Сделай Сам Свою Работу на 5

Структуризация рынка труда по различным признакам позволяет проводить дифференцированную политику на рынке труда.

Рынок труда и занятость персонала

Рынок труда

 

Важнейшей сферой социально-трудовых отношений является рынок труда,представляющий собой совокупность трудовых отношений по поводу найма и использования работников в общественном производстве.

Пополнение предприятий трудовыми ресурсами осуществляется благодаря функционированию рынка труда. Рынок труда – важнейший элемент рыночного механизма хозяйствования.

Под рынком труда понимают сферу найма и увольнения работников, основанную на свободе спроса и предложения на рабочую силу, а также на свободном движении заработной платы и других законных видов доходов.

В качестве товара на рынке руда выступает рабочая сила. Покупателями этого специфического товара являются работодатели – различные предприятия, организации и частные лица. Сущность отношений, складывающихся на рынке труда, состоит в том, что предприниматели и рабочая сила ведут переговоры и заключают договоры, содержащие взаимные обязательства в отношении оплаты труда, условий найма и увольнения и т.д.

Организация выступает на рынке труда в двух ролях:

- во-первых, как покупатель рабочей силы, поскольку именно организация, располагая рабочими местами, определяет спрос на рабочую силу. Кроме того, в организации, где происходит процесс непосредственного потребления рабочей силы, реализуется рыночный механизм в части обеспечения соответствия цены рабочей силы и стоимости затрат на ее воспроизводство;

- во-вторых, организация выступает в качестве поставщика на рынок трудовых ресурсов излишней рабочей силы или рабочей силы, не соответствующей по своим качественным характеристикам требованиям производства.

Внутриорганизационный рынок трудовых ресурсов обеспечивает уже занятым в производстве работникам определенную степень защиты от прямой конкуренции на внешнем рынке трудовых ресурсов. Однако на внутреннем рынке трудовых ресурсов проявляется присущая ему конкуренция между работниками в должностном продвижении, получении более выгодных работ, занятии освободившихся вакансий.



В настоящее время большее распространение находит термин «рынок трудовых ресурсов» – совокупность социально-экономических отношений по поводу найма, обучения и использования трудовых ресурсов (занятых, незанятых и учащихся). Это понятие много шире, так как затрагивает не только экономически активное население, но и учащихся, то есть трудовой резерв.

Открытый рынок труда – это экономически активное население, которое ищет работу и нуждается в подготовке, переподготовке, а также все вакантные рабочие места во всех секторах экономики.

Скрытый рынок труда – это лица, которые формально заняты в экономике, но в, то же время, в связи с сокращением производства или же с изменением его структуры могут быть высвобождены без ущерба для производства.

В зависимости от степени развития рыночных отношений ры­нок труда может быть частичным (фрагментарным), регулируемым, организованным, теневым (нерегулируемым).

Частичный (фрагментарный) рынок трудапредполагает ограни­ченное действие фактора спроса и предложения рабочей силы на основе нормативного регулирования труда (трудовое законодатель­ство, регулирующее вопросы найма и увольнения работника, усло­вия труда, его оплату и т.п.).

Регулируемый рынок трудасоздает правовые основы поведения субъектов, выступающих на рынке труда, и предполагает наряду с законодательным регулированием экономических, социальных и трудовых отношений широкоразвитую систему коллективных до­говоров как источника нормативного регулирования.

Организованный рынок труда– высшая степень развитости рын­ка труда, предполагающая, во-первых, развитую инфраструктуру, включающую комплекс организаций и учреждений, обеспечива­ющих функционирование рынка труда; во-вторых, тесное взаимо­действие политики занятости с другими направлениями социаль­но-экономической и технической политики (научно-техническая политика, политика структурных изменений в экономике, в облас­ти образования, пенсионного обеспечения, семейная политика и пр.).

Теневой (нерегулируемый) рынок трудавключает нерегулируемые формы занятости, проявляющиеся в уклонении от налогов и ста­тистического учета, несоблюдении трудового законодательства и условий коллективных договоров и предполагающие самые разно­образные виды трудовой деятельности: нелегальный труд, работу по совместительству, подряды, надомничество, кооперативы и т.д., но только в том случае, когда они не контролируются государ­ственными органами и профсоюзами.

