Сделай Сам Свою Работу на 5

Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.





Если рынок находится в равновесии, цена товара такова, что количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести, точно совпадает с количеством товара, которое производители хотят и могут продать.

Другими словами – это ситуация когда объем спроса равен объему предложения при данной равновесной цене.

Рыночная ситуация Отношение между объемом спроса и объемом предложения Рыночная цена
Равновесие Qs= Qd Равновесная
Дефицит Qs >Qd Повышается
Избыток Qs <Qd Падает

Все рыночное пространство оказывается поделенным на четыре сектора.

· Сектор 1 - «мертвая зона» (цены выше максимальных для покупателя и ниже минимальных для продавца). Заключать сделки на таких условиях нет заинтересованности ни у кого.

· Сектор 2 – зона возможных продаж (односторонняя заинтересованность продавца), но покупки таких количеств товара по таким ценам невозможны.

· Сектор 3 – обратная картина: в подобных низких ценах на данные количества товара заинтересован лишь покупатель. Продажа на таких условиях невозможна.

Сектор 4 –«зона совпадения интересов». Практически любая точка из этого сектора символизирует условия возможной сделки. Т. А – «рынок продавца» (покупатель на пределе своих возможностей), т.В – «рынок покупателя».Если соотношение сил на данном рынке не позволяет говорить о явном превосходстве одной из сторон, то рыночная конъюнктура может быть выражена какой-либо точкой, лежащей где-то посередине между кривыми спроса и предложения. Достигаемое при этом совпадение цен и объемов спроса и предложения вряд ли можно назвать устойчивым, поскольку, по крайней мере, у одной из сторон сделки здесь налицо стимул изменить создавшееся положение. Устойчивой ситуация будет лишь в случае полного совпадения интересов продавца и покупателя, т.е. в точке равновесия (т.Е).В этой точке цена товара такова, что количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести, точно совпадает с количеством товара, которое производители хотят и могут продать.



 

Механизм установления рыночного равновесия.

1. Рост спроса; [при росте спроса растет конкуренция покупателей, и появляется дефицит. Это приводит к росту цены и увеличению предложения до новой точки равновесия)].



2. Падение спроса;[при падении спроса на рынке появляется торговый излишек. Это приводит к уменьшению цены и сокращению предложения до новой точки равновесия)].

3. Рост предложения;[рост предложения приводит к сдвигу кривой предложения от S до S1. Это приведет к торговому излишку и конкуренции продавцов, результатом которой станет снижении рыночной цены до нового состояния равновесия].

4. Падение предложения; [при уменьшении предложения ситуация будет меняться в противоположном направлении].

Регулирование рынка. Государственное регулирование рыночных процессов.

4.1. Введение налога.

Рынок бензина находится в равновесии в т.Е1*. В этой точке цена одного литра бензина равна 1$. По этой цене потребляется количество бензина, равное 10 литрам. Государство вводит налог [Т], составляющий 10 центов за литр. Эта мера вызовет уменьшение предложения с SдоS'. Новая цена одного литра бензина составит 1.05$ (цена не поднимется на всю величину налога до уровня 1.10$, т.к. на рынке в этом случае будет наблюдаться излишек продукции).

 
 
P S' S E2* 1.05 Т 1 Е1* 0.95 D 9.65 10 Q

 


При новой цене равновесия покупатели платят за бензин на 5 центов больше, чем была первоначальная цена, и потребляют количество бензина, равное 9,65л. Продавцы получают чистую цену на 5 центов меньше первоначальной [1.05 – 0.10 = 0.95], т.к. они должны уплатить налог государству и продают бензин в количестве, равном 9,65л. В результате на рынке установится новое равновесие, при котором объем товара снизится, а цена возрастет. Сумма собранного налога составит 965000. Несмотря на то, что формально эту сумму вносит в государственный бюджет продавец, на самом деле бремя налога распределяется между ним и покупателем.



Вывод: введение налога приводит к росту равновесной рыночной цены и к сокращению объемы выпуска товара.

Ведение субсидии.

Если государство вводит субсидию, то ее можно рассматривать как отрицательный налог. Следовательно, сдвиги кривых спроса и предложения на величину субсидий [G] будут противоположными их перемещениям при налогообложении.

Регулирование цен.

Менее пригодным инструментом государственного влияния на рынок является регулирование цен, т.к. оно уже затрагивает само действие рыночных механизмов.

Здесь в распоряжении государства имеются два метода:установление верхнего («потолка») и нижнего («пола»)пределов цен.

 

1) Пример введения «потолка» цен(арендная плата за жилье).

«Потолок» цены – максимальные цены, которые могут быть назначены на законных основаниях. Введение контроля за арендной платой на уровне Pg (рисунок А) приводит к росту спроса на жилье сверх нормы (дефициту). Результатом введения этого метода может быть появление «черного» рынка.

2)Пример введения «пола» цен(минимальная заработная плата).

Ценовой «пол» - минимальные цены, которые могут быть назначены на законных основаниях. Итогом введения будет появление излишка рабочей силы (безработица среди неквалифицированных работников). Результат – появление «черного» рынка рабочей силы.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.