.
Предпочтения потребителей пищи и современные тенденции их изменений.
Разновидности спроса на продовольствие.
Тема 2. Маркетинг на рынке продовольствия
Анализ организационно-экономических отношений на продовольственном рынке: объем и источники товарных ресурсов, каналы распределения, система товародвижения.
Особенности маркетинга и рекламы продовольственных товаров.
Новые формы и методы стимулирования сбыта.
Брендинг на рынке продовольствия. Основные направления совершенствования маркетинговой деятельности в сфере производства, переработки и реализации продовольственных товаров.
Тема 3. Роль перерабатывающей индустрии в формировании рынка продовольствия.
Размещение предприятий пищевой перерабатывающей индустрии.
Проблема разработки технических регламентов.
Проблемы и современные тенденции развития предприятий пищевой перерабатывающей индустрии.
Тема 4. Роль оптовой торговли в формировании рынка продовольствия.
Оптовая торговля продовольственными товарами: сущность, субъекты, значение.
Конкуренция и ценообразование в оптовой торговле продовольствием.
Проблемы и современные тенденции развития предприятий оптовой торговли продовольствием.
Тема 5. Роль розничной торговли в формировании рынка продовольствия.
Розничная торговля продовольственными товарами: сущность, субъекты, значение.
Конкуренция и ценообразование в розничной торговле продовольствием.
Проблемы и современные тенденции развития предприятий розничной торговли продовольствием.
Рынок продовольственных услуг.
Тенденции развития мировой торговли продовольственным сырьем и товарами.
Тема 6. Обеспечение качества, безопасности и конкурентоспособности продовольственных товаров.
Понятия качества, безопасности и конкурентоспособности продовольственных товаров.
Современные системы менеджмента качества и методики обеспечения безопасности продовольствия: ISO 22000, HACCP и др.
Факторы, определяющие конкурентоспособность продовольственных товаров.
Пути повышения конкурентоспособности отечественных предприятий агропродовольственнго сектора и продовольственных товаров.
Тема 7. Государственно-правовое регулирование продовольственных рынков.
Сущность и значение государственного регулирования продовольственных рынков.
Цели и задачи государственного регулирования продовольственных рынков.
Формы и методы государственного регулирования продовольственных рынков.
Отраслевые союзы на продовольственном рынке: функции и значение.
Тема 8. Обеспечение продовольственной безопасности
Понятие продовольственной безопасности.
Доктрина продовольственной безопасности России.
Нацпроект «Развитие АПК» и Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
Мировой продовольственный кризис. Пути решения проблемы голода.
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
Тема 1. Потребитель на рынке продовольствия.
Вопросы на обсуждение:
1. Экспортные возможности и импортная зависимость России на рынках продовольственного сырья.
2. Предпочтения потребителей пищи и современные тенденции их изменений; новая продукция пищевых перерабатывающих предприятий.
Тема 2. Маркетинг на рынке продовольствия.
Вопросы на обсуждение:
1. SWOT-анализ деятельности конкретного предприятия пищевой индустрии.
2. Принципы разработки маркетинговой стратегии развития предприятия пищевой индустрии.
Тема 3. Роль перерабатывающей индустрии в формировании рынка продовольствия.
Вопросы на обсуждение:
1. Принципы размещения предприятий пищевой перерабатывающей индустрии.
2. Проблемы взаимодействие предприятий пищевой индустрии и сетевого ритейла.
Тема 4. Роль оптовой торговли в формировании рынка продовольствия.
Вопросы на обсуждение:
1. Квотирование рынков продовольственного сырья: плюсы и минусы.
2. Международная торговая и макроэкономическая политика.
Тема 5. Роль розничной торговли в формировании рынка продовольствия.
Вопросы на обсуждение:
1. Федеральный закон 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»: плюсы и минусы для розничных торговых предприятий.
2. Мероприятия по стимулированию продаж в сетевом ритейле.
Тема 6. Обеспечение качества, безопасности и конкурентоспособности продовольственных товаров.
Вопросы на обсуждение:
1. Российские и международные знаки качества на рынке продовольствия.
2. Разработка программы повышения конкурентоспособности конкретного предприятия агропродовольственного сектора.