В зависимости от контингента работников, занятых по опреде­ленным профессиям и работам в отдельных отраслях промышлен­ности или сферах экономики, складывается так называемая сег­ментация рынка труда, под которой понимается разбивка рынка на отдельные секторы-сегменты на основе различий в нуждах, харак­теристиках или поведении работников. При этом происходит раз­деление предложения рабочей силы и спроса на нее на группы, объединяющие совокупности людей, которые одинаково реагиру­ют на один и тот же побудительный мотив занятости.

Политика занятости, проводимая в различных странах, опреде­ляет наличие двух основных моделей рынка труда – внешнего и внутреннего. Слагаемыми формирования модели рынка труда яв­ляютсясистемы профподготовки, методы повышения прсфессионального и квалификационного уровня, практика продвижения работников и заполнения вакантных рабочих мест, особенности регулирования кадровой политики организаций на основе коллек­тивных договоров. Каждой модели рынка труда соответствуют и свои системы производственных отношений.

Внешний рынок трудапредполагает географическую и профес­сиональную мобильность рабочей силы между организациями. В рамках такого рынка предприятия комплектуются кадрами со стороны, подбирают готовых работников, рассчитывал на их под­готовку вовне, в том числе на других предприятиях; основная фор­ма подготовки кадров – ученичество.

Внутренний рынок труда основывается на профессиональном движении работников внутри организации. Профессии работни­ков, замкнутые внутренним рынком труда, сложнее использовать в других организациях, так как они имеют специфический, прису­щий данной организации характер. Кроме того, и система произ­водственных отношений на внутреннем рынке труда, где и гаран­тии занятости, и материальное положение работника (уровень заработной платы, объем социальных выплат и льгот) зависят от стажа работы на данном предприятии, препятствуют переходу ра­ботника в другие организации.

Внутренний трудовых ресурсов труда более управляем по сравнению с внешним, он не подвержен серьезным спонтанным колебаниям. Поэтому регулирование соотношения спроса и предложения рабочей силы здесь осуществляется более целенаправленно.

Вусловиях многообразия форм собственности, разных уровней развития отдельных регионов, особых условий занятости в мега­полисах и монопромышленных городах возможно существование в рамках общенационального рынка труда различных региональ­ных моделей. Так, рынок труда в крупных индустриальных центрах с развитой инфраструктурой может успешно функционировать в открытом режиме: работники, уволенные с одного предприятия, имеют широкий выбор трудоустройства; период безработицы у этих лиц, как правило, непродолжителен. Иное дело на террито­риях, где функционирует одна крупная организация, в которой работает подавляющее большинство трудоспособного населения этой территории. Спад производства или его остановка в этом слу­чае имеют тяжелые последствия для жителей данного региона. В сельских районах с перерабатывающей сельскохозяйственную продукцию промышленностью, в регионах с сезонными отраслями промышленности рынки труда также имеют свои особенности.

В связи с этим можно сказать, что региональная структуризация рын­ка труда является важнейшим компонентом политики занятости. Дру­гим важным видом структуризации рынка труда является структу­ризация по демографическим и профессиональным признакам отдельных категорий и групп трудоспособного населения.

По демографическим признакам различаются рынки труда мо­лодежи, женщин, инвалидов, пожилых трудящихся, отличающиеся различной степенью мобильности рабочей силы, различным уров­нем трудоспособности и активности на рынке труда и прочими характеристиками.

К профессиональным рынкам труда можно отнести: рынок тру­да инженеров, рынок труда ученых, рынок труда учителей, рынок труда врачей и т.д. На профессиональных рынках труда работни­ков объединяют профессиональные интересы, выходящие за рам­ки организаций, где они заняты. Для специалистов высшей и средней квалификации нередки случаи объединения в профес­сиональные организации, общества или ассоциации инженеров, врачей и т.п.

Структуризация рынка труда по различным признакам позволяет проводить дифференцированную политику на рынке труда.

Различный уровень гарантий занятости у разных категорий ра­ботников привел к образованию так называемого дуального рынка труда,который предполагает деление работников на тех, у кого сильные гарантии занятости, высокие заработная плата, социаль­ные льготы, иначе говоря – высокое качество трудовой жизни, и на тех, у кого слабые гарантии занятости. Дуальный рынок труда может существовать как в экономике в целом, так и в отдельных отраслях и на предприятиях, разделяя всех занятых на первичный и вторичный рынки труда.