Тема 7. Государственно-правовое регулирование продовольственных рынков.
Вопросы на обсуждение:
1. Меры государства по стимулированию спроса на рынке продовольствия.
2. Практика работы отраслевых союзов в России и за рубежом.
Тема 8. Обеспечение продовольственной безопасности.
Вопросы на обсуждение:
1. Вступление России в ВТО: плюсы и минусы для предприятий агропродовольственного сектора.
2. Пути решения глобальной проблемы голода.
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.
Во внеаудиторное время студенты самостоятельно по указанию преподавателя (в зависимости от количества часов, выделенных на изучение дисциплины для конкретной группы студентов) изучают отдельные темы и вопросы, пользуясь литературой, перечисленной в списке и другими источниками: периодической литературой, справочными изданиями, сетью Интернет, автоматизированными информационно-справочными системами (Консультант-Плюс, Гарант, Кодекс).
При работе с литературой необходимо систематизировать излагаемые точки зрения по отдельным вопросам, запоминать и анализировать аргументацию различных авторов, знакомиться с законодательной базой и практикой ее применения по публикациям в периодических изданиях. Особое внимание необходимо уделять событиям, влияющим на ситуацию на продовольственных рынках.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Тема 1. Потребитель на рынке продовольствия.
1. Факторы, влияющие на выбор потребителями продовольствия.
2. Разновидности спроса на продовольствие.
Тема 2. Маркетинг на рынке продовольствия.
1. Подходы к формированию структуры маркетинговых отделов на предприятиях агропродовольственного сектора.
2. Брендирование продовольственных товаров: сущность, цели, задачи, значение.
Тема 3. Роль перерабатывающей индустрии в формировании рынка продовольствия.
1. Федеральный закон 184-ФЗ « О техническом регулировании»: основные положения, цели, задачи, значение, критика.
2. Пути решения проблемы сырья на предприятиях пищевой перерабатывающей индустрии.
Тема 4. Роль оптовой торговли в формировании рынка продовольствия.
1. Каналы распределения продовольствия: механизмы их создания и функционирования.
2. Биржевая торговля продовольственным сырьем: сущность, цели, значение.
Тема 5. Роль розничной торговли в формировании рынка продовольствия.
1. Федеральный закон 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»: основные положения, цели, задачи, значение, критика.
2. Федеральный закон 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»: основные положения, цели, задачи, значение, критика.
Тема 6. Обеспечение качества, безопасности и конкурентоспособности продовольственных товаров.
1. Федеральный закон 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»: основные положения, цели, задачи, значение, критика.
2. Федеральный закон 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»: основные положения, цели, задачи, значение, критика.
Тема 7. Государственно-правовое регулирование продовольственных рынков.
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы. (Принята Постановлением Правительства РФ №446 от 14 июля 2007 г.): основные положения, цели, задачи, значение, критика.
2. Федеральный закон 264-ФЗ « О развитии сельского хозяйства»: основные положения, цели, задачи, значение, критика.
Тема 8. Обеспечение продовольственной безопасности.
1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120): основные положения, цели, задачи, значение, критика.
2. Роль бизнес-сообщества, науки и государства в обеспечении продовольственной безопасности России.
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ.
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
В современных условиях дипломированный экономист должен быть хорошо подготовлен к работе в реальном секторе экономике. Это требование к реализации знаний и умений в практической профессиональной деятельности в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования в рамках подготовки специалиста в высшем учебном заведении тесно связано с организацией его самостоятельной работы, важнейшей частью которой является написание курсовой работы.
Цель и значение курсовой работы.
Курсовая работа является завершающим этапом изучения дисциплины «Рынок продовольственных товаров». Цель курсовой работы – углубить знания студентов по анализу структуры потребления продовольственных товаров, полученные ими в ходе теоретических и практических занятий, привить им навыки самостоятельного изучения деятельности субъектов данного рынка, а также научить их работать с соответствующими статистическими данными, документами, подбирать, изучать и обобщать материалы различных источников информации.
Значение курсовой работы состоит в том, что в процессе ее выполнения студент не только закрепляет, но и углубляет полученный теоретический материал. Выполнение ее является проверкой подготовки студента к самостоятельной работе и важной формой развития навыков самостоятельной научной работы.
Курсовая работа позволяет студентам проявить инициативу и в выборе самого широкого круга дополнительной информации по намеченной теме (помимо конспектов лекций и обязательных учебников), и в изучении тех разделов курса, которые в ходе занятий рассматривались лишь в ограниченной степени. Она приобщает студентов дневного отделения к исследовательской работе. Подготовка и защита курсовой работы по данной дисциплине обогащает опытом и знаниями, необходимыми им при выполнении дипломных работ.
ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
К курсовой работе как самостоятельному исследованию предъявляются следующие требования:
• курсовая работа должна быть написана на высоком теоретическом уровне, при написании работы должны быть обобщены теоретические материалы по избранной теме с использованием соответствующей финансовой отчетности предприятия, нормативных и методических документов;
• курсовая работа должна быть написана самостоятельно, отличаться критическим подходом, как к изучаемым литературным источникам, так и к практике финансовой деятельности предприятий; изложение темы должно быть конкретным, насыщенным фактическими данными, сопоставлениями, расчетами;
• желательно, чтобы работа заканчивалась выводами и предложениями.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
Процесс подготовки выполнения и защиты курсовых работ состоит из следующих этапов:
1. Выбор темы.
2. Подбор и первоначальное ознакомление с литературой по избранной теме.
3. Составление предварительного варианта плана.
4. Изучение отобранных литературных источников.
5. Составление окончательного варианта плана.
6. Сбор и обработка фактических данных, их систематизация и обобщение в сочетании с материалами литературных источников.
7. Написание текста курсовой работы.
8. Защита курсовой работы.
ВЫБОР ТЕМЫ
Успех в написании курсовой работы предопределяется правильным выбором темы. Тематика курсовой работы подготавливается и утверждается кафедрой. Студентам предоставляется право выбора любой предложенной темы.
Студент по согласованию с руководителем может остановиться и на теме, не входящей в рекомендуемый кафедрой перечень тем курсовых работ.
В любом случае выбор темы курсовой работы не может быть случайным. С самого начала студент должен хотя бы приблизительно ориентироваться в сущности той или иной темы, иметь некоторое представление о материалах, которыми он сможет располагать при выполнении работы. В большинстве случаев для этого необходима беседа с преподавателем-руководителем.
При выборе темы нужно учитывать научный и практический интерес, вызванный чтением специальной литературы, опытом прошлой работы, докладами на семинарских занятиях, курсовыми работами по смежным дисциплинам. Тема курсовой работы должна увязываться в перспективе с разработкой вопросов в дипломной работе. В этом случае студент ставит перед собой цель углубить полученные ранее знания с тем, чтобы всесторонне изучив проблему, выполнить дипломную работу на близкую к его интересам тему.
Студент может выбрать такую тему, которая им мало изучена в процессе учебы, однако выбор темы курсовой работы должен быть обоснован. При выборе темы необходимо иметь ориентировочное представление о сущности той или иной проблемы, знать, какие вопросы следует осветить в работе.
ПОДБОР И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЛИТЕРАТУРОЙ ПО ИЗБРАННОЙ ТЕМЕ.
Подбор литературы – это, прежде всего, самостоятельная работа студента, успешность которой зависит от его инициативности и умения работать с каталогами, библиографическими справочниками, первоисточниками информации по теме курсовой работы. В приложениях к настоящим указаниям дается список основной литературы.
Специфика выполнения курсовой работы по дисциплине «Рынок продовольственных товаров» заключается в том, что при ее написании особое внимание следует уделить анализу источников, т.к. ситуация на рынке даже за полгода может кардинально изменится. Лучше всего – пользоваться свежими источниками.
При подборе литературы можно пользоваться основной литературой по соответствующим разделам курса.
Подбирая литературу в библиотеке, рекомендуется обратиться к библиографу. Работая с предметно-тематическим каталогом, надо просмотреть не только разделы, строго совпадающие с темой курсовой работы, но и по темам, близким с избранной. При этом следует подбирать литературу, освещающую как теоретическую сторону проблемы, так и практический опыт хозяйствующих субъектов на продовольственных рынках. На каждый литературный источник заводится отдельная карточка с указанием автора, названия издательства, года издания, краткого ее содержания (аннотации).