Важное значение в условиях перехода к рынку приобретают гибкие формы занятости или гибкий рынок труда –комплекс мер социально-экономического, производственного и юридического харак­тера для быстрого приспособления деятельности организаций к из­меняющимся условиям хозяйствования.

Гибкость рынка труда включает несколько основных аспектов: территориальную и профессиональную мобильность рабочей силы; гибкость издержек на рабочую силу (включая гибкость уровня, структуры и дифференциации заработной платы); гибкость в управлении людскими ресурсами на уровне предприятия (наем, ротация, редукция, увольнение); гибкость регулирования рабоче­го времени.

На рынке трудовых ресурсов взаимодействуют работодатели и наемные работники, формируя объем, структуру и соотношение спроса и предложения на рабочую силу.

Так как же действует рынок трудовых ресурсов в рыночной экономике? Ниже представлена простейшая модель рыночной экономики, которая наглядно демонстрирует взаимодействие рынка трудовых ресурсов, предприятий и организаций, рынка товаров и услуг, населения и государственных органов.

Совокупное предложение трудовых ресурсов поступает на рынок и после цикла воспроизводства население получает оплату за труд. Человек как субъект рынка труда заинтересован выгоднее продать свою рабочую силу, что стимулирует повышение профессионализма, создает мощную мотивацию работника к движению за лучшие условия труда. Другим стимулом роста профессиональных качеств рабочей силы и проявления потенциальных способностей к труду служит конкуренция, обусловленная наличием на рынке труда свободной рабочей силы. Рынок труда влияет и на работодателей: появляется экономическая состязательность их между собой за привлечение лучших работников. Полученные за выполненную работу средства, включая пенсии и пособия от государства, используются населением для приобретения товаров и услуг, уплаты подоходного налога государству. На этой основе формируется потребительский спрос на рынке товаров и услуг.

Рынок трудовых ресурсов обеспечивает рабочей силой предприятия и организации, которые формируют спрос на интеллектуальный и физический труд. Государственные органы управления определяют госзаказ на продукцию предприятий, осуществляют нормативное регулирование производства (законы, инструкции, требования) и получают от производственной сферы налоги.

Предприятия и организации взаимодействуют с рынком товаров и услуг, формируя совокупное предложение и взамен, путем обмена, получают выручку от реализации товаров и услуг.

Государственные органы влияют на рынок товаров и услуг путем установления цен и тарифов на услуги естественных монополий (РЖД, РАО ЕЭС) и правового регулирования (ГК РФ, федеральные законы) функционирования рынка товаров и услуг.

См повтор далее

Регулирующая функция государства, то есть воздействие государства на рынок трудовых ресурсов осуществляется через:

- пересмотр важнейших норм государственного, трудового и административного права, регулирующих найм и увольнение, рабочее время, охрану и условия труда, формы трудоустройства и т.п.;

- установление минимума заработной платы;

- социальную защиту малоимущих слоев населения, высвобождаемых работников;

- контроль за уровнем безработицы;

- федеральную программу занятости и т.д.

Основными характерис­тиками рынка труда выступают:

- предложение рабочей силы, т.е. контингент незанятого населения, ищущего работу;

- спрос на ра­бочую силу или неукомплектованные рабочие места, отражающие неудовлетворенную часть общей потребности народного хозяйства в кадрах.

Увеличению предложения рабочей силы содействуют такие мероприятия, как

- изменения трудового законодательства, расширяющие возможности трудоустройства;

- расширение масштабов профессионального обучения, переобучения кадров и повышения квалификации;

- миграционная политика по привлечению рабочей силы в регион;

- информирование населения о наличии вакантных рабочих мест и организация соответствующей рекламы;

- разработка специальных программ, повышающих конкурентоспособность отдельных групп населения.

А к мероприятиям, нацеленным на снижение предложения рабочей силы, относятся:

- миграционная политика в регионе;

- сокращение рабочего времени, разрешение неполной занятости;

- увеличение срока обучения с отрывом от производства и рост численности обучаемых по данной форме;

- увеличение пособий и сроков отпуска женщин по уходу за детьми;

- повышение пенсий, поощрение досрочного выхода на пенсию;

- интеграция в международный рынок труда и содействие выезду рабочей силы на работу за рубеж и др.