Аннотация – краткая характеристика источника информации. Главная ее цель – сообщить, о чем говорится в источнике. В ней должно быть подробное библиографическое описание, перечень основных вопросов содержания, главные положения, развиваемые в источнике, какие вспомогательные иллюстративные материалы имеются в источнике. Различают аннотации справочные (без критических оценок) и рекомендательные, включающие оценку источника, общие – характеризующие источник в аспектах, которые интересуют специалистов.
В картотеку целесообразно записывать все литературные источники по теме курсовой работы, изданные за последние 5 лет. Используются инструктивные материалы только последних изданий.
Самостоятельная работа при подборе литературы не исключает, а наоборот, предполагает систематические консультации с научным руководителем. С ним должен быть согласован список подобранной литературы. С руководителем следует также проконсультироваться о том, какие новейшие изменения и дополнения необходимо учесть при обработке подобранной литературы. По мере ознакомления с источниками они включаются в список использованной литературы.
Предварительное ознакомление с отобранной литературой необходимо для того, чтобы выяснить, насколько содержание той или иной книги или журнальной статьи соответствует избранной теме. Кроме того, без такого ознакомления нельзя получить полного представления о круге вопросов, охватываемых темой, и составить первоначальный план курсовой работы.
СОСТАВЛЕНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ПЛАНА
На основе предварительного ознакомления с литературой и цифровым материалом, который может быть использован при написании курсовой работы, составляется первоначальный план. Обычно курсовая работа состоит из введения, двух-четырех параграфов и заключения.
При составлении плана следует, прежде всего, наметить основные аспекты исследуемой проблемы, определить круг вопросов, которые будут рассмотрены в параграфах работы, и их последовательность. Эти вопросы могут в окончательно отработанном варианте плана не указываться, но на первоначальном этапе они используются для так называемого рабочего, развернутого плана, по которому и пишется курсовая работа.
Любая тема может быть раскрыта по-разному, но именно план курсовой работы отражает ее основные направления. План работы должен отражать в целом ее структуру, основную идею, раскрывать ее содержание и характер. В нем должны быть выделены наиболее актуальные вопросы темы.
Как правило, в первом параграфе рассматриваются теоретические вопросы по теме исследования. В последующих параграфах анализируется выбранная проблема, приводятся статистические данные, мнения экономистов. В конце работы должно быть отведено место разработке мероприятий по совершенствованию регулирования тех или иных аспектов продовольственных рынков или деятельности конкретного предприятия на продовольственном рынке.
Составленный план студент согласовывает с руководителем курсовой работы.
ИЗУЧЕНИЕ ОТОБРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
После согласования с руководителем рабочего плана следует приступать к детальному изучению отобранной литературы, ее конспектированию и систематизации. При изучении отобранной литературы, как правило, составляются конспекты. Характер последних определяется возможностью и формой использования изучаемого материала в будущей работе. Это могут быть выписки или краткое изложение мыслей фактов или характеристика прочитанного материала в виде подробного плана тех мест работы, которые могут потребоваться при написании текста курсовой работы. Во всех случаях при конспектировании литературы необходимо записывать название источника, издательство и страницы, откуда заимствованы записи, чтобы в дальнейшем при написании работы делать ссылки на литературные источники.
Важное значение имеет систематизация получаемых сведений по основным разделам работы, предусмотренным в плане. Прочитав и законспектировав тот или иной источник, следует продумать вопрос о том, где, исходя из плана курсовой работы, могут быть использованы сведения. Подобная систематизация позволяет на основе практического анализа отобранного материала более глубоко и всесторонне осветить основные вопросы темы.
При изучении литературы для выполнения курсовой работы по дисциплине «Рынок продовольственных товаров» рекомендуется соблюдать определенную последовательность. Начинать следует с изучения методики анализа основных статистических данных, отражающих результаты деятельности на рынке продовольственных предприятий, а также соответствующих отчетных документов по выбранной теме. Затем можно перейти к учебникам, учебным пособиям и монографиям. Особое внимание следует уделить комментариям по ситуации на продовольственных рынках и к методикам изучения деятельности предприятий на продовольственном рынке. Заканчивать изучение литературы целесообразно инструктивными материалами, статьями. Такая последовательность изучения литературы позволяет постепенно накапливать и углублять знания, идти от простого к сложному, от общего к частному. Тщательное изучение литературы должно быть завершено до того, как начат подбор фактического материала, так как только глубокое и всестороннее ознакомление с теорией и практикой по литературным источникам позволит критически оценить фактическое положение дел.
Особое внимание следует уделить спорным вопросам, по которым в литературе ведутся дискуссии. Важно изучить позиции отдельных ученых, продумать их аргументацию. Это позволит не только сделать правильное сопоставление различных точек зрения по интересующему вопросу, но и сформировать свое отношение к ним.
СОСТАВЛЕНИЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ВАРИАНТА ПЛАНА
После того, как тщательно изучена и систематизирована собранная по теме литература, возможны некоторые изменения первоначального варианта плана работы.
Изменения в плане могут быть связаны с корректировкой самого направления работы, в необходимости которой студент убеждается после детального ознакомления с изучаемой проблемой или с тем обстоятельством, что по ряду вопросов, выделенных в самостоятельный раздел, не оказалось достаточного материала, а по другим, наоборот, имеются свежие, представляющие теоретический и практический интерес данные.
В случае, если по ознакомлении с литературными источниками составлен новый вариант плана, последний также должен быть согласован с руководителем курсовой работы. Окончательный вариант плана курсовой работы должен быть дополнен графиком ее написания.
СБОР И ОБРАБОТКА ФАКТИЧЕСКОГО И НОРМАТИВНОГО МАТЕРИАЛА
Особенностью курсовых работ по дисциплине «Рынок продовольственных товаров» является то, что большое внимание в них должно быть уделено расчету эмпирических данных. В работе необходимо проиллюстрировать особенности деятельности объекта исследования, положительные и отрицательные явления и тенденции в развитии конкретного рынка или предприятия. В силу этого сбор фактического материала представляет собой один из наиболее ответственных и трудных этапов. От того, как и насколько правильно и полно собран фактический материал, во многом зависит качество написания курсовой работы. Поэтому, прежде чем приступить к сбору материала, следует тщательно продумать, какой именно материал необходим для работы, и составить, по возможности, специальный план.
Уже на этой стадии выполнения курсовой работы студент должен продумать выводы, вытекающие из его анализа, и сформулировать свои предложения и замечания.
Обработка фактического материала необходима и при написании курсовых работ и на так называемые общие (теоретические) темы. В этом случае упор может быть сделан на рассмотрении методических проблем изучения поставленной проблемы, в том числе в историческом ракурсе, охватывая генезис методик исследования, концепций прогнозирования развития продовольственного рынка и т. п.
НАПИСАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа пишется на основе тщательно проработанных источников информации, собранного и обработанного конкретного материала.
Следует отметить некоторые особенности различных разделов курсовой работы.
Во введении на одной-двух страницах должна быть показана цель курсовой работы, указаны задачи, которые ставит перед собой студент при написании. Кратко следует коснуться содержания отдельных глав (параграфов) работы, отметить особенность используемых в работе методики и подходов, охарактеризовать в общих чертах основные источники, которые нашли в ней свое отражение. Желательно также дать краткую характеристику объекту исследования, по материалам которого пишется курсовая работа. При этом следует остановиться на тех особенностях функционирования изучаемого рынка или деятельности предприятия на конкретном рынке.
Первый параграф, как правило, носит теоретический характер. В нем указывается сущность исследуемой проблемы, ее роль и значение. Все эти вопросы должны быть освещены применительно к конкретной теме.
Приведенный в параграфе текст желательно проиллюстрировать цифровыми и статистическими данными из статистических справочников, монографий, журнальных статей и других источников, не забывая при этом давать соответствующие ссылки на источники.
В следующих параграфах рассматривается объект исследования – конкретный рынок продовольствия или предприятие на рынке продовольствия. Изложение материала должно быть последовательным, логичным, конкретным и аргументированным и опираться на действующую практику. Важно не просто переписывание статистических данных и отчетности, а критический анализ ситуации на данном рынке. Студент должен творчески подойти к написанию курсовой работы, приводя при этом конкретные расчеты, отражающие суть динамики анализа данного рынка.