Повышению спроса на рабочую силу способствуют такие меры, как:

- развитие производительных сил, инвестиции в развитие региона;

- развитие новых форм хозяйствования;

- разрешение нестандартных форм занятости;

- организация общественных работ;

- стимулирование развития производства как следствие мер по повышению покупательной способности населения;

- субсидирование занятости (особенно слабозащищенных групп населения: молодежи, инвалидов, матерей-одиночек и т.п. в связи с их низкой конкурентоспособностью на рынке труда);

- льготное кредитование и финансирование создания новых рабочих мест на предприятиях, а также предприятий, активно включившихся в выполнение территориальной программы занятости;

- снижение бюджетных выплат и взносов на социальное страхование за временных и частично занятых работников и др.

Снижение спроса на рабочую силу связано с реализацией мероприятий, направленных на сдерживание размещения на данной территории производительных сил и создания новых рабочих мест, с более жесткой кредитной политикой, дополнительными налогами за использование трудовых ресурсов и т.д.

Основными функциями рынка трудовых ресурсов организации являются:

- обеспечение сбалансированности спроса и предложения труда внутри организации;

- корректировка профессионально-квалификационных характеристик работников в соответствии с постоянно изменяющимися требованиями технологии, организации производства;

- социальная защита работников организации и обеспечение гарантий занятости.

Только будучи правильно организованным, процесс потребления рабочей силы на внутреннем рынке труда обеспечивает полное использование трудового потенциала работника, его возможностей, квалификации и личных качеств.

Занятость населения

Одним из основных предметов социально-трудовых отноше­ний, реализуемых на рынке труда, являются отношения занятости.

В соответствии с действующим в России законодательством под занятостьюпонимается деятельность граждан, связанная с удовлет­ворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход).

Управление занятостью –целенаправленное воздействие на рынок труда, расширение спро­са на рабочую силу и поддержку эффективного предложения рабочей силы (обеспечение масштабов, условий и форм включения работ­ников в полезную деятельность, формирование, распределение, использование, высвобождение, переподготовка и перераспределение занятых работников). В рамках такого подхода различают полную, рациональную, эффективную занятость.

Полная занятость– это состояние, при котором обеспечены работой все нуждающиеся в ней и желающие работать, что соот­ветствует наличию сбалансированности между спросом и предло­жением рабочей силы.

Рациональная занятость– это занятость, обоснованная с точки зрения процессов формирования, распределения (перераспределе­ния) и использования трудовых ресурсов с учетом их половозраст­ной иобразовательной структуры, режимов воспроизводства трудо­способного населения и его размещения на территории страны.

Эффективная занятость– занятость, которая обеспечивает до­стойный доход, здоровье, повышение образовательного и профес­сионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда.

Различают также виды и формы занятости. Виды занятости – это распределение активной части трудовых ресурсов по сферам и отраслям народного хозяйства. Формы занятости – это организа­ционно-правовые способы, условия трудоиспользования, разли­чающиеся нормами правового регулирования продолжительности и режимов рабочего дня (полный и неполный рабочий день, жест­кие или гибкие режимы труда и отдыха), регулярностью трудовой деятельности (постоянная, временная, сезонная, случайная), мес­том выполнения работы (на предприятиях или на дому), статусом деятельности (основная, дополнительная, вторичная) и т.п.

Стимулирование экономической активности и расширения вследствие этого занятости осуществляется с помощью государ­ственной политики занятости, представляющей комплекс мер пря­мого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена с целью достижения полной, эффек­тивной и свободно избранной занятости.

Все меры государственной политики занятости могут быть раз­делены на две группы, два типа регулирования рынка трудовых ресурсов:

- активные, нацеленные на снижение уровня безработицы и повышение конкурентоспособности человека в борьбе зарабочее место путем проведения мероприятий, связанных с предотвращением (предупреждением, профилактикой) увольнений работников для сохранения рабочих мест; обу­чения, переподготовки и повышения квалификации лиц, ищущих работу; активного поиска и подбора рабочих мест; субсидирования создания новых рабочих мест (как на существующих предприятиях, так и путем развития самоза­нятости); организации новых рабочих мест через систему общественных работ и др.;

- активное, направленное на предупреждение безработицы, вытеснения рабочей силы с предприятия на рынок трудовых ресурсов, на переход населения из категории экономически неактивного в категорию экономически активного, т.е. меры воздействия в этом случае носят во многом упреждающийхарактер;

- пассивные, направленные на сглаживание негативных по­следствий безработицы, предполагающие ответственность государства за положение субъектов на рынке труда и включающие регистрацию ищущих работу, страхование от безработицы, неденежные формы поддержки безработ­ных и др.;

- пассивное, когда объектом внимания становится рабочая сила, уже попавшая на рынок трудовых ресурсов и активно ищущая применения, т.е. мероприятия касаются в основном безработных и направлены на их скорейшее трудоустройство, а в необходимых случаях - на переподготовку.