Особое внимание следует обратить на стилистику, язык работы и ее оформление. Цифровой материал приводится в работе в виде таблиц, для наглядности рекомендуется строить схемы и графики. Ссылки на приложения следует давать с указанием номера. Все разделы работы должны быть связаны между собой, поэтому особое внимание необходимо обращать на логические переходы от одного параграфа к другому, а внутри параграфа – от одного вопроса к другому.
Все содержание курсовой работы от введения до заключения должно иметь один смысловой стержень, одну основную идею. Все части работы должны дополнять и углублять одна другую.
В заключении следует сделать общие выводы и кратко изложить предложения, направленные на улучшение деятельности предприятий пищевой промышленности.
После заключения студент должен поставить дату окончания работы, свою подпись, а также привести список использованной литературы, источников получения информации (это также относится к данным, полученным по сети Интернет) и приложения.
ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Материал в работе располагается в следующей последовательности:
1. Титульный лист (заполняется по единой форме, его форма приведена в приложении 1).
2. Оглавление (план).
3. Текстовое изложение курсовой работы (по главам и параграфам)
5. Заклюсение.
4. Список использованной литературы.
6. Приложения (статистический материал, графики, таблицы, диаграммы, использованные в работе).
Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. Объем работы – 15-20 листов формата А4, шрифт: Times New Roman 14, полуторный интервал, отступы: слева 30 мм, справа 10 мм, сверху и снизу по 20 мм, красная строка – 12,5 мм.
Все листы курсовой работы должны быть пронумерованы. Каждый параграф в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в оглавлении (плане).
Новый параграф можно начинать на той же странице, на которой кончился предыдущий, если на этой странице кроме заголовка поместится несколько строк текста.
Цифровые данные в сгруппированном и систематизированном виде представляются в таблицах и графиках, при этом немаловажное значение имеет оформление последних. Таблицы обычно помещаются по ходу изложения, после ссылки на них, однако не рекомендуется переносить таблицы с одной страницы на другую. Недопустимо разрывать заголовок с таблицей, помещая их на разных страницах. Таблицы должны иметь порядковый номер, заголовок, отражающий их содержание и примечание - ссылку на источник.
Количество цифрового материала должно соответствовать содержанию курсовой работы, не следует приводить данных, не имеющих прямого отношение к излагаемому вопросу.
В таблицах и в тексте следует избегать полного написания больших чисел. Для этого целесообразно укрупнять единицы измерения.
В работе можно использовать только общепринятые сокращения и условные обозначения.
Использованные в работе цифровые данные, выводы, высказывания других авторов в пересказе и цитаты в обязательном порядке должны сопровождаться ссылками на использованные работы. Эти ссылки могут быть сделаны в виде сносок в нижней части страницы с указанием автора, названия работы, издательства, года издания и номера страницы, где находится данное высказывание, или с указанием в скобках сразу же после высказывания номера источника в списке литературы, если речь идет о содержании всего источника, например (1). Если дается цитата, то в скобках приводятся как номер источника, так и номер страницы или страниц, например (2, С.42).
Пересказ мыслей и выводов других авторов следует делать без искажения этих мыслей, цитаты должны быть тщательно выверены и заключены в кавычки. Студент несет ответственность за точность приводимых данных, а также за объективность изложения мыслей других авторов.
Список использованной литературы и других источников составляется в алфавитном порядке:
1. Законы, постановления правительства Российской Федерации и Государственной Думы.
2. Законы и постановления органов власти субъектов Российской Федерации.
3. Нормативные акты, инструктивные материалы, официальные справочники.
4. Специальная литература по фамилиям авторов или названиям, если на титульном листе книги автор не указан (коллективные монографии, отчеты).
5. Периодические издания с указанием года и месяца выпуска журналов и газет (если статьи из них не приведены в предыдущем разделе списка литературы).
Последним этапом выполнения курсовой работы является ее внешнее оформление. Страницы курсовой работы должны быть пронумерованы, а сама работа – подписана студентом.
ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|