Безработица

Одним из самых сложных явлений социально-трудовой сферы, органически связанным с рынком труда и занятостью населения, является безработица –отсутствие занятости у определенной, большей или меньшей части эко­номически активного населения, способной и желающей трудиться.

В современной экономике безработица рассматривается как естественная и неотъемлемая часть рыночного хозяйства. В этой связи большой интерес представляет классификация форм безра­ботицы по различным критериям (табл. 2).

Таблица 2 – Формы безработицы и их характеристика

 

Критерии классификации Формы безработицы Характеристика
1. Причины воз­никновения безработицы Фрикционная Институцио­нальная Добровольная Структурная Технологиче­ская Конверсионная Циклическая Региональная Экономическая Сезонная Маргинальная связана с добровольной сменой работы в связи с различ­ными причинами: поиском более высокого заработка или более престижной работы, с более благоприятными усло­виями труда и пр. порождается самим устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы возникает, когда часть трудоспособного населения по тем или иным причинам просто не желает работать вызывается изменениями в структуре общественного производства под влиянием научно-технического прогрес­са и совершенствования организации производства связана с переходом к новым поколениям техники и техно­логии, механизацией и автоматизацией ручного труда, когда для данного производственного процесса часть рабочей силы оказывается либо ненужной, либо требует нового, более высокого уровня квалификации или пере­профилирования разновидность структурной безработицы, связана с высво­бождением работников из отраслей военной промышлен­ности, а также из армии возникает при общем резком падении спроса на рабочую силу в период спада производства и деловой активности, ' вызываемого экономическим кризисом имеет региональное происхождение и формируется под воздействием сложной комбинации исторических, демо­графических, социально-психологических обстоятельств вызывается конъюнктурой рынка, поражением части товаропроизводителей в конкурентной борьбе вызывается сезонным характером деятельности в отдель­ных отраслях безработица среди слабоэащищенных слоев населения
2. Продолжи­тельность безра­ботицы Краткосрочная Продолжитель­ная Длительная Застойная продолжительность до 4 месяцев продолжительность 4-8 месяцев продолжительность в-16 месяцев продолжительность более 16 месяцев
3. Внешнян форма проявле­ния безработицы Открытая Скрытая включает всех незанятых граждан, ищущих работу включает работников, фактически занятых в экономике, но в действительности являющихся "лишними"

Логическим продолжением предложенной классификации форм безработицы является ее структуризация по следующим половоз­растным, профессионально-квалификационным и социальным признакам: по полу, с выделением наименее защищенных в со­циальном отношении безработных-женщин; по возрасту, с выделе­нием молодежной безработицы и безработицы лиц предпенсионно­го возраста; по социальным группам (рабочие, интеллигенция, слу­жащие, технические исполнители); по уровню образования; по профессиональным и стажевым группам; по уровню доходов и обес­печенности; по причинам увольнения; по ментальным группам.

Ситуация на рынке труда оценивается не только через абсолютную численность занятых и безработных, но и через уровень безработицы и уровень занятости, которые определяются как удельный вес соответствующей категории рабочей силы в численности экономически активного населения на начало (конец) периода. При этом принято отличать фактическую безработицу, рассчитанную по методологии МОТ (Международная организация труда) на основе выборочных обследований, от официально зарегистрированной в государственных органах службы занятости.

Полную картину безработицы может дать совокупность пока­зателей, наиболее важными из которых являются:

фактический уровень безработицы(УБф):

,

где Бф – численность безработных, определенная по методологии МОТ на основании выборочных обследований населения (о кри­териях отнесения к безработным по методологии МОТ– см. 1.3.1);

Эа – численность экономически активного населения.

Уровень официально зарегистрированной безработицы (%)

где Бр – численность незанятых, официально зарегистрированных в органах службы занятости в качестве ищущих работу, а также признанных безработными.

При отсутствии величины численности экономически актив­ного населения ее можно рассчитать следующим образом:

,

где 3 – списочная численность занятых в народном хозяйстве или регионе;

Б – численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ (Бф), либо численность незанятых, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве ищущих работу (Бр).

Уровень занятости экономически активного населения, %:

Уровень занятости трудовых ресурсов, %:

Продолжительность безработицы– величина, характеризующая в среднем длительность поиска работы лицами, имеющими статус безработных на конец рассматриваемого периода, а также теми безработными, которые были в этот период трудоустроены.

Безработица влечет за собой серьезные экономические и со­циальные издержки. Одно из главных негативных экономических последствии безработицы – недовыпуск продукции, недоиспользование производственных возможностей общества. Зависимость между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП нашла выражение в законе Оукена: превышение на 1% фактического уровня безработицы над естественным ведет к отставанию факти­ческого объема ВНП на 2,5% от потенциального.

Помимо чисто экономических издержек безработица имеет и значительные социальные и моральные последствия, выражающи­еся в появлении депрессии у вынужденно незанятых граждан, по­тере ими квалификации и практических навыков; снижении мо­ральных устоев и росте преступности, распаде семей, росте со­циальной напряженности в обществе, повышении числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний.

Задача 1.7.1

Исходные данные.Численность занятых в составе экономичес­ки активного населения – 85 млн человек; численность безработ­ных – 15 млн человек. Месяц спустя из 85 млн человек, имевших работу, были уволены и ищут работу 0,5 млн; 1 млн человек из числа официально зарегистрированных безработных прекратили поиски работы.

Постановка задачи:

а) определите начальный уровень безрабо­тицы;

б) определите численность занятых, количество безработ­ных и уровень безработицы месяц спустя.

Решение

а) начальный уровень безработицы определяется по формуле

Численность экономически активного населения составляет: = 15 млн человек + 85 млн человек = 100 млн человек.

Тогда Уровень безработицы:

УБ= (15 млн человек / 100 млн человек) 100 = 15%;

б) месяц спустя Численность занятых составляет:

3 = 85 млн человек - 0,5 млн человек = 84,5 млн человек,

Количество безработных:

Б = 15 млн человек - 1 млн человек + 0,5 млн человек = 14,5 млн человек, Уровень безработицы:

УБ = [14,5 млн человек /(84,5 млн человек + 14,5 млн человек)] 100= 14,6%.

Ответ:

а) уровень безработицы составил 15%;

б) численность занятых составила 84,5 млн, численность безработных – 14,5 млн, уровень безработицы – 14,6%.

 

Задача 1.7.2

Исходные данные.Фактический валовой национальный продукт (ВНП) составляет 750 млрд дол., естественный уровень безрабо­тицы – 5%, фактический уровень безработицы – 9%.

Постановка задачи.Какой объем продукции в стоимостном вы­ражении недопроизведен в стране (коэффициент Оукена 2,5%)?

Решение

Согласно закону Оукена, превышение фактического уровня безработицы над естественным на 1% влечет за собой отставание фактического объема ВНП от потенциального на 2,5%.

В нашем примере фактический уровень безработицы превыша­ет естественный на 4% (9%–5%), следовательно, фактический объем ВНП отстает от потенциального на 10% (2,5*4), что состав­ляет 75 млрддол. (750 млрд*10%).

Ответ.В стране недопроизведено продукции на 75 млрддол.


Задача 1.7.2

Исходные данные.В таблице представлены данные о трудовых ресурсах и занятости в первом и пятом году рассматриваемого пе­риода (в тыс. человек).

Официальный уровень безработицы составил на пятом году рас­сматриваемого периода 7% экономически активного населения.

Постановка задачи

1. Рассчитайте численность безработных и фактический уро­вень безработицы в первом и пятом году рассматриваемого периода.

2. Как объяснить одновременный рост занятости и без­работицы?

3. Можно ли утверждать, что на пятом году рассматриваемого периода существовала полная занятость?

  Первый год Пятый год
Экономически активное население, 84 889 95 453
из них занятые 80 796 87 524

Решение.

а) численность безработных в первом и пятом году рас­сматриваемого периода составила 4093 и 7929 тыс. человек, уровень без­работицы – 4,8 и 8,3% соответственно;

б) численность экономически активного населения росла быстрее, чем занятость населения;

в) на пятом году рассматриваемого периода не существовало полной занятости, поскольку уровень безработицы (8,3%) превышал ее есте­ственный уровень (7%).

Задача 1.7.3

Исходные данные и постановка задачи. Рассчитайте официаль­ный уровень безработицы на конец года, если из 10 млн человек, имевших работу на начало года, за год были уволены и встали на учет в службе занятости 0,1 млн человек, из числа официально за­регистрированных на начало года безработных (0,8 млн) 0,05 млн прекратили поиски работы, а 0,1 млн человек были трудоустроены.

Численность занятых на начало периода – 10 млн человек.

Численность безработных на начало периода – 0,8 млн человек.

Численность занятых на конец периода: 10 – 0,1 + 0,1 = 10

Численность безработных на конец периода: 0,8 + 0,1 – 0,05 – 0,1 = 0,75.

Эа = 10,75

УБ = 0,75/10,75*100 = 7%

Задача 1.7.3

Исходные данные. Численность занятых – 90 млн, численность безработных – 10 млн. Месяц спустя из 90 млн человек, имевших работу, были уволены и ищут работу 0,5 млн; 1 млн из числа без­работных прекратили поиски работы.

Постановка задачи. Определите на конец месяца:

1) численность занятых;

2) количество безработных

3) фактический уровень безработицы.

Численность занятых на конец месяца: 90 – 0,5 = 89,5

Численность безработных на конец периода: 10 + 0,5 – 1 = 9,5.

УБ = 9,5/99*100 = 9,6%

 


Внутрифирменные рынки труда и занятость персонала организации

Организационные формы трудовой деятельности в современном обществе таковы, что работники занимают рабочие места в рамках конкретных организаций. Это обусловливает выделение из рынка труда (как правило, регионального) субрынков – рынков труда кон­кретных организаций (внутрифирменных рынков труда). При этом внутренний рынок труда тесно связан с внешним по отношению к нему – с региональным рынком труда. Организация выступает на региональном рынке труда в двух ролях: во-первых, как покупатель рабочей силы, поскольку именно организация, располагая рабочи­ми местами, определяет спрос на рабочую силу. Кроме того, в орга­низации, где происходит процесс непосредственного потребления рабочей силы, реализуется рыночный механизм в части обеспече­ния соответствия цены рабочей силы и стоимости затрат на ее вос­производство. Во-вторых, организация выступает в качестве по­ставщика на региональный рынок труда излишней рабочей силы или рабочей силы, не соответствующей по своим качественным характеристикам требованиям производства.

Внутрифирменный рынок труда обеспечивает уже занятым в производстве работникам определенную степень защиты от пря­мой конкуренции на внешнем рынке труда. Однако на внутрифирменном рынке труда проявляется присущая ему конкуренция меж­ду работниками в должностном продвижении, получении более выгодных работ, занятии освободившихся вакансий.

Основными функциями внутрифирменного рынка труда явля­ются обеспечение сбалансированности спроса и предложения тру­да внутри организации, корректировка профессионально-квалификационных характеристик работников в соответствии с посто­янно изменяющимися требованиями технологии, организации производства; социальная зашита работников организации и обес­печение гарантий занятости.

Внутрефирменный рынок труда более управляем по сравнению с региональным, он не подвержен серьезным спонтанным колебаниям. Поэтому регулирование соотношения спроса и предложения рабочей силы здесь осуществляется более целенаправленно, а не под воздей­ствием свободной конкуренции. При этом методы, используемые организациями для приведения в соответствие спроса и предложения рабочей силы, достаточно разнообразны (табл. 3).

Таким образом, управлению подвергаются как спрос, так и пред­ложение труда со стороны рабочей силы организации. На расши­рение предложения оказывают влияние такие действия админис­трации, как заполнение рабочих мест путем перемещения соб­ственных работников; поощрение освоения работниками других профессий; учет личных интересов работников; поощрение разум­ной внутриорганизационной текучести.

Воздействие на работника с целью приспособления его к по­требностям производства и обеспечения его эффективной занято­сти осуществляется через требования к качеству рабочей силы, ее квалификации, через мотивацию к труду, активное подключение работника к профессиональной мобильности и т.д.

Только будучи правильно организованным, процесс потребле­ния рабочей силы на внутреннем рынке труда обеспечивает полное использование трудового потенциала работника, его возможно­стей, личностных качеств.

Таблица 3

Ситуация на внутреннем рынке труда и возможные реакции организации



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